Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимосвязь инженерной и научной деятельности 3 страница




Труд ученого из уникального превратился в массовый. Научная деятельность в прошлом носившая в основном индивидуальный характер теперь все более и более осуществляется большими коллективами ученых и тем самым приобретает коллективный характер. Пропорционально усилению социальной значимости научной деятельности усиливается ее социальная обусловленность. В итоге развитие и функционирование научной деятельности все менее определяется их внутренней логикой и все более социальным заказом. "Впервые в истории, -пишет Дж.Бернал, - наука и ученые принимают непосредственное и открытое участие в серьезных экономических, промышленных и военных событиях своего времени" (37, 383). То, что в конце прошлого века было исключением, ныне стало правилом. Взаимодействие между научной и инженерной деятельностью стало радикально отличным от того, что было раньше. Оно осуществляется в больших масштабах, значительно оперативнее и приобретает совершенно сознательный характер. По словам Дж.Бернала наука "стала совершенно сознательно и непосредственно тем, чем, чем давно уже являлась бессознательно и от случая к случаю, а именно - существенной частью производства" (37, 392). Идеал "чистого" ученого, не запятнанного практическими интересами и только созерцающего свет истины, ушел в прошлое. Современный ученый полноправный член своего общества, живет его интересами, идеалами, ценностями, отвечает на социальные запросы, задумывается о судьбе своих открытий, понимая, что они могут быть использованы как на благо, так и на вред обществу.

Поскольку экспериментально достигнутые в рамках науки знания нельзя рассматривать как алгоритм практического действия, ученые не только стремятся получить новое знание, но и разработать технологию его практического, в том числе и технического, использования. Научное творчества все больше проявляется в материализации, использовании научных знаний.

Вместе с тем, в ходе научно-технической революции произошли изменения в характере инженерной деятельности. Причем эти изменения столь существенны, что само понятие инженерной деятельности не вмещается в рамки его традиционного понимания. Ныне деятельность инженера включает в себя не только его работу в сфере производственной техники, направленной на ее создание и использование, Это вид преимущественно духовной деятельности, отличающейся логической сложностью и насыщенностью элементами творчества.

Научно-техническая революция стимулирует формирование новых инженерных специальностей: инженера- наладчика, инженера -бионика, инженера -дизайнера и др. В инженерной деятельности происходят сложные и противоречивые процессы интеграции и дифференциации. С одной стороны, стираются грани между многими инженерными специальностями, происходит их интеграция: инженер-физик объединяет специальности инженера-механика, инженера-электрика, инженера-оптика. С другой - происходит дифференциация инженерных специальностей, в качестве самостоятельных инженерных специальностей выделяются отдельные виды инженерной деятельности. Виды инженерной деятельности определяются ее местом и ролью в конкретной системе кооперированной трудовой деятельности, а само разнообразие инженерной деятельности в рамках одной профессии, специальности, квалификации диктуется проявлением закона перемены труда. Сейчас четко выделены исследовательская, проектная, конструкторская и технологическая инженерная деятельность. Соответственно различаются инженеры-исследователи, инженеры-конструкторы, инженеры-проектировщики и инженеры-технологи.

В силу того, что научные исследования, их методы, ход и эффективность ныне в большой степени определяются их технической оснащенностью, в сфере науки работают инженеры-исследователи, без участия которых подчас невозможны те эксперименты, которые проводятся в современной науке. На грани научной и инженерной деятельности сформировалась генетическая инженерия, ставящая своей задачей искусственное создание генов, что приводит к получению новых сортов растений и видов животных. Здесь руками инженеров-исследователей проводятся эксперименты по генетическому манипулированию на уровне клетки, например, их гибридизация.

Инженеры-исследователи работают не только в научной, но и в производственной сфере. В этом случае предметом их внимания становится содержание технического объекта. Они стремятся найти закон или оптимальный способ взаимодействия сил природы с целью из использования в процессе создания технического объекта. К примеру, инженер-исследователь исходя из функционального назначения данного технического устройства и отвлекаясь от его конструкторских характеристик создает схему этого устройства обращая внимание на содержание, принцип его действия и отвечая на вопрос: как и почему будет работать данный технический объект?

