Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи выбора




Рациональные решения в управлении закупками

3.1.1. Задача МОВ - «Сделать или купить»

При организации и управлении закупочной деятельностью необходимо каждый раз решать задачу: покупать ли данное комплектующее изделие в готовом виде у другого производителя или же делать его самим, на собственном производстве, если только это технологически возможно. Мы уже видели, что любое производство «у себя» требует закупок, в той или иной степени приближенных к исходному сырью. Однако в данном случае речь идет о выборе производства либо закупок комплектующих, которые сами по себе являются законченными изделиями. Характерным примером такого рода являются различного рода электромоторы или же базовое литье, которое станкостроительное предприятие не производит самостоятельно, а закупает у специализированных предприятий. Другим подобным примером является то, что автозавод устанавливает на выпускаемых им автомобилях шины, закупленные у специализирующихся на этом фирм, а не производит их самостоятельно.

В англоязычной научно-технической литературе задача «сделать или купить» называется «Make or Buy Problem», сокращенно – проблема МОВ (все три буквы в этой аббревиатуре заглавные, не путать с английским словом «mob», что означает «толпа»).

Задача «сделать или купить» заключается в обоснованном решении вопроса о самостоятельном производстве нужных предприятию комплектующих изделий и др. или закупке их у иного производителя.

Следует иметь в виду, что понятие «сделать самому» нужно трактовать в широком смысле. Речь идет здесь не только об изготовлении на собственном оборудовании, но и об использовании в тех или иных случаях собственного транспорта, складов и др., а также собственного сырья и полуфабрикатов. Взамен этого могли бы проводиться операции по привлечению наемного транспорта, аренде, лизингу и т.д. Разумеется, если в целом сделан выбор в пользу собственного изготовления, это не исключает возможности прибегнуть к внешним источникам на тех или иных этапах собственного изготовления. Например, для полного цикла изготовления комплектующего изделия может понадобиться закупка отдельных деталей или аренда (лизинг) таких станков, которые у фирмы в настоящее время отсутствуют.

Исход подобного выбора определяется как внешней конъюнктурой, складывающейся на рынке, так и внутренними особенностями самой фирмы и характером выполняемых ею заказов.

До настоящего времени не существует общепринятого расчетного метода, позволяющего с помощью формализованных приемов вынести однозначное суждение, следует ли данное комплектующее изделие изготавливать «у себя» или его лучше купить. Решение этого вопроса во многом носит творческий интуитивный характер, зависящий от лица, принимающего это решение. Но при этом следует руководствоваться вполне определенными соображениями. Степень важности рассматриваемых факторов и их ранжирование определяются самим лицом, принимающим такое решение. Иными словами, принятие такого решения во многом должно носить экспертный характер.

В широком смысле задача МОВ – это решение вопроса об использовании собственных транспортных средств или транспорта общего пользования, собственных складов или склада общего пользования.

При решении задачи МОВ в узком смысле необходимо учитывать ряд факторов «За» (потребность в комплектующем изделии стабильна и достаточно велика; комплектующее изделие может быть изготовлено на имеющемся оборудовании и др.) и «против» (потребность в комплектующем изделии невелика, для его производства нет необходимых мощностей, отсутствуют кадры необходимой квалификации и др.)

В решении задачи МОВ должны учитывать различные подразделения предприятия, в том числе отделы МТО, конструкторский, технологический, бухгалтерия и др.

Делались попытки формализации решения задачи МОВ, в качестве критерия нередко принимается максимум прибыли, однако практические расчеты обычно осложнялись тем, что приходилось учитывать большое количество факторов, значения которых в заданном интервале времени могут с высокой степенью вероятности изменяться (падение спроса, разработка новых технологий и др.), в результате чего решение может оказаться неверным со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Известными специалистами в области менеджмента высказываются диаметрально противоположные рекомендации:

Первые выступают как за максимальную вертикальную интеграцию, т.е. за производство всех комплектующих изделий собственными силами, так и против нее.

Однако высокая степень вертикальной интеграции снижает зависимость предприятия от колебаний рыночной конъюнктуры, но может привести к росту себестоимости продукции и снижению ее качества.

Вместе с тем закупка большей части комплектующих изделий на стороне означает переход к так называемой отверточной технологии (screw technology), ставит фирму в чрезмерно сильную зависимость от колебаний конъюнктуры, приводит к потере имиджа.

Необходимо собирать информацию о поставщиках и продуцентах и сопоставлять ее с информацией о собственной фирме, чтобы иметь возможность ответить на следующие вопросы:

- насколько велики или, наоборот, низки затраты на покупку и как они соотносятся с затратами на производство «у себя»?

- насколько удобно и близко размещены потенциальные поставщики?

- насколько высок технический уровень и уровень менеджмента у потенциального поставщика?

- возможно ли использовать имеющееся только «у себя» уникальное оборудование и получить за счет этого дополнительную прибыль?

- достигается ли снижение затрат на складирование при выборе варианта закупки или собственного изготовления?

- не является ли рассматриваемое комплектующее изделие уникальным в такой степени, что оно не сможет найти на стороне своего продуцента и поставщика?

- не сможет ли поставка такого комплектующего изделия извне вызвать у потенциальных партнеров взаимный интерес и побудить их к долговременному кооперированию, в том числе и в вопросах поставки других изделий?

- нет ли необходимости в расширении собственного производства и его диверсификации?

- не приведет ли изготовление данного комплектующего изделия «у себя» к отвлечению недопустимо больших сил и средств и, наоборот, не существует ли у компании в данный момент избыток квалифицированного персонала, который нуждается в загрузке?

Ответы на эти вопросы, как правило, не носят характера безусловного «да» или безусловного «нет», а имеют вид типа «в известной степени - да» или «в известной степени - нет». В какой именно степени – это зависит от лица или лиц, принимающих решения. Кроме того, от них зависит, как будут проранжированы эти вопросы. Иными словами, какой из них считать вопросом первостепенной важности, а какой – второстепенным, и в каком порядке, определяемом степенью важности, эти вопросы следует располагать.

По этим причинам и можно утверждать, что решение проблемы МОВ является творческим актом и может быть наиболее правильно решено по результатам экспертизы. Экспертной оценке может быть подтверждена информация, соответствующая сформулированным выше вопросам.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.