Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программное обеспечение. Операционные системы, в том числе сетевые, инструментальные средства и системы управления базами данных




Телекоммуникационное обеспечение. Организация сети передачи и обмена данных.

Техническое обеспечение. Спецификация комплекта технических средств каждого объекта информационной системы.

Здесь приводятся не все виды (средства, направления, компоненты), обеспечивающие функционирование и развитие информационных систем. Например, не рассматриваются такие средства, как правовые, организационные, кадровые, финансовые и др. Правовое обеспе­чение информационных процессов при ведении регистров рассматривается во второй главе. В этой же главе раскрываются вопросы обеспечения условий безопасности ведения информационной системы регистров нормативных правовых актов, защиты информации, интересов и прав всех физических и юридических лиц, государства.

В целях реализации Федерального закона «О доступе к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления» был принят приказ Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 16.11.2009 № 470 «О Требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти»[88].

Указанный правовой акт устанавливает, что информация, размещаемая в информационно-телекоммуникационной сети Интернет должна быть круглосуточно доступна пользователям информацией для получения, ознакомления и использования, а также для автоматической (без участия человека) обработки информационными системами, не должна быть зашифрована или защищена от доступа иными средствами.

Информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат").

Данный нормативный правовой акт устанавливает требования к программному обеспечению, технологическим средствам обеспечения пользования официальным сайтом, а также к форматы размещенной на нем информации, например, предоставлять пользователям информацией возможность масштабировать (увеличивать и уменьшать) шрифт и элементы интерфейса официального сайта средствами веб-обозревателя.

Информация должна размещаться на русском языке. Помимо русского языка, информация может быть размещена на государственных языках республик, находящихся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранных языках.

1. Информационное и лингвистическое обеспечение.

Информационное обеспечение по содержанию и структуре является системным, многоаспектным, комплексным и в связи с этим определяется как взаимосвязанная совокупность организационно-правовых, методических, программно-технологических компонентов, обеспечивающая качество информационных ресурсов.

По существу информационное обеспечение представляет собой сбор информации.

Как ни велики объемы памяти новейших ЭВМ, как ни высоки скорости передачи информации, интенсивные способы развития ин­формационных систем, в принципе, себя исчерпали. В настоящий момент только интеллектуализация работы информационных право­вых систем с юридическими документами позволит удовлетворить потребности общества в правовой информации, а системам обеспе­чит высокую конкурентоспособность на информационном рынке.

Правовые информационные системы имеют дело с юридическими текстами, поэтому к ним предъявляются особые требования полно­ты и точности предоставляемой информации. Выполнение этих тре­бований - задача лингвистического обеспечения правовых систем.

Наличие современных лингвистических средств для правовых систем сказывается положительно на их качестве. Поиск с по­мощью лингвистических приемов точный и полный, возможно быст­рое создание локальных баз, тематических подборок.

Очень важным является проблема выбора лингвистического средства или комплекса этих средств, наилучшим образом отвеча­ющих техническим требованиям системы, возможностям специалис­тов, занимающихся предмашинной обработкой текстов нормативных актов и запросам пользователей.

Лингвистическое обеспечение информационной системы пред­полагает функционирование в ней лингвистических средств, орга­низующих информацию различными способами: рубрикаторов, клас­сификаторов, словарей и т.п.

Каждое лингвистическое средство имеет свои особенности, свои плюсы и минусы, т.к. каждое представляет определенный ас­пект организации правового материала. Поэтому оптимальным яв­ляется использование в системе комплекса взаимно дополняющих лингвистических средств.

Рубрикатор или тематический классификатор - это средс­тво, наиболее полно и содержательно организующее правовую об­ласть. От рубрикатора в значительной степени зависит решение проблем систематизации, индексирования и поиска правовой ин­формации, эффективное и согласованное взаимодействие банков данных между собой, а также со всеми категориями пользовате­лей. Рубрикатор предлагает тематическое членение какой-либо предметной области в явном виде, что упрощает восприятие и ин­формационную работу.

