Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды речи




 

По количеству участвующих в общении виды речи делятся на монологи, диалоги и полилоги.

Автором монолога является один человек. Монолог – это односторонняя речь, всегда ориентированная на слушателя.

Сферы функционирования монологов – драматическая, публичная речь, авторское повествование, спортивные комментарии, ситуации обучения в школе и в вузе.

Монолог как вид речи позволяет полно раскрыть идею произведения, выразить мысли и чувства автора и персонажа.

Монолог как форма речи строится в результате активной речевой деятельности. В отличие от диалога в монологе ответственен лишь один говорящий без опоры на активную ответную реакцию аудитории.

Монологическая речь может быть информационной, публичной, убеждающей, призывающей, развлекательной.

В диалоге участвуют два человека. Для диалога характерен быстрый обмен репликами. Реплики участников диалога короче, если диалог тесно связан с ситуацией общения.

Полилог основан на принципах совместного речетворчества. В полилоге много участников речи – это диспуты, дебаты, дискуссии, круглый стол, конференции.

 

 

Задание. Определите по разговору персонажей степень связанности диалога с речевой ситуацией и вид речи.

 

Однажды во время охоты король встретил в лесу крестьянина и из разговора с ним узнал, что тому очень бы хотелось посмотреть на короля, которого он никогда не видел.

- Садись ко мне на коня, - сказал король, - я отвезу тебя в охотничий лагерь, и там ты увидишь его.

По дороге крестьянин спросил, как он узнает короля. Король стал объяснять ему.

- Смотри на головы: когда появится король, все снимут шляпы, и только король останется с покрытой головой.

Когда они прибыли на место, все охотники выбежали навстречу и стали снимать шляпы.

- Ну что, теперь ты видишь, кто король? – спросил король крестьянина. - Ничего не пойму, - ответил тот, - только вы да я остались в шляпах.

 

 

Образцы таблиц

Характерные черты научной диалогической речи по каждой теме изучаемой дисциплины: Профессиональный русский язык: методический аспект

 

 
 

                 

 

Диалог-расспрос:

Диалоги данного типа строятся по модели:

• запрос информации общего или частного характера;

• ответ на вопрос (краткий или развернутый).

Для диалога-расспроса типичны вопросы общего характера:

Кто такой…? Что такое...? Что за...? Что представляет собой...?

Чем является...? Как называется наука о...?

Эти вопросы касаются деятеля науки, природы предмета (явления), научного события, результата действия и т.п. Кроме того, возможны частные уточняющие вопросы о времени и месте события, о цели действия, об отличительных чертах предмета (явления): Каков...? Какова...? Каково...? Каковы...? Какие признаки присущи...? Из чего состоит...?

Возможны также вопросы-предположения, то есть вопросы без вопросительного слова типа: Возможно данное понятие многозначно?

Краткий ответ обычно ориентирован на логический центр вопроса и содержит тему и рему, а развёрнутый ответ содержит ещё пояснения и уточнения.

2. Диалог-унисон (= согласие)

Диалоги данного типа строятся по моделям:

1-ая модель:

• утвердительное высказывание некоторого лица;

• высказывание другого лица, которое соглашается с информацией первого лица;

2-ая модель:

• утвердительное высказывание некоторого лица;

• высказывание другого лица, которое не только соглашается с информацией

первого, но и иллюстрирует её конкретными примерами-доказательствами;

• утвердительное высказывание некоторого лица;

3-я модель:

• высказывание другого лица, которое не только соглашается с информацией первого, но и развивает высказанную мысль дальше, дополняя и расширяя её.

Для построения диалога-унисона необходимы речевые реализации таких коммуникативных потребностей, как (1) согласие с полученной информацией (Я тоже так думаю; Я совершенно с Вами согласен и под.); (2) иллюстрация информации (Я могу это проиллюстрировать примером; Это легко доказывается тем, что...; Это можно показать на примере (чего?) и под.);

(3) логический вывод в аргументации (Из этого следует, вытекает, понятно, что...); (4) добавление (кроме того, следует добавить, что... и под.);

(5) пояснение (а именно, то есть...); (6) уточнение (вернее..., если выразиться точнее... и под.).

3. Диалог - диссонанс (= несогласие)

 

Диалоги данного типа строятся по моделям:

1-ая модель:

• утвердительное высказывание некоторого лица;

• несогласие другого лица с информацией первого лица и обоснование этого несогласия, то есть аргументация.

Для построения диалога-диссонанса по этой модели необходимы речевые реализации (1) несогласия (Я не разделяю вашу точку зрения; нам представляется, что Вы не правы, говоря о... и под.) и (2) аргументации. Последние предполагают вступление (В начале нам хотелось бы остановиться на (чём?) и под.), сопоставление одного аргумента с другим (С одной стороны..., а с другой стороны и под.), установление порядка следования аргументов (Во-первых, во-вторых), добавление к аргументам (кроме того, следует добавить, что... и под.), пояснение (иначе говоря, другими словами), выделение главной информации (главное... прежде всего..., следует подчеркнуть...), введение примеров (для примера приведём... и под.), указание на источник информации как вид аргументации (по словам (кого?), по мнению (кого?), согласно точки зрения (кого?) и под.), указание на конец аргументации (наконец, таким образом и под.).

 

2-ая модель:

• утвердительное высказывание некоторого лица;

• частичное согласие второго лица с информацией, высказанной первым, и обоснование частичного согласия, то есть аргументация частичного несогласия.

Для построения диалога-диссонанса по этой модели необходимы речевые реализации частичного согласия типа «с этим можно согласиться при условии, если...; Вы правы, но...; Вы правы, однако... и под.», а также речевые реализации аргументации (см. выше).

 

4. Диалог – переспрос. Диалог уточнение

а) Диалоги данного типа строятся по модели:

• утвердительное или вопросительное, или восклицательное высказывание некоторого лица;

• переспрос с мотивировкой того, почему возникла необходимость в

переспросе; затем (1) просьба что-то повторить, объяснить, уточнить или

(2) вопрос уточняющего характера.

Для построения диалога данного типа необходимы речевые реализации переспроса (Я не успел записать; я не понял; я не расслышал и под.), а также выражение просьбы о повторении или об уточнении чего-либо (Не могли бы вы повторить / уточнить..., Повторите, пожалуйста, ещё раз..., и под.), а также формулировки вопроса уточняющего характера (Если я правильно понял, Вы сказали, что...; Вы сказали, что...; Вы сказали, что..., не так ли? и под.).

 

б) Диалоги данного типа строятся по модели:

• утвердительное высказывание некоторого лица;

• высказывание другого лица, которое предварительно отделило достоверную (истинную) информацию от недостоверной (неистинной) и которое (1) соглашается с достоверной информацией; (2) указывает на наличие недостоверной информации; (3) вносит уточнения, поправки.

Для построения диалога-уточнения необходимы речевые реализации следующих коммуникативных потребностей (1) согласие с полученной информацией (Могу согласиться с тем, что... и под.); (2) абсолютная уверенность в достоверности (Совершенно ясно, что...; Очевидно, что...; Бесспорно/безусловно, что... и под.); (3) сомнение в достоверности информации (Возможно, что...; Не вполне ясно, что...; Вызывает сомнение тот факт, что... и под.); (4) уточнение, поправка (Вернее было бы говорить о...; Если выразиться точнее, то... и под.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.