Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Техники гипноза 3 страница




Процедура проведения сеанса

Опытный гипнотерапевт составляет сценарий сеанса (вспом­ните Месмера). Задача такого сценария — повысить доверие па­циента, уменьшить его сопротивление, научить пациента вхо­дить в гипнотическое состояние, добиться последовательного наступления стадий гипноза. Сценарий не обязательно должен неукоснительно соблюдаться, он должен предполагать опреде­ленную свободу клиента и терапевта, но его наличие дает воз­можность терапевту освободить себя от напряжения постоянной импровизации. Особенно следует разнообразить внушения, опи­раясь на личность, потребности, идеалы пациента.

Виды внушений

Классифицировать внушения весьма сложно: они перепле­таются, сочетают свойства друг друга. Поэтому предлагаемая классификация будет условной. Большинство исследователей выделяют два класса внушений.

Первый класс — прямые внушения. Это конкретные команды и указания, которые дает гипнотерапевт. Подобные внушения не предполагают непонимания пациента, они указывают на ожи­даемое действие или эмоцию без околичностей. К ним относятся команды, такие, как «Спать» или «Забыть».

Примеры прямых внушений:

• Я досчитаю до трех, и ваши глаза откроются.

• Вы будете спокойно относиться к собакам.

• После моего сеанса вы не сможете принимать алкоголь. Прямые внушения конкретны и подразумевают доминиро­вание психотерапевта во взаимодействии. Они часто исполь­зуются в классическом гипнозе и не предоставляют пациенту

возможности выбора, реализации своих потребностей. В слу­чае нежелания пациента выполнять прямые внушения терапевта нарушается раппорт и возникает ситуация неподчинения, что уничтожает основу гипноза и возможность терапии. Поэтому следует давать внушения последовательно, шаг за шагом доби­ваясь желаемого.

Разумеется, одно и то же прямое внушение можно сделать по-разному:

1. Спать!

2. Я досчитаю до трех, щелкну пальцами, и вы погрузитесь в состояние гипнотического сна.

3. Через некоторое время ваши глаза начнут закрываться. Это три варианта одного прямого внушения, но насколько

они различны по произнесению и возможному восприятию!

Второй класс — косвенные внушения. Это внушения неди­рективные, мягкие, ненавязчивые, иногда вкрадчивые. Можно вы­делить следующие виды косвенных внушений.

Сложное составное внушение

Оно представляет собой сложносочиненное или сложнопод­чиненное предложение. Чаще всего первая часть предложения является присоединением, то есть описывает происходящее с пациентом, а вторая часть — ведением, то есть говорит об эф­фекте, который терапевт хочет получить:

• И чем дольше вы слышите мой голос, тем глубже вы можете погрузиться в транс.

• И по мере того, как ваше дыхание становится ровным, вы можете расслабиться еще больше.

Последовательность принятия

Данный вид внушения похож на предыдущий, но состоит из большего количества фраз присоединения и таким образом по­зволяет достичь большего согласия пациента. Речь идет о после­довательном принятии каких-то идей. Человек, следуя за логикой речи гипнотерапевта, мысленно соглашается с каждым последу­ющим постулатом, поскольку согласился с предыдущим. Самым

з* 35

известным примером является правило четырех «да»: когда оппо­нент четырежды ответил «да» на ваши вопросы, просьбы, заявле­ния, то в пятый раз он скажет «да» автоматически.

• Мы с тобой встретились только сегодня, и уже вечер, мы так хорошо провели день, мы катались на каруселях, ели мо­роженое, давай завтра снова сбежим из детского сада.

• Мы с вами в этой комнате. Вы слышите мой голос, ощуща­ете кресло, в котором сидите, мерно тикают часы, и ваши глаза могут захотеть закрыться.

Пресуппозиция

Под пресуппозицией, или предположением, понимается явление, которое обязательно случится, не может не случить­ся. Предложение обычно строится как сложносоставное и кон­струируется таким образом, что ударение падает на одну часть, а безударная часть и является пресуппозицией, поскольку зву­чит как само собой разумеющееся:

• Когда вы сядете в это кресло, вы сможете заняться самоиссле­дованием. (Предполагается, что в кресло вам придется сесть.)

• Когда пойдешь в магазин, купи картошки. (Предполагает­ся, что вы обязательно пойдете в магазин.)

Трюизмы

К пресуппозиции очень близки трюизмы или банальности, которые можно рассматривать как разновидность внушения, а можно — как «пустую породу», которая необходима для заполне­ния пространства речи гипнотерапевта. Те, кто знаком с фарма­кологией, знают, что в таблетках лишь определенную часть состав­ляют лекарственные вещества, а все остальное — наполнитель. Так вот трюизмы иногда служат для наполнения, а иногда являются непосредственно внушением. Они представляют собой факты и явления, которые известны всем, и человеку даже становится скуч­но слушать сообщения о том, что и так все знают. Субъект даже не может предположить суггестии в подобных фразах:

• Все течет, все изменяется. (Внушение изменений в человеке.)

• Зимой деревья стоят под снегом, но все равно в них есть жизнь. (Внушения наличия ресурсов.)

Негативные парадоксальные внушения

Обычно такие внушения имеют отрицательные частицы и могут действовать трояко. Во-первых, мы привлекаем внима­ние пациента к предмету или явлению, хотя и предлагаем сде­лать совершенно противоположное: «И вы можете не слушать мой голос, не слушать то, что я говорю». Угадайте, что будет делать человек?

Во-вторых, некоторые пациенты привыкли не соглашаться со всеми и с вами в том числе, и вы используете их стратегию несоглашательства, действую согласно математическому прин­ципу минус на минус дает плюс.

В-третьих, частица «не» бессознательным не усваивается, и поэтому фраза: «Вы можете закрывать глаза и не закрывать гла­за» — фактически звучит как двойное внушение закрыть глаза.

Примеры негативных парадоксальных внушений:

• «Не думайте о белой обезьяне, не думайте об этом отврати­тельном животном, которое корчит рожи, показывает крас­ный зад...» (Ходжа Насреддин).

• «Делай что угодно, братец Лис, только не бросай меня в тер­новый куст» (братец Кролик).

Двойная связка, или выбор без выбора

По логике действия этот вид внушения близок к пресуппо­зиции и дает иллюзорную возможность выбора там, где его нет. Такое внушение принимается легко, поскольку существует ви­димость свободного принятия решения. Механизм патологичес­кой двойной связки может лежать в основе психологических проблем, когда на сознательном уровне существует формальный выбор, а бессознательное понимает, что это тупик и выбора нет:

• Вы предпочитаете погружаться в транс на стуле или перей­дете в кресло? (В транс вы все равно погрузитесь — или на стуле, или на кресле.)

• Ты спать пойдешь сейчас или когда соберешь игрушки?

Метафора

Метафора может применяться как в гипнотическом погру­жении, так и вне состояния транса. Например, необязательно говорить пациенту, что в жизни человека все может измениться. Контекст изменений можно ввести совсем иным способом — через метафору. Например: «Мы знаем, как растет дерево: оно было ростком, а потом становилось все больше и больше, выше и выше, и постепенно стало могучим деревом. Однажды нале­тела гроза и повредила дерево, и сейчас оно стоит и не знает, это смерть или жизнь, потому что жизнь остановилась после грозы. И только когда оно само прикажет себе жить, к нему снова вернется жизнь...» Формально мы говорим о дереве, но у метафоры есть несколько свойств, которые делают ее важным инструментом психотерапии:

• подобие проблеме пациента. С деревом бессознательное па­циента связывает себя, и все, что говорится о дереве, оно при­нимает на свой счет как внушения, как команды к действию;

• целостность образа метафоры позволяет ей найти дорогу в недоминантное, абстрактное полушарие мозга, которое счи­тается зоной бессознательного, минуя обработку в созна­нии. Именно там находятся и проблемы пациента, и ресур­сы для ее решения;

• многозначность метафоры позволяет пациенту найти тот смысл, который ему нужен, даже если терапевт его не вкла­дывал. Для примера спросите у окружающих вас людей, ка­кие выводы можно сделать из сказки о Золушке. Узнаете много нового.

