Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура нормы права. Норма права и нормативно-правовой акт 1 страница




Структура нормы права - это ее логически согласованное внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, содержащее взаимосвязанные элементы, реально выражающееся в нормативно-правовом акте.

Элементы структуры нормы права:

1. Гипотеза - указывает на конкретные обстоятельства, при которых норма права реатазуется (если гражданин отдает в дот сумму не менее десятикратного МРОТ...)

2. Диспозиция - само правило поведения, устанавливающее субъективные права или юридические обязанности (.. .то следует взять письменную расписку...)

3. Санкция:

- негативная - указывает на негативные последствия, наступающие в результате нарушения диспозиции (... иначе нельзя использовать свидетельские показания при взыскании долга).

- позитивная - указывает на благоприятные последствия в случае исполнения или соблюдения диспозиции (государственная награда за долголетний добросовестный труд).

Структура логической (идеальной) нормы права состоит из трех элементов: гипотеза + диспозиция + санкция.

Структура реальной нормы содержит только два элемента:

1. Охранительная норма: гипотеза + санкция (диспозиция только подразумевается). Например: если лицо совершает умышленное убийство, то оно приговаривается к лишению свободы.

2.Регулятивная норма: гипотеза + диспозиция. Например: если мужчина достигает возраста шестидесяти лет, то он может выйти на пенсию по старости.

Норма права и нормативно-правовой акт

Нормы права закрепляются в нормативно-правовых актах, имеют текстовую форму и четкость изложения, чем достигается доступность, понятность, легитимность правовых норм и стабильность права в целом.

Нормативно-правовые акты имеют определенную структуру, основным элементом которой является статья.

Способы изложения норм права в нормативно-правовых актах:

1. Простое изложение: норма права называет вариант поведения, но не раскрывает его.

2. Описательное изложение: норма права описывает все существенные признаки правомерного поведения.

3. Ссылочное изложение: норма права не излагает правило поведения, а отсылает для ознакомления с ним к другой норме этого же нормативно-правового акта.

4. Бланкетный способ: норма права не излагает правило поведения, а отсылает для ознакомления с ним к другому нормативно-правовому акту (бланку - правилам, инструкциям, законам).

Соотношение нормы права со статьей нормативно-правового акта:

1. В одной статье нормативно-правового акта содержится одна норма права.

 

2.В одной статье нормативно-правового акта содержится несколько норм права.

3.Одна норма расположена в нескольких статьях одного нормативно-правового акта.

4.Одна норма расположена в нескольких статьях различных нормативно-правовых актов. Таким образом, нормы права имеют определенную структуру и правила закрепления в

тексте нормативно-правового акта.

29. Право в системе социальных норм

Социальные нормы - это правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Их следует отличать от технических норм, определяющих правила пользования приборами и механизмами (пылесосом, автомобилем), веществами (прием лекарств) и осуществления технологических процессов (приготовление пищи).

Первоначально поведение людей регулировалось мононормами - едиными, нерасчлененными социальными нормами, которые содержали в себе и религиозные нормы, и запреты (табу), и мифологические представления первобытного человека.

Виды социальных норм:

1. Обычаи - исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. Могут быть полезными для общества (обычай воспитывать ребенка матерью) и вредными (обычай кровной мести).

2. Нормы морали - правила поведения, регулирующие поведение человека, исходя из представлении о добре и зле, справедливости, понятий «хорошо» и «плохо» (уважение старших, защита слабых).

3.Религиозные нормы - регулируют поведение верующих исходя из догм религии (отправление религиозных таинств - крещения, причащения, венчания: соблюдение поста).

4.Корпоративные нормы - нормы, принятые внутри организации и распространяющиеся только на ее членов (устав партии, обязанность носить униформу).

5. Традиции - исторически сложившиеся правила поведения, регулирующие внешнюю сторону поведения (застолье по поводу заключения брака, празднование Нового года).

6.Обряды - правила поведения, имеющие символическое значение и особый смысл (обряд похорон).

7. Нормы права - исходящие от государства общеобязательные, неперсонифицированные (обращенные ко всем), формально-определённые правила поведения.

С появлением государства на первое место в системе социального регулирования вышли нормы права как самые эффективные и обеспеченные силой государственного принуждения.

