Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономические аспекты организации труда работников физической культуры и спорта




О

Гч гч

О о ОО., ^н О
оч ^„ чо ио

Оч« го чо

ио

^ гч

ЧО гч гч

! §

■^ ■* г-


ских дошкольных учреждений (23,1 %), тренеров-преподавателей и инструкторов-методистов спортивных школ (18,2%). Ьолее бла­гополучная ситуация наблюдается среди преподавателей высших учебных заведений (1,2% не имеют физкультурного образования) преподавателей средних специальных учебных заведении {5,5%) и учителей общеобразовательных школ (8,3%).

Следует обратить внимание и еще на одну специфическую особенность: в отличие от многих зарубежных стран, в настоя­щее время для российского отраслевого рынка труда нехарактер­но привлечение населения к деятельности в физкультурно-спортив-ных организациях на общественных началах.

По данным французских исследователей (Апйгеп' \Л/., Воигд 6.-?., На1Ьа В., Ыуз ^-Р., 1995), в 90-х годах XX в. в различных физкуль-турно-сп'ортивных организациях на общественных началах работа­ло- в Бельгии — около 200 тыс. человек (оценка ежегодной стоимос­ти труда составляет 6 млрд бельгийских франков); в Великобрита­нии — 79 тыс. человек (830 млн фунтов стерлингов); в Испании — около 200 тыс. человек (53 760 млн песет) и т.д.

4.3. ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ОТРАСЛИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ»

Состав работников на отраслевом рынке труда постоянно по­полняется и обновляется с помощью системы среднего и высше­го профессионального образования, а также системы переподго­товки и повышения квалификации кадров.

Федеральными законами «Об образовании» (1993 г.) и «О выс­шем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.) в Российской Федерации введена многоуровневая система подго­товки кадров, которая, кроме прочего, подразумевает обеспече­ние более тесной преемственности среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского образования; мно­гоэтапную систему высшего профессионального образования для обеспечения подготовки кадров разнообразной квалификации по различным направлениям, специальностям и специализациям.

До последнего времени подготовка кадров для отрасли в учрежде­ниях среднего и высшего профессионального образования велась пре­имущественно в рамках одной специальности - «Физическая культу­ра и спорт». Такая ситуация ограничивала подготовку кадровых ресур­сов для оздоровительных и других направлений работы в отрасли.

В последние годы положение значительно изменилось в связи с тем что учреждения высшего профессионального образования приступили к подготовке кадров по различным специальностям. В соответствии с сущностью многоуровневой подготовки в на­стоящее время выпускники учреждений высшего профессио-


нального образования могут получить различные уровни квали­фикации — бакалавр, специалист и магистр физической культу­ры и спорта.

Охарактеризованные процессы, по существу, являются отве­том (предложением) на требования (спрос) отрасли «физическая культура и спорт», функционирующей в условиях формирования рыночных отношений, и предоставляют все больше возможнос­тей для вхождения российской образовательной системы в миро­вое образовательное пространство.

В 1999/2000 учебном году подготовку кадров для отрасли «фи­зическая культура и спорт» осуществляли 216 учреждений средне­го и высшего профессионального образования, подведомствен­ных Министерству образования Российской Федерации и Госу­дарственному комитету Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму.

В системе Министерства образования Российской Федерации кадры готовят в педагогических училищах и колледжах (более 80), а также в вузах (более 70).

В системе Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму подготовка кадров осу­ществляется в 33 училищах олимпийского резерва, 13 техникумах физической культуры и колледжах, а также в 14 вузах (один из них военный, находящийся в ведении Министерства обороны Российской Федерации). Во всех типах учебных заведений обуча­лось в общей сложности более 90 тыс. студентов.

Принципиальный для рыночной экономики вопрос трудо­устройства кадров в настоящее время решается в отрасли относи­тельно просто, поскольку около половины всех штатных работ­ников (48,2%) заняты в государственных образовательных учреж­дениях различных типов. В связи с этим значительная часть выпуск­ников получает направление на работу по окончании соответству­ющего учебного заведения. Так, в 1999 г. из числа выпускников учреждений среднего профессионального образования направле­ние на работу получили 29,7%, а из числа выпускников учрежде­ний высшего профессионального образования — 50,7%. Вместе с тем функционирование отрасли «физическая культура и спорт» в условиях рынка способствует развитию процесса многоуровневой подготовки кадров: 18,9% выпускников учреждений среднего про­фессионального образования продолжили обучение в вузах, а 10,9% выпускников учреждений высшего профессионального об­разования — в аспирантуре.

При анализе трудоустройства кадров в отрасли «физическая культура и спорт» нельзя не упомянуть о проблеме миграции их в другие сферы деятельности по различным причинам, в первую очередь связанным с процессами социально-экономического ре­формирования. По некоторым данным, около 40 % выпускников


учреждений среднего и особенно высшего профессионального образования, получив специализированную подготовку, в отрас­ли не работают. Косвенным подтверждением могут служить дан­ные о трудоустройстве выпускников в 1999 г.: 20,9% получивших среднее и 21,8% получивших высшее профессиональное образо­вание трудоустроились самостоятельно; 15,3% выпускников уч­реждений среднего и 10,5% выпускников учреждений высшего профессионального образования призваны на службу в ряды Во­оруженных Сил.

Глава 5

РЫНОК ТРУДА И БЕЗРАБОТИЦА В ОТРАСЛИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ»

Безработица представляет собой сложное социально-экономиче­ское явление, при котором часть трудоспособного населения не нахо­дит себе работы, пополняя резервную армию труда.

На 01.01.2000 г. в России насчитывалось 9069,6 тыс. безработ­ных, или 13 % экономически активного населения. Наибольшая доля безработных приходится на население в возрасте 20 — 50 лет (80,0 % от числа безработных). Среди безработных высшее образование имеют 10,3%, среднее профессиональное образование — 27,7%.

Официальная государственная статистика Российской Феде­рации не содержит данных о безработице в отдельных отраслях народного хозяйства. Поэтому невозможно говорить о наличии либо отсутствии безработицы в отрасли «физическая культура и спорт».

Вместе с тем специалисты различных стран мира отмечают, что отрасль «физическая культура и спорт» не свободна от прояв­лений феномена безработицы. Приведем в кратком виде анализ данной ситуации и возможностей выхода из нее применительно к одной из категорий работников, наиболее подверженных непол­ной занятости и безработице, — учителям физической культуры, проведенный специалистом из Германии (ЗспиЪей М., 1987).

Выпускники зарубежных вузов, получившие профессию учи­теля физической культуры, далеко не всегда могут найти работу по специальности. В этом случае они сталкиваются с необходимо­стью: а) поиска работы в некоммерческих (коммерческих) физ-культурно-спортивных организациях; б) перехода в так называе­мую «серую зону» (полулегальную зону трудовой деятельности); в) организации собственного дела.

Рынок труда в некоммерческих физкультурно-спортивных орга­низациях имеет в силу своего специфического характера значи-


тельные ограничения в спросе на рабочую силу. Это связано с незначительным количеством некоммерческих организаций, ма­лочисленностью их работников, широким привлечением работ­ников на добровольных началах и т.д.

«Серая зона» трудовой деятельности характеризуется двумя ос­новными аспектами. С одной стороны, это возможность найма в физкультурно-спортивные организации, как правило небольшие коммерческие школы частного характера, по трудовым согла­шениям краткосрочного характера или с почасовой оплатой, с организацией трудового процесса в разных местах и в разных организациях, но сг использованием в большинстве случаев традиционных форм занятий. С другой стороны, это работа по программам так называемой «альтернативной спортивной и дви­гательной культуры» (например, «альтернативный отпуск на лы­жах с применением групповой методики самопознания» и др.), характеризующаяся краткосрочным характером, гонорарной оп­латой труда, «выездной» организацией занятий в весьма нетради­ционных формах.

Трудовая деятельность в «серой зоне» рассматривается как вре­менное решение проблемы безработицы, так как всегда характе­ризуется неполной занятостью, как фаза поиска устойчивого про­фессионального положения и одновременно как возможность для раскрытия предпринимательских инициатив и способностей учи­телей физической культуры.

Работа в коммерческой физкультурно-спортивной организации, а тем более организация собственного дела требует от специали­стов быстрой реакции на изменение спроса на различные физ­культурно-спортивные услуги; высокой мобильности и готовнос­ти к адаптации, способности оперативно изменять содержание предлагаемых физкультурно-оздоровительных и спортивных про­грамм, форм доведения их до потребителей; склонности к поиску новых рыночных ниш для расширения профессиональной дея­тельности; диверсификации ассортимента предлагаемых физкуль-турно-спортивных услуг в целях снижения факторов риска и обес­печения постоянной и возможно более полной загруженности работой; готовности к неопределенности и непостоянству в со­держании труда, его распределении (например, по сезонам года) и интенсивности (например, в течение рабочей недели, рабочего дня), а также заработной платы и др.

Все охарактеризованные пути требуют профессиональной пе­реориентации учителей физической культуры, которой зачастую мешают сложившиеся у них стереотипы и уровень полученной квалификации.

Для подготовки учителей физической культуры характерны высокая степень связанности организации учебного процесса с организацией будущей деятельности, ориентированность студен-56


та исключительно на работу в условиях школы, с четко обозна­ченным кругом функциональных обязанностей, с высокой долей традиционных форм их организации, стабильным и достаточно высоким заработком. Все это способствует формированию у вы­пускника прочного стереотипа профессии, который мешает пе­реориентации в плане расширения собственной профессиональ­ной деятельности.

Таким образом, первым фактором, способствующим созданию возможностей для успешной работы в физкультурно-спортивных организациях, отличных от школы, а также организации собствен­ного дела, является разрушение узкопрофессионального стерео­типа учителя физической культуры.

Вторым фактором для успешного утверждения на рынке физ­культурно-спортивных услуг являются характер и уровень квали­фикации учителя физической культуры. Профессиональная ком­петенция — главный производственный ресурс в деятельности по предложению и оказанию физкультурно-спортивных услуг. Имен­но в ней заключается значительное преимущество учителей фи­зической культуры, которые в идеальном случае должны обладать не только основательным набором специальных знаний и уме­ний, но и иметь специфический «ключ», позволяющий исполь­зовать этот образовательный комплекс творчески, с учетом скла­дывающейся ситуации в изменении спроса на физкультурно-спортивные услуги.

Однако только высокой квалификации недостаточно для са­мостоятельной деятельности на рынке физкультурно-спортивных услуг. Обязательным условием обеспечения профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики является опреде­ленный объем организационно-управленческих и экономических знаний и умений, приобрести которые в рамках обучения в педа­гогических учебных заведениях далеко не всегда возможно.

Наряду с лежащей на поверхности проблемой отсутствия орга­низационно-управленческих и экономических знаний и умений учителя физической культуры воспринимают как противоречие процесс всестороннего развития личности средствами физической культуры и спорта в прямом сочетании с экономическими инте­ресами. В связи с этим такая двуединая направленность препода­вательской деятельности отвергается учителями как обязательное условие собственной профессиональной практики.

Таким образом, находясь на перепутье между педагогической моделью спорта, базирующейся на общественных интересах в раз­витии физической культуры и спорта, и экономической моделью спорта, ставящей во главу угла материальную выгоду, для того, чтобы иметь работу в условиях рыночной экономики, учитель фи­зической культуры должен, с одной стороны, научиться ориен­тироваться в экономической ситуации, а с другой стороны — найти


компромисс в конфликте между педагогическими и экономиче­скими целями и образцами поведения.

Одним из возможных выходов из сложившейся ситуации явля­ется усиление практической подготовки учителей физической культуры в плане организации их работы в процессе обучения в различных физкультурно-спортивных организациях, а не только в школах. Практическая учебная работа в клубах, федерациях по видам спорта и т.д. позволяет не только получить разнообразную информацию о современных тенденциях в функционировании и развитии физической^ культуры и спорта и определить на этой основе потенциальные возможности спроса на физкультурно-спортивные услуги, но и на деле апробировать новые формы дви­гательной активности с представителями различных слоев насе­ления. Все это дает возможность учителю физической культуры приобрести дополнительную квалификацию, полезную для пере­хода в случае необходимости к самостоятельным формам заработ­ка, хотя эта квалификация и не будет иметь подтверждения на уровне официального документа. Данное предложение имеет, од­нако, значительные ограничения: исследования положения дип­ломированных учителей физической культуры — выпускников Немецкой высшей спортивной школы в Кёльне, закончивших спе­циальный концептуально и практически ориентированный на фор­мы работы в коммерческом секторе курс, показали их весьма ог­раниченную возможность работать вне рамок школьного спорта. Результатом подобной ситуации могут быть следующие причи­ны. Принципиально важным для предпринимательской деятель­ности вообще, создания собственного дела в частности являются привлечение капитала и решение проблем, связанных с учрежде­нием физкультурно-спортивной организации. Уровень капиталов­ложений в сфере производства услуг ниже, чем в сфере производ­ства товаров, и может значительно колебаться в зависимости от предлагаемых для занятий видов спорта и масштабов самого дела. Вместе с тем первоначальные затраты выражаются, как правило, в пятизначных цифрах, поскольку успех коммерческой физкуль­турно-спортивной организации не в последнюю очередь зависит от места ее расположения, комфортабельности помещений, ос­нащения современным спортивным инвентарем и оборудованием и т. п. Получение необходимого кредита для учителя физической культуры весьма затруднительно потому, что он либо не может, либо может только частично обеспечить выполнение связанных с этим условий (разработка детального бизнес-плана, опыт ком­мерческой деятельности, гарантии выплаты кредита и т.д.). Даже получение кредита влечет за собой решение многочисленных орга­низационно-управленческих и экономических проблем: арендная плата, выплата кредита, налоги, дополнительные «накладные» расходы и т.д. оказывают постоянное давление на загрузку гагоща-


дей и персонала, справиться с которыми достаточно трудно для профессионально неподготовленного к этому работника. Следует напомнить еще и о том, что для организации и руководства соб­ственным делом необходимо наличие таких личностных предпри­нимательских качеств, как готовность к риску, знание людей, организационный талант, высокий уровень творческой активнос­ти и мобильности и др. Поэтому еще одним выходом из создавше­гося положения для учителей физической культуры является по­лучение дополнительного второго образования.

В Немецкой высшей спортивной школе в Кёльне и заочном университете в Хагене организовано двухгодичное дополнитель­ное обучение по специальности «Экономика спорта» с выдачей диплома «экономист-менеджер спорта».

Впервые прием дипломированных учителей физической куль­туры на дополнительное обучение был проведен в 1989/1990 учеб­ном году. Процесс получения второго дополнительного образова­ния по специальности «Экономика спорта» организуется таким образом, что около 40% учебной программы осваивается в Не­мецкой высшей спортивной школе в Кёльне, а около 60% про­граммы — в заочном университете в Хагене.

Учебной программой предусмотрено изучение следующих ос­новных блоков дисциплин:

в Немецкой высшей спортивной школе в Кёльне: «Социально-экономические проблемы спорта и здоровья», «Спортивная эконо­мика и спортивный менеджмент», «Спортивное право», «Социоло­гия спорта», «Спортивная журналистика»;

в заочном университете в Хагене: «Математика», «Экономи­ческая и социальная статистика», «Основы экономики и органи­зации производства», «Право для специалиста в области эконо­мики», «Предметы специализации» (теория организации произ­водства в непроизводственной сфере, маркетинг, финансы, эко­номическая информатика, исследование операций и др.).

В дополнение к аудиторным учебным занятиям проводится практика в организациях спортивного самоуправления (союз, федерация и т.п.) и в коммерческих физкультурно-спортивных организациях.

Пройти обучение и получить второе образование можно в ка­честве: а) студента с полным курсом обучения, в период которо­го профессиональная трудовая деятельность не предусматривает­ся («очное» специализированное обучение); б) студента с непол­ным курсом обучения, предполагающим совмещение получения второй специальности с профессиональной трудовой деятельнос­тью («заочное» специализированное обучение); в) слушателя-за­очника с полным курсом обучения (совмещение учебы в заочном университете Хагена с учебой в очной высшей школе с целью получения либо диплома о более широком физкультурном, либо


ином втором образовании); г) слушателя-заочника с неполным курсом обучения (совмещение учебы в заочном университете Ха-гена с учебой в очной высшей школе, не предусматривающей получение диплома о втором образовании); д) «вольного» слуша­теля (неофициальное, по личному желанию повышение квали­фикации без получения каких-либо документов о нем).

Глава 6

 

Организация труда работников физкультурно-спортивной орга­низации представляет собой способ упорядочения и направления труда на достижение поставленной цели путем объединения работников в определенную систему.

Организация труда подразумевает использование как управлен­ческих, так и экономических инструментов. Среди последних наи­большее значение имеют установление меры труда с помощью нормирования, организация оплаты труда и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.