Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть 4. Психология личной и обыденной жизни




Глава 1. Психология обыденной жизни

Дух силы, жизни и свободы
Возносит, обвевает нас.

Ф. Тютчев

Психологи психоаналитического и гуманистического направлений часто используют понятие «обыденная жизнь». Что же стоит за этим понятием и почему нам захотелось его использовать в нашей книге?

Обыденная жизнь — это повседневная жизнь человека, включающая различные стороны его жизни, в целостной динамике ее каждодневного развития. В живой жизни даже две ситуации никогда точно не повторяются, поэтому нельзя упускать из вида специфические предпосылки и жизненные обстоятельства при объяснении поведения и поступков человека. Надо опираться на призыв Иммануила Канта: «Имей мужество пользоваться своим собственным разумом».

Поскольку практическая психология должна доходить до конкретной жизненной практики, необходимо искать и давать людям психологический инструмент, который им будет полезен во всех сферах жизнедеятельности. Антон Штангль в книге «Язык тела» с подзаголовком «Познание людей в профессиональной и обыденной жизни» сделал упор на то, что обыденная жизнь — это как бы частная, повседневная жизнь человека, а профессиональная — это включенность в определенный трудовой процесс.

В повседневной жизни люди себя проявляют более спонтанно, т. е. совершенно свободно и естественно, без всякого торможения или расчета, что говорить или что делать, а делают так, как приказывают или предлагают их чувства, стремления. Отсюда и переживание собственной личности самое интенсивное. Эту интенсивность можно наблюдать у детей, которые полностью включаются в игру. А посмотрите на оратора, который весь в своей речи и ее предмете: сила его проявления, сила «излучения», воздействия максимальна! «Наша личность, наша индивидуальная самость выходит далеко за пределы того, что наше осознанное мышление, наше сознательное Я может распознать и понять» (А. Штангль).

В зависимости от социальных условий и обстоятельств в любом обществе, в том числе и в нашем, формируются на уровне обыденной жизни стереотипы и мифы, которые глубоко уходят в подсознание человека и часто им не осознаются. Психологи, анализируя жизнь людей в нашем обществе, выявили синдром «больного» мышления — стереотипы и мифы, которые прочно вошли в наше сознание и подсознание. Эти стереотипы и мифы формировались десятилетиями и сегодня нередко мешают нам в решении как социальных проблем, так и проблем обыденной жизни. Основные стереотипы: «вождизм» — ориентация на вождя, «лозунговое мышление», нетерпимость к противоречиям, неумение прогнозировать развитие… Эти стереотипы мешают людям спокойно и деловито разбираться в жизненных ситуациях, не впадая в крайности и в истерическое состояние, когда «все долой», а что взамен — неизвестно.

То же самое заложено и в мифах, очень напоминающих русские народные сказки про Емелю, который лежа на печи хотел, чтобы исполнялись все его желания.

Чтобы люди могли включиться в новую жизнь, надо строить новый менталитет, преодолевая старые стереотипы и мифы в обыденном сознании. И практическая психология должна людям помочь разобраться в себе, в других людях и дать психологическую свободу человеку в повседневной жизни.

В целостной картине жизни человека можно выделить 3 основных сферы его деятельности — трудовую, семейно-бытовую и досуговую, связанных с удовлетворением основных потребностей жизнеобеспечения.

В сравнительном плане семейно-бытовая и досуговая сферы отличаются меньшими возможностями социального контроля, более скрытым механизмом функционирования всех тех процессов, которые связаны с интимными взаимоотношениями людей.

Трудовая деятельность — это прежде всего практическая деятельность, выполняемая человеком по определенному заданию. Труд — важное условие существования человека, его развития и благосостояния общества в целом. Основным видом трудовой деятельности является производительный труд в определенной отрасли промышленности, обычно классифицируемый как профессиональный труд. Раскрытие психологического своеобразия различных видов профессионального труда является предметом ряда социологических и психологических исследований. Исследования показывают, что на производстве человек в силу строго регламентированной должностной инструкции не может удовлетворить ряд потребностей — в заботе, эмоциональных контактах, широте общения.

Факты обыденной жизни показывают, что проблемы взрослых людей — как быть счастливым, любимым, как избежать одиночества, построить свою семью и дом связаны с социально-экономическими условиями общества и прежде всего сферой труда.

Анализ условий счастливой семейной и личной жизни позволяет выявить некоторые закономерности объективного и субъективного характера. В значительной мере благополучие в обыденной жизни зависит от личных качеств людей, их социальной зрелости, культуры поведения, чувства ответственности.