Поиск информации производится с помощью рубрикатора уста­новлением соответствия содержания рубрик содержанию докумен­тов. Данная операция может осуществляться с помощью вспомога­тельных средств - алфавитно-предметного указателя, тезауруса терминов рубрикатора, ключевых слов, раскрывающих смысл рубри­ки и др.

Рубрикатор как классификационная система строится путем деления понятий (объектов классификации) на основе установ­ленных связей между признаками этих объектов в соответствии с определенными логическими принципами. Под этими принципами подразумевается характеристика объекта, позволяющая устанавли­вать его сходство или различие по отношению к другим рассмат­риваемым объектам. Признак, принимаемый, как основной в процессе деления, принято называть основанием деления.

Таким образом, можно сформулировать, что рубрикатор представляет собой структурное описание предметной области законодательства и права и сфер действия законодательных актов. Рубрикатором информационной системы Минюста России в настоящее вре­мя является версия классификатора правовых актов, основанная на разбиении массива законодательства по его отраслям и институ­там. Это иерархическая классификационная система юридических понятий с универсальным тематическим охватом. Классификатор правовых актов, который является в настоящее время стандартом, утвержден Указом Президента Российской Федерации от 15.03.2000 № 511.

Для решения новых и очень сложных и объемных задач, пос­тавленных перед Минюстом России в последний период, созданы Классификатор нормативных правовых актов муниципальных нормативных правовых актов, Классификатор муниципальных образований, ведение которых предполагает совершенствование его содержания и структуры, а также подготовку его актуализи­рованных версий, отвечающих современному состоянию правового регулирования в сфере местного самоуправления.

Перспективным способом обработки нормативных актов явля­ется автоматическое рубрицирование. Оно может проводиться с помощью усовершенствованного рубрикатора. Так, расширение руб­рики терминами соответствующего семантического поля позволяет с достаточной точностью установить соответствие рубрики содер­жанию фрагмента нормативного акта.

Тезаурус представляет собой совокупность значимых слов нормативных правовых актов, между которыми эксплицитно (в явном виде) выражены смысловые отношения - синонимичные, родовые, видовые, ассоциативные.

Наличие тезауруса чрезвычайно повышает интеллектуальную привлекательность информационной системы, не говоря уже о его уникальных возможностях при установлении соответствия между содержанием запроса и документа, недоступных никакому другому средству поиска. Только тезаурус снимает проблему синонимии, расширяет по­иск видовыми и родовыми понятиями, и потому действительно дает возможность точного и полного предоставления информации, внед­рения гипертекстовых технологий. Если система бестезаурусная, проблему синонимии все равно обойти нельзя. Тогда пользователь фактически изобретает тезау­русные статьи на ходу, в процессе поиска, что, естественно, далеко не всегда удается сделать качественно. Поэтому жела­тельно наличие у пользователя хотя бы тезауруса справочного типа ­с наиболее частотными и сложными случаями синонимии и родови­довых связей.

Такой тезаурус подсказывает способы выражения одного и того же содержания разными способами. Если у пользователя будет перед глазами спра­вочный тезаурус - с указанием синонимов и родовидовых связей для слов его запроса (пусть даже на бумажном носителе), он сможет расширить поисковое предписание и таким образом сущест­венно повысить точность и полноту поиска нужной информации.

Программное обеспечение для справочного тезауруса являет­ся аналогичным тому, которое отвечает за функционирование в системе рубрикатора.

К лингвистическим видам обеспечения ведения регистров нормативных правовых актов относятся и такие классификаторы, как Классификатор органов, принимающих правовые акты и Классификатор видов правовых актов. Классификаторы служат поисковыми элементами системы, включая в себя реквизиты нормативных правовых актов.

Важными средствами поиска и унификации, повышающими ка­чество информационно-правовых систем, являются словари. Они позволяют привести в соответствие содер­жанию текста разнообразные формы его выражения.

Комплексное лингвистическое обеспечение ведения регистров правовых актов в идеале должно включать различные виды словарей: словари сино­нимов, антонимов, омонимов юридических терминов; словари дефи­ниций, аббревиатур, наименований; многоязычные словари; срав­нительные словари терминов различных правовых систем; словари юридических конструкций, оценочных понятий. Представляется очень интересным создание тематического словаря - классифика­тора вопросов по наиболее актуальным темам. Он может быть уст­роен наподобие тезауруса, в котором вместо ключевых слов ­сформулированная тема. Вспомогательные словари повышают ско­рость и удобство поиска информации - это алфавитно-предметные указатели, тезаурусы терминов рубрикаторов, классификаторов, картотек; словари терминов, используемых в локальных базах, подборках тематических документов и т.п.

2. Программное обеспечение.

Программное обеспечение создается с использованием современных технологий и средств разработки, к числу которых, например, относятся:

объектно-ориентированные языки программирования (C++, Java и др.);

алгоритмические расширения структурированного языка запросов (SQL), например такие, как PL/SQL фирмы Oracle, язык четвертого поколения 4GL фирмы Informix и, наконец, современные реализации очередного расширения языка SQL на основе Java-классов под названием SQLJ;

спецификации Object Management Architecture (OMA) консорциума OMG;

открытая архитектура служб Windows, включающая базовые и коммуникационные сервисы, а также сервисы вертикальных приложений;

офисные средства разработки приложений и основные модели приложений (модель центрального приложения, модель исполняемого файла и модель распределения ролей).

В качестве одного из приоритетных направлений развития прикладного программного обеспечения должно стать внедрение современных технологий коллективного делопроизводства и документооборота.

В настоящее время для автоматизации офисной деятельности в системе юстиции применяется достаточно широкий спектр различных программных средств, к числу которых относятся, например, программные продукты компании Microsoft, SmartSuite 97 компании Lotus Development, "Русский Офис" компании Арсеналъ и т.д. Проблема обеспечения совместимости форматов входных и выходных данных требует разработки ведомственных (корпоративных) стандартов, позволяющих определить набор инструментальных средств, поддерживающих высокую степень интеграции друг с другом, и перечень необходимых действий для поддержания единой информационной системы. При этом масштабируемая корпоративная система электронного документооборота должна обеспечивать выполнение основных функций коллективной обработки информации от уровня отдельного сотрудника подразделения территориального органа или учреждения Минюста России до уровня системы Министерства в целом.

При создании системы поддержки групповой работы обеспечиваются:

автоматизация пересылки документов в электронном виде (в рамках самой системы, по коммутируемым каналам связи, по факсу, по электронной почте E-mail);

унификация ведущейся переписки, выработка корпоративных стандартов на документы, циркулирующие в структуре Минюста России, простота составления документов, путем использования типовых форм и образцов (письма, приказы, распоряжения и т.д.);

выдача поручений и организация согласования документов с обязательным оперативным сбором полной информации о ходе их выполнения и проведением эффективного контроля за осуществлением результатов поставленных задач;

сбор разнородной информации об участниках системы и их партнёрах, планирование и учёт связанных с ними событий и мероприятий;

формирование архивов и картотек документов любой сложности с разграничением прав доступа к хранимым данным;

высокий уровень корпоративной защиты информации, как при её передаче, так и при её хранении;

организация единого информационного пространства, когда удалённость абонентов системы не имеет значения, и передача информации производится без вмешательства пользователей.