Контекстуальное внушение

Присутствует, когда на фоне размеренной речи слово или фраза выделяется тоном голоса, паузами, громкостью или ка­кими-либо другими речевыми характеристиками. Сознание понимает, что логика предложения не нарушена, и не вмеши­вается, а бессознательное активизируется, воспринимая выде­ленные слова. Может употребляться, например, в сочетании с перечислением возможных вариантов, выделяя желаемый:

«Чтобы похудеть, вы можете сесть на диету, заняться шей­пингом, пригласить массажиста... ПОСЕЩАТЬ ПСИХОТЕРА­ПЕВТА...»

Мобилизующие внушения

Для мобилизующих внушений используется особый поря­док построения фразы, произносимой за один выдох. (Не удив­ляйтесь! Предложение в ходе наведения транса может быть раз­бито на несколько фраз, каждая из которых произносится от­дельно, на очередном выдохе.) В конце фразы ставится глагол или отглагольная часть речи, например причастие, которое но­сит мобилизующий, побуждающий характер, что усиливается ударением. Подобное построение фразы стимулирует бессоз­нательное субъекта, подталкивая его к действию:

«И вы можете начинать ДВИГАТЬСЯ... к цели, которую ОСОЗНАЕТЕ... и когда вы будете готовы ИЗМЕНЯТЬСЯ... вы сможете это СДЕЛАТЬ».

Внушения, связанные со временем

Такие внушения подразумевают, что, когда наступит нуж­ное время, внушаемые изменения произойдут. Пациенту пред­лагается интервал, когда он может выполнить предписанное действие. Поскольку нет жесткого требования выполнять пред­писанное именно сейчас, пациент внутренне соглашается, и изменения происходят. Внушения, связанные со временем, можно рассматривать как вариант двойной связки:

• У каждого человека изменения происходят с разной скоро­стью: кому-то достаточно дня, чтобы измениться, кому-то двух, а кому-то нужна неделя.

• По мере погружения в транс тело расслабляется сразу или спустя некоторое время.

Аллюзии или намеки

Этот вид внушения формируется, когда вы не называете сло­вами какой-то факт или явление, но намекаете на него. Намек

должен быть понятен пациенту, то есть являться фактом его жизни, деталью ваших предыдущих встреч или быть общеизве­стным и общепринятым. Например, когда мой пациент, кото­рый приходит на прием не в первый раз, слышит фразу «Пора поработать», он устраивается удобнее в кресле, кладет руки на подлокотники, закрывает глаза и начинает погружаться в транс без дополнительных команд.

Еще один пример аллюзий:

• И может быть, перед тем, как войти в транс, вы можете ощу­тить напряжение своих мышц, почувствовать их напряжен­ность, чтобы потом позволить им ощутить что-то другое. (Намек на расслабление.)

Открытые внушения

Иногда открытые внушения выделяют в отдельную группу, но они близки к косвенным внушениям. Они создаются следу­ющим образом: гипнотерапевт дает клиенту несколько идей на выбор, перечисляет варианты решения. Обычно специалист мо­жет предположить все возможности пациента, поэтому лучше оставлять выбор открытым, чтобы он мог вложить в него свои мысли, при этом как бы принимая внушение от терапевта:

«И для того, чтобы научиться гипнозу, вы можете читать книги, смотреть учебные видеофильмы, можете прийти на се­минар, а можете сделать что-то еще, что позволит вам достичь этой цели».

Но самые лучшие и эффективные виды внушений — это те, которые вы создадите сами.

Глава 4

ВНУШАЕМОСТЬ И ВОСПРИИМЧИВОСТЬ К ГИПНОЗУ

Внушаемость человека совсем не связана с его восприим­чивостью к гипнозу. Внушаемость принадлежит к числу соци­ально-психологических явлений и представляет собой способ­ность воспринимать идеи со стороны. На внушаемость влияют две группы факторов.

