Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организации




ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ

АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ

Бюджет является основным документом, планово определяю­щим финансово-хозяйственную деятельность физкультурно-спортивной организации и содержащим информацию для прове­дения анализа эффективности ее функционирования.

Специалисты предлагают использовать различные модели ана­лиза эффективности финансово-хозяйственной деятельности физ­культурно-спортивной организации.

Целевая модель эффективности функционирования организации в своей основе имеет,ответ на вопрос: выполняет ли физкультурно-спортивная организация свои цели? В связи с этим использование названной модели возможно при соблюдении двух условий: цель деятельности физкультурно-спортивной организации, во-первых, должна быть четко определена и, во-вторых, должна быть изме­ряема. Этим условиям соответствует деятельность тех физкультур-но-спортивных организаций, цели которых сформулированы кон­кретно (например, «обеспечить получение прибыли в объеме...») и не меняются кардинально с течением времени. К таким органи­зациям в первую очередь относятся фирмы по производству спортивных товаров.

Модель системы средств эффективности функционирования орга­низации в качестве меры успешности работы предлагает рассмат­ривать возможность физкультурно-спортивной организации вли­ять на окружающую среду и в результате этого обеспечивать себя необходимыми финансовыми и другими ресурсами. В условиях рыночной экономики каждая физкультурно-спортивная органи­зация должна конкурировать с другими за получение средств от окружающей среды, в связи с чем более эффективной может считаться деятельность той организации, которая достигнет пре­имуществ в получении ресурсов извне. Такая модель может быть использована при оценке деятельности физкультурно-спортив-ных организаций различных типов, в первую очередь некоммер­ческих, основными источниками финансирования которых, как


 




было показано выше, являются взносы, пожертвования, бюджет­ные ассигнования и т.п., т.е. средства, поступающие из внешней среды.

Модель процесса эффективности функционирования организации

ориентирована в большей степени не на конечное состояние физ-культурно-спортивной организации, а на успешность внутрен­них процессов, происходящих в ней. Иными словами, в данном случае внимание акцентируется на анализе промежуточного про­дукта, который является связующим звеном между исходным и конечным результатом деятельности организации. Данная модель так же, как и предыдущая, пригодна для проведения анализа деятельности физкультурно-спортивных организаций различных типов.

Проиллюстрируем основные возможности осуществления ана­лиза эффективности функционирования физкультурно-спортив-ной организации на примере анализа различных аспектов финан­сово-хозяйственной деятельности Финской спортивной федера­ции (5Ш), которая была создана в 1993 г. как единый общенаци­ональный орган общественного управления физической культу­рой и спортом в Финляндии (с использованием моделей системы средств эффективности функционирования и процесса эффектив­ности функционирования).

Анализ деятельности Финской спортивной федерации по модели системы средств эффективности функционирования

Финансово-хозяйственная деятельность Финской спортивной федерации в целом может быть охарактеризована как эффектив­ная в связи с тем, 'что в 1995 — 1997 гг. баланс доходов и расходов был положительным (табл. 21). Несмотря на значительное варьи­рование сумм остатка в разные годы, положительный баланс сви­детельствует о том, что Финская спортивная федерация смогла различными способами и по ряду направлений повлиять на окру­жающую среду таким образом, чтобы получить от нее средства, необходимые для функционирования.

Детализируем этот основной вывод.

1. В рассматриваемый период Финская спортивная федерация добилась значительного увеличения объемов как государственных дотаций на организационную деятельность (+ 4,0 % в 1996 г., + 9,6 % в 1997 г.), так и государственных специальных дотаций (+ 311,5 % в 1996 г., +104,9% в 1997 г.), а также начала получать государствен­ные специальные дотации для обеспечения деятельности отдель­ных физкультурно-спортивных организаций и реализации конк­ретных проектов и программ.

В результате общий объем государственных дотаций увеличил­ся в 1996 г. на 10,8%, а в 1997 г. - на 11,8%.


Таблица 21

Финансово-хозяйственная деятельность Финской спортивной федерации в 1995—1997 гг. (тыс. финских марок)

 

 

Показатели финансово-хозяйственной деятельности Годы
     
       
1. Организационная деятельность Доходы Штатные расходы: заработная плата и вознаграждения дополнительные расходы на штаты экономия по штатным расходам штатные расходы, итого Арендная плата Прочие расходы: расходы на услуги внешних орга­низаций командировочные расходы расходы на материалы прочие рабочие расходы прочие расходы, итого Расходы, итого Организационная деятельность, итого 8 713,2 5 475,2 1510,0 295,0 6 690,2 1526,0 2167,0 767,3 1 802,6 1 860,3 6 597,2 14813,4 -6 100,2 9402,2 6165,7 1 602,0 350,7 7417,0 1431,4 2 284,5 939,6 2153,6 1881,6 7 259,3 16 107,7 -6 705,5 10018,4 6594,7 1 773,4 547,5 7 820,6 1 475,8 2217,1 1 298,3 2 395,6 2 238,9 8 149,9 17 446,3 -7 427,9
2. Проект по обеспечению занятости Доходы Расходы Дотации Министерства труда Проект по обеспечению занятости, итого 0,0 0,0 0,0 0,0 78,5 441,7 189,8 -173,4 31,4 640,0 324,5 -284,1
1+2; итого -6 100,2 -6 878,9 -7 712,0
3. Финансовая деятельность Доходы: пожертвования и субсидии доходы от рекламы доходы от контрактов прочие доходы Доходы, итого Расходы, итого Финансовая деятельность, итого 30,0 55,0 1 075,8 2,6 1 163,4 0,0 1 163,4 0,0 100,0 1 186,8 1,3 1 288,1 0,0 1288,1 751,6 0,0 1 350,3 2,3 2 104,2 587,1 1517,1

 




Окончание табл.

 

       
1+2 + 3; итого -4 936,8 -5 590,8 -6 194,9
4. Инвестиции Доходы Расходы Инвестиции, итого 1Д 24,5 -23,4 25,0 28,8 -3,8 39,8 21,0 18,8
1 + 2 + 3 + 4; итого -4 960,2 -5 594,6 -6176,1
5. Нерегулярные доходы, итого 0,0 0,9 16,7
1+2 + 3 + 4 + 5; итого -4 960,2 -5 593,7 -6 159,4
6. Дотации: государственные на организа­ционную деятельность государственные специальные государственные специальные отдельным организациям и проектам государственные специальные, итого Дотации, итого 5 000,0 269,8 0,0 269,8 5 269,8 5 200,0 1110,2 -470,0 640,2 5 840,2 5 700,0 2 275,0 -1 448,2 826,8 6 526,8
1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6; итого 309,6 246,5 367,4
Налоги 205,0 223,5 267,0
Итого 104,6 23,0 100,4
Финансовые накопления 0,0 0,0 -40,0
Итого 104,6 23,0 60,4

Кроме того, в 1997 г. резко увеличились (+ 71,0%) дотации Министерства труда на реализацию Проекта по обеспечению за­нятости населения.

2. Значительно активизировалась финансовая деятельность Фин­
ской спортивной федерации. Объемы пожертвований и субсидий
от различных организаций, в первую очередь в качестве спонсор­
ских взносов, возросли в 1997 г. (по сравнению с 1995 г.) в 25 раз.
Доходы по контрактам увеличились в 1996 г. на 10,3 %, а в 1997 г. —
на 13,8%.

В результате общий объем финансовой деятельности увеличил­ся в 1996 г. на 10,7%, а в 1997 г. - на 17,8 %.

3. Абсолютно новое качество приобрела инвестиционная дея­
тельность Финской спортивной федерации, превратившись из
убыточной (-23,4 тыс. финских марок в 1995 г.) в прибыльную
(+18,8 тыс. финских марок в 1997'г.).


Анализ деятельности Финской спортивной федерации по модели процесса эффективности функционирования

Успешность функционирования Финской спортивной федера­ции в 1995 —1997 гг. можно продемонстрировать на примере ана­лиза ряда внутренних процессов, наиболее характерных для ее деятельности.

1. Несмотря на значительный рост финансовых поступлений за счет дотаций из государственного бюджета, активизации финан­совой и инвестиционной деятельности, расходы Финской спортив­ной федерации на организационную деятельность отличаются ста­бильностью на протяжении ряда лет. Доля доходов в расходах на организационную деятельность в 1995 г. составляла 58,8%, в 1996 г. — 58,4%, в 1997 г. — 57,4%. Особое внимание обращает на себя по­следовательный рост экономии по штатным расходам.

2. Одной из важных функций Финской спортивной федерации является осуществление процесса распределения финансовых средств, получаемых ею из различных источников, между разно­образными физкультурно-спортивными организациями.

В целом распределение финансов базируется не на принципе «лейки», при котором все физкультурно-спортивные организа­ции получают равные по объемам субсидии, а на принципе при­оритетности и результативности их деятельности. Финская спортив­ная федерация строит финансовый менеджмент с использовани­ем следующего основного критерия: 50 % средств выделяется мо­лодежному спорту, 25 % — спорту высших достижений и 25 % — оздоровительному спорту.

3. Значительную часть коллективных членов Финской спортив­
ной федерации составляют федерации по видам спорта, процесс
функционирования которых обеспечивается как ими самими, так
и$Ш.

Обеспечение процесса жизнеспособности и перспектив разви­тия вида спорта в современных условиях характеризуется рядом показателей, которые с определенной долей условности можно подразделить на основные и дополнительные. К основным пока­зателям обычно относят рост/снижение: 1) государственных суб­сидий на развитие вида спорта, распределяемых при непосред­ственном участии Финской спортивной федерации; 2) общего бюджета федерации по виду спорта и 3) численности членов спортивных клубов, объединяемых федерацией по виду спорта. В качестве дополнительных показателей выступают рост/сниже­ние количества клубов, входящих в федерацию по виду спорта, и наличие/отсутствие или рост/снижение числа штатных сотрудни­ков в аппарате федераций.