Что касается форм технического объекта, то они является результатом деятельности инженера-кннструктора. Технический объект (артефакт) может выполнять свое функциональное назначение обладая определенной формой, учитывающей не только природные законы его функционирования, но и социально-технические требования, нормы, правила. К таким требованиям относятся габаритные размеры, вес, стандартные входы и выходы, энергетические характеристики, условия работы, правила безопасности и т.д. Эти требования в совокупности с принципом действия артефакта определяют его форму, конструкцию. Абстрагируясь от законов функционирования артефакта уже найденных инженером-исследователем,инженер-конструктор основное внимание уделяет конструкции артефакта. В его задачу входит поиск оптимального сочетания конструктивных элементов технического устройства с учетом воздействия на него факторов окружающей среды. Инженер-конструктор отвечает на вопрос: каким должна быть форма технического объекта?

Деятельность инженера-проектировщика направлена главным образом на связи отдельных элементов технических систем, а не на сами эти элементы. В качестве элементов здесь выступают конструктивно оформленные, законченные и уже готовые технические объекты, способные самостоятельно выполнять отдельные функции. К примеру, при проектировании систем управления такими элементами являются не разрозненные детали, а отдельные приборы способные воспринять информацию и преобразовать ее в форму, удобную для передачи по линии связи в центр управления. Инженер-проектировщик абстрагируется от принципа действия элементов проектируемой системы, ограничиваясь лишь ее входными и выходными параметрами и конструктивными характеристиками. Он отвечает на вопрос: из чего состоит и как работает техническая система в целом?

Рабочий чертеж или рабочий проект являются последней стадией знаковой формы артефакта. Для перехода к практической реализации проекта необходимо ответить на вопрос: как изготовить технический объект? Эту задачу решает инженер-технолог. Предметом его деятельности является способ изготовления технического объекта. В функции инженера-технолога входят проектирование технологических процессов, выбор технологического оборудования, рациональная организация взаимодействия людей и техники в процессе производства, повышение эффективности использования техники и т.п. "Главная задача инженера-технолога состоит в нахождении способа изготовления надежного и эффективного в эксплуатации технического объекта с минимальными затратами времени, труда и материалов, - пишетЕ.А.Шаповалов. - Инженер-технолог аккумулирует результаты деятельности всех других инженеров. Его деятельность непосредственно определяет экономические показатели производства" (23,51). Инженерам-технологам принадлежит ведущее место не только в структуре инженерной профессии, но и в производстве, использовании и воспроизводстве технического базиса общества. Именно они профессионально развивают технологический способ производства. Профессия инженера-технолога - это профессия инженера широкого профиля, поскольку ему принадлежат функции проектировщика, производственника и эксплуатационника. Это уже дифференциация инженерно-технологической деятельности.

Подобная дифференциация присуща и другим видам инженерной деятельности. Так, в составе инженеров-конструкторов можно выделить инженеров-разработчиков, обеспечивающих стыковку фундаментальных научных исследований с промышленностью, инженеров-проектировщиков, воплощающих научные исследования при разработке в рабочие чертежи и инженеров-дизайнеров, разрабатывающих внешний вид машин.

Научно-техническая революция настолько изменяет содержание и характер научной и инженерной деятельности, что это оказывает существенное влияние на их взаимоотношения. Между научной и инженерной деятельностью устанавливается органическая взаимосвязь, ликвидируя те четкие границы которые были до этого между ними. Границы между научными и инженерными расчетами, различия между инженерными установками научных лабораторий институтов и промышленным оборудованием многих предприятий все более и более стираются, становятся весьма динамичными.Теперь уже научная и инженерная деятельность не могут эффективно развиваться друг без друга. Ныне существует единый процесс познания и использования объективных законов природы, в котором научные открытия и технические изобретения являются определенными этапами творчески-преобразующей деятельности.

Чем ближе техническая идея к своей материальной реализации тем большую значимость приобретает инженерная деятельность. Именно на последней ступени движения науки к производству - на стадии разработки отчетливо проявляется сращивание познавательной деятельности ученых и преобразовательной деятельности инженеров. Поэтому инженерное использование знаний представляет собой неотъемлемое звено цикла научно-исследовательского процесса. Инженер превращается в человека, который занимается наукой, осмысливает ее достижения, имея ввиду возможности их практического применения, использует науку для целесообразного преобразования действительности.

Иногда инженер идет впереди ученого, опережает его. В этом случае он стимулирует научную деятельность, творчество ученого, направляет его мысль, добывает новое знание. Поэтому следует признать устаревшим взгляд об"иллюзии познавательной сущности инженерной деятельности", о том, что "в процессе инженерной деятельности, как правило, не вырабатывается новое научное знание", что "в отличие от научной деятельности, продуцирующей новое объективно-истинное знание, инженерная деятельность, конкретизирует существующие эмпирическое и научное знание, превращая его в идеальный образ технического объекта, предназначенный для последующей его материализации" (41,26).

В действительности одно не исключает другого. В эпоху научно-технической революции связи научного и технического творчества настолько усиливаются, что иногда их трудно отделить друг от друга. Воплощая научные идеи, открытия и догадки, техническое творчество может стать специфической формой познания. В процессе технического творчества нередко раскрываются новые свойства и закономерности природы. Применение ЭВМ, автоматизация инженерного труда способствует формированию нового типа инженерной деятельности, приближающейся к научно-исследовательскому труду.

Сращивание инженерной и научной деятельности приводит не только к "индустриализации науки", но и к "онаучиванию индустрии". Активно вторгаясь в сферу производства, ученые трудятся в заводских лабораториях, конструкторских бюро, отраслевых и заводских научно-исследовательских институтах и на других опорных базах науки. Если инженеры подчас решают научные задачи, то ученые - непосредственно производственные. Они доводят опытный образец до серийного производства, отлаживают технологические процессы, направляют творческую мысль рационализаторов и изобретателей, содействуют повышению научно-технического образования работников производства, вовлекают инженеров, техников и рабочих в разработку научных проблем.

Взаимосвязи научной и инженерной деятельности не исключают их специфики и нисколько не означают отождествление этих видов деятельности. Необходимо проводить различие между конкретными задачами производства и абстрактными задачами формирования научных понятий и построения теорий.То, что в науке проходит через идеализацию, в инженерии реализуется через моделирование. Инженерное творчество, в основном, связано с изобретением, научное творчество - с открытием. Конечно и инженерные и научные задачи возникают в процессе определенной деятельности человека. Но это два различных вида деятельности.

Основная функция научного творчества - производство нового знания и разработка способов его практического использования. Инженер же в основном занят только использованием научных и производственных знаний для создания и функционирования технических объектов и технологии. Таким образом,основные конечные результаты научной и инженерной деятельности несмотря на их сегодняшнюю органическую взаимосвязь и взаимообусловленность различны. В науке они выступают в идеальной форме, в инженерии - в материальной.

Различна и направленность движения мысли ученого и инженера в процессе их профессиональной деятельности. Если ученый идет от анализа объективной реальности к формированию научных понятий, законов и теорий, то инженер - от построенной на основе научных знаний идеальной модели к ее материальному воплощению. Более того, если ученый имеет возможность аналитически изучать технические средства, то инженер должен иметь синтетический склад мышления, видеть многообразный объект своей деятельности целиком, во всех его связях с другими факторами - экономическими, организационными, эргономическими,экологическими и т.д. Многогранное восприятие объекта требует от инженера комплекса самых разнообразных научных и практических знаний.

Активность субъекта инженерной деятельности при пользовании этим комплексом знаний выражается главным образом в практической, материально-предметной деятельности на основе этих знаний. Активность субъекта научной деятельности выражается в абстрактно-теоретической форме, основанной на практике.

Примат практики над теорией обеспечивает превосходство в области практики (на основе теории) перед творчеством в сфере "чистого" академического знания. В отличие от ученого, имеющего дело с естественной природой, инженерная деятельность протекает в лоне искусственно созданной среды, второй форме объективной реальности.

Следует учесть еще одно важное различие между научное и инженерной деятельностью. Процесс научного исследования может протекает независимо от утилитарных целей. Более того, длительное время те или иные научные знания могут не иметь никакого практического значения. Ученые приходят к практике потом, после окончания исследования. Формы практики разнообразны и не сводятся к производственной деятельности, хотя последняя является ее главнейшей формой. Поэтому существуют научные знания, которые вообще не реализуются в технике.

Совсем другой характер имеет инженерная деятельность. Она решает конкретные практические задачи и сквозь их призму просматривает весь фронт своей деятельности. Инженер лишен возможности в ходе своего творчества отвлекаться от определенных социально-экономических и других практических вопросов. Поэтому социальная ответственность инженерной деятельности гораздо большая, чем научной.

Безусловно, в основе различия научной и инженерной деятельности лежат различия в научном и производственном процессах. В отличие от постоянно изменяемых научных представлений, производственный процесс строго детерминирован изготовлением определенных продуктов. В отличие от науки, производство всегда интересует непосредственный экономический эффект. В отличие от незавершенности процесса научного исследования, производственный процесс всегда имеет завершенный вид.

Таким образом, взаимоотношение между научной и инженерной деятельностью в различные периоды научно-технического прогресса было не одинаковым. Перешедшая к использованию научных данных техническая деятельность в самом начале научно-технического прогресса породила инженерную деятельность. Связь научной и инженерной деятельности на опреленном этапе их развития в силу общественного разделения труда была утеряна. В условиях современности эта связь восстановлена.

Литература.

1. Философия техники в ФРГ. М., 1989.

2. Кант И. К вечному миру"// Соч. в 6-и томах, т. 5. М., 1966.

3. Цит по: Смирнова Г.Е. Критика буржуазной философии техники. Л.,1976.

4.Цит по: Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М.,1988.

5.Ясперс К. Смысл и предназначение истории. М., 1991.

6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Изд. МГУ. 1981.

7. Диалектика и теория творчества. Изд. МГУ, 1987.

8. Чешев В.В. Техническое знание как объект методологического анализа. Томск, 1961.

9. Деятельность: теория, методология, проблемы. М.,1990.

10. Человек в системе наук. М.,1989.

11. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.,1995.

12. Чангли И.И. Труд. М., 1973.

13. Овчинников В.Ф. Структура человеческой деятельности// Ежегодник ФО СССР. М.,1984.

14. Феликс Р. Патури. Зодчие 21 века.Смелые проекты ученых, изобретателей и инженеров. М., 1983.

15. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и в науке. М., 1991.

16. Пуанкаре А. Наука и метод// Пуанкаре А. О науке. М., 1990.

17. Данэм Б. Гигант в цепях. М., 1984.

18. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987.

19. Копнин П.В. Диалектика. логика. наука. М., 1973.

20. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

21. Ярошевский Т. Размышления о практике. М., 1976.

22. Горохов В.Т. Знать, чтобы делать. М., 1987.

23. Шаповалов Е.А. Общество и инженер. Л., 1984.

24. Плутарх. Сравнительные жизнеописания, т.1. М., 1981.

25. Философия техники// Вопросы философии, 1993, № 10.

26. Поппер К. Открытое общество и его враги, т. 1. М., 1992.

27. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986., 1973.

28. Поппер К. Открытое общество и его враги, т.2. М., 1992.

29. Копнин П.В. Диалектика как логика и телрия познания. М.,1973.

30. Белозерцев В.И. Техническое творчество. Ульяновск, 1975.

31. Положение об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях. М., 1981.

32. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения// Кант И. Соч. в:-и томах, т.6. М., 1966.

33.История техники, т. 1, часть 1. М., 1936.

34. Энгельс Ф. Диалектика природы// Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. т. 20.

35. Аристотель Метафизика// Аристотель. Соч. в 4-х томах, т. 1. М., 1976.

36. Эстетика Ренессанса, т. 2. М., 1981.

37. Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.

38. Гернек Ф. Пионеры атомного века. М., 1974.

39. Тимирязев К.А. Наука и демократия. М., 1957.

40. Грегори Р.А. Открытия, цели и значение науки. Пт.. 1923.

41. Боголюбов А.Н. Теория механизмов и машин в историческом развитии ее идей. М., 1976.

42. Карлов Н. Компьютер не заменит голову инженера// Известия, 23.04.93.

Глава 2 Техника как средство деятельности.

Когда ведут речь о технике, то прежде всего имеют в виду ручные орудия труда, машины, автоматы, компьютеры и пр., т.е. определенные созданные людьми материальные средства своей деятельности. Утверждение. что "техника всегда поставляет лишь средства для достижения чего-либо" (1,439) широко распространено.Понимание техники в таком плане является инструментальным аспектом анализа техники, к которому мы в дальнейшем и перейдем.

Но прежде чем реализовать этот аспект философского анализа техники совершим экскурс в историю техники опираясь на знание которой можно сформулировать обоснованные философские суждения о сущности техники как системе средств деятельности людей, ее структуре и выполняемых в процессе человеческой практики функциях, закономерностях развития такого сложного феномена каким является техника.

 

Негодаев И.А. Философия техники: Учеб. пособие: [Для техн. вузов]

/ И. А. Негодаев; Дон. гос. техн. ун-т Ростов н/Д ДГТУ 1997 г.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.