Другим важнейшим направлением является создание программного обеспечения правовых баз данных. Основной целью исследований, проводимых в этой области уже достаточно длительное время, является создание интеллектуальных систем, выполняющих не только функции справочно-информационного обслуживания пользователей, но и обеспечивающих эффективную поддержку законотворческой деятельности. На современном уровне развития науки и техники прикладные программы, удовлетворяющие такому требованию, должны обеспечивать решение следующих задач:

обработку запросов, заданных в виде свободных наборов терминов или произвольных текстов на естественном языке;

выделение в полнотекстовой базе данных множества релевантных документов (или их фрагментов) с автоматическим ранжированием текстов по уровню релевантности;

динамическое формирование текстов документов, актуальных на задаваемый пользователем период времени;

навигацию в правовой базе данных не только по заранее установленным гиперссылкам, но и по любому другому признаку, выбираемому пользователем (например, по органам, источникам опубликования позициям общеправового классификатора отраслей права и т.д.).

В составе системного программного обеспечения для ЕСИТО должны использоваться операционные системы (в том числе сетевые), инструментальные средства и системы управления базами данных.

Основными требованиями, учитываемыми при выборе операционных систем (ОС) для использования в учреждениях и органах юстиции, являются:

совместимость ОС (compatible), под которой понимается поддержка существующих файловых систем, поддержка приложений, написанных для различных операционных систем и наличие средств для работы с различными сетевыми средами;

переносимость (portability), обеспечивающая возможность работы системы как на CISC, так и на RISC-процессорах;

масштабируемость (scalability), означающая, что операционная система не привязана к однопроцессорной архитектуре, а способна полностью использовать возможности, предоставляемые, например, симметричными мультипроцессорными системами;

наличие однородной системы безопасности (security), удовлетворяющей современным требованиям;

наличие встроенных в систему сетевых возможностей, позволяющих обеспечить связь с различными типами хост-компъютеров благодаря поддержке разнообразных транспортных протоколов и использованию средств «клиент-сервер» высокого уровня, включая, например, именованные каналы, вызовы удаленных процедур (RPC – remote procedure call) или Windows-сокеты;

надежность и отказоустойчивость (reliability and robustness), обеспечиваемые архитектурными особенностями, которые защищают прикладные программы от повреждения друг другом или операционной системой;

возможности локализации (localization), обеспечиваемые предоставлением средств для работы во многих странах мира на разных национальных языках, что достигается применением стандарта ISO Unicode (разработан Международной организацией по стандартизации).

Основными требованиями к системам управления базами данных являются:

масштабируемость, обеспечивающая возможность наращивания аппаратных средств и повышение производительности вычислительной системы при увеличении объема данных или числа одновременно работающих пользователей;

наличие развитых средств поддержания целостности данных (ведение журнала транзакций, внутренняя проверка целостности, механизмы блокировки, разграничение уровней доступа и т.д.);

наличие встроенных средств оперативной аналитической обработки данных;

поддержка пользовательских типов данных, наличие средств для работы с мультимедийными и геопространственными данными;

наличие развитых средств обработки текстовых документов (в том числе смысловой анализ документа и полнотекстовый поиск с учетом морфологии русского языка);

наличие методологии и технических средств для использования данных из хранилищ, созданных с использованием таких, например, систем управления базами данных как Clipper, Fox Pro, Clarion;

наличие механизмов разделения прав доступа к данным, пресечения попыток несанкционированного доступа, средств ведения журнала обращения пользователей к серверу баз данных;

обеспечение сохранности данных при отказах оборудования, из-за ошибок в прикладных программах, а также из-за ошибок или преднамеренных действий персонала.

Телекоммуникационное обеспечение передачи данных единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России представляет собой комплекс программно-технических средств, позволяющих обеспечить достоверность и своевременность обработки информационных потоков, циркулирующих в данной системе.

Современные информационные технологии подразумевают внедрение в работу всех объектов системы не только мощных аппаратно-программных комплексов обработки информации, но и высокопроизводительных средств телекоммуникации и передачи данных.

К телекоммуникационному обеспечению ЕСИТО предъявляются следующие требования:

обмен информационными массивами должен производиться непосредственно между всеми составляющими системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России;

информационная система должна обеспечивать достоверность и надежность при передаче данных, в связи, с чем необходима единая политика в построении узлов системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России, что возможно только при наличии центрального узла системы (НЦПИ) и региональных узлов (ЦПИ) информационной системы;

каналообразующее оборудование центрального узла (НЦПИ) должно обеспечивать централизованное управление всеми узлами системы.

Единая система информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России должна представлять собой сочетание взаимодействующих информационных подсистем, связанных между собой сетью передачи данных, с возможностью интеграции с ведомственными автоматизированными системы органов исполнительной власти и правоохранительных органов.

Подключение к системе электронной почты Министерства юстиции Российской Федерации служб судебных приставов, учреждений юстиции по регистрации прав для осуществления обмена данными с другими субъектами Российской Федерации и центральным аппаратом Минюста России.

На указанном этапе для передачи информации из муниципальных образований на уровень субъекта Российской Федерации возможно использование коммутируемых каналов сети общего пользования.

Программное обеспечение хост-ЭВМ позволит направлять запрос, как конкретному абоненту системы, так и всем абонентам, что необходимо для оперативного получения ими информации. Система уровней и категорий абонентов, реализованная в программном обеспечении хост-ЭВМ, позволит организовать разграничение доступа к информации.

3. Техническое обеспечение.

Использование при решении проблем компьютерных систем и сетей вызвало к жизни большое число способов их конструирования и организации работы. Решение задач на техническом уровне должно осуществляться высокопроизводительными и надежными компьютерами, сетевым и телекоммуникационным оборудованием.

Для обработки информации, подлежащей защите, должна применяться вычислительная техника, аттестованная в установленном порядке.

Конкретная спецификация комплекта технических средств каждого объекта системы определяется:

уровнем и структурой объекта системы;

объемом информационных потоков;

технологией обработки информации на конкретных рабочих местах;

совокупностью условий, в которых будет осуществляться функционирование системы, включая требования к обеспечению безопасности обрабатываемой информации;

объемом ассигнований на цели информатизации.

4. Телекоммуникация и передача данных.

Телекоммуникационное обеспечение передачи данных единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России представляет собой комплекс программно-технических средств, позволяющих обеспечить достоверность и своевременность обработки информационных потоков, циркулирующих в данной системе.

Современные информационные технологии подразумевают внедрение в работу всех объектов системы не только мощных аппаратно-программных комплексов обработки информации, но и высокопроизводительных средств телекоммуникации и передачи данных.

К телекоммуникационному обеспечению ведения регистра предъявляются следующие требования:

обмен информационными массивами должен производиться непосредственно между всеми составляющими системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России, что возможно только при наличии центрального узла системы (НЦПИ);

информационная система должна обеспечивать достоверность и надежность при передаче данных, в связи, с чем необходима единая политика в построении узлов системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России;

каналообразующее оборудование центрального узла (НЦПИ) должно обеспечивать централизованное управление всеми узлами системы.

Федеральный регистр представляет собой распределенную базу данных, содержащую в электронном и документальном виде правовые акты и сведения о них, ведется с использованием подсистемы «Нормативные правовые акты Российской Федерации» Единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России (далее – ЕСИТО).

В иерархической структуре ЕСИТО, также как и подсистемы «Нормативные правовые акты Российской Федерации», содержанием которой являются регистры актов, выделяются следующие уровни: федеральный, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Единая система информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России должна обладать следующими характеристиками:

представлять собой упорядоченную совокупность элементов;

элементы системы взаимосвязаны и взаимодействуют в рамках этой системы, являясь ее подсистемами;

подсистемы обладают самостоятельностью, качественными особенностями;

система как целое выполняет определенную функцию, которая не может быть сведена к функциям отдельно взятой подсистемы;

подсистемы могут взаимодействовать и в рамках определенной системы, и с внешней средой на основе информационных процессов, а также способности системы воспринимать и выдавать информацию.

В основу ЕСИТО заложены принципы:

единой системы управления и контроля;

распределенного формирования, накопления, актуализации, хранения информации;

параллельности выполняемых задач;

преемственности реализованных автоматизированных систем и используемых мощностей для решения задач особой важности;

идентификации документа на бумажном носителе и его электронной копии.

Система должна легко трансформироваться при изменении подсистем и источников информации, а также адаптироваться к другим возможным изменениям. Она должна быть устойчивой и информационно защищенной, причем управление информационной безопасностью должно осуществляться централизованно.

Комплектование подсистем техническими и программными средствами на уровне субъекта Федерации и муниципальном уровне должно осуществляться в соответствии с типовыми спецификациями, подготовленными в рамках проведения единой технической политики Минюста России.

Иными требованиями к масштабируемой корпоративной системе Минюста России являются:

возможность интеграции информации, находящейся в различных локальных сетях или на миникомпьютерах, на отдельных удалённых рабочих местах, например, домашних или мобильных компьютерах сотрудников;

возможность использования разнородного набора вычислительной техники, начиная от ЭВМ персонального класса и заканчивая сложными вычислительными комплексами, образуя тем самым гетерогенную среду для распределённой обработки хранимой информации;

наличие средств проверки целостности и восстановления баз данных документов, а также средств резервного и архивного копирования;

высокая живучесть - физическое уничтожение любого из серверов системы не должна привести к сколько-нибудь ощутимым потерям информации в системе или вызвать остановку её работы;

централизованное управление всей системой в целом, в том числе, и территориально удалёнными узлами;

масштабируемость в широких пределах, начиная с отдельно взятого персонального компьютера и заканчивая системами из сотен серверов и десятков тысяч пользователей, при этом процедура расширения должна происходить без переработки прикладных систем, без замены системного программного обеспечения и оборудования;

возможность интеграции с другими информационными подсистемами, а также с системами, работающими с реляционными базами данных;

наличие средств полнотекстового поиска и мощного генератора построения запросов;

создание документов, включающих данные, подготовленные в разных программных комплексах;

тиражирование изменений вместо распределённого доступа. В каждом узле сети хранятся копии необходимых данных и нет необходимости постоянного доступа к базам данных по дорогостоящим, выделенным линиям связи. Проблемами связи и обмена информацией занимаются серверы системы (а не пользователи) по любым имеющимся телекоммуникационным линиям связи;

защита информации на всех уровнях - сервер, рабочая станция, база данных, документ;

электронная подпись и шифрование данных.

Интеграция подсистем единой системы должна обеспечиваться путем создания, при необходимости, совместно используемых массивов данных и разработки общих технических решений в области телекоммуникаций, а также на основе опережающей стандартизации интерфейсов (т.е. в опережающей разработке стандартов, обеспечивающих различные виды совместимости и взаимодействия выделенных компонентов системы).

Требования к прикладным программным средствам системы определяются в технической документации при создании подсистем, являющихся ее компонентами.

Разработка программных средств различного функционального назначения для территориальных органов, иных органов и учреждений Минюста России должна осуществляться в процессе создания информационно-телекоммуникационных подсистем.

Соответствие ЕСИТО современному научно-техническому уровню разработок в области информатики должно обеспечиваться широким использованием:

современных математических методов обработки и анализа информации, выявления закономерностей и прогнозирования развития исследуемых процессов, явлений и др.;

методов прикладной лингвистики;

методов теории искусственного интеллекта и теории проектирования баз данных;

комплексной типизацией и стандартизацией используемых технических и программных средств;

нормативно-методических материалов, устанавливающих порядок разработки, изготовления, испытания, поставки и использования автоматизированных систем (или их компонентов);

сертификацией программных средств, используемых в территориальных органах и учреждениях Минюста России.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.214 сек.