Ответственность — это та форма контроля над деятельностью человека, которую он осуществляет сам согласно принятым им нормам и правилам поведения. Общество принуждает человека быть ответственным за последствия принимаемых им решений. Степень ответственности, подотчетности и мера наказания определяются общественными институтами, государством. На каждого человека возложены моральная, правовая, экономическая ответственность, и невыполнение соответствующих законов и норм влечет за собой наказание. Субъективное принятие или непринятие, знание или незнание, например, юридических законов или правил поведения в обществе, не освобождают человека от ответственности. Угрожая наказанием, общество всегда готово привлечь нарушителя к ответственности, и эта угроза заставляет человека вырабатывать внутренние формы контроля своей деятельности. Это и есть ответственность. В конце концов она становится чертой личности, а формируется в процессе интериоризации, т. е. принятия как своих социальных ценностей, норм и правил. Ответственность предполагает осознание своих действий и их последствий. Степень осознания принимаемых решений и степень контроля над последствиями при реализации этих решений могут быть различными. Можно выделить:

Высокий уровень ответственности — ответственность является чертой личности, все принимаемые решения соотносятся с внутренней структурой ценностей, появляется чувство ответственности за принятые решения, реализованные действия и последствия этих действий для жизни.

Средний уровень ответственности — по существу, такой же, но происходит осознание только ближайших последствий предпринимаемых действий, нет чувства ответственности за стратегию поведения в жизни.

Низкий уровень ответственности — проявляется в ситуационном самоконтроле над деятельностью. Принятие ответственности, осознание последствий в отдельных моментах жизни — это не черта личности, а ответственное отношение, возникающее в отдельных актах. Оно может быть неустойчивым, временным, зависимым от настроения и обстоятельств.

Безответственность — может иметь два проявления: либо у человека нет сформированной внутренней системы ценностей, осуществляющей контроль и регуляцию деятельности, либо внутренние правила очень жестки для человека, а нормы и ценности очень высоки, он не чувствует или не считает себя способным принимать решения, брать ответственность за возможные последствия, поскольку в случае неудачи наказание самого себя будет чрезмерно строгим. В таком случае у него формируется страх ответственности.

В психологическую структуру ответственности входят три компонента: рациональный, эмоциональный и волевой. Осознание личностью общественных потребностей и преломление их в структуре внутреннего мира может осуществляться на уровне знаний, чувств, убеждений и действий.

Человек может считать себя ответственным, чувствовать себя ответственным и действовать с позиций ответственного человека. Рационально-волевые компоненты наиболее четко характеризуются такими состояниями, как проницательность и целеустремленность. Естественно, что акт принятия ответственного решения может сопровождаться самой разнообразной гаммой эмоциональных состояний: озабоченность, напряженность, беспокойство, волнение, тревога, сосредоточенность, сомнение и т. д. Связь между деятельностью, т. е. актом принятия ответственного решения, и эмоциями взаимна: с одной стороны, ход и исход человеческой деятельности вызывают обычно те или иные чувства, с другой, — чувства человека, его эмоциональные состояния влияют на его деятельность.

Каждый человек может оказаться в ситуации, когда его действия и поступки могут причинить вред, обидеть окружающих. Это может произойти по незнанию, если у человека нет достаточной информации о ситуации или людях, его окружающих. Субъективное переживание ответственности может быть различным. Если человек не знал, он не ответственен за последствия совершенного действия, но с получением знаний о последствиях своих действий, человек либо берет на себя ответственность, либо отказывается от нее, что говорит о степени развития у него чувства ответственности. Субъективное переживание чувства ответственности может возникнуть только тогда, когда есть осознание своих действий и возможных последствий.

Существует «шкала» объема ответственности: чувство или принятие ответственности только за себя, за себя и близких, за себя и окружающих, за все в ответе. Человек, считающий себя ответственным только за себя, пытается влиять на жизненные события, которые касаются только его жизни. Эти люди выглядят независимыми, они не спрашивают советов, но и не стараются переделать окружающих, определять их действия. Однако большинство считает себя ответственными не только за себя, но и за близких — членов своей семьи, особенно детей. Родители считают, что они обязаны учить своих детей даже тогда, когда те уже выросли. Супружеские отношения, в свою очередь, тоже могут определяться мерой ответственности, которую несет каждый из партнеров. Человек, который боится брать ответственность на себя, самостоятельно принимать решения, ищет партнера, готового выполнять эту обязанность вместо него. Неудачным будет сочетание партнеров, один из которых стремится быть независимым, имеет собственную систему ценностей, а другой считает себя ответственным за принятие решений и определение жизненного пути партнера, исходя из своей системы норм и правил. Однако существуют возможности взаимодействия партнеров, когда они не навязывают друг другу своих ценностей, и в то же время остаются ответственными друг за друга. Это достигается в процессе эмпатического общения с другой личностью, когда ты временно живешь жизнью другого, оставляя в стороне свою точку зрения, ценности, свое «Я». Эмпатический способ общения, согласно К. Роджерсу, характеризуется следующим:

  • вхождение в личный мир другого и пребывание в нем как дома;
  • постоянная чувствительность к меняющимся переживаниям другого;
  • улавливание того, что другой сам едва осознает, без попытки вскрыть совершенно неосознаваемые чувства, так как они могут оказаться травмирующими;
  • сообщение ваших впечатлений о внутреннем мире другого;
  • спокойный взгляд на те элементы, которые волнуют или пугают вашего собеседника.

Позволяя близкому человеку самому принимать решения, не навязывая своих суждений и оценок, помогая ему осознавать переживания, можно чувствовать себя ответственным за него и позволить ему быть ответственным за тебя.

С точки зрения ответственности можно установить два типа личности — зрелая и инфантильная. Исследователи выделяют следующие психологические характеристики зрелой личности: развитое чувство ответственности, потребность в заботе о других людях, способность к активному участию в жизни общества и эффективному использованию своих знаний и способностей, психологическая близость с другим человеком, конструктивное решение различных жизненных проблем на пути к наиболее полной самореализации. С субъективной стороны ответственность — это показатель свободы личности, самостоятельности, позволяющий оставаться индивидуальностью при взаимодействии с другими людьми. Инфантильность определяется сохранением в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Это выражается в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищенности, пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательности к заботе других о себе и т. д. Инфантильная личность либо не знает или не пытается предположить последствия своих действий, либо оправдывает себя обстоятельствами, пытаясь таким образом избежать ответственности, которая для нее совпадает с наказанием.

Возможны различные способы избегания ответственности. Например, анализируя поведение человека в толпе, многие исследователи отмечают, что чем больше людей сосредоточено в одном месте, тем слабее в каждом из них проявляется чувство ответственности. Благодаря численности возникает сознание непреодолимой силы и в то же время анонимности, толпа устанавливает свои законы — законы хаоса и стихии (толпа замещает собой в этот момент общество, государство), и человек легко утрачивает прежнюю ответственность. Избежать самостоятельного решения, а следовательно и, чувства ответственности за него можно, выразив согласие с решением группы, семьи.

Часто выполнение приказа, требований начальника, своих профессиональных или гражданских обязанностей происходит на уровне автоматизированных действий. Эти действия не считаются своими, они не контролируются с точки зрения внутренних ценностей, следовательно, человек не просчитывает возможные последствия предпринимаемых действий, не заботится об исходе дела. Э. Фромм ввел в психологию понятие «автоматического конформизма». Это механизм, с помощью которого человек перестает быть самим собой, полностью усваивает тот тип личности, который ему предлагают модели культуры, и полностью становится таким, как другие, и каким они его ожидают увидеть. Человек, который уничтожил свое индивидуальное «Я» и стал автоматом, не испытывает больше страха одиночества и бессилия. Субъективное переживание ответственности исчезает, так как все остальные ничем не отличаются от него. Ответственным за все становится общество, которое сделало человека таким, каков он есть.

Ответственность отличается от обязанности степенью внутренней осознанности. В обязанности сказывается элемент внешней принудительной силы. Ответственность можно рассматривать как частный случай проявления долга, конкретизацию его требований.

Об ответственности человека можно судить лишь по ее проявлениям в деятельности, поступках, отношении к людям, хотя конкретные социально-психологические исследования показали, что между внешне наблюдаемым поведением и ценностными установками отсутствует прямое соответствие. Таким образом, выполнение социальных норм может мало говорить об ответственности.

Структура ответственности как качества личности включает:

  • осознание необходимости действовать в соответствии с общественными требованиями и нормами как социальными ценностями;
  • осознание своей социальной ценности и общественной роли;
  • предвидение последствий выбора, решений, действий;
  • критичность и постоянный контроль за своими действиями, учет их последствий для других людей;
  • стремление к самоосуществлению, реализации себя в объективном мире;
  • самоотчет и самооценку;
  • готовность отвечать за свои действия;
  • социально ответственную деятельность.

Глава 2. Психология личной жизни

В современном мире возросло значение эмоциональных, интимных аспектов жизни — того, что обычно называют личной жизнью человека. В условиях свободы выбора путей решения личных проблем важно учитывать не только личностные качества, но и природные особенности пола.

Можно выделить три группы проблем личной жизни современного человека:

1. Особенности психического склада мужчины и женщины. Половая дифференциация: психофизиология, поведенческие схемы, различия ценностных ориентации и установок.

2. Проблемы личной, интимной жизни (эротика, секс, любовь), личные отношения.

3. Брачно-семейные отношения, условия благополучия и стабильности семьи.

Вопросы полового диморфизма (мужчина и женщина) имеют давнюю историю изучения, как в рамках психофизиологии, так и социологических научных дисциплин. Согласно статистике, на каждые 100 девочек рождается 105 мальчиков. К 30-летнему возрасту численность мужчин и женщин сравнивается. Но уже в возрасте 40 лет на 1000 мужчин приходится 1700 женщин, к 75 годам отмечается почти абсолютное одиночество женщин (мужчин втрое меньше).

По данным статистики, средняя продолжительность жизни мужчины меньше, чем женщины. Мужчина гораздо более уязвим для большинства болезней и чаще, чем женщина, становится жертвой несчастных случаев и войн в молодом возрасте. Женщина более жизнестойка, ее организм способен переносить длительные нагрузки и нервное напряжение, поэтому в среднем женщины живут дольше, чем мужчины. Отсюда призыв: «Берегите мужчин, помогайте им выходить из трудных психических состояний и перегрузок».

В динамике основных функций мужчины и женщины отмечены различия по ряду параметров. Так, у женщин, как правило, объем сердечной деятельности меньше, чем у мужчин, но ритм сердечных сокращений более частый. Энергетическая потребность в калориях у мужчин во всех возрастных периодах выше: в 18-20 лет мужчине требуется 41 калория, женщине — 38; в 40-50 лет — соответственно 38, 5 и 36, 0 и так вплоть до 70-80 лет, когда уровень одинаков — 33,5 и 33,0 калории соответственно.

Важно отметить, что женскому организму присущ высокий уровень саморегуляции, что и обеспечивает в значительной мере ее большее долголетие.

В обыденном сознании утвердились понятия «слабый» и «сильный» пол, где превалируют личностные характеристики: аккуратность, усидчивость, исполнительность женщины противопоставляют смелости, ответственности при принятии решений, предвидении событий у мужчин.

Быстрота реакции на различные ситуации в профессиональной и семейно-бытовой деятельности у женщин ниже, чем у мужчин, что объясняется повышенной эмоциональностью, тревожностью женщин.

Одним из видов человеческой любви является любовь «родители-дети». Ребенок с самого раннего детства ощущает безусловный характер любви матери к нему: «Я любим, потому что я есть». Эту любовь не нужно заслуживать, добывать, ею нельзя управлять. В 8-10 лет к ребенку приходит осознание того, что можно быть любимым и за то, чем ты являешься, что нужно что-то давать, чтобы заслужить любовь. Отцовская любовь условна: «Люблю тебя, потому что оправдываешь мои ожидания, выполняешь свой долг, потому что похож на меня». Центр тяжести отношений с возрастом переходит от матери к отцу. Мать — это «дом», из которого человек выходит, натура (природа), глубина, океан. Отец репрезентирует мир мысли, предметов, которые являются делом рук людских, он учит ребенка дороге в мир.

Формула детской любви может быть выражена следующим образом: «Люблю, потому что любим», взрослой любви: «Любим, потому что люблю», незрелой любви, т. е. любви незрелой человеческой личности: «Люблю тебя, потому что ты мне нужен», зрелой любви: «Ты мне нужен, потому что тебя люблю». В выражении «Люблю тебя» должно заключаться: «Люблю в тебе всех, люблю мир, люблю в тебе самого себя».

Основой всех типов любви Фромм считает братскую любовь, сущностью которой является чувство общности, равенства, похожести с другим человеком. «Если вижу в другом человеке то, что лежит на самой поверхности, то вижу только то, что нас разделяет, отличает. Если же проникну в самую его глубь, то увижу нашу похожесть, факт нашего братства».

Любовь матери заключается не только в том, чтобы выкормить ребенка, но и в том, чтобы научить любить жизнь: давать не только «молоко», но и «мед», а для этого сама мать должна быть счастливым человеком — должна уметь любить и ценить жизнь. Влюбленность матери в жизнь или, наоборот, ее тревога прямо передаются ребенку, считает Фромм, и подчеркивает, что среди взрослых и детей без труда можно различить тех, кто получал одно «молоко», от тех, кто получал «молоко и мед».

Человек испытывает потребность быть творцом чего-то, а не игрушкой в чьих-то руках. Эту потребность женщина-мать легко реализует в ребенке, мужчина же должен «рожать» идеи и вещи.

Кроме того, Фромм развивает чрезвычайно важную мысль о том, что в истинной любви содержится и компонент любви к себе самому, к своему «Я»: формулу «люби ближнего как самого себя» он трактует следующим образом: если можешь любить самого себя, то можешь любить и других, и наоборот. Он высказывает неожиданное на первый взгляд суждение о том, что эгоизм и любовь к самому себе — вещи друг другу противоречащие.

Пьеро Ферручи в книге «Кем мы можем быть» предложил несколько упражнений для развития определенных качеств и чувств человека. Мы предлагаем выполнить некоторые из них по ходу нашего размышления о личной жизни и психическом здоровье.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1100; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.