Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендации по организации работ по профессиональной ориентации учащихся в общеобразовательных школах




Протокол индивидуальной консультации.

Другие замечания

Заметки на будущее

Краткое изложение сессии

Области, в которых я улучшил работу с клиентом

Моя цель с этим клиентом

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

2. Какие навыки я улучшил?

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

3. Какие новые навыки я приобрел? ________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Клиент____ Захарова Любовь ____________________

(фамилия, имя)

Возраст_ 15лет______ Дата__ 18.01.00_______________

 

Кто говорит Фиксация содержания беседы Невербальное поведение клиента Анализ речи клиента, ключевые слова Этап консультации   Используемые методы Примечания
К. Здравствуйте! Садитесь.     Установление контакта    
З.Л. Здравствуйте… Может быть, я напрасно пришла.. Мне тяжело говорить.В последнее время у меня все валится из рук, ничего не получается… Садится на краешек стула, руки сцеплены, лицо напряжено, смотрит на свои руки. Признаки кинестетической модальности: «тяжело», «валится из рук» сверхобобщение: «ничего», «все»   Эмпатическое слушание  
К. Что именно у тебя не получается?       Уточняющий вопрос  

 


При проведении бесед с учащимися и родителями их внимание нужно обращать на следующие аспекты этой проблемы.
1. Общественная целесообразность профессии
Общественная целесообразность профессии определяется от его пользы обществу, от того, как она воспринимается обществом. С этой точки зрения все профессии можно разделить на следующие три группы:

а) общественно целесообразные профессии. К этой группе относятся всем хорошо знакомые и давно известные, широко распространенные профессии. Обычно подростки и их родители выбирают будущую профессию из этой группы. Например: учитель, врач, юрист, экономист и другие.
б) общественно безразличные профессии. Это такие неизвестные или мало известные, новые, часто современные профессии для данной территории, региона или общества. Например: дизайнер, рекламный агент, биржевой брокер, настройщик музыкальных инструментов, кинолог, коммивояжер, программист информационных сетей, врач- косметолог и другие. Профессии этой группы вызывает у людей интерес, в то же время они относятся к ним с осторожностью, с некоторым подозрением, но отрицательное отношение к таким профессиям отсутствует.
в) общественно нецелесообразные профессии. К профессиям этой группы люди относятся с недоверием или их открыто не воспринимают и не признают. Профессии этой группы могут преследоваться обществом в административном и моральном отношении. Например: ростовщик, игрок азартных игр, вор, мошенник, гадальщик, сутенер, проститутка, фарцовщик, контрабандист, специалист по подделке ценных бумаг, документов и художественных произведений и др.
2. Своеобразные особенности профессии.
а) полезные и привлекательные стороны профессии. У всякой профессии есть свои хорошие стороны. При этом следует подчеркнуть, что все положительные и привлекательные качества профессии полностью раскрываются только после освоения его в совершенстве. Если подросток при выборе профессии заранее знает все хорошие, положительные качества данной профессии, его желание и стремление к приобщению к этой профессии еще более усиливаются. Часто правильно выбранная профессия положительно влияет на формирование и становление личности человека (улучшает характер человека).
б) трудности и вредные стороны профессии. Обычно подростки при выборе профессии сначала обращают внимание в первую очередь только на его привлекательные, романтические стороны. Они редко думают о специфических трудностях, присущих каждой профессии. Целесообразно, чтобы подросток заранее знал все трудности, лишения, иногда и вредные особенности выбранной им профессии. Тогда у него в последующем не будет неожиданностей, разочарования и охлаждения к этой профессии. В некоторых случаях для работы по выбранной и приобретенной профессии не позволяет неустойчивость нервной системы или недостаточная приспособляемость. Эти обстоятельства тоже нужно предусмотреть.
3. Возможности приобретения профессии.
Возможность приобретения выбранной профессии может быть:
а) реальной и высокой, когда личные качества, способности подростка не противоречат выбранной профессии, имеется сравнительно доступное место обучения, семейные и прочие организационные обстоятельства позволяют ему приобретать данную профессию;
б) низкой, когда личные качества, способности подростка частично совпадают с выбранной профессией, место обучения, приобретения данной профессии находится очень далеко или условия приема в него очень жесткие, конкурс высокий, имеются затруднения с семейно-бытовыми условиями;
в) отсутствует, когда личные качества, способности подростка частично не соответствуют выбранной профессии; место обучения, приобретения данной профессии отсутствует или конкурс предусматривает наличие особых качеств от претендента; семейно-бытовые условия не позволяют ему приобретать данную профессию.
4. Оценка профессии.
Прежде чем остановить свой выбор на определенной профессии необходимо его всесторонне оценить. При этом подразумевается положение этой профессии в обществе. Оценка профессии включает в себе и следующие особенности:
а) материальная сторона. Имеется в виду, в каких размерах и формах обладатель этой профессии материально вознаграждается. С этой точки зрения все профессии условно можно разделить на 4 группы:
- оплачиваемые за счет государственного бюджета;
- сдельно-премиальные;
- оплачиваемые за счет негосударственных источников;
- оплачиваемые из частных источников;
б) морально-духовная сторона. При этом имеется в виду, насколько данная профессия соответствует мировоззрению, характеру подростка, отношению окружающих к этой профессии. Только в условиях полного соответствия особенностей профессии морально-духовным качествам личности он будет трудиться с радостью и плодотворно, полностью реализует все свои потенциальные возможности и способности.
в) широта и охват профессии. При выборе профессии желательно учитывать и следующие особенности:
- многосторонность. Это означает: круг обязанностей, которые можно выполнить, и круг должностей, которые можно занимать, обладая этой профессией. С этой точки зрения профессия может быть широко- или узкой применяемости. Например: педагоги-учителя, инженеры, экономисты, юристы кроме основных должностных обязанностей могут еще выполнить множество работ по смежным областям. Такие профессии как шофер, раскройщик, наборщик, оператор имеют узкое применение;
- продолжительность. Здесь подразумевается насколько долго можно заниматься этой профессией (несколько лет, десятилетия или на всю жизнь). Это зависит от отношения общества к данной профессии, а так же от личных качеств человека, различных условий, в том числе семейных. В этом отношении выбранная профессия может быть постоянной или временной.
- особенности профессии применительно к определенным полам. Для многих профессий не имеет значения половая принадлежность человека. Вместе с тем есть определение профессии или их разновидности, которые больше соответствуют представителю того или иного пола. При этом еще нужно учитывать местные и региональные особенности общества.
5. Личные качества, имеющие определяющее значение при выборе профессии.
Некоторые профессии по отношению к личным качествам человека не предъявляют особых требований по характеру или способностям, т.е. они как бы являются "универсальными" по отношению ко всем людям, их могут осваивать почти все люди. Но для освоения многих профессий от личности потребуется наличие (или отсутствие) тех или иных качеств, какие-то умственные, духовные или физические способности. Подростки при выборе профессии чаще всего ошибаются именно в этом. В последующем они пытаются переменить профессию, иногда это им и удается. Подросток должен хорошо знать те особенности будущей профессии, которые тесно связаны с наличием или отсутствием у него каких-то определенных качеств, способностей. Школьная психологическая служба именно в этом вопросе должна оказать помощь подростку.
Ниже приводятся личные качества, которые могут иметь важное или решающее значение при выборе профессии и наличие или отсутствии, которые необходимо определить в первую очередь.
1. Общительность, эмпатийность - врач, учитель, воспитатель, правовед, журналист, психолог, руководитель.
2. Организаторские способности и инициативность, чувство ответственности - руководитель, управляющий, менеджер, тренер.
3. Приспособляемость - профессии с изменчивой ситуацией и коллективом, работы, связанные с частыми командировками (моряк, летчик, снабженец, стюардесса, проводник, курьер, дипломат).
4. Компромисс, сотрудничество, избежание конфликта, терпение - продавец, воспитатель, секретарь, посредник, коммивояжер, работники сферы обслуживания.
5. Воля, хладнокровность - военные и военизированные специальности, спорт, работы, связанные с чрезвычайными ситуациями (скорая помощь, пожарные, различные аварийные службы, милиция).
6. Хорошая память, находчивость - профессии, связанные с запоминанием многих людей, вещей, текстов, знаков (переводчик, различные службы информации и справок, работники архива историк, диктор, конферансье).
7. Стремление к новациям и творческие способности - литература и искусство, конструктор, изобретатель, работы по программированию и проектированию.
8. Абстрактное мышление - различные расчеты, работы, связанные с программированием и проектированием, дизайнер, художник, модельер.
9. Аналитические (анализ) и обобщающие способности (синтез) - ученый, исследователь, комментатор, следователь, дипломат, руководитель.
10. Хорошее физическое развитие - профессии, связанные со значительной физической нагрузкой, военизированные специальности, спорт.
При выборе профессии следует обращать внимание еще на следующие обстоятельства:
1. Для выбранной профессии может требоваться наличие одного или одновременно нескольких вышеперечисленных качеств. Если у подростка отсутствует хотя бы один из них, то можно заключить, что выбранная им профессия не соответствует его личным качествам.
2. Нельзя смотреть на профессию только как на средство добывания материального благополучия. При выборе профессии нужно отдавать предпочтение той из них, которая при одинаковой материальной стимуляции больше и лучше влияет на развитие личности.
3. При освоении и применении профессии следует надеяться только на свои способности и возможности. Никогда нельзя надеяться при этом на других людей, родственников или друзей.
4. Нужно учитывать возможность последующего роста уровня профессионального мастерства и квалификации. Место, занимаемое человеком в обществе, в большинстве случаях зависит от того, насколько он мастер своего дела.
5. Желательно не ограничиваться выбором одной профессии. Например, подросток не мог поступить в нужное учебное заведение или по различным объективным и субъективным причинам иногда человек не может заниматься своей основной (первоначальной) профессией, в таких случаях, исходя из сложившейся ситуации и обстоятельств, приходиться выбирать другую профессию. Обычно это сопровождается некоторым нервно-психическим напряжением и организационными трудностями. Поэтому предварительная готовность человека к такой ситуации ему не навредит.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.