К первой группе относится внешнее окружение человека. Оно может быть безразличным для человека, притягивающим или отталкивающим. Во всех трех случаях факторы, определяющие внушаемость, могут быть различными, однако существуют и об­щие факторы. Человек может либо понимать, что ему внуша­ют, либо внушение будет идти в обход его защитных систем. Безусловно, следует различить сознательную и бессознатель­ную внушаемость. Оба вида в той или иной степени характер­ны для каждого человека. Внушение, которое опирается на об­ход сознательных зашит, во многом зависит от умения внушаю­щего, поскольку именно за счет грамотного построения фраз или невербального поведения гипнотерапевту удается обмануть за­щитные системы человека и в результате внушение остается один на один с бессознательным. И уже в функцию бессознательного входит принять или не принять это внушение.

Сознательная внушаемость состоит в том, что человек по тем или иным причинам не может или не хочет отказаться от предложенного внушения и выполняет его. Она основана на социальных факторах, прежде всего на убеждениях и ценнос­тях человека, на том, как он представляет себя окружающему миру и как представляет себя в нем.

Трудно сказать, как в реальности переплетаются сознатель­ная и бессознательная внушаемость, хотя когда мы говорим о гипнозе, то имеем в виду прежде всего внушаемость бессозна­тельную. Бернгейм определял внушаемость как способность

поддаваться влиянию идеи, воспринятой мозгом. В гипноти­ческом состоянии внушаемость, безусловно, повышается, хотя внушение возможно и в состоянии бодрствования. Это связа­но с тем, что в состоянии гипноза хотя бы частично снимается контроль сознания, и таким образом внушение не подвергает­ся столь строгой критике. И чем глубже это состояние, тем мень­ше сопротивление внушению.

Внушаемость — это свойство любого нормального челове­ка, любой здоровой и нездоровой личности. Чем более внуша­ем человек, тем меньше доказательств или собственных >мо-заключений ему нужно для того, чтобы принять чужую идею. Следует разделять гетеровнушаемость и аутовнушаемость. В первом случае мы говорим о возможности внушения со сторо­ны другого человека, во втором о самовнушении. Самовнуше­ния могут вызывать терапевтический эффект, однако именно на их основе возникают заболевания, проблемы человека, а так­же формируются его мнения об окружающих. У одного чело­века может преобладагь либо самовнушение, либо гетеровну-шение Таким образом, человек, хорошо умеющий внушить себе что-либо, оказывается в затруднении и не может принять вну­шение со стороны, которое, возможно, нейтрализовало бы воз­действие первого внушения. Это серьезная проблема, которая может иметь серьезные терапевтические последствия.

Внушаемость в гипнозе во многом объясняется еще и верой пациента в силу терапевта. Она может основываться как на со­знательном доверии к знаниям специалиста, так и на ощуще­нии беззащитности в состоянии транса. Однако нельзя уповать в гипнозе на внушаемость клиента, так как глубокое погруже­ние в транс — это еще не обязательство клиента перед терапев­том принять определенное внушение.

Внушаемость, безусловно, зависит от того, что именно вну­шается клиенту. Если внушения близки и понятны ему или, наоборот, непонятны, но значительны, возможность принятия внушений намного больше, чем в случае понятных внушений, с которыми у клиента возникает сознательное несогласие.

Первое впечатление о внушаемости может оказаться лож­ным: например, глядя на бодрого, активного, явно сопротив­ляющегося клиента, мы можем предположить, что внушаемость

его низка. Только по результатам терапевтической работы мож­но окончательно определить уровень внушаемости, и может оказаться, что подобный пациент легко поддается как внуше­нию, так и гипнозу.

Внушаемость во многом зависит от техники, которую ис­пользует специалист, и если он виртуозно владеет множеством разнообразных приемов и подходов, то шансов на успех его те­рапевтического воздействия будет гораздо больше.

Возможно, феномен внушаемости изначально базируется на жела*нии человека передать ответственность за какие-то поступ­ки или принятие решения другому человеку. А более широко это можно определить как желание передоверить то, в чем ты не компетентен и не уверен, другому, более авторитетному лицу.

Эффективность внушения зависит не только от того, что говорится, но и от того, каким образом произносится та или иная фраза. Очень важна эмоциональная окраска сказанного. Фраза, произнесенная тихо, равнодушно или вяло, имеет мало шансов стать внушением, в то время как слова, сказанные бод­ро, четко, на эмоциональном подъеме, безусловно, западут в душу клиента и останутся там, поскольку существует представ­ление, что именно такие слова и именно так должен говорить авторитетный человек. Как правило, эффект внушения вызы­вают фразы, сказанные после раздумья, так, будто они имеют характер умозаключений, сделанных после цепочки логичес­ких рассуждений и произнесенных уверенным тоном, словно речь идет о чем-то само собой разумеющемся. Позитивное от­ношение к гипнотерапевту и ситуации, в которой происходит терапевтическая работа, способно выровнять негативное отно­шение к возможному внушению, заставить принять даже то, что в другой ситуации было бы невозможно.

Понятием, близким к внушаемости, является гипнабель-ность. Под гипнабельностью понимают способность пациента достигать определенного уровня гипнотического состояния. Восприимчивость к гипнозу — очень важная проблема для гип-носуггестивной терапии, поскольку от уровня погружения па­циента в транс и даже от самой возможности его погружения зависит гипнотическое воздействие. Разумеется, каждый раз нас интересует, насколько глубоко способен погрузиться в транс

именно данный конкретный пациент. А начинающие психоте­рапевты часто интересуются, кто может овладеть искусством гипнотизации. Начнем со второго вопроса: искусством гипно­тизации может овладеть любой человек, независимо от консти­туциональных особенностей, цвета глаз или волос. Возможно, оно частично зависит от умения говорить и излагать свои мыс­ли. Однако такое искусство легко воспроизводимо. При жела­нии этому можно научиться, хотя, конечно, косноязычный, заикающийся терапевт, не умеющий грамотно говорить, ско­рее всего будет раздражать своего пациента, особенно если тот хорошо образован и эрудирован.

Дискуссия о восприимчивости к гипнозу, или гипнабель-ности, продолжается до сих пор. Однако и по сей день остается не очень понятным, на чем основана гипнабельность — на кон­ституциональных особенностях, на мотивации пациента к пси­хотерапевтической работе, на других характерологических осо­бенностях, на свойстве личности гипнотизера или еще на ка­ких-то других неучтенных свойствах? По-видимому, придется начать с того, что при погружении в первый транс в своей жиз­ни пациент, как правило, погружается достаточно неглубоко и в течение нескольких погружений учится погружаться все глуб­же и глубже. В дальнейшем уровень погружения в гипнотичес­кое состояние зависит от многих факторов, т. е. он может коле­баться, т. е. становиться то более глубоким, то менее. Т. е. мож­но предположить, что пациент достиг какого-то рубежа, кото­рый характерен для его теперешнего состояния. Однако не исключено, что через некоторое время, год или два, повторная проблема приведет его к нам, уровень его восприимчивости к гипнозу может быть иным.

Форель считал, что каждый психически здоровый человек может быть в той или иной степени восприимчив к гипнозу. Психически больные лица по-разному поддаются действию гипноза. Мало восприимчивы к нему больные с умственной от­сталостью, восприимчивость больных неврозами может менять­ся от сильной, вплоть до сомнамбулического состояния, до полной невосприимчивости. При этом вполне возможно, что невосприимчивость к гипнозу может соседствовать с повышен­ной внушаемостью, особенно в том, что касается их собствен-

ного здоровья. Психотические больные часто бывают невосп­риимчивыми к гипнозу. Особенно восприимчивыми являются больные алкоголизмом. Считается, что дети до трех лет совер­шенно невосприимчивы к гипнозу, а дети в возрасте от трех до восьми лет с большим трудом поддаются обычным способам гипнотического воздействия. Однако при работе с ними весь­ма эффективны приемы гипносуггестивной терапии с исполь­зованием волшебных сказок или терапевтических метафор. Невосприимчивость к гипнозу у подростков, как правило, мо­жет бь1ть связана с достаточно быстрыми и непоследователь­ными мыслительными процессами, возможно, им трудно скон­центрировать свое внимание на одной теме, не исключено, что даже обмен веществ в данном случае «играет» против гипноти­ческого состояния.

Большая часть исследователей сходятся на том, что нацио­нальность не влияет на способность к гипнозу. Однако в по­рядке казуистики можно упомянуть одну из работ Джеймса Бреда, в которой он указывал на особую восприимчивость рус­ских. Не знаю, может ли это утверждение вселить уверенность в отечественных гипнологов, однако кажется, что его следует воспринимать с известной долей скептицизма.