Анализ названных показателей, характеризующих процесс де­ятельности 55 федераций по различным видам спорта (75% от


 




общего количества входящих в §Ш спортивных ассоциаций) при непосредственном участии Финской спортивной федерации, по­зволяет выявить динамику развития видов спорта и на этой осно­ве сделать вывод о степени эффективности процесса деятельнос­ти этих организаций.

Данные по ряду федераций представлены в табл. 22.

По отдельным показателям наиболее высокими темпами раз­виваются следующие виды спорта (в порядке значимости):

1) по росту государственного субсидирования — керлинг, бенди в залах, фрисби, касУгинг, мини-гольф, айкидо, гольф, бенди, тхеквондо и др.;

2) по росту общего бюджета — фигурное катание на коньках, мотоциклетный спорт, мини-гольф, дзюдо, сквош, бильярдный спорт, лыжный спорт, борьба, теннис, айкидо и др.;

3) по росту численности членов спортивных клубов — бенди, бенди в залах, сквош, хоккей с шайбой, хоккей на траве, гимна­стика, борьба, ориентирование, авиационный спорт и др.

По отдельным показателям наиболее низкими темпами разви­ваются следующие виды спорта (в порядке значимости):

1) по снижению государственного субсидирования — бейсбол и софтбол, городошный спорт, настольный теннис, борьба, тя­желая атлетика, велосипедный спорт, гребля, сквош, ориентиро­вание, бадминтон и др.;

2) по снижению общего бюджета — кегли, тхеквондо, плава­ние, бадминтон, фехтование, тяжелая атлетика, финский бейс­бол, хоккей на траве, триатлон, гребля на байдарках и каноэ и

др.;

3) по снижению численности членов спортивных клубов —
настольный теннис, гребля, триатлон, тхеквондо, автомобиль­
ный спорт, кегли, современное пятиборье, парусный спорт, го­
родошный спорт, бадминтон и др.

Сами по себе выявленные факты, характеризующие позитив­ный или негативный характер развития видов спорта по тому или иному показателю, не позволяют с достаточной степенью обо­снованности говорить о существовании каких-либо тенденций, так как обнаруженные факты могут быть следствием воздействия случайных обстоятельств.

Вместе с тем в целом ряде случаев обнаруживается взаимо­связь фактов по выделенным и анализируемым показателям, что дает основание сделать вывод о появлении определенных пози­тивных или негативных статистических тенденций в развитии ви­дов спорта.

На основе наличия взаимосвязи основных выделенных показа­телей, подкрепленных соответствующими изменениями дополни­тельных показателей, можно констатировать проявление положи­тельных или отрицательных статистических тенденций и ожидать:


Таблица 22

Характеристика эффективности процесса совместной деятельности федераций по отдельным видам спорта и Финской спортивной федерации (объемы субсидий и бюджета — тыс. финских марок; число членов — чел.)

 

 

 

Наименование федераций и показатели На 1 января Прирост, %
1997 г. 1998 г.
Федерация бадминтона Государственные субсидии Бюджет Число членов 675,0 2 300,0 7 128 671,0 1 600,0 6 656 -0,6 -43,8 -7,1
Федерация бенди Государственные субсидии Бюджет Число членов 650,0 4821,0 20000 712,0 5 330,0 42 000 9,5 10,6 110,0
Федерация гимнастики Государственные субсидии Бюджет Число членов 980,0 1 769,0 17 014 1017,4 1 900,0 20 000 3,8 7,4 17,6
Федерация гольфа Государственные субсидии Бюджет Число членов 999,0 6 233,0 48 795 1116,0 6 573,0 53 984 11,7 5,5 10,6
Федерация гребли Государственные субсидии Бюджет Число членов 340,0 1 360,0 2 996 312,4 1 192,0 1441 -8,8 -14,1 -107,9
Федерация настольного тенниса Государственные субсидии Бюджет Число членов 615,0 1 376,4 2 900 565,1 1 100,0 1335 -8,8 -25,1 -117,2
Федерация стрельбы из лука Государственные субсидии Бюджет Число членов 348,0 1231,0 2 455 319,5 1 140,0 2400 -8,9 -8,0 -2,3
Федерация хоккея с шайбой Государственные субсидии Бюджет Число членов 4900,0 39 270,5 80000 5 174,7 41984,0 100000 5,6 6,9 25,0

благоприятных перспектив в развитии таких видов спорта, как (в алфавитном порядке) айкидо, баскетбол, бенди, бенди в за­лах, бильярдный спорт, гимнастика, гольф, дзюдо, керлинг, хок­кей с шайбой и др.;


 




неблагоприятных перспектив в развитии таких видов спорта, как (в алфавитном порядке) американский футбол, бадминтон, гребля, кегли, настольный теннис, стрельба из лука, триатлон, тяжелая атлетика, финский бейсбол и др.

Таким образом, использование двух моделей — системы средств эффективности функционирования и процесса эффективности функционирования — позволяет провести комплексную оценку успешности финансово-хозяйственной деятельности Финской спортивной федерации и сделать заключение о наличии целого ряда положительных фактов и тенденций, которые были пред­ставлены и проанализированы выше.

Глава 13




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.