Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неосознаваемые механизмы игровой зависимости




Можно представить длинный список причин, по которым игрок начинает играть на деньги. У каждого эти причины могут быть специфичны и индивидуальны. Чаще всего игроки называют следующие:

1. Азарт.

2.Алчность

3.Скука

4.Развлечение

5. Социальный статус

6. Красование перед противоположным полом

7. Сексуальное удовлетворение

8. Мазохизм

9. Убежище для праздного ума

10. Тренировка памяти и интеллекта

11. Игра с судьбой

12. Стремление доказать свою удачливость

13. И, наконец, просто необъяснимое возбуждение

При этом у человека есть как минимум 2 мотива поведения. Один настоящий, а второй тот, который красиво звучит.

Но настоящий мотив игрока может находиться глубоко в подсознании, и игрок как правило не осознает его. Его может просто тянуть играть...

Но тот мотив, который красиво звучит, игрок может придумать для самооправдания любой. Игровая зависимость не лечится медикаментозно, поскольку также, как психопатия, находится в области подсознательного.

Казино суммарно никогда не проигрывает. Эта истина известна всем, а тем, кто в казино играет - это понятно и на собственном опыте. Так что же заставляет людей приходить в казино и добровольно расставаться с деньгами?

Многие игроки отвечают что-то вроде «Я прихожу сюда просто отдохнуть, развлечься…», оставляя при этом в кассе казино все деньги, с которыми пришли и даже опустошая кредитные карты (банкомат для удобства стоит прямо в холле). При том, что отдыхать и развлекаться можно на концертах; азарт и адреналин испытать на соревнованиях и в спорт-барах; провести ночь и посмотреть развлекательную программу можно и в других ночных заведениях люди настойчиво приходят в казино. После клятв и зароков «больше никогда», после крупных проигрышей и неприятностей в семье и на работе из-за своего пристрастия. Откуда у них каждый раз берётся вера в удачу и надежда на призрачный шанс? Психология игрока основана на нескольких иллюзиях.

Иллюзия «магического мышления»

Эволюционно люди получили преимущество над другими животными за счёт того, что научились находить и запоминать закономерности в окружающем мире, делиться знаниями с соплеменниками и передавать опыт из поколения в поколение. Мозг человека пытается найти закономерность в чём бы то ни было, выяснить причины и следствия.

С одной стороны - это очень ценное свойство, благодаря ему человечество и выжило. Например, представьте: молодой, здоровый первобытный мужчина умер по неизвестным причинам. Потом умер ещё один член племени. Соплеменники выясняют, что и тот, и другой съели корень одного и того же растения – соответственно, делается вывод, что этот корень ядовит и его есть нельзя. Этот вывод передаётся из поколения в поколение и сохраняет многие жизни.

Но, неминуемо, это умение находить закономерности приводит и к ошибкам, например: В один прекрасный день кто-то из племени, направляясь на рыбалку, раздавил случайно красного паука. По каким-то причинам (например, эти пауки редко встречаются) это малозначительное событие заметили. На рыбалке этого человека съел крокодил. Через несколько дней паука раздавил кто-то другой - и через неделю заразился лихорадкой. Случайность; но делается вывод, что раздавливание красного паука влечёт большие неприятности. Этот вывод передаётся из поколения в поколения, и со временем красные пауки вызывают панический страх у всего племени.

Детское «а почему...?» - это не просто любознательность, это проявление стремления выяснять закономерности в том, как устроен мир. Если причину не удаётся найти в материальном мире - люди ищут её в мире нематериальном. До эпохи Реформации почти все люди верили, что любое событие предопределено или Богом, или другими сверхъестественными силами. Такие взгляды сохранились у многих людей и по сей день.

Математическая теория целиком основана на прямо противоположном утверждении: некоторые события могут быть случайными - то есть управляемыми чистым случаем, неуправляемыми, происходящими без специальной цели. Математик М.Г.Кендэлл отметил, что «человечеству потребовалось, кажется, несколько столетий, чтобы свыкнуться с мыслью о мире, в коем некоторые события происходят без причины, либо определяются причиной настолько отдаленной, что они могли бы быть с достаточной точностью спрогнозированы с помощью беспричинной модели».

Это называется «базовым стремлением к избеганию неопределённости». Неизвестность страшна, и стремление человека найти причины и следствия всего происходящего, спрогнозировать будущие события даёт плодородную почву для астрологии, предсказаний, гаданий, примет и прочих метафизических направлений. Леви-Стросс, изучая первобытные племена, назвал их мировосприятие «первобытным магическим мышлением». В их мировосприятии всё обусловлено сверхъестественными силами, духами, тотемами, ничего не происходит случайно. В этом мировосприятии нет случайности как таковой, а самостоятельное влияние человека на происходящее воспринимается как незначимое. В этом мировосприятии все события - и самые мелкие, и значимые - неразрывно связаны множеством взаимосвязей и между собой, и с миром сверхъестественного.

Игрок сознательно или неосознанно не верит в случайность. Он пытается «задобрить духов», найти фортовое место, сесть к «своему» крупье, думает, что если сегодня проиграл - завтра выиграет, если выпало два раза красных - следом выпадет чёрное. В общем, он ищет некую закономерность – или в материальном мире, или в мире нематериальном. И увлечённость в поиске этой закономерности сродни азарту естествоиспытателя, одержимого предметом исследования.

Иллюзия собственной исключительности

Если попросить человека в обычном психическом состоянии оценить себя по каким либо критериям (например, «ум», «красота», «обаяние», «коммуникабельность», «талантливость» и т. п.), то большинство людей оценит себя выше среднего почти по всем критериям, поставив 6-7 из 10 возможных. Это нормальный уровень самооценки – когда человек оценивает себя ненамного, но выше того, чем его оценивают окружающие. Люди в состоянии депрессии оценивают себя, в среднем, так же, как их оценивают окружающие, иногда ниже – это считается заниженной самооценкой. Некоторые люди переоценивают себя слишком сильно – в результате, возникают проблемы в их взаимодействии с окружающими.

Соответственно, человек в норме должен в какой-то степени переоценивать себя, свои способности и возможности по сравнению с другими людьми; ощущать себя отличающимся, уникальным. Даже если это представление о «собственной уникальности» не находит отражения в мнениях окружающих – человек лелеет надежду о том, что «в один прекрасный день»… Или приедет принц/принцесса на белом коне, или его неповторимость, мельком увидев в метро, заметит и оценит известный режиссёр, или, в конце концов, с ним свяжется Морфей из «Матрицы», сообщив, что он избранный. Этот эффект самовосприятия делает столь популярными фильмы, когда «обычный обыватель» вдруг перестаёт быть обычным, неожиданно обретая сверхспособности, деньги, неземную любовь, приключения и путешествия и пр. Именно этого «в один прекрасный день» - события самозабвенно вожделеют миллионы покупателей лотерейных билетов, игроков казино и любителей игровых автоматов.

За счёт иллюзий «собственной исключительности» и «магического мышления» человек обычно переоценивает своё влияние на окружающие события, в том числе и события чистой случайности. В гиперболизированном варианте, например при мании преследования, все события, происходящие вокруг, интерпретируются человеком как связанные с ним («трансформатор гудит - это они пытаются на меня воздействовать… машина подъехала - следят за мной… машина отъехала - вычислили, что я их заметил…» и пр.). У человека в нормальном психическом состоянии этот эффект проявляется «в рамках разумного» - он просто может верить в приметы и гороскопы, держать пальцы «крестиком», болея за свою команду, принимать случайный взгляд или сказанное не про него на свой счёт и пр.

Для демонстрации этого учащимся школы крупье используется следующий эксперимент о закономерности восприятия человеком случайности. Участники работают в парах; у одного участника задача – подбрасывать монетку, у другого - пытаться предугадать результаты подбрасывания. Подбрасывающий фиксирует предсказанный результат и фактически выпавший результат на бумаге (так, чтобы угадывающий не видел записей), всего делается 45 бросков. По окончанию эксперимента спрашивают у угадывающих «Сколько, по Вашим ощущениям - на память - Вы угадали правильно?» Обычно угадывающие, вместо 22-23 успешных угадываний, которые должны быть исходя из теории вероятностей, и которые обычно и являются фактически зафиксированным результатом, называют результаты значимо больше (обычно от 25 до 35).

Точно так же и игрок в казино ощущает в себе способность каким-то образом вилять на события чистого случая или предугадывать их; единственное, что доказывает ему обратное – это прогрессирующее убывание его фишек. Он пытается «победить» теорию вероятности, полагаясь на свою исключительность.

К переоценке себя относится и переоценка своей способности сохранять контроль над ситуацией – «уж я-то точно смогу остановится, когда нужно». Это человеческая самоуверенность всем знакома и сродни «я могу бросить курить, когда захочу». Как же тут остановится, когда играешь в рулетку на удвоение, уже 6 раз подряд выпало чёрное (а ты ставишь на красное) и ты выгреб все деньги с кредитной карты, чтобы сделать следующую, «наверняка выигрышную» ставку!

Иллюзия избирательности восприятия и памяти

Роберт Чалдини в своей книге «Психология влияния» объясняет эту иллюзию на примере авиафобии - того, почему многие люди боятся или, как минимум, опасаются летать самолётами. Исследования показывают, что причина этого не только в самом факте полёта («отрыва от земли») и в том, что человек боится вверять свою судьбу в руки пилотов. Ведь людей, которые боятся лифтов, автобусов или «американских горок» на порядок меньше. А бесстрастная статистика аварий и смертности показывает, что шанс погибнуть в ДТП по пути в аэропорт на порядок выше, чем в авиакатастрофе. Основная причина формирования авиафобий в том, что авиакатастрофы по-другому воспринимаются людьми.

Они очень массировано показываются и повторяются СМИ, намного более часто, чем те же ДТП, многократно прививая мысль «опасности»; «картинка» (фотографии, видеоролики) с места авиакатастроф выглядят намного более угрожающе, а воображение подпитывается образами из многочисленных фильмов с эффектными авиакатастрофами; эти «картинки», опять же, намного массированнее тиражируются СМИ.

Таким образом, человек выносит суждения о событиях и окружающем мире не только из «рациональных» фактов - очень сильно действует на восприятие эмоциональная составляющая, образы и впечатления. Эмоционально сильные образы намного больше влияют на поведение человека. Что касается избирательности памяти - то иллюстрацией может быть вопрос мужу и жене «насколько часто мусор выносите Вы - а насколько Ваша вторая половинка?». Супруги часто преувеличивают своё участие в бытовых обязанностях, потому что им «помнятся», прежде всего, те случаи, которые им больше «нравятся». Эта избирательность восприятия и памяти часто становится источником споров о том, «кто больше делает для семьи».

Какое же отношение имеет влияние эмоциональной насыщенности образа на избирательность восприятия к поведению к психологии игрока?

Во-первых, игрок, избирательно фиксируя события, находит в происходящем подтверждения того, что выиграть реально и реально выиграть много. Игроки, при общении с ними на тему «Почему Вы играете?» легко признают, что вероятности и шансы на стороне казино. Но при этом обязательно не забудут рассказать про пару случаев, вроде того, что его знакомый (или знакомый знакомого) как-то пришёл первый раз в жизни в казино, поставил и выиграл очень много. Привлекательность для самооценки игрока тех случаев из его опыта, когда он выиграл, также высока – и это влияет на избирательное припоминание именно их.

Во-вторых, эмоциональная насыщенность и привлекательность случаев выигрыша намного выше. Казино дополнительно формируют эмоционально насыщенный образ «выигрывания» - проводя показательные супер-розыгрыши, выставляя на розыгрыш запоминающиеся призы, по возможности, показывая крупно выигравших игроков (провоцируя реакцию типа «Вон, этот маленький, лысый, картавый и плюгавенький выиграл Феррари - а чем я хуже? Да я явно лучше и, непременно, хоть что-нибудь выиграю»). Подпитывается эта иллюзия и сценами из фильмов про «большой куш» и фантастическое везение.

Эти эффекты действуют и на работников казино. По данным опросов крупье намного более ярко помнят, как «кто-то пришёл, поставил 3 раза и выиграл очень много», чем десятки случаев, когда эти «кто-то» оставляли свои деньги в казино и уходили ни с чем. Для начинающих крупье это очень опасный момент – большинство из них «переболевают» страстью к игре, несмотря на жёсткий запрет и угрозу увольнения.

Иллюзия персонификации

Эта иллюзия работает как в пользу переоценки своих шансов в игре, так и обуславливает одну из профессиональных вредностей работы крупье.

Дэвид Майерс (в книге «Социальная психология»), в качестве примера этой иллюзии, приводит тот факт, что в США, в периоды засухи, ураганов и прочих погодных неурядиц многие телевизионные ведущие прогнозов погоды получают письма и звонки с выражением негодования, угрозами и требованиями «прекратить» погодные катаклизмы. Это связанно с тем, что люди, иногда вопреки здравому смыслу, склонны отождествлять источник информации о событии и причины события. В средневековье особенно тяжело приходилось гонцам, которые за доставку плохого известия могли поплатиться жизнью. В нашей повседневности можно увидеть, например, как бабушка в автобусе ожесточённо ругает кондуктора за то, что автобусы нынче ходят плохо, их мало, кругом одни маршрутки, молодёжь место не уступает и пр.

Игрок за столом ощущает себя играющим не только против абстрактной теории вероятностей, но и против конкретного крупье.

Следовательно, во-первых, вполне закономерно, что в зависимости от культуры, самоконтроля и степени алкогольного опьянения клиента крупье получает замечания в диапазоне от «Ты нефортовый крупье», «Опять обжулил!» до абсолютно непристойных оскорблений и обвинений. Во-вторых, игрок неосознанно оценивает свою игру не только как действие против «незримой» теории вероятности, а против вполне конкретного крупье, которого он и пытается «обыграть». Несмотря на то, что сегодня большинство казино отказались от практики стимулирования крупье в зависимости от результатов игры, они, в свою очередь, всё равно «болеют за своих» в игре.

Отсюда распространённое в игорных кругах мнение, что «все крупье играют – неважно, что на чужие деньги». Возможно, при кажущейся невозмутимости, минимальные внешние проявления азарта со стороны крупье, даже, ещё более распаляют азарт игрока, увеличивая ощущение игры «против человека». В случае с игровыми автоматами игрок пытается обыграть железный ящик.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.