Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельностный подход к динамике мотивационной сферы. Понятие «ведущей деятельности» принципиально по-новому Раскрывает путь развития и изменения содержания и иерархии мотивов личности




Понятие «ведущей деятельности» принципиально по-новому Раскрывает путь развития и изменения содержания и иерархии мотивов личности. Ведущая деятельность — это такая деятельность,

в которой формируются новые значимые свойства личности. Например, для старшего дошкольника ведущей деятельностью является ролевая игра (знаменитые «дочки-матери» для девочек и «война» для мальчиков). В ролевой игре дети формируют межличностные отношения, учатся действовать совместно и «примеряют» на себя социальные роли, которые им придется исполнять в будущем. Согласно концепции А.Н. Леонтьева, путь развития мотивацион-ной сферы личности заключается в увязывании различных деятель-ностей в сложную иерархическую структуру. Их «узлы» завязываются в той системе социальных связей и реальностей, в которой находится субъект деятельности. Соответственно включению в системы деятельности и складывается мотивационная сфера личности. При этом определяющей на каждом этапе развития мотивации является ведущая деятельность. По Д.Б. Эльконину, смена ведущих деятельностей внутри систем «ребенок — общественный предмет» и «ребенок — общественный взрослый» представляет собой цикличный процесс, определяющий преимущественное развитие то социальной (коммуникативной), то предметной (познавательной) потребности, характеризующей каждый этап (см. подробнее гл. 10).

© Контрольные вопросы

1. В чем заключается суть процесса опредмечивания потребности? Что является результатом этого процесса?

2. Чем человеческие потребности отличаются от потребностей представителей растительного и животного мира?

3. Какова роль физиологических и культурных факторов в формировании нарушений пищевого поведения различного рода: ожирении, нервной анорексии, булимии?

4. Чем инстинктивный способ удовлетворения потребностей отличается от деятельностного?

5. Что такое модель «иерархии потребностей» А. Маслоу? Как представляют иерархичность мотивационной сферы другие авторы?

6. Для каких целей психологи используют Тематический апперцептивный тест (ТАТ)?

© Тестовые задания

1. В каком типе наблюдаемых ситуаций возникает необходимость введения проблематики мотивации?

А. Младшие дошкольники во время игры часто разговаривают сами с собой, в то время как старшие дошкольники преимущественно обращаются к партнерам.

Б. Два приятеля идут по улице и видят, как к девушке пристает компания подвыпивших подростков, один из приятелей делает вид, что ничего особенного не происходит, а второй — бросается на помощь.

В. Человек, сон которого был прерван на медленноволновой фазе, не -оЖет дать отчет о своих сновидениях.

1 2. Представление о диалектическом взаимодействии противоположных по содержанию потребностей было введено в рамках... ■А. Бихевиоризма.

Б. Деятельностного подхода.

В. Психоанализа.

3. В основе функционирования какой из перечисленных ниже потребностей лежит принцип гомеостаза?

A. Половой.

Б. Познавательной.

B. Потребности в сне.

4. Какой безусловный рефлекс лежит в основе познавательной потребности человека?

A. Рефлекс избегания опасности. Б. Ориентировочный рефлекс.

I В. Хватательный рефлекс.

5. На сколько процентов, по мнению А. Маслоу, у среднего гражданина Западного общества удовлетворена потребность в самоактуализации?

' А. На 10%. Б. На 50%.

B. На 100%.

6. Закон Йеркса — Додсона о наличии оптимума мотивации гласит, что...

A. Чем сильнее мотивация, тем эффективнее выполняется деятельность. Б. Оптимальный уровень мотивации для сложных заданий ниже, чем

для простых.

B. Эффективность выполнения задания не зависит от мотивационно-

го состояния человека.

Ш Литература

Основная

1. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.

2. Ильин ЕЛ. Мотивация и мотивы. С.-Пб., 2002.

Js 3. Леонтьев АЛ. Лекции по общей психологии. М., 2000. 4. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т. 1 и 2. М., 1986.

Дополнительная

1. Джидарьян ИЛ. Эстетическая потребность. М., 1976.

2. Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психобиология, этология и

эволюция. М., 1988.

3. Маслоу А. Мотивация и личность. С.-Пб., 1999.

4. Обуховский К. Психология влечений человека. М., 1972.

5. Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Под Ред. Шороховой Е.В., Бобневой М.И., М., 1976.

6. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.

 

Глава 5

Регулятивные процессы психики. Эмоции и воля




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2171; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.