30. Система права: понятие, элементы, соотношение с системой законодательства и правовой системой

Система права - это внутреннее строение права, отражающая объединение и дифференциацию юридических норм. Элементы системы права:

1. Отрасль права - это совокупность норм права, регулирующих качественно однородную сферу общественных отношений (трудовое право) определенным методом. Отрасли права выделяются по предмету (регулируемые общественные отношения) и методу (способу) правового регулирования.

2. Подотрасль права — это совокупность норм права, регулирующих качественно однородную область общественных отношений внутри отрасли права (жилищное, наследственное, договорное право внутри гражданского).

3. Институт права — это совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений внутри отрасли или подотрасли права (институт заработной платы внутри трудового права, межотраслевой институт юридической ответственности).

4. Субъинстнтут права: это совокупность норм права, регулирующих качественно однородный вид общественных отношений внутри института права (субъинститут сдельной заработной платы).

5. Норма права - первоэлемент системы права, который устанавливает право, обязанность, запрет или санкцию для участников правовых отношений.

p$Ht Система законодательства - это совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Это внешнее выражение системы права, которая соотносится с системой законодательства как содержание и форма. Элементами системы законодательства являются НПА, а первичными элементами -статьи НПА. Если система права определяется системой общественных отношений, то система законодательства - волей законодателя. Поэтому система законодательства является субъективной, а система права - объективной.

Законодательство кроме норм права может содержать декларации, определения, цели, призывы, а система права - только нормы.

Число отраслей законодательства больше числа отраслей права.

Различается вертикальное и горизонтальное строение системы права (деление на отрасли; деление на отрасли, подотрасли, институты) и системы законодательства (отраслевое; законы РФ и законы субъектов РФ).

Система права является элементом и отличительным признаком правовой системы, они соотносятся как часть и целое. Так в романо-германской правовой семье существует четкое деление на отрасли права, а в англосаксонской семье такого деления нет, это система общего права.

Таким образом, система права имеет четкую структуру, отражает содержание права и является элементом правовой системы.

31. Публичное и частное, материальное и процессуальное право: понятие и соотношение

Публичное право это функционально-структурная подсистема права, регулирующая отношения в сфере государственной власти и выражающая интересы государства и общества. Использует преимущественно:

- императивный метод правового регулирования, который предусматривает единственно возможный вариант правомерного поведения, используется для регулирования отношений власти и подчинения;

-разрешительный тип правового регулирования: запрещено все, что не разрешено.

К публичному праву относятся конституционное, административное, муниципальное, уголовное, финансовое, экологическое право, все отрасли процессуального права.

Частное право - совокупность норм, регулирующих отношения между индивидами и выражающих интересы частных лиц.

Использует преимущественно:

- диспозитивный метод правового регулирования, который предоставляет возможность выбрать наиболее подходящий вариант правомерного поведения, используется для регулирования отношений между равноправными субъектами права

- общедозволительный тип правового регулирования;

-правового регулирования: разрешено все, что не запрещено.

К частному праву относятся гражданское, семейное, трудовое, торговое право.

Разделение права на частное и публичное необходимо для установления пределов вмешательства государства в частную жизнь.

По содержанию все отрасли права делятся на материальные и процессуальные.

Материальное право - это совокупность правовых норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения. К нему относятся конституционное, административное, уголовное, гражданское, трудовое, финансовое, земельное, семейное право.

Процессуальное право - это совокупность правовых норм, которые обеспечивают действие материального права, регулируя общественные отношения, возникающие при реализации и защите норм материального права. К процессуальному праву относятся уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, административно-правовое право. Процессуальное право гарантирует реализацию норм материального права.

Таким образом, в системе права можно выделить структурно-функциональные системы

публичного и частного, материального и процессуального права.

32. Предмет и м етод прав о вого р е гулирования как основания деления н а отрасли права. Обща я характеристика основных отраслей права

Предмет и метод правового регулирования являются критериями, в соответствии с которыми в системе права выделяются отрасли права.

Предмет правового регулирования - это обособленная часть качественно однородных общественных отношений, регулируемых нормами права. Такие отношение должны быть:

- типичными - постоянно воспроизводиться, повторяться (отношения купли-продажи);

- в них должны пересекаться интересы субъектов права (продавца и покупателя);

- поддаваться контролю со стороны государственных органов.