Пациенты более молодого возраста более гипнабельны, чем пожилые люди, возможно, потому, что им свойственна такая скорость мыслительных процессов, которая наиболее прием­лема для гипноза. Пожилые люди отличаются определенной ригидностью мышления, что, возможно, мешает воспринимать гипноз. Пожилой возраст не является противопоказанием для гипноза, но, по наблюдениям Нансийской школы, пожилые люди гораздо меньше подвержены явлению постгипнотичес­кой амнезии.

На восприимчивость к гипнозу безусловно оказывает вли­яние обстановка, в которой проводится сеанс. Помещение, в котором происходит процесс гипнотизации, должно быть по возможности безопасным. Кресла и кушетки должны быть удоб­ными, а звуковой фон — незначительным. Лучше всего предо­ставить пациенту самому выбирать место в помещении, по­скольку на бессознательном уровне для него может иметь зна­чение то, в какой точке комнаты он находится. Некоторые люди

избегают садиться спиной к двери или принимать такое поло­жение, когда врач находится за их спиной. Возможно, это вну­шает им недоверие и усиливает невосприимчивость к гипнозу.

Имеет значение даже то, с какой стороны врач подходит к своему пациенту и на какое расстояние приближается, посколь­ку недопустимо, чтобы он случайно вторгся в личное простран­ство клиента. У каждого человека свое собственное личное про­странство, и определить его размеры можно, только наблюдая за реакцией пациента на ваше приближение. Следует заметить, что личное пространство у жителей сельской местности намно­го больше, чем у жителей крупных городов.

Как правило, гипнотизация проводится в состоянии, в ко­тором возможно мышечное расслабление или определенная остановка движений, поскольку мышечная активность обыч­но соответствует активности психической, которая будет зат­руднять гипнотизацию.

Интеллектуальный уровень пациента обычно незначитель­но влияет на восприимчивость к гипнозу. Хотя уже отмечалось, что умственно отсталые люди крайне сложно поддаются гип­нотическому воздействию. Лица же с хорошо развитым интел­лектом порой достаточно критически относятся к словам спе­циалиста, порой воспринимая их с некоторым недоверием, поскольку они привыкли иметь самостоятельное суждение об окружающем мире, основанное на собственных представлени­ях. А вот люди, имеющие гуманитарное образование и по роду деятельности привыкшие говорить о душе, развитии и т. п., как правило, более податливы к гипнозу, поскольку то, что проис­ходит, соответствует их мышлению.

Некоторые исследователи соотносят восприимчивость к гипнозу с привычкой к послушанию и субординации. В част­ности, говорят о более значительной восприимчивости к гип­нозу у военных, чиновников, находящихся на низших ступе­нях иерархической лестнице, и других подобных групп паци­ентов.

Важно упомянуть об особенностях актуального состояния клиента: уровень готовности к погружению в транс во многом зависит от его мотивации. Если мотивация к излечению высо­ка и клиент осознает, что излечение наступит только в резуль-

тате гипнотического воздействия, то такая готовность подстег­нет его и будет способствовать достаточно глубокому погруже­нию в транс. Однако еще Бехтерев предостерегал против пере­оценки подобного фактора, предупреждая о том, что сильные эмоции, то есть сильное желание войти в гипнотическое со­стояние и его ожидание могут привести к перегоранию паци­ента и стать причиной того, что он не сумеет войти в транс.

Кроме того, погружение в транс может быть блокировано другими сильными эмоциями. Нередко постоянные мысли о предстоящей встрече, о тяжелой болезни кого-то из близких, о проблемах в семье и т. п. мешают пациенту сосредоточиться на словах гипнолога и на своих собственных ощущениях.

Мешают вхождению в гипноз и различные соматические симптомы, такие, как кашель, насморк, боли. Препятствием наведению гипнотического состояния могут стать слишком низкая либо слишком высокая температура в помещении, не­удобное кресло и другие телесные неудобства, которые испы­тывает пациент.

Восприимчивость субъекта к гипнозу может повышаться, когда он видит других людей, погружающихся в транс и как буд­то демонстрирующих ему дорогу и возможности этого состоя­ния.

Следует отметить, что восприимчивость клиента к гипнозу во многом зависит от его гипнотерапевта, и если один легко вызывает гипнотическое состояние у большинства субъектов, то другой будет довольствоваться лишь одним загипнотизиро­ванным из десяти.

Готовность пациента к гипнозу может подогреваться расска­зами его друзей и сослуживцев о специалисте, к которому они порекомендовали обратиться, а также общественным мнением и частым упоминанием его имени в средствах массовой инфор­мации. Внешний вид и умение подать себя во многом опреде­ляет успех и социальный статус гипнотерапевта.

Что касается не восприимчивости к гипнозу, то прежде все­го следует совершенно определенно сказать: если человек не хочет быть загипнотизированным, специалист не сможет ввес­ти его в гипнотическое состояние, если только не прибегнет к уловкам, которые усыпят бдительность клиента.

Невосприимчивость человека к гипнозу или неспособность войти в данный момент в гипнотическое состояние обычно определяют как сопротивление. Сопротивление клиента может быть сознательным и бессознательным. Часто невосприимчи­вость к гипнозу бывает обусловлена боязнью гипнотического состояния, непониманием того, к чему оно может привести. При этом следует различать боязнь воздействия со стороны гип-нотерапевта и боязнь собственных внутренних проявлений, которые могут возникнуть. Сюда же относится привычка к чрез­мерному контролю за всеми внутренними и внешними процес­сами.

Некоторые пациенты бессознательно противятся любому воздействию, с чей бы стороны оно не исходило. В таком слу­чае противодействие гипнотическому внушению будет только привычным стереотипом поведения пациента. Чрезмерное со­трудничество также может оказать медвежью услугу гипноте-рапевту, когда пациент, пытаясь понять, чего от него хотят, по­стоянно находится в бодрствующем состоянии и даже пробуж­дает себя от гипнотического сна в стремлении определить же­лания гипнолога и соответствовать его ожиданиям. Подобное поведение может сочетаться с резкими выходами из гипноти­ческого состояния, с поддакиванием гипнотерапевту, что бе­зусловно мешает процессу.

Другие пациенты считают необходимым проанализировать и найти смысл во всех словах гипнотерапевта. Это держит их сознание в возбужденном состоянии и затрудняет погружение в гипнотический транс. Когда пациент демонстрирует призна­ки сопротивления, терапевт должен решить, какую стратегию он будет использовать: следует ли ему сломить сопротивление или обойти его. Для этого существуют специальные приемы, хотя нам кажется, что решение обойти сопротивление и даже использовать его является более мудрым и более экологичным для пациента.

Глава 5 РАППОРТ

Раппорт — достаточно сложное и многозначное понятие. Психологи и гипнотерапевты вкладывают в него разный смысл. В классическом гипнозе под раппортом понимают взаимодей­ствие терапевта и пациента в период гипнотического транса. С точки зрения классического гипноза раппорт формируется в период наведения гипнотического состояния и представляет собой реакцию сохраняющихся очагов возбуждения в голов­ном мозге на слова специалиста.

Некоторые исследователи объединяют зону раппорта в го­ловном мозге с так называемым «сторожевым пунктом» по Пав­лову, задачей которого является самостоятельное пробуждение человека в случае необходимости. Другие, напротив, резко раз­граничивают эти два понятия, мотивируя такую позицию миг­рированием зоны раппорта по головному мозгу, «включением» новых очагов возбуждения, в зависимости от внушений гип-нотерапевта, что и является реализацией внушений. Подобный речевой контакт, по-видимому, связан со слуховым анализато­ром и его представительством в коре головного мозга. Форми­рование возбужденных и спящих зон мозга приводит к весьма мозаичной картине его функционирования и, возможно, объяс­няет феномен «диссоциации», получаемый в трансовом состо­янии. Для реализации внушений в мозге должны появляться новые очаги возбуждения, которые могут затухать после их ис­пользования и превращаться в «спящие» участки коры.

Различают изолированный и генерализованный (или распро­страненный) раппорт. При изолированном раппорте субъект на­ходится только в контакте с терапевтом. Внушения от другого человека им не воспринимаются. