Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности финансирования физической культуры и спорта на муниципальном уровне




Швеция

Швейцария

Доля государственного бюджета, выделяемая ежегодно на фи­нансирование физической культуры и спорта, составляет в сред­нем 0,2% (около 65 млн швейцарских франков). В последние годы наблюдается некоторое увеличение объемов государственного финансирования отрасли. Основным прямым получателем средств из государственного бюджета является Министерство внутренних дел (84,5% общей суммы).

Объемы ежегодного финансирования из бюджетов кантонов (около 200 млн франков) и коммун (около 700 млн франков) в совокупности более чем в 12 раз превышают объемы финансиро­вания физической культуры и спорта из федерального бюджета.

С 1938 г. в Швейцарии функционирует фирма Спорт-Тото, 75 % чистого дохода которой перечисляется кантонам (за период 1938 — 1990 гг. — 730,5 млн франков), обязанным использовать эти сред­ства на строительство спортивных сооружений, приобретение спортивного оборудования, помощь массовому спорту и т.д., а


25% — Швейцарскому спортивному союзу (за период 1938 — 1990 гг. — 230,5 млн франков).

Фирмы и средства массовой информации вкладывают в разви­тие физической культуры и спорта в 6 раз больше средств, чем их поступает из государственного и местных бюджетов. 30 крупней­ших фирм страны ежегодно выделяют порядка 265 млн франков (около 0,8 % расходов) на так называемый «корпоративный спорт» (развитие физической культуры и спорта на предприятиях). За­траты средств массовой информации на приобретение прав транс­ляции спортивных соревнований расцениваются как незначитель­ные по следующим обстоятельствам: в связи с наличием трех язы­ковых зон в Швейцарской Конфедерации не существует единого зрительского спортивного рынка, так как жители каждой из зон отдают предпочтение различным видам спорта.

Финансовый вклад населения в развитие физической культу­ры и спорта в 212 раз больше объема средств, ежегодно поступа­ющих в отрасль из государственного и местных бюджетов. Это объясняется не столько относительно незначительным государ­ственным финансированием, сколько тем, что наиболее распро­страненными видами спорта в Швейцарии являются лыжные виды спорта, требующие дорогостоящего снаряжения. К этому следу­ет добавить и то, что только 9 % швейцарских лыжников аренду­ют свое снаряжение,,в отличие от 50 % французских лыжников. На приобретение снаряжения для занятий лыжными видами спорта швейцарцы расходуют 6 млрд франков, или 38% общей суммы ежегодных расходов населения на физическую культуру и спорт.

Соотношение источников финансирования физической куль­туры и спорта выглядит следующим образом: государство — 28 %, местные власти — 33%, лотереи — 19%, членские взносы — 10%, входные билеты и собственная экономическая деятельность — 10 %.

Государственный бюджет выделяет на отрасль порядка 386 млн крон, а бюджет коммун — 3,5 млрд крон.

По некоторым оценкам, фирмы расходуют на развитие физи­ческой культуры и спорта около 2 250 млрд крон.

Население затрачивает на приобретение спортивных товаров и оплату физкультурно-спортивных услуг около 7 650 млн крон.

Отрасль получает выгоду от использования труда безработных (около 10 тыс. человек) с оплатой примерно 5 — 6 тыс. крон в месяц (штатный работник обычно получает вдвое больше), а так­же труда добровольцев.

Приведенные выше и другие данные позволили французским исследователям сделать следующие обобщенные выводы о состо-


янии и тенденциях финансирования физической культуры и спорта в европейских странах в зависимости от особенностей их нацио­нальной экономики и системы управления.

V В финансировании физической культуры и спорта в услови­ях развитой рыночной экономики наиболее значительная доля при­ходится на потребление населения.

V Вторым по значимости источником финансирования физи­ческой культуры и спорта в подавляющем большинстве европей­ских стран являются местные бюджеты, выделяющие на функци­онирование и развитие отрасли значительно больше средств, чем государственный бюджет.

V Государственный бюджет занимает третье место среди ис­точников финансирования физической культуры и спорта. Госу­дарственное устройство оказывает заметное влияние на объемы средств, выделяемых из национального бюджета на функциони­рование и развитие физической культуры и спорта: децентрали­зованные государства с федеративным устройством финансируют отрасль в значительно меньших объемах, чем другие.

V Фирмы являются одним из самых незначительных источни­ков финансирования физической культуры и спорта. Во многих европейских странах их вклад даже меньше, чем вклад государ­ственного бюджета. Фирмы в разных формах участвуют в финан­сировании физической культуры и спорта, выступая в качестве спонсоров либо выделяя средства на развитие «корпоративного спорта» и т.д.

Таким образом, в качестве общей тенденции выступает прева­лирование частных источников финансирования физической куль­туры и спорта над государственными.

Наряду с основными сделан и ряд частных выводов.

V В общем объеме расходов населения на физкультурно-спортивную деятельность в большинстве европейских стран за­траты на приобретение спортивных товаров превалируют над затратами на потребление различных физкультурно-спортивных услуг.

V В качестве основных объектов финансирования в отрасли «физическая культура и спорт» выступают разнообразные физ-культурно-спортивные организации — федерации по видам спорта и особенно спортивные клубы. Вторыми по значимости получате­лями средств являются спортивные сооружения, а затем — физ-культурно-спортивные мероприятия.

V В большинстве европейских стран работа в физкультурно-спортивных организациях на общественных началах является важ­ным материальным ресурсом, который — при переводе в денеж­ное выражение — почти всегда равняется средствам, выделяемым на развитие физической культуры и спорта из государственного бюджета.


Одним из важнейших источников финансирования физической культуры и спорта в зарубежных странах, как было показано в предыдущем разделе, являются местные бюджеты. В связи с этим рассмотрим более подробно опыт использования средств местных бюджетов на развитие физической культуры и спорта на примере Франции.

Одним из важных результатов децентрализации управления физической культурой и спортом, осуществленной во Франции в начале 1990-х годов XX в., явилась смена акцентов с государ­ственного на местный уровень, в том числе в бюджетном финан­сировании отрасли. В настоящее время соотношение финансиро­вания физической культуры и спорта из государственного и мест­ных бюджетов составляет приблизительно 1:3,5.

К основным особенностям финансирования физической куль­туры и спорта из местных бюджетов можно отнести следующие.

V Муниципалитеты систематически предоставляют разнооб­
разную помощь физкультурно-спортивным организациям в пря­
мой и косвенной форме, которые не исключают друг друга.

Прямая помощь вдражается в выделении физкультурно-спортивным организациям финансовых средств из муниципаль­ного бюджета.

Косвенная («натуральная») помощь проявляется прежде всего в предоставлении физкультурно-спортивным организациям в бес­платное пользование муниципальных спортивных сооружений и оборудования, а также оказывается в таких формах, как оплата коммунальных расходов и труда специалистов, расходов на ре­монт спортивного оборудования, предоставление бесплатных (льготных) полиграфических, транспортных, медицинских услуг, снабжение наградной атрибутикой и т.д.

V Наблюдается значительный разброс объемов прямой финан­совой помощи в различных регионах, департаментах и коммунах страны. Так, ежегодный минимальный объем прямой финансовой помощи физкультурно-спортивным организациям в коммунах одного из департаментов Франции составляет 0,3 млн франков, а максимальный — 3,7 млн франков (Шрей Ь., 1995).

V Во Франции, в отличие от многих других стран с разви­той рыночной экономикой, любой клуб является спортивным клубом соответствующего города, департамента, региона. В свя­зи с этим прямая финансовая помощь ему оказывается со сто­роны муниципальных бюджетов различных уровней. Эта осо­бенность получила название «перекрестное финансирование», в рамках которого существуют приоритеты для финансирую­щих органов различных уровней. Так, средства бюджетов ком-


 




мун в первую очередь используются на строительство и эксплуа-•* тацию спортивных сооружений клуба и в меньшей степени — на' обеспечение его функционирования; средства бюджета департа-1 мента — практически в равных долях по обоим направлениям; средства бюджета региона преимущественно предназначаются для* обеспечения функционирования клуба и в незначительной сте-| пени — на строительство и эксплуатацию спортивных сооруже-«ний.

V Муниципалитеты постоянно сталкиваются с проблемой ра> ционализации своих решений по бюджету, повышения эффек-) тивности использования общественных средств на развитие раз-: личных областей жизнедеятельности местного сообщества. Поэто­му процесс финансирования физкультурно-спортивных органи­заций ориентируется на использование различных критериев вы-.* деления бюджетных средств.

В качестве наиболее значимых общих критериев, позволяю­щих проанализировать достижения конкретной физкультурно-спортивной организации для принятия обоснованного решения -о финансовой поддержке, муниципальные власти используют:

1) наличие лицензии (численность лицензированных членов организации и их социально-демографические характеристики);

2) статус федерации, в состав которой входит организация (по олимпийскому или неолимпийскому виду спорта; школьная; уни­верситетская и т.д.); 3) спортивные кадры (уровень подготов­ленности руководящих кадров — государственные дипломы, зва­ния и пр.; обеспечение преемственности в руководстве органи­зацией и др.); 4) поездки (участие членов организации в нацио­нальных соревнованиях); 5) использование клубных помещений; 6) участие в организации коллективного досуга в городе, кварта­ле и т.д. (массовые мероприятия, проводимые организацией вече­рами, в выходные дни, во время школьных каникул); 7) меди­цинский контроль; 8) организация мероприятий местного, на­ционального, международного характера (приоритетное поощре­ние тех организаций, которые принимают активное участие в про­ведении спортивных мероприятий различного уровня); 9) при­ем на работу персонала (поощрение набирать собственный пер­сонал для канцелярий, бухгалтерий и т.п.); 10) общественная интеграция (приоритетная поддержка организаций, работающих с «трудными» подростками); 11) отношения со средствами мас­совой информации (отражение в СМИ на локальном или на­циональном уровне информации о деятельности организации); 12) рейтинг клуба (место организации в структуре клубов, куль­тивирующих те же виды спорта); 13) численность занимающих­ся; 14) зрители (степень влияния организации на население, проживающее на данной территории); 15) подготовка молодежи I (работа с перспективными молодыми спортсменами); 16) подиум


(места на пьедесталах почета на крупнейших спортивных сорев­нованиях).

Общие критерии конкретизируются с учетом специфики физкуль­турно-спортивных организаций.

Финансирование клубов, культивирующих командные виды спорта, основывается на пяти критериях: 1) «место» (значимость конкретного вида спорта и самого клуба в местном и национальном масштабах); 2) «плавающий рейтинг» (положение клуба среди всех других клубов); 3) «игроки» (потребность в игроках, изменяющаяся в рамках конкретного вида спорта, а также в зависимости от места конкретного вида спорта в командных видах спорта); 4) «трудности восхождения» (процентное соотношение клубов по различным ко­мандным видам спорта и изменение их рейтинга в национальной лиге); 5) «уровень игры» (положение клуба в национальной иерар­хии).

Финансирование клубов, культивирующих индивидуальные виды спорта, основывается на трех критериях: 1) «место» (значимость конкретного вида спорта и самого клуба в национальном и местном масштабах); 2) «количество присвоенных званий» (численность спортсменов, получивших различные звания); 3) «пьедестал поче­та» (призовые места, полученные на различных соревнованиях — Олимпийских играх, чемпионатах мира, Европы, Франции — коман­дами и отдельными спортсменами).

V Прямая финансовая и косвенная помощь физкультурно-спортивным организациям все чаще оказывается муниципалите­тами Франции на основе заключения договоров.

Договорные отношения базируются на следующих основных принципах: принцип истинного партнерства (в обмен на финан­совую помощь муниципалитета физкультурно-спортивная орга­низация должна относиться к городу (департаменту, региону) как к спонсору, т.е. оказывать встречные услуги); принцип гаранти­рованное™ (муниципалитет планирует оказание помощи в кон­кретных объемах, зная которые физкультурно-спортивные орга­низации заблаговременно могут формировать свой бюджет); прин­цип разумности и эффективности (ограничение доли муниципаль­ных средств в бюджете физкультурно-спортивной организации; систематический контроль за использованием финансовых средств, предотвращение возможных злоупотреблений и др.); принцип невмешательства (в выбор, например, физкультурно-спортивной организацией юридического статуса и т.п.).

В практике взаимоотношений между муниципалитетами и физ-культурно-спортивными организациями применяется две формы договоров — основной (рамочный) и специфические.

Основной (рамочный) договор базируется на совокупности прин­ципов, способствующих тому, чтобы сделать более «прозрачны-


 




ми» отношения между физкультурно-спортивными организация­ми и коммунами; заключается на несколько лет и, как правило, ежегодно корректируется.

Специфические договоры используются в различных модифика­циях:

финансовые договоры, составление которых обязательно при выделении средств из местных бюджетов в объеме свыше 300 тыс. франков, заключаются, как правило, на 4 года с обязательным представлением годичных финансовых отчетов и могут быть из­менены в одностороннем порядке местными органами власти.

Финансовый договор в обязательном порядке должен содер­жать: информацию об объекте субсидии и целях ее использова­ния; сведения о размере субсидии; финансовый и бухгалтерский стандартные планы; каждая физкультурно-спортивная организа­ция, получающая субсидию свыше 1 млн франков, в обязатель­ном порядке назначает специального уполномоченного по сче­там, основная информация о котором должна содержаться в до­говоре; характеристику способов перечисления средств; перечень средств контроля за использованием субсидии; срок действия до­говора; правила расторжения договора и др.;

договоры о предоставлении в пользование спортивных сооружений и спортивного оборудования, которые должны содержать следую­щие параметры: средства обеспечения безопасности помещений и персонала; ответственных за эксплуатацию сооружений лиц; средства обеспечения сохранности и защиты спортивного обору­дования; финансовые условия предоставления в пользование спортивных сооружений (бесплатное, льготное и т.д.);

договоры по персоналу фиксируют следующие необходимые положения: природу и иерархический уровень поручаемых к исполнению функций; условия работы персонала различных категорий; способы контроля и оценки деятельности персонала и др.

\ В последние годы муниципалитеты стали оказывать на осно­ве договоров финансовую помощь не только физкультурно-спортивным организациям, но и отдельным спортсменам, ком­пенсируя затраты на их подготовку и оплачивая их труд. В обмен на это коммуна использует настоящую или будущую известность спортсмена в различных формах, в первую очередь для привлече­ния молодежи к занятиям спортом и пр.

11.3. МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТОИМОСТИ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ (НА ПРИМЕРЕ ГОЛЬФА И ФУТБОЛА)

Первым по объему и значимости источником поступления финансов в отрасль «физическая культура и спорт» в зарубежных


странах являются средства потребителей физкультурно-спортив-ных товаров и услуг. В связи с этим для специалистов значитель­ный интерес представляет ответ на вопрос, сколько же реально стоят занятия различными видами спорта?

Бельгийские исследователи (Такз М., уап Кеи$е1 В., Кепзоп К.., 1994) провели микроэкономический анализ стоимости занятий гольфом и футболом, которые входят в число 15 наиболее попу­лярных среди населения Бельгии видов спорта. Репрезентативное исследование, в ходе которого было опрошено по 60 мужчин в возрасте от 18 до 65 лет, занимающихся гольфом и футболом в клубах на непрофессиональной основе, проводилось с помощью стандартизированной анкеты.

Опрошенные занимаются гольфом (127 раз в год) чаще, чем футболом (92 раза в год). В расчете на неделю количество занятий гольфом составляет в среднем 2,5 раза, а футболом — 1,8 раза.

На занятия гольфом времени затрачивается почти в два раза больше, чем на занятия футболом: 633 ч в год против 378. Однако разовые занятия гольфом и футболом по своей длительности от­личаются непринципиально: 5 ч против 4.

Ежемесячный доход у занимающихся гольфом (в среднем 110 400 бельгийских франков) более чем в два раза превышает доход занимающихся футболом (в среднем 52 629 бельгийских франков).

Стоимость занятий составляют прямые и косвенные расхо­ды.

Прямые расходы включают (в год, бельгийских франков):

членские и разовые взносы. Для занимающихся гольфом эти расходы составляют около 37 тыс. франков (32302 франка членс­ких взносов + 4600 франков разовых взносов), а для зани­мающихся футболом — всего 218 франков (только членские взносы);

стоимость регистрации для участия в соревнованиях составляет 2940 франков (гольф) и 51 франк (футбол);

аренда помещений для занятий гольфом стоит 1220 франков, а для занятий футболом — 41 франк;

расходы на обучение характерны только для занятий гольфом: уроки — 4353 франка; специальные отпуска для игры в гольф — 19069 франков;

расходы на спортивную форму и инвентарь для занимающихся гольфом включают: одежда и обувь — 8094 франка, основной инвентарь — 8 806 франков, вспомогательный инвентарь — 1636 франков, аренда инвентаря — 10 франков, техническое обслужи­вание инвентаря — 119 франков; для занимающихся футболом: одежда и обувь — 9471 франк, основной инвентарь — 150 фран­ков, вспомогательный инвентарь — 608 франков, техническое об­служивание инвентаря — 561 франк.


 




Таким образом, средние прямые расходы на занятия гольфом (более 83 тыс. франков) в 7,5 раза превышают соответствующие расходы на занятия футболом (более 11 тыс. франков). Превыше­ние расходов у занимающихся гольфом характерно для всех их видов.

Косвенные расходы включают (в год, бельгийских франков):

расходы на поездки составляют у занимающихся гольфом 40 931 франк, а у занимающихся футболом 7 759 франков;

на напитки и питание занимающиеся гольфом расходуют 36 608 франков, в то время как занимающиеся футболом — 17 107 фран­ков;

расходы на клубную деятельность у занимающихся гольфом со­ставляют 1 776 франков, а у занимающихся футболом — 2 201 франк;

другие косвенные расходы включают: медицинское обслужива­ние (153 франка для занимающихся гольфом и 905 франков для занимающихся футболом), дополнительное страхование (114 и 1 206 франков соответственно), присмотр за детьми (847 и 190 франков соответственно), приобретение литературы (1 036 и 502 франка соответственно), посещение спортивных мероприятий (246 и 2 873 франка соответственно) и т.д.

Таким образом, средние косвенные расходы, так же как и сред­ние прямые расходы, на занятия гольфом (более 82 тыс. франков) в 2,5 раза превышают соответствующие расходы на занятия фут­болом (более 32 тыс. франков). Однако в этом случае превышение расходов у занимающихся гольфом происходит не по всем их ви­дам. «Другие косвенные расходы» более чем в 2 раза выше у зани­мающихся футболом.

По результатам проведенного исследования сделаны следую­щие общие выводы:

совокупные расходы на занятия гольфом почти в 4 раза превы­шают аналогичные расходы на занятия футболом;

прямые и косвенные расходы на занятия гольфом приблизи­тельно равны, в то время как косвенные расходы на занятия фут­болом превышают прямые расходы почти в 3 раза;

занимающийся гольфом может заработать в год 610 франков, в то время как занимающийся футболом — 24 тыс. франков, т. е. в 40 раз больше. Возможными заработками футболист может покрыть более половины своих расходов;

«очень дорогими» считают свои занятия 5 % игроков в гольф и никто из игроков в футбол; «дорогими» — 24% игроков в гольф и один игрок в футбол; «умеренно дорогими» — 61 и 16% соответ­ственно; «дешевыми» или «очень дешевыми» — 10 и 76 % соответ­ственно; «бесплатными» — никто из игроков в гольф и 7 % игро­ков в футбол.


Глава 12




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1044; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.