Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программа тренинга компетентности в общении




 

Занятие № 1. «Знакомство»

1. Приветствие ведущего.

2. Упражнение «Пусть пересядут те...» (разминка). Данное упражнение позволяет участникам взбодриться, снимает напряжение и позволяет начать узнавать друг друга. Суть упражнения состоит в том, что сначала ведущий, а затем и другие участники предлагают различные признаки, при наличии которых сидящие должны поменяться местами. При этом всегда не хватает одного стула, и тот, кто не успел сесть, становится водящим.

3. Обсуждение упражнения.

4. Информирование участников о целях тренинга и получение информации от них о том, что они ждут этого тренинга.

5. Принятие правил группы. Ведущий сообщает, что работа в группе предполагает соблюдение определенных правил, таких, как (правило конфиденциальности, правило возможности сказать «нет», если кто-либо не хочет участвовать в каком-то упражнении, правило высказывания от своего лица и др.). Участникам также сообщается, что могут быть приняты правила, предложенные ими.

6. Упражнение «Замечательный человек». Участникам предлагается объединиться в пары и подготовить рассказ друг о друге, который будет начинаться словами «Это замечательный человек, которого зовут...». Данное упражнение позволяет лучше узнать друг друга.

7. Обсуждение упражнения.

8. Упражнение «Самопрезентация». Участникам предлагается представиться так, как они считают нужным сделать это. Данное упражнение помогает лучше узнать друг друга.

9. Обсуждение упражнения.

10. Упражнение «Горячий стул» (для ведущего). Для того, чтобы участники могли лучше узнать ведущего применяется это упражнение. Ведущий отвечает на вопросы, которые ему задает группа. Вопросы могут быть на любые темы. Но до того, как участники начнут спрашивать, сидящий на «горячем» стуле может обозначить тему, которую затрагивать нельзя.

11. Обсуждение упражнения.

12. Завершение занятия – обмен впечатлениями и прощание.

 

Занятие № 2. «Я узнаю себя и других»

1. Приветствие ведущего.

2. Упражнение «Поздороваемся на разных языках» (разминка). Группа совместно вспоминает фразы приветствия различных народов мира. Затем участники ходят по комнате и здороваются друг с другом.

3. Обсуждение упражнения.

4. Упражнение «Разговор по кругу». Участники образуют два круга – внешний и внутренний. Поочередно, сидящие во внешнем кругу, по команде ведущего, перемещаются по часовой стрелке. В это время внешний круг рассказывает внутреннему истории из своей жизни на заданные ведущим темы. Далее, по команде ведущего, внешний круг меняется местами с внутренним и игра повторяется. Данное упражнение позволяет участникам больше узнать друг о друге и пообщаться, а главное, побыть в роли и слушателя, и рассказчика.

5. Обсуждение упражнения.

6. Упражнение «Ассоциации». Один из участников выходит из комнаты. В его отсутствие группа загадывает участника, которого водящий должен разгадать. Вернувшись, водящий просит группу проассоциировать загаданного участника с различными предметами и явлениями. Данное упражнение позволяет получить информацию о восприятии себя глазами других.

7. Обсуждение упражнения.

8. Упражнение «Реклама». Участники должны прорекламировать друг друга как какой-либо предмет интерьера, бытовой техники и т.п. Задача того, кто рекламирует, подобрать максимально точные слова, чтобы остальные участники смогли догадаться, о ком идет речь. Упражнение позволяет каждому получить информацию о том, как видят его окружающие.

9. Обсуждение упражнения.

10. Завершение занятия – обмен впечатлениями и прощание.

Занятие № 3. «Я учусь разрешать конфликтные ситуации»

1. Приветствие ведущего.

2. Упражнение «Пусть пересядут те...» (разминка). (См. занятие № 1).

3. Обсуждение упражнения.

4. Упражнение «Конфликтные ситуации». Ведущий предлагает участникам поочередно разыграть две ситуации, в которых один из участвующих будет пытаться оказывать давление, а другой должен сопротивляться. Задача каждого – отстоять свои интересы. Ситуации заготавливаются ведущим заранее. Данное упражнение позволяет потренироваться в навыке отстаивания своей позиции.

5. Обсуждение упражнения.

6. Упражнение «Горячий стул».

7. Обсуждение упражнения.

8. Завершение занятия – обмен впечатлениями и прощание.

 

Занятие № 4. «Я принимаю себя и других»

1. Приветствие ведущего.

2. Упражнение «Ведущий и ведомый» (в качестве разминки). Участникам предлагается распределиться по парам и встать друг за другом «паровозиком». Сначала «первые» закрывают глаза, а «вторые» направляют их движения во время совместной ходьбы по помещению, затем «вторые» закрывают глаза. После этого «первые» и «вторые» по команде ведущего меняются местами и упражнение начинается сначала. Упражнение позволяет определить «ведомых» и «ведущих». Также это упражнение используется и как упражнение на доверие.

3. Обсуждение упражнения.

4. Упражнение «Мои достоинства». Участники получают задание написать на листах по 20 своих достоинств. Затем достоинства зачитываются. Упражнение позволяет осознать собственную ценность и увидеть положительные качества других.

5. Обсуждение упражнения.

6. Упражнение «Мои недостатки». Участники получают задание написать свои недостатки. После этого, в каждом недостатке нужно найти то, чем он помогает этому человеку в жизни. Затем эти фразы зачитываются. Упражнение на самопринятие.

7. Обсуждение упражнения.

8. Завершение занятия – обмен впечатлениями и прощание.

 

Занятие № 5. «Невербальное общение»

1. Приветствие ведущего и объяснение термина «невербальное общение».

2. Упражнение «Изобрази» (разминка). Ведущий с помощью жестов показывает определенный предмет и спрашивает у участников на что это похоже, что это. Тот, кто догадался, становится водящим. Последующий водящий всегда получает задание от предыдущего (что изображать). Упражнение на тренировку точности жестикуляции.

3. Обсуждение упражнения.

4. Упражнение «Тренировка интонации». Участникам предлагается фраза «падает снег». Необходимо проговорить эту фразу с интонациями, выражающими различные эмоциональные состояния: радость, гнев, страх, безразличие и т.п. Упражнение на тренировку точности интонации.

5. Обсуждение упражнения.

6. Упражнение «Прикосновения». Один из участников придумывает прикосновение (похлопывание, поглаживание руки, удар и т.п.), окрашенное тем или иным эмоциональным состоянием. Это прикосновение передается по кругу и возвращается к нему. Он имеет возможность сопоставить то, что он задал, с тем, что получил, узнать – произошла ли деформация. Упражнение позволяет потренироваться в навыке выражения эмоций с помощью прикосновений и понять, что в процессе передачи информация искажается.

7. Обсуждение упражнения.

8. Упражнение «Мимика». Участники получают задание с помощью мимики поочередно показывать различные эмоциональные состояния и угадывать, что означает то или иное выражение лица.

9. Обсуждение упражнения.

10. Завершение занятия – обмен впечатлениями и прощание.

 

Занятие № 6. «Завершающее»

1. Приветствие ведущего и слова об окончании занятий.

2. Разминочное упражнение (по желанию группы).

3 - 4. Два упражнения по желанию группы (из прошлых занятий), которые наиболее понравились).

5. Упражнение «Пожелания». Участники пишут друг другу пожелания. Желающие продолжать общение после тренинга могут обменяться телефонами и адресами. Это позволяет легче пережить расставание.

6. Завершение занятия – обмен впечатлениями от этого занятия и от тренинга в целом, прощание.

 


Приложение 2.

МЕТОДИКА «Q-СОРТИРОВКА»

(Тест был разработан В. Стефансоном и впервые опубликован в 1958 году. В русскоязычных источниках описан Л. Мургулец)

Цель. Исследование основных тенденций поведения, обеспечивающих особенности и характер общения человека в группе.

Методика может применяться также при исследовании взаимооценки; она позволяет сравнить представления каждого члена группы о самом себе с мнениями остальных представителей изучаемой группы Круг о друге.

Инструкция. Просмотрите представленные ниже утверждения. Напротив каждого утверждения напишите «да» или «нет». «Да», — если утверждение соответствует вашим представлениям о себе как члене конкретной группы. «Нет», — если утверждение противоречит вашим представлениям.

В исключительных случаях разрешается ответить «сомневаюсь».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.