Метод п равово го регулирования - это совокупность юридических приемов, способов воздействия права на общественные отношения. Выделяют два основных метода правового регулирования:

- императивный: предполагает отношения власти-подчинения (отношения вертикального типа), в которых одна сторона обладает полнотой власти, а другая должна ей обязательно подчиниться; предполагает определенный вариант правомерного поведения (как правило, один);

- диспозитивный. предполагает отношения равноправных сторон, которые могут свободно выбрать тот вариант праве мерного поведения, который их устраивает.

В чистом виде методы не применяются, можно говорить только о преимущественном методе правового регулирования в той или иной отрасли права. Общая характер дст ика отраслей российского права:

1. Конституционно право: устанавливает основы конституционного строя, правой статус личности, форму государства и систему высших государственных органов, метод-императивный.

2. Гражданское право: диспозитивным методом регулирует имущественные и тесно связанные с ними неимущественные общественные отношения.

3. Уголовное праве: охраняет общественные отношения от преступных посягательств, устанавливает перечень преступлений и санкции за их совершение; метод — императивный.

4. Административное право: регулирует общественные отношения в сфере исполнительно- распорядительной деятельности государства императивным методом.

5. Трудовое право: регулирует отношения между наемным работником и работодателем, а также отношения, производные от трудовых (по поиску работы, трудовым спорам, охране труда); сочетается императивный я диспозитивный методы.

6. Уголовно-процессуальное право: регулирует отношения по привлечению к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление и деятельность органов дознания, следствия и суда императивным методом.

7. Гражданско-процессуальное право: регулирует отношения по рассмотрению гражданско- правовых, трудовых, жилищных, семейных споров императивным методом.

Классификация отраслей российского права:

1. По месту в системе правового регулирования:

- отрасли материального права, непосредственно регулирующие общественные отношения (конституционное, уголовное, гражданское, трудовое право);

- отрасли процессуального права обеспечивают действие норм материального права (уголовно-процессуальное гражданско-процессуальное право)

2. По функциям права:

- регулятивные отрасли, которые устанавливают права и обязанности субъектов права (гражданское, конституционное, трудовое право);

- охранительные отрасли устанавливают запреты и санкции за их нарушение (уголовное, административное право).

3. По значению в системе правового регулирования:

- профилирующие отрасли, которые появились исторически раньше других, сохранили чистый метод правового регулирования (конституционное, гражданское, уголовное, административное право);

- специальные отрасли, выделившиеся из профилирующих отраслей (трудовое, земельное, семейное, финансовое, уголовно-исполнительное и т.п.)

4. По выражению интересов:

- отрасли публичного права выражают интересы государства и общества (конституционное, уголовное, административное право);

- отрасли частного права выражают интересы индивида (гражданское, семейное право). Таким образом, отрасли права выделяются по предмету и методу правового регулирования и

имеют сложную классификацию.

33. Понятие и виды систематизации законодательства

Систематизация законодательства - это деятельность, направленная не его упорядочение. Виды систематизации:

/. Кодификация — это существенная внутренняя переработка нормативного материала, его согласование, устранение устаревших и противоречивых норм, устранение пробелов путем формулирования новых норм, в результате чего создается принципиально новый нормативно-правовой акт (создание кодексов, уставов, положений, регламентов).

2. Консолидация - объединение совокупности мелких актов, изданных по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам в один новый укрупненный акт.

Кодификацию и консолидацию вправе осуществлять только субъекты правотворчества.

3. Инкорпорация — внешняя обработка нормативных актов без изменения их содержания, объединение их в различные сборники или собрания по тематическому или хронологическому принципу (создание основ законодательства, сборников нормативно-правовых актов, собрания законодательства). На инкорпорированные сборники нельзя ссылаться, ссылка возможна только на те нормативно-правовые акты, которые вошли в сборник.

Возможно издание инкорпорированных сборников в учебных целях (хрестоматия по конституционному законодательству), для профессионального пользования (сборник действующих законов в сфере жилищного права) и даже в коммерческих целях (юридическая литература -доходный продукт издательского бизнеса).

4. Учет сбор необходимых для деятельности нормативно-правовых актов

заинтересованными лицами и поддержание их в контрольном состоянии (отслеживание изменений в законодательстве).

Существующие электронные правовые системы «Консультант плюс», «Кодекс», «Гарант» созданы на основе инкорпорации и учета комплекса нормативно-правовых актов Российской Федерации и систематизированы по различным критериям: дате принятия, названию, виду правового акта, тематике и т.п.

Систематизация законодательства необходима для определения времени действия нормативно-правового акта и его связи с другими актами.

34. Правоотношение: понятие, предпосылки возникновения, классификация

Правоотношение — это возникающее на основе норм права и юридического факта волевое общественное отношение, участники которого имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством.

Предпосылки возникновения правоотношения:

1. Юридические предпосылки:

- наличие нормы права;

- наличие юридического факта - конкретного жизненного обстоятельства, на основе которого возникает, изменяется или прекращается правоотношение;

правосубъектность лиц, вступающих в правоотношение (их правоспособность, дееспособность, деликтоспособность).

2. Социальные предпосылки: фактические отношения, возникающие в обществе и требующие юридического закрепления

Классификация пр авовых отношений:

1. по функциям права: регулятивные (возникают на основе регулятивных норм) и охранительные (возникают на основе охранительных норм).

2. По отраслям права: конституционно-правовые, гражданско-правовые, и т.п.

3. По количеству сторон: двусторонние (продавец - покупатель) и многосторонние (федеральный центр и десятки субъектов федерации).

4. По способу индивидуализации субъектов: относительные (те, в которых поименно определены все участнику правоотношения - отношения в договоре купли-продажи) и абсолютные (те, в которых поименно определена только одна сторона - носитель субъективного пава, а все иные лица являются обязанными - отношения собственности).

5. По распределению субъективных прав и юридических обязанностей: простые (одна сторона имеет только субъективные права, а другая только юридические обязанности) и сложные (обе стороны имеют и субъективные права, и юридические обязанности).

Таким образом, правовые отношения возникают на основе правовых и социальных предпосылок и имеют слоящую классификацию

35. Структура правоотношения,,,., п i а. ,•

Стр укту ра прав оо тношения = субъекты + объект + содержание, fie lb-Ячи-с- i

бъекты правоотношения - это физические лица, юридические лица, государство (в / лице государственных органов и должностньгх лиц), обладающие правосубъектностью.

.ff. ««. Правосубъектноегь состоит из правоспособности (возможности иметь права и обязанности), дееспособности (возможности своими действиями приобретать права и обязанности) и деликтоспособности (возможности нести юридическую ответственность).

Объекты правоотношения - это блага, по поводу которых складываются правовые отношения. Объекты могут быть материальными (вещи, деньги, ценные бумаги) и нематериальные (жизнь, здоровье, достоинство, товарный знак). а'

Содержание правоотношения складывается из субъективных прав и юридических обязанностей сторон правоотношения.

/. Субъективное право - это мера возможного поведения субъекта, предусмотренная нормой права. В него bxoz дт:

право на собственные действия, т.е. возможность дозволенного поведения управомоченной стороны;

- право требования — возможность требовать определенного поведения от обязанной стороны;

- право притязания - возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения другой стороной своей обязанности;

- право пользования - возможность пользования на основе права определенным социальным благом.

2. Юридическая обязанность - это предусмотренная нормами права мера необходимо! о, должного поведения субъекта правоотношения. В нее входит:

- обязанность совершать определенные действия (активная обязанность), либо воздерживаться от них (пассивная обязанность);

-обязанность отреагировать на законные требования управомоченной стороны;

-обязанность нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований управомоченн эй стороны;

- обязанность не препятствовать управомочеяному лицу пользоваться тем благом, в отношении которого он имеет субъективное право.

Таким образом, правоотношение имеет сложную структуру и состоит как минимум из двух субъектов, объекта, субъективных прав и юридических обязанностей сторон, которые опасны для общества (кража, разбой) и проступки, которые вредны для общества (прогул! опоздание на работу).

Фактический состав - это совокупность юридических фактов, необходимых для возникновения правового отношения. Так для приобретения статуса судьи необходимо достижение определенного возраста, наличие высшего юридического образования и стажа работы, успешная сдача квалификационного экзамена и издание указа о назначении на должность.

39. Реализация права: понятие и формы

Реализация права - это воплощение норм права в правомерное поведение субъектов правоотношений.

Формы реализации права:

1. По характеру правореализующих действий и виду реализуемых норм:

- использование - осуществление субъектами права своих прав, реализация управомачивающих норм права (студент использует конституционное право на образование);

- исполнение - обязательное совершение действий, предусмотренных обязывающими нормами права (солдат срочной службы исполняет воинскую обязанность);

- соблюдение — ■ воздержание от совершения запрещенных нормами права действий (большинство граждан соблюдают правовые запреты, не совершая правонарушений).

2. По субъекту реализации норм права:

- индивидуальная реализация ~ уплата налога;

jx - коллективная реализация использование избирательного права на выборах; ,у*л 3. По уровню реализации норм права:

- реализация задач и принципов права (общих установлений, нетипичных норм); например, реализация принципа справедливости при назначении наказания;

- реализация общих норм, устанавливающих правовой статус и компетенцию; например, реализация конституционных прав, свобод и обязанностей человека;

- реализация конкретных норм права в рамках правоотношения, например, назначение наказания за преступление, предусмотренное санкцией статьи уголовного кодекса.

>/, Особая форма реализации права - правоприменение. Это государственно-властная деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц и уполномоченных общественных организаций по реализации правовых норм в конкретных жизненных случаях путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний (правоприменительных актов).

Таким образом, виды реализации норм права определяются в зависимости от характера действий, субъекта и уровня реализации.

40. Правоприменение как особая форма реализации права: понятие и стадии правоприменительного процесса

Применение права - это властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и применению индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.

Субъектами правоприменительной деятельности являются специально уполномоченные государственные органы либо должностные лица: органы государственной власти, органы государственного управления, органы правосудия, контрольно-надзорные органы, органы местного самоуправления, их должностные лица., Стадии правоприменительного процесса:

£ 1. Установление фактических обстоятельств дела (предварительная стадия): сбор фактов,

* имеющих значение для вынесения решения по делу. Они должны быть достоверными, полными и " относимыми к делу.

\ 2. Юридическая оценка фактических обстоятельств (юридическая квалификация): выбор

i> и анализ нормы права, рассчитанной на установленные фактические обстоятельства.

3. Вынесение субъектами правоприменения правоприменительного акта (решения по делу), в котором фиксируются юридические последствия для конкретных лиц.

Таким образом, правоприменение как особая форма реализации права осуществляется только от имени государства и состоит из нескольких последовательных стадий.

41. Пробелы в н раве и способы их преодоления

Пробел в прав е — это полное или частичное отсутствие правового регулирования той сферы общественных отношений, которая объективно требует регламентации и не может нормально функционировать без обязательных для исполнения юридических норм (рынок, экология, безработица и т.п.)

Пробел в за ко нодательстве - отсутствие конкретной нормы, необходимой для регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования. В настоящее время не принят федеральный конституционный закон «О Конституционном Собрании Российской Федерации», что ведет к невозможности изменить текст трех глав Конституции России.

Пр обел в норм е права - отсутствие гипотезы в регулятивной норме и отсутствие санкции в охранительной норме. Запрет «По газонам не ходить» неисполним с точки зрения права, т.к. санкция за его нарушения не установлена.

Способы преод ол ения пробелов:

1. Аналогия закона - правоприменительное решение принимается на основе конкретной нормы конкретного закс на, регулирующего сходные отношения.

2.Аналогия права - правоприменительное решение принимается на основе принципов права, духа законодательства. При отсутствии необходимой нормы дело можно решить, исходя из принципов справедливости и гуманизма. В этом случае будет не только преодолен пробел в праве, но и создан, судебный прецедент.

Аналогия в уголовном праве запрещена!

3. Субсидиарное применение права — правоприменительное решение принимается на основе нормы другой отрасли права. Так для решения имущественных вопросов в семейном праве можно использовать нормы гражданского права.

Таким образом, существует несколько видов пробелов в праве и способов их преодоления. Способ же восполнения пробелов только один - правотворчество.

42. Акты прим енения норм права

Правоприменительный акт - эт

официальный документ компетентного

государственного органа или должностного лица, изданный на основе норм права и содержащий индивидуальное государственно-властное предписание по конкретному делу.

Акт правоприменения является юридическим фактом, то есть сам порождает субъективные права и юридические обязанности; имеет реквизиты документа (дату и место издания, наименование правоприменительного органа или должностного лица, лицо, которому он адресован, подпись ответственного лица).

Форма правоприменительного акта может быть:

-текстовой (решение суда);

-устной (требование контролера выплатить штраф за безбилетный проезд);




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.