КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические рекомендации по изучению темы. Семинар 2. Основные тенденции развития России в XVIII в
Владеть навыками Семинар 2. Основные тенденции развития России в XVIII в. Учебные вопросы: 5. Социально – экономическое развитие России в XVIII в. 6. Государственно-правовая система России XVIII в. Абсолютизм. 7. Внешняя политика России в XVIII в. 8. Духовная жизнь России в XVIII в.
Изучив данную тему, студент должен: иметь представление о понятиях традиционное общество и модернизация, и особенностях модернизации России; о социально-экономическом, политическом развитии России, направлениях и принципах ее внешней политики и о духовных процессах, происходящих в XVIII в. знать: · движущие силы и закономерности исторического процесса; · роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества; · роль искусства, историческое наследие и культурные традиции своей страны, многообразие культур и цивилизаций и их взаимодействие; · важность гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации. уметь: · логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; · ставить и решать познавательные задачи; анализировать социально значимые проблемы; · анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию, оформлять и представлять результаты выполненной работы; · работать самостоятельно и принимать решения; · анализировать экономические проблемы и общественные процессы. · работы в коллективе; · публичных выступлений, аргументации, ведения полемики и дискуссии; · использования информационных технологий; постановки цели и поиска путей ее достижения; · активной экономической деятельности; · социального взаимодействия на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, руководства морально-правовыми нормами.
При освоении темы необходимо: · изучить учебный материал по теме в учебнике и пособии, ознакомиться со справочными материалами; · выполнить письменно задание по документам; · выполнить тест по теме, чтобы подготовиться к сдаче тестирования по модулю; · акцентировать внимание: 1. Чтобы проанализировать развитие социально-экономических отношений в России в XVIII в. необходимо уделить внимание следующим вопросам: 1) В чем заключалась сущность социально-экономической политики Петра I? Почему с годами правления Петра I связывают начало модернизации и европеизации России? Развитие металлургической, текстильной промышленности и суконного производства. Мелкое производство и ремесло. Внутренняя и внешняя торговля. Политика протекционизма. Создание полноценной монетной системы. Категории крестьянского населения: государственные, дворцовые, монастырские, помещичьи, посессионные. Рекрутский набор. Доля городского населения в России. Податное и неподатное городское население. Купечество и ремесленники. Введение паспортного режима. Служилое сословие – дворянство. Рост численности дворянского сословия. Увеличение дворянского землевладения. Указ о единонаследии 1714 г. "Табель о рангах" 1721 г. Трансформация придворного быта. Оппозиция реформам Петра I среди старого дворянства и аристократии. Правительственные реформы и отношение к ним основной массы населения. Астраханский мятеж 1705 г., восстание К. Булавина 1707 – 1709 гг. 2) Характеристика социально-экономического положения России в эпоху дворцовых переворотов и в годы правления Екатерины II. Были ли продолжены начинания Петра I в данный период? Натуральное хозяйство. Трехполье. Начало складывания сельскохозяйственной специализации. Расширение посевных площадей на присоединенных территориях. Крестьянские промыслы, сельские промышленные центры и развитие внутреннего рынка. Дальнейший рост промышленности. Либерализм экономической политики правительства во второй половине XVIII века: сокращение казенных торговых монополий; отмена внутренних таможенных и мелочных сборов; отмена ограничений на организацию промышленных предприятия. Рост власти помещиков над крестьянами и увеличение привилегий дворянского сословия. Сокращение крестьянского землевладения, увеличение барских запашек, соотношение барщины и оброка. Указ о "вечноотданных" работных людях. Бегство крестьянского населения на окраины Российской империи. Секуляризации церковной собственности. Крестьянские жалобы в Сенат и Синод. Выступления монастырских крестьян в 40 – 50-е гг. XVIII в. Манифест "О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству" 1762 г. Указы 1762 и 1765 гг. Крестьянская война 1773 – 1775 гг. Жалованная грамота дворянству 1785 г. Жалованная грамота городам 1785 г.
2. Для понимания эволюции государственно-правовой системы России XVIII в. необходимо изучить следующие проблемы: 1) Выделите ключевые направления реформы государственного управления при Петре I. Докажите начало бюрократизации государственной жизни. Образование Сената и коллегий. Генеральный регламент 1720 г. Прокуратура. Фискалы. Создание полицейской службы и обособление политической полиции. Тайная канцелярия. Городские магистраты. Реорганизация местного управления. Реформа церковного управления в 1721 г. Рекрутские наборы и создание постоянной армии и флота. Воинский артикул 1716 г. 2) Дальнейшая эволюция абсолютной монархии в России во второй половине XVIII в. Тайный совет. Верховный тайный совет. Кабинет ее императорского величества. Конференция при высочайшем дворе. Попытка ограничения абсолютной монархии – "кондиции". Бироновщина. Реструктуризация коллегиального устройства в конце 20 – начале 40-х гг. Учреждение Канцелярии тайных розыскных дел (1731 г.). Политика "просвещенного" абсолютизма. Уложенная комиссия 1767 г. Реформа центральных и местных учреждений при Екатерине II. Губернская реформа 1775 г. и "Учреждение для управления губернии Всероссийской империи". Сословный суд. Устав благочиния 1782 г. Контрреформы Павла I – губернская, военная центральных органов. "Учреждение об имперской фамилии" 1797 г.
3. Для характеристики внешней политики России в XVIII в. нужно рассмотреть следующие вопросы: 1) Внешнеполитический курс Петра I. В результате, каких событий Россия перешла от решения чисто национальных задач к имперским проблемам? Борьба за выход к Черному морю. Азовские походы Петра I. Великое посольство и поиски союзников в Европе. Создание Северного союза. Северная война и изменение геополитического положения России. Присоединение Прибалтики и Карелии. Ништадтский мир. Война с Турцией. Прусский поход. Каспийский поход. 2) Каковы были направления внешней политики России при преемниках Петра I? Какие внешнеполитические действия продолжали, а какие противоречили петровскому курсу? Война за "польское наследство". Русско-турецкая война 1735 – 1739 гг. Русско-шведская война 1741 – 1743 гг. Россия и война за "австрийское наследство" 1743 – 1748 гг. Семилетняя война 1757 – 1763 гг. Взятие Берлина в 1760 г. Изменение внешнеполитического курса при Петре III. Русско-турецкая война 1768 – 1774 гг. Сражение в Чесменской бухте. Георгиевский трактат 1783 г. и протекторат над Грузией. Русско-турецкая война 1787 – 1791 гг. и присоединение Крыма. Строительство Севастополя, Одессы, Николаева, Екатеринодара (современный Краснодар). А.В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков. Русско-шведская война 1787 – 1790 гг. Реакция России на Великую французскую революцию 1789 г. Антифранцузские коалиции. Разделы Польши в 1772, 1793 и 1795 гг. Присоединение к России Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, Курляндии, Волыни. Швейцарский поход А.В. Суворова. Антианглийская политика Павла I. Образование США и Россия. Дальнейшее освоение Сибири, Камчатки и Аляски. 4. Для понимания духовных процессов, происходящих в России в XVIII в. необходимо изучить следующие темы: 1) Становление новой русской культуры в конце XVII – первой четверти XVIII вв. Переход от традиционалистской средневековой культуры IX – XVII вв. к "новой культуре". Подчинение церкви государству. Ликвидация патриаршества и создание Синода. Использование церкви для проведения полицейской политики. Нововведения в быту. Жесткая регламентация общественной жизни со стороны государства. Открытие Академии наук в 1725 г. Противоречивость реформ Петра I в области культуры.
2)Изменения духовной жизни России во второй четверти – конце XVIII века. Складывание и расцвет сословной, светской культуры. Формирование различных тенденций в общественно-политической жизни России. Становление консервативного лагеря и появление просветительства. М.М. Щербатов. Распространение идей французского Посвящения. Полемика по социальным вопросам на страницах журналов. А.Н. Радищев.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |