Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неосознаваемая вербальная аудиосуггестия




Бинауральные биения

Бинауральные биения как способ воздействия на состояние человека через изменение электрической активности его головного мозга стали широко известны в 60-х годах, после публикации книги R. Monroe “Jorneys Out of the Body”. Monroe обнаружил, что при одновременном предъявлении двух аудиосигналов различной частоты, один из которых предъявляется только в правое, а другой – только в левое ухо, полушария мозга «сонастраиваются» таким образом, что возникает электроэнцефалографический ответ, частота которого соответствует разнице между частотами этих аудиосигналов. Например, предъявление в одно ухо сигнала 200 Гц, а в другое 204 Гц приводит к появлению в ЭЭГ «биения» в 4гц. Изменение частот приводит к соответственному изменению ЭЭГ. Этот феномен использовался Monroe и рядом других исследователей для достижения различных измененных состояний. В психотерапевтической практике этот метод приобрел сторонников как простой, но эффективный, а главное достаточно мягкий по сравнению со многими другими способ целенаправленного изменения биоэлектрической активности мозга, направленной на лечение стрессовых расстройств, тревоги, депрессии. Причем его использование возможно как в рамках самостоятельных процедур, так и в комбинации с другими инструментальными средствами воздействия.

Следует также отметить, что использование специальных генераторов бинауральных биений позволяет создавать эффектные музыкальные композиции определенной «физиологической» направленности: музыка для релаксации, активации, лечения инсомнии и тому подобное.

 

 

Психотерапия с использованием психофизиологических методов воздействия позволяет корректировать зависимое поведение и через психику влиять на соматическое состояние. Целенаправленное внесение на подпороговом уровне восприятия корректирующей информации в психосемантическую матрицу памяти, то есть ее переструктурирование путём искусственного изменения значимостей семантических элементов памяти, изменяет иерархию неосознаваемых мотив, а в конечном итоге, корригирует не только внешнее поведение, межличностные отношения, но и самооценку, эмоциональное состояние, а также регулятивные функции высшей нервной деятельности человека, реализуемые через вегетативную нервную систему – до состояния межсистемных связей и систем организма, включая регуляцию состояния органов и тканей тела (Квасовец С. В, Безносюк Е. В., и др. 1997).

При помощи компьютерной программы звуковой обертональной модуляции речевой информации, являющейся основным рабочим звеном программно-аппаратного комплекса аудиальной психокоррекции, осуществляется преобразование любой звуковой информации на уровень неосознаваемого подпорогового восприятия. При трансформации акустического вербального фрагмента производится выделение основного тона и последующее нелинейное преобразование частотного спектра, выделение главных формант слов и их амплитудно-временное преобразование, компрессия частотного спектра (Безносюк Е.В., Кучинов А.И., 1999). То есть аудиопсихокоррекция основана на алгоритмах предварительной обработки акустической информации, воспринимаемой человеком (речи, музыки). В результате в этой информации присутствуют корректирующие программы. При этом суггестивная формула подвергается такой переработке, что становится недоступной сознанию человека. Внушаемая на подпороговом уровне она попадает в мозг и там с помощью нейропсихических механизмов декодируется, оказывая корректирующее воздействие.

Практически все средства, методы и приемы психотерапии и психокоррекции опираются на введение тем или иным путем корригирующей информации в осознаваемые и неосознаваемые сферы психики с целью их преобразования, для чего необходимо преодолеть или обойти сопротивление сознания (контроля или цензуры). Чаще всего это достигается изменением состояния сознания (внушением в гипнотическом или ином трансовом состоянии, переживанием при наркокатарсисе или в измененном состоянии сознания вследствие гипервентиляции или инструментального ритмовоздействия, обучением в диссоциированном состоянии, импринтингом, созданием искусственных функциональных связей в мозге, и др.).

Таким образом, для достижения эффекта используются следующие пути введения информации пациенту:

- введение корригирующей информации в неосознаваемые зоны психосемантических полей памяти при ясном сознании. При этом, ввиду существенного редактирования сознанием поступающей информации, для этого требуются значительные время и усилия.

- обеспечение доступа в неосознаваемые зоны психики путем изменения состояния сознания, либо даже его отключения (Методы, использующие направленное изменение или временную диссолюцию сознания).

- использование аудио-визуального воздействия, основанного на подпороговом предъявлении информации после предварительной обработки, то есть целенаправленной модуляции информации при помощи специальных компьютерных программ, с целью превращения ее в «неслышимую», либо отображение на экране, аналогично принципу «25-го кинокадра», аналогичной «невидимой», а точнее – недоступный сознанию информации.

В состоянии полного сознания пациент сохраняет полный контроль и критику над поступающей информацией и способен изменять свое отношение к психотерапевтическому воздействию в зависимости от имеющихся социальных и личностных установок, «искажая» тем самым воспринимаемую и критически переосмысленную суггестивную информацию. Искаженному восприятию суггестивной информации способствуют и интрапсихические защитные механизмы (вытеснение, изоляция, рационализация и др.). Восприятие информации человеком происходит через своеобразный «фильтр» «доверия-недоверия» («принятия-непринятия»). Этот «фильтр», или «цензура», действует так, что истинная информация может оказаться непринятой, а ложная – принятой, полезная информация может отвергаться, а бесполезная и даже вредная восприниматься как руководство к действию (в зависимости от личных убеждений человека, его установочного отношения к информации и тому подобного). Все это в ряде случаев в значительной мере ослабляет эффективность механизма внушения. Именно поэтому наряду с методами разъяснения, убеждения и внушения в бодрствующем состоянии в медицине применяются методы психотерапии в измененных состояниях сознания. Многие виды психотерапии: трансовые состояния (по Эриксону), медитация, аутотренинг, гипноз и др. – тоже по сути используют измененное состояние сознания для ввода корригирующей информации в память. В психотерапии достаточно подробно описаны и применяются на практике различные методы и методические приемы использования суггестии в измененных состояниях сознания и способы изменения состояния сознания. Гипноз, трансовые состояния, медитация различных видов и типов, трансперсональная психотерапия – все они, как и многочисленные другие способы, имеют целью обойти контроль или цензуру сознания, для того чтобы усилить действенность суггестии, чтобы внушаемая информация была усвоена.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.