Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информатизация физической культуры и спорта: концептуальные положения




СОДЕРЖАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА-В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ

Одним из важных оснований классификации информации яв­ляется ее содержание. По этому основанию информацию, необхо­димую для осуществления менеджмента (управления) в физиче­ской культуре и спорте, можно подразделить на мировоззренче­скую, концептуальную, методическую и фактографическую. С этих позиций рассмотрим более подробно содержание информацион­ного обеспечения менеджмента (управления) в физической куль­туре и спорте.

♦ Мировоззренческая информация (в широком смысле) по сво­ему содержанию представляет систему обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обуслов­ленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы по­знания и деятельности.

С точки зрения управления физической культурой и спортом принципиально важное значение имеет мировоззренческая ин­формация, отражающая отношение людей к физкультурно-спортивной деятельности в виде комплексной характеристики их потребностей в занятиях физическими упражнениями и различ­ными видами спорта и т.д.

Данные исследований (Начинская СВ., Степанова О.Н., Порт-нов А. В., 1999) позволяют следующим образом охарактеризовать


 




в кратком виде потребности московских школьников (обследова­но 3 857 учащихся 11 — 16 лет 12 общеобразовательных школ) в физкультурно-спортивной деятельности.

Потребность в физкультурно-спортивной деятельности у школь­ников весьма высока: подавляющее большинство школьниц (бо­лее 99,0%) и школьников (более 98,0%) хотят заниматься спортом.

Интерес к занятиям конкретными видами спорта зависит как от пола, так и от возраста школьников.

Девочки (11 — 13 лет) предпочитают заниматься плаванием, фигурным катанием, аэробикой (ритмикой, шейпингом), тенни­сом, прыжками в воду, синхронным плаванием, баскетболом и т.д., девушки (14—16 лет) — плаванием, теннисом, аэробикой (ритмикой, шейпингом), волейболом, конным спортом, баскет­болом, фигурным катанием и т.д.

Мальчики (11 — 13 лет) наибольший интерес проявляют к за­нятиям футболом, стрельбой, плаванием, велоспортом, баскет­болом, хоккеем, теннисом и т.д., юноши (14—16 лет) — футбо­лом, плаванием, баскетболом, теннисом, волейболом, восточ­ными единоборствами, прыжками в воду и т.д.

Мировоззрение школьников в отношении физкультурно-спортивной деятельности формируется под воздействием различ­ных источников.

Для девочек (11 — 13 лет) наиболее значимыми являются соб­ственное мнение, влияние семьи, мнение сверстников и воздей­ствие средств массовой информации, для девушек (14—16 лет) — влияние сверстников, собственное мнение, воздействие средств массовой информации и наличие вблизи от дома спортивных со­оружений.

Для мальчиков'(11 — 13 лет) в качестве наиболее важных ис­точников выступают воздействие средств массовой информации, собственное мнение, влияние семьи и тренеров, для юношей (14— 16 лет) — собственное мнение, влияние сверстников, влияние тренеров и воздействие средств массовой информации.

Физкультурно-спортивная деятельность осуществляется школь­никами на основе различных целевых установок.

Школьницам свойственны следующие целевые установки на физкультурно-спортивную деятельность: 11 — 13 лет — укрепле­ние здоровья, формирование красивой фигуры, получение удо­вольствия, развитие волевых качеств, улучшение физической под­готовленности, подготовка к будущей профессиональной дея­тельности, получение острых ощущений, достижение высоких спортивных результатов, переключение на отличный от учебы вид деятельности, заполнение свободного времени; 14 — 16 лет — формирование красивой фигуры, улучшение физиче­ской подготовленности, укрепление здоровья, получение удо­вольствия, развитие волевых качеств, переключение на отлич-


ный от учебы вид деятельности, заполнение свободного време­ни, достижение высоких спортивных результатов, подготовка к будущей профессиональной деятельности, получение острых ощу­щений.

