Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология объекта управления




Как уже отмечалось, одной из важнейших задач управленческой деятельности является обеспечение должного уровня мотивации деятельности работников, т.е. внутреннего состояния работника, побуждающего его к тому или иному действию. Наиболее глубокой основой мотивации являются многообразные человеческие потребности.

Мотивация, направление которой определяется потребностями, может регулироваться, усиливаться с помощью различных стимулов, внешних предметов или явлений, активизирующих поведение объекта управления.

Поэтому важнейшими профессиональными требованиями к менеджеру являются следующие:

• ясное представление о характере человеческих потребностей;

• умение на их основе создавать и усиливать мотивы, побуждающие подчиненных к активным действиям;

• навыки использования разнообразных стимулов, которые соответствуют возможностям организации и вместе с тем усиливают мотивацию сотрудников, их активность в направлении достижения ее целей.


4.1. Сущность и структура человеческих потребностей


Потребность — одна из главных характеристик психологии личности.

Наличие у человека тех или иных потребностей — такое же фундаментальное условие его существования, как и обмен веществ; и в том и в другом случае выражается тесная связь человека с окружающей его средой.

В психологии потребность определяется как внутреннее состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития и выступающее в качестве глубинного источника его активности. Потребность выступает как такое состояние личности, благодаря которому осуществляется регулирование поведения, определяется направленность мышления, чувств и воли человека. Потребности обусловлены процессом социализации человека, т.е. его приобщением к миру человеческой культуры, их содержание зависит от предмет- но-общественной среды. Потребности — наиболее глубокий источник активности личности, которая непосредственно порождается мотивами. В то же время многообразные мотивы человеческой активности являются лишь формой, содержание которой определяется все теми же потребностями людей.

Таким образом, человеческие потребности выступают в качестве фундаментальной основы, важнейших побудительных сил деятельности и поведения человека.

Наиболее крупный вклад в обоснование роли потребностей в мотивации поведения людей внес американский психолог Абрахам Маслоу (1908—1970).
По его мнению, поведение личности определяется наиболее сильной в данный момент потребностью. Все человеческие потребности Маслоу разделил на потребности высшего и низшего уровня.

К высшим он относил потребности:

• в самореализации, под которой понимается обучение, приобретение знаний и развитие способностей, в том числе способностей к творчеству;

• в уважении со стороны других людей, проявляющемся в высокой оценке и поощрении деятельности человека, привлечении его к выработке решений, делегировании полномочий, в успешном продвижении по карьерной лестнице;
• в удовлетворении потребности в общении, в здоровой психологической обстановке.
К группе низших потребностей относятся:

• потребность в безопасности, защищенности;

• различные физиологические потребности — в пище, одежде, жилье ит.п.

К группе потребностей высшего порядка относится прежде всего потребность в принадлежности и любви, которая выражается в стремлении принадлежать к какой-либо общности, находиться рядом с людьми, быть принятым и признанным ими. Удовлетворению этой потребности способствует здоровая морально-психологическая атмосфера в коллективе. Работа руководителя по созданию деловой системы взаимоотношений в организации как раз и нацелена на формирование у каждого члена организации чувства гордости за принадлежность к зрелому коллективу.

Потребность в уважении, стремление к одобрению, признанию, авторитету среди сотрудников означают, что каждый человек так или иначе стремится поддерживать и улучшать свои взаимоотношения с руководителями и коллегами по работе. Поэтому умение руководителя поддержать стремление работника проявить себя, получить одобрение со стороны товарищей является важным фактором активизации трудовой деятельности.
Потребность в познании, стремление многое знать, уметь, понимать, исследовать реализуются путем совершенствования человеком своих профессиональных знаний, всестороннего самосовершенствования. Поддержка познавательных потребностей работника, создание условий для его профессионального образования и самообразования являются еще одним важным фактором повышения эффективности деятельности организации в целом.
Эстетические потребности выражают стремление человека к гармонии, порядку, красоте. Человек вносит элементы прекрасного в свой труд, взаимоотношения с коллегами по работе. Поэтому забота руководителя о благоприятных условиях трудовой деятельности, оснащении всем необходимым рабочих мест во многом будет способствовать реализации эстетических потребностей членов трудового коллектива.

Наконец, еще одной важной потребностью высшей группы является потребность в самореализации, т.е. свойственное человеку стремление к проявлению и развитию своих способностей, личных качеств. Тем самым он хочет самоутвердиться в своих собственных глазах и вместе с тем заслужить уважение своих коллег по работе.

Группа высших потребностей у различных людей может быть выражена в разной степени, однако без их удовлетворения человек не может достигнуть полноценного существования.

Процесс движения, развития личности от низших потребностей к высшим определяется в психологии как закон возвышения потребностей.

Группа высших потребностей отличается следующими признаками:

• они возникают, как правило, после удовлетворения низших потребностей, поскольку, как отмечает народная мудрость, «на голодный желудок петь не будешь»;

• чем выше уровень потребности, тем менее она важна для выживания, тем легче от нее на время освободиться;

• тем не менее, жизнь на более высоком уровне потребностей, как показывает опыт, оказывается более биологически эффективной, более продолжительной; людей, поднявшихся до их уровня, отличают, как правило, хороший аппетит, сон, более крепкое здоровье;

• удовлетворение высших потребностей повышает общий тонус человека, чаще приносит радость, ощущение полноты жизни, счастья.

Поэтому именно удовлетворение этих потребностей часто рассматривается на общефилософском уровне в качестве наиболее приемлемого для человека смысла его жизни. достижение человеком своих вершин связано прежде всего с его саморазвитием, самосовершенствованием, самоактуализацией.

Базовым уровнем потребностей являются, конечно, низшие, прежде всего физиологические потребности, поскольку без их удовлетворения человек просто не может выжить.

К группе потребностей низшего порядка, по Маслоу, относятся потребность в безопасности, стремление чувствовать себя защищенным, свободным от чувства страха. Экономическая самостоятельность сотрудника, социальные гарантии организации, удовлетворяя эту потребность, также значительно активизируют труд исполнителя.

Физиологические или органические потребности — это голод, жажда, потребность в регулярном отдыхе. Именно на удовлетворение этих потребностей и направлено материальное стимулирование труда, являющееся важным фактором активизации деятельности исполнителей.

Конечно, пока доминируют низшие потребности, самоактуализация не может начаться. Когда же низшие потребности удовлетворены, вдруг оказывается, что их объекты скучны, а высшие потребности гораздо привлекательнее.
Нередко неудовлетворенность потребностей высшего порядка — в самоактуализации, в творчестве — подталкивает человека к попыткам как-то подменить их другими свидетельствами собственной значительности: чрезмерным вниманием к своей одежде, безудержным стремлением к власти, карьерному росту; превращением человека в страстного болельщика тех или иных эстрадных или спортивных «звезд»; наконец, такие попытки могут приводить и к преступным деяниям.

Неизбежные кризис и разочарование, следующие вслед за всеми подобными проявлениями, лишь подтверждают, что единственным оправданным способом утверждения собственной значимости является реализация своих позитивных способностей, что только и может обеспечить подлинный, а не мнимый профессиональный и культурный рост.

Конечно, в каждый момент для человека наиболее значимой является та потребность, которая в наименьшей степени удовлетворена. По мере удовлетворения той или иной потребности ее активизирующая роль начинает убывать, она прекращает свое действие в качестве фактора мотивации. Так, как показывает опыт, при повышении зарплаты до определенного уровня ее дальнейшее повышение перестает оказывать на работника стимулирующее воздействие. В этих условиях возникает необходимость использования других стимулирующих факторов.

Но при всей роли потребностей только ими все же не исчерпываются все факторы мотивации человеческой деятельности.

К числу других действенных стимулирующих средств относятся так называемые ситуационные факторы: прежде всего тот или иной стиль управления организацией, а также существующий в ней психологический климат. Поэтому опытный менеджер не только уделяет необходимое внимание индивидуальным факторам, стимулирующим отдельных работников, но и способствует совершенствованию групповых отношений, состояние которых может или усиливать, или препятствовать активности людей.
Поэтому современная концепция мотивации включает в себя целый комплекс воздействий на работника в целях активизации его трудовой деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.