Рейтинг целевых установок на физкультурно-спортивную дея­тельность у школьников выглядит следующим образом: 11 — 13 лет — укрепление здоровья, улучшение физической подготов­ленности, получение удовольствия, развитие волевых качеств, до­стижение высоких спортивных результатов, подготовка к буду­щей профессиональной деятельности, переключение на отлич­ный от учебы вид деятельности, формирование красивой фигу­ры, заполнение свободного времени, получение острых ощуще­ний; 14—16 лет — улучшение физической подготовленности, по­лучение удовольствия, развитие волевых качеств, формирование красивой фигуры, достижение высоких спортивных результатов, укрепление здоровья, переключение на отличный от учебы вид деятельности, подготовка к будущей профессиональной деятель­ности, заполнение свободного времени, получение острых ощу­щений.

Результаты проведенных исследований позволили сделать сле­дующие обобщающие выводы, имеющие принципиально важное значение для управления физической культурой и спортом.

V Потребность в-физкультурно-спортивной деятельности на сегменте «школьники» рынка физкультурно-спортивных услуг чрезвычайно высока.

V Организации по производству физкультурно-спортивных ус­луг не в состоянии в настоящее время обеспечить своим потенци­альным потребителям надлежащий спектр и уровень предоставле­ния услуг. В связи с этим численность школьников — потребите­лей физкультурно-спортивных услуг с возрастом значительно сни­жается.

V Многие школьники предпочитают заниматься не одним, а одновременно несколькими видами спорта. В связи с этим созда­ние центров и многопрофильных клубов, культивирующих наи­более популярные среди школьников различного пола и возраста виды спорта, более перспективно, чем организация секций и групп по отдельным видам спорта.

V Спорт высших достижений не является идеалом для школь­ников, поэтому занятия в клубах спортивной направленности не найдут в настоящее время значительного числа потребителей на данном сегменте рынка.

V Влияние учителей физической культуры на мировоззрение школьников различного пола и возраста в отношении физкуль­турно-спортивной деятельности имеет крайне низкий рейтинг.

♦ Концептуальная информация по своему содержанию представ­ляет результаты фундаментальных исследований, характеризую-


 




щих суть явлений, которые происходят в сфере физической куль­туры и спорта.

Данные исследований свидетельствуют о наличии следующих основных фактов в развитии физической культуры и спорта на этапе формирования рыночных отношений:

л/ в настоящее время в России занимаются физической куль­турой и спортом всего 8 — 10% населения, тогда как в экономи­чески развитых странах мира этот показатель превышает, как пра­вило, 40%;

а/ реальный объем-двигательной деятельности учащихся и сту­дентов не обеспечивает полноценного развития и укрепления их здоровья: постоянно увеличивается число отнесенных по состоя­нию здоровья к специальной медицинской группе, распростра­ненность гиподинамии среди школьников достигла 80%;

V в новых социально-экономических условиях произошли не­гативные изменения в постановке физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в трудовых коллективах: многократное по­вышение стоимости физкультурно-спортивных услуг сделало не­доступными учреждения физической культуры и спорта, туризма и отдыха для многих миллионов трудящихся;

V единовременная пропускная способность сети физкультур­но-оздоровительных и спортивных сооружений составляет лишь 17% к нормативу обеспеченности;

V по некоторым видам спорта в России отсутствуют совре­менные технически оснащенные спортивные базы, на которых можно готовиться к участию в Олимпийских играх и других круп­нейших международных соревнованиях;

V отраслевая нормативно-правовая база не позволяет осуще­ствить права каждого гражданина России на занятия физической культурой и спортом;

V имеет место практически полное отсутствие пропаганды здорового образа жизни и ценностей физической культуры и спорта в средствах массовой информации, особенно на телеви­дении, и т.д.

С целью преодоления названных выше и других негативных яв­лений Государственным комитетом Российской Федерации по фи­зической культуре, спорту и туризму разработана Концепция раз­вития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 г.

Цель Концепции — увеличение численности занимающихся фи­зической культурой и спортом, улучшение физической подготов­ленности и физического развития населения Российской Федера­ции, достойное выступление российских спортсменов на Олим­пийских играх и международных соревнованиях.

Основные задачи по развитию физической культуры и спорта на ближайшую перспективу:


обеспечение гражданам равных возможностей заниматься фи­зической культурой и спортом независимо от их доходов и бла­госостояния;

реализация федеральных и территориальных целевых программ, федеральных и региональных законов и иных правовых и норма­тивных актов, направленных на создание условий для развития физической культуры и спорта;

улучшение качества процесса физического воспитания и обра­зования населения, особенно среди детей и молодежи;

формирование у населения устойчивого интереса и потребно­сти в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни, особенно среди детей и подрост­ков, повышение уровня образованности в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни;

создание эффективной системы подготовки спортсменов вы­сокого класса;

укрепление материально-технической спортивной базы для за­нятий физической культурой и спортом.

Система мер для реализации сформулированных в Концепции задач предусматривает:

создание организационно-управленческих, нормативно-право­вых, материально-технических, социально-педагогических и ме­дико-биологических условий для вовлечения различных катего­рий и групп населения в регулярные занятия физической культу­рой и спортом, подготовки спортсменов высокого класса;

обеспечение межведомственного и многоуровневого подхода в вопросах организации отдыха населения, способствующего фор­мированию здорового образа жизни, базовым элементом которо­го являются физическая культура и спорт;

создание постоянно действующей информационно-пропаган­дистской и просветительно-образовательной системы, направлен­ной на вовлечение в активные занятия физической культурой и спортом на всех этапах жизнедеятельности человека;

обеспечение минимальных гарантированных государственных социальных стандартов (услуг) в области физической культуры и спорта для социально незащищенных категорий и групп населе­ния, а также инвалидов.

Реализация Концепции базируется на использовании следую­щих основных принципов:

целостности человека, его психосоматического, социокультур­ного единства, интегративного воздействия на него физкультур-но-спортивной деятельности и ее основного элемента — физи­ческих упражнений;

непрерывности физического воспитания и образования различ­ных возрастных групп населения на всех этапах их жизнедеятель­ности;


 




консолидации действий органов исполнительной и законода­тельной власти всех уровней, в том числе органов самоуправле­ния, организаций, общественных объединений и граждан, на­правленных на разработку и реализацию комплексных программ развития физической культуры и спорта;

дифференцированного подхода к организации мероприятий по развитию физической культуры и спорта с учетом специфики и целевой установки на развитие массовой физической культу­ры (спорт для всех), спорта высших достижений (олимпийский спорт), профессионального спорта (зрелищно-коммерческий спорт);

использования результатов научных исследований при разра­ботке и реализации программ развития физической культуры и спорта и формирования здорового образа жизни с учетом необхо­димости выявления и устранения основных факторов, сдержива­ющих развитие физической культуры и спорта как в стране в це­лом и в отдельных регионах, так и среди различных категорий и групп населения;

открытости системы физической культуры и спорта для сво­бодного доступа различных физкультурно-оздоровительных тех­нологий, видов спорта и упражнений в процессе физического воспитания и образования населения, в подготовке спортсменов высокого класса;

использования опыта международного сотрудничества с целью выработки оптимальных подходов к решению проблем укрепления здоровья населения, профилактики наркомании, алкоголизма и правонарушений средствами физической культуры и спорта, а также в подготовке спортсменов высокого класса.

Основными направлениями деятельности по развитию физиче­ской культуры и спорта в Концепции признаны:

создание оптимальной правовой базы развития физической культуры и спорта;

совершенствование управления и организации физической куль­туры и спорта в стране с целью их стабилизации и оптимизации;

совершенствование качества профессиональной подготовки специалистов и уровня развития научных исследований;

целенаправленная пропаганда физической культуры и форми­рование здорового образа жизни и др.

Механизм реализации основной цели и задач Концепции (в от­ношении детей и молодежи) предусматривает:

повышение ответственности родителей за здоровье детей;

совершенствование программно-методического и организацион­ного обеспечения физического воспитания среди дошкольников;

создание индустрии недорогих, но практичных и гигиеничных товаров и тренажеров для занятий физической культурой до­школьников;


массовое издание популярной литературы, видеокассет и ком­пьютерных программ;

создание при дошкольных учреждениях комплексных физкуль-турно-спортивных центров, включающих спортивный зал, бас­сейн, плоскостные сооружения, позволяющие обеспечить объем двигательной активности дошкольникам в объеме не менее 6 — 8 часов в неделю;

включение физической культуры в базисный учебный план об­разовательных учреждений в качестве федерального компонента.

Механизм реализации физического воспитания и образования должен осуществляться через урочные формы занятий по предме­ту «физическая культура» («физическое воспитание»); дополни­тельные (факультативные) занятия физическими упражнениями и спортом; занятия физической культурой учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья; физкультурно-оздоровитель­ные мероприятия в режиме дня; внеклассные, внеакадемические формы занятий (спортивные секции, занятия в спортивных шко­лах, самостоятельные занятия); спортивно-массовые и физкуль­турно-оздоровительные мероприятия.

Важное значение в механизме реализации Концепции прида­ется системе мониторинга физической подготовленности и раз­вития, физического здоровья различных категорий и групп на­селения, в первую очередь детей и учащейся молодежи, резуль­таты которого дадут возможность оперативно анализировать си­туацию и разрабатывать программы, направленные на развитие физической культуры и спорта, формирование здорового обра­за жизни, физической подготовки допризывной и призывной молодежи.

В целях решения проблем вовлечения в активные занятия фи­зической культурой детей и молодежи особое внимание необхо­димо обратить на проведение детьми досуга совместно с родите­лями. Концепция семейного активного отдыха должна быть при­знана приоритетной как на уровне пропаганды, так и на уровне организации досуга.

Особое внимание следует уделить работе с молодежью по мес­ту жительства. Средства физической культуры и спорта могут и Должны быть эффективно использованы для профилактики асо­циального поведения, а также на этапе исправления молодежи, уже совершившей противоправные действия. Для последней груп­пы населения следует создавать необходимые условия для заня­тий физической культурой и спортом в исправительных учрежде­ниях.

Концепция содержит также механизмы реализации основной Цели и задач применительно к другим группам населения — тру­дящимся, пенсионерам, инвалидам, спортсменам высокого класса и др.


 




♦ Методическая информация по своему содержанию является!
отражением результатов научно-исследовательских работ по со-.?
зданию конкретных методик, направленных на решение различ­
ных проблем физической культуры и спорта.

Поскольку в учебном пособии представлены разнообразные-управленческие методики (Планово-расчетные показатели коли-; чества занимающихся и режимов эксплуатации физкультурно-оз~! доровительных и спортивных сооружений — глава 9, Технология! создания и лицензирования деятельности физкультурно-спортив-; ной организации —'глава 25 и др.), в данном разделе внимание на! их содержании не акцентируется.

♦ Фактографическая информация по своему содержанию есть!
сведения о факте (совокупности фактов), имеющих место в сфере?
физической культуры и спорта. Обычно фактографическая инфор-*
мация используется в менеджменте в следующих основных видах —*
статистическая информация, отчетная информация, спортивная \
информация и др. }

Статистическая информация представляет собой первичный ста­тистический материал, формирующийся в процессе статистиче­ского наблюдения, который затем подвергается систематизации, сводке, обработке, анализу и обобщению с целью использования! в процессе менеджмента и т.д.

В сфере физической культуры и спорта используются две фор­мы статистического наблюдения, которые были утверждены Го­сударственным комитетом Российской Федерации по статистике \ в 1999 г.: форма № 1-фк «Сведения о физической культуре и спорте

на 31 декабря_____ года» и форма № 5-фк «Сведения о детско- :>

юношеской спортивной школе (специализированной детско-юно- 1 шеской школе олимпийского резерва)».

Форма статистической отчетности № 1-фк содержит четыре
раздела. >;

Раздел I «Спортивные сооружения» включает такие показате-;
ли, как: 1) наименование спортивных сооружений (стадионы,»
дворцы спорта, легкоатлетические манежи, футбольные манежи,,
плоскостные спортивные сооружения, спортивные залы, плава-!
тельные бассейны, лыжные базы, стрелковые тиры и другие!
спортивные сооружения, а также физкультурно-оздоровительные;
центры предприятий, учреждений и организаций); 2) количество'
спортивных сооружений, в том числе в сельской местности;!
3) единовременная пропускная способность спортивных соору-;
жений, в том числе в сельской местности. I

Раздел II «Физкультурные кадры» содержит информацию о спе-? циалистах сферы физической культуры и спорта по следующим-показателям: 1) наименование должностей штатных физкультур­ных работников (работники физкультурно-оздоровительной направ­ленности детских дошкольных учреждений, учителя общеобразо-;


вательных школ, руководители и преподаватели учреждений на­чального профессионального образования, преподаватели средних специальных учебных заведений, преподаватели высших учебных заведений, тренеры-преподаватели, инструкторы-методисты ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, УОР, а также ДЮКФП; инструкто­ры-методисты предприятий, учреждений, организаций, клубов; тренеры-преподаватели предприятий, учреждений, организаций, клубов; работники органов управления физической культурой и спортом всех уровней; работники аппарата советов ФСО; физкуль­турные работники спортивных сооружений; физкультурные работ­ники по месту жительства; другие физкультурные работники); 2) уровень (высшее или среднее) физкультурного образования.

Раздел III «Физкультурно-оздоровительная и спортивная ра­бота» отражает: 1) число коллективов физкультуры, спортивных клубов (в спортивных школах и училищах, общеобразовательных школах, учреждениях начального профессионального образова­ния, средних специальных учебных заведениях, высших учебных заведениях, организациях, спортивных клубах, на спортивных сооружениях, по месту жительства); 2) численность занимающихся в секциях и группах по видам спорта, секциях, клубах и группах физкультурно-оздоровительной направленности; 3) численность посещающих учебные занятия по физической культуре; 4) чис­ленность учащихся и студентов, отнесенных по состоянию здоро­вья к специальной медицинской группе; 5) численность учащих­ся и студентов, посещающих занятия по физической культуре в специальной медицинской группе.

Раздел IV «Финансирование» фиксирует информацию об: 1) общей сумме средств, направленных на развитие физической культуры и спорта, утвержденных в бюджетах администраций субъектов Российской Федерации всех уровней; 2) фактическом выделении средств; 3) объеме средств, полученных из других ис­точников; 4) объеме средств, израсходованных на развитие физи­ческой культуры и спорта.

Кроме того, в статистическом отчете справочно приводится информация: 1) об общей численности занимающихся в секциях и группах по видам спорта, включенным в Единую всероссий­скую спортивную классификацию; 2) о численности занимаю­щихся по видам спорта программы Олимпийских игр (более 50 видов спорта); 3) о численности подготовленных спортсменов массовых разрядов; 4) о численности присвоенных спортсменам (кандидат в мастера спорта, мастер спорта, мастер спорта между­народного класса, заслуженный мастер спорта) и работникам физической культуры и спорта (заслуженный тренер, заслужен­ный работник физической культуры) званий.

Статистическая информация о развитии физической культуры и спорта по форме № 1-фк и ее анализ с достаточной полнотой


 




представлены в главах 1, 4 и 8 учебного пособия, а также в прило­жениях 1 и 2.

Статистическая информация по форме № 1-фк частично ха­рактеризует и деятельность спортивных школ, более полные све­дения о которой можно получить с использованием другой фор­мы (№ 5-фк) государственной статистической отчетности.

Форма статистической отчетности 5-фк содержит четыре раздела.

Раздел I «Численность занимающихся» содержит сведения (в разрезе каждого из культивируемых в спортивной школе видов спорта) о: 1) численности занимающихся на различных этапах подготовки (спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный, спортивного совершенствования и выс­шего спортивного мастерства), в том числе в платных группах, и 2) численности спортсменов-разрядников (массовые разряды, первый разряд, кандидат в мастера спорта, мастер спорта, мастер спорта международного класса).

Раздел II «Тренерско-преподавательский состав» характеризу­ет численность тренеров с учетом уровня (высшее или среднее) физкультурного образования и квалификационной (высшая, пер­вая или вторая) категории.

Раздел III «Административные работники и специалисты» со­держит статистическую информацию по должностям руководящих работников и специалистов (директор, замдиректора, инструктор-методист, врач, средний медицинский персонал, массажист) с учетом уровня (высшее или среднее) физкультурного образования и квалификационной (высшая, первая или вторая) категории.

Раздел IV «Финансовая деятельность школы» включает сведе­ния о: 1) расходах на содержание спортивной школы, включая расходы на заработную плату и арендную плату за эксплуатацию спортивных сооружений, и 2) доходах спортивной школы от хо­зяйственной деятельности.

Краткий анализ статистической информации по форме № 5-фк позволяет следующим образом охарактеризовать современное (2000 г.) состояние развития спортивных школ: в России работало 3 859 детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, в которых функцио­нировало 12,5 тыс. отделений по 116 видам спорта и занималось 2,2 млн детей, подростков и молодежи; в 81 школе высшего спортив­ного мастерства проходил подготовку 6 671 спортсмен.

В 2000 г. завершена работа над созданием программного комп­лекса «Спорт», который представляет собой электронную версию государственных статистических, отчетов по формам № 1-фк и № 5-фк, а также ведомственных отчетов по школам высшего спортивного мастерства и училищам олимпийского резерва.


Отчетная информация (в широком смысле) представляет собой составленные по определенной форме сведения о деятельности физ-культурно-спортивной организации за определенный промежуток времени (например, отчет о работе за год и т. п.) или о ее деятель­ности в определенной области, по определенному направлению (на­пример, балансовый отчет и т.д.). Для подавляющего большинства физкультурно-спортивных организаций (за исключением тех, кото­рые созданы в форме общества с ограниченной ответственностью) законодательно предусмотрена обязательная публикация разнооб­разных отчетных данных в средствах массовой информации.

Спортивная информация представляет собой сведения о техни­ческих результатах спортивных соревнований. С позиций менедж­мента (управления) итоги спортивных соревнований важны не только с точки зрения констатации показанных результатов и принятия оперативных управленческих решений (например, на­граждение победителей и т.д.), но и с точки зрения анализа ин­формации, в результате которого могут быть выявлены опреде­ленные тенденции в развитии того или иного вида спорта, кото­рые могут служить основой для принятия перспективных управ­ленческих решений.

Анализ итогов.выступления российских спортсменов на Играх XXVII Олимпиады (Шустин Б.Н., 2001) позволил, например, выявить следующие тенденции развития олимпийского спорта: систематиче­ское расширение программы Игр Олимпиады, в том числе женской части программы; постоянный рост количества стран, спортсмены которых завоевывают олимпийские медали; изменение уровня раз­вития олимпийских видов спорта в различных странах мира; изме­нение среднего возраста спортсменов, демонстрирующих высшие спортивные достижения в ряде индивидуальных видов спорта (лег­кая атлетика, плавание, фехтование и др.), в сторону увеличения; рост продолжительности спортивной карьеры и др.

Выявленные тенденции необходимо учитывать при разработке целевых комплексных программ подготовки российских спортсменов к участию в очередных Олимпийских играх.

Отдельные вопросы информационного обеспечения менедж­мента (управления) в физической культуре и спорте более под­робно рассматриваются в соответствующих разделах учебного по­собия (см. главы 21, 33 и др.).

В 1999 г. Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму и Олимпийский комитет


 




России с целью совершенствования управления физической куль­турой и спортом на основе создания информационно-коммуни­кационной сети, объединяющей физкультурно-спортивные орга­низации, приняли совместное постановление «О работе по созда­нию отраслевой информационной системы».

Необходимость принятия такого решения была связана с ря­дом обстоятельств.

В соответствии с Законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (1999 г.) к компетенции федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта отнесено создание единой государственной системы ин­формационного обеспечения физической культуры и спорта. Та­ким образом вопрос информатизации физической культуры и спорта как отрасли поставлен на законодательном уровне.

Особую роль проблема информатизации физической культуры и спорта приобретает в условиях реформирования социально-эко­номических отношений в России. На этапе перехода различных государственных и общественных органов управления физической культурой и спортом, других физкультурно-спортивных органи­заций от закрытого режима, свойственного условиям админист­ративно-командной системы, к функционированию в условиях гражданского общества открытого типа актуализируется задача предоставления информации об их деятельности как физкультур-но-спортивному сообществу, так и обществу в целом. Причина этого заключается в том, что прогрессивное развитие физической культуры и спорта становится невозможным без обязательного информирования широкой общественности о реальном положе­нии дел, а также о ближайших намерениях и инициативах, каса­ющихся отрасли в целом, отдельных ее подсистем, конкретных физкультурно-спортивных организаций и т.д.

Информатизация есть организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного само­управления, организаций, общественных объединений на основе фор­мирования и использования информационных ресурсов.

Процесс информатизации, по определению, непосредственно связан с формированием и использованием информационных ре­сурсов, под которыми понимаются отдельные документы или от­дельные массивы документов.

Физическая культура и спорт — это сложная социальная сис­тема, в качестве составляющих которой выступает ряд взаимосвя­занных и взаимозависимых подсистем. Поэтому информационные ресурсы должны образовывать такие массивы документов, кото­рые комплексно характеризовали бы каждую из подсистем, а в совокупности — всю систему «физическая культура и спорт».


В качестве важнейших можно выделить следующие информацион­ные ресурсы (массивы документов) — «Здоровье», «Наука», «Об­разование», «Органы управления», «Право», «Реклама», «Сорев­нование», «Специалист», «Спортивные товары», «Спортсмен», «Тренировка», «Физкультурно-спортивная организация», «Физ-культурно-спортивное сооружение», «Финансы» и др. Предлагае­мый перечень информационных ресурсов, расположенных в ал­фавитном порядке, без учета информационной значимости для управления того или иного из них, представляет собой открытую систему и потому может периодически дополняться.

Каждый из названных информационных ресурсов может быть рассмотрен в качестве самостоятельной системы. Так, массив до­кументов «Физкультурно-спортивная организация» должен быть представлен в виде двух основных подсистем — «Коммерческая физкультурно-спортивная организация» и «Некоммерческая физ­культурно-спортивная организация», которые, в свою очередь, дифференцируются на массивы документов по организационно-правовым формам, в которых потенциально могут быть созданы физкультурно-спортивные организации (см. главу 23).

Информатизация в силу своей универсальности и глобальнос­ти позволяет существенно повысить эффективность процесса ме­неджмента (управления) в физической культуре и спорте за счет практической его рационализации, в частности с использовани­ем Интернет. В настоящее время, например, стало уже нормой при проведении практически любого международного или круп­ного национального спортивного соревнования создание \УеЬ-сай-та, концентрирующего информационный ресурс по подсистеме «Соревнование» и позволяющего эффективным образом органи­зовать его информационное и презентационное обеспечение. Осо­бую значимость информационные проекты такого рода приобре­тают в условиях России в связи с возможностью работать в режи­ме реального времени с территориально удаленными физкуль-турно-спортивными организациями как объектами управленче­ского воздействия.

Процесс информатизации связан не только с формированием и использованием информационных ресурсов, но и с определе­нием потребителей информации, иными словами — тех субъектов, которые будут обращаться к информационной системе (или по­среднику) за получением необходимой информации и пользо­ваться ею.

В информатизации отрасли «физическая культура и спорт» за­интересованы различные организации, которые с известной до­лей условности могут быть агрегированы в несколько групп:

1) международные физкультурно-спортивные организации раз­личного уровня и характера (Международный олимпийский ко­митет, международные спортивные федерации и т.п.);


 




2) органы законодательной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

3) государственные органы исполнительной власти (правитель­ства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, министерства и ведомства, органы местного самоуправления и т.п.);

4) государственные органы управления физической культурой и спортом Российской Федерации и субъектов Российской Феде­рации;

5) общественные«органы управления физической культурой и спортом различного уровня и характера (Олимпийский комитет России, физкультурно-спортивные общества, федерации по ви­дам спорта, федерации общеспортивного характера и т.д.);

6) учреждения высшего и среднего профессионального обра­зования (вузы, техникумы, училища олимпийского резерва и т.д.);

7) учреждения дополнительного образования (детско-юноше­ские клубы физической подготовки, спортивные школы различ­ных типов и т.п.);

8) организации по предоставлению разнообразных физкуль-турно-спортивных услуг (физкультурно-оздоровительные комплек­сы, физкультурно-спортивные клубы и т.п.);

9) физкультурно-спортивные сооружения;

 

10) организации по производству и торговле спортивными то­варами;

11) средства массовой информации;

12) организации, представляющие предпринимательские и иные структуры (промышленные, кредитно-финансовые, стра­ховые, транспортные и т.п. организации) и являющиеся потен­циальными инвесторами физической культуры и спорта, в том числе для реализации собственных целей, и др.

Обособленную и весьма специфическую группу потребителей составляют отдельные граждане (или их неформальные объедине­ния) — специалисты физической культуры и спорта различного профиля (педагоги, ученые, тренеры и т.п.), спортсмены, люби­тели физической культуры и спорта, болельщики и пр.

Исходя из этого, одной из важнейших организационных задач процесса информатизации является создание единого информаци­онного пространства для разноуровневых и разнохарактерных орга­низаций, представляющих не только отрасль «физическая культура и спорт», но и другие отрасли народнохозяйственного комплекса, а также для граждан и их неформальных объединений.

Формирование единого информационного пространства в рам­ках информатизации физической культуры и спорта — процесс достаточно сложный и длительный. Его решение начало осуще­ствляться в рамках проекта «Национальная информационная сеть «Спортивная Россия» (адрес в Интернет — \у\у^.тГо8рог1.ш).


Основными организационно-техническими принципами по­строения и функционирования «Национальной информационной сети «Спортивная Россия» (НИС) являются:

открытость сети для вхождения в ее состав новых активных уча­стников процесса формирования информационных ресурсов (массивов документов), для расширения состава информацион­ных ресурсов, формируемых одновременно многими участника­ми сети;

обеспечение доступа потребителей в режиме реального време­ни к необходимым информационным ресурсам (массивам доку­ментов), разделенным по участникам сети, а также единой систе­мы управления информационными потоками и разграничения доступа к данным в сети;

возможность централизованного наращивания числа и про­пускной способности каналов доступа потребителей к ресурсам сети.

Знание структуры информационных ресурсов (массивов доку­ментов), с одной стороны, и структуры их потребителей — с дру­гой, определяет необходимые для передачи информации каналы, состав компьютерного и коммуникационного оборудования сети и ее активные объекты и др.

Информационные ресурсы в сфере физической культуры и спорта, как было показано выше, не только разнообразны, но и весьма объемны. Основными препятствиями при их формирова­нии и использовании в настоящее время являются отсутствие в физкультурно-спортивных организациях специалистов соответству­ющего профиля, а также необходимых средств для обработки и хранения информации.

Глава 21




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2171; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.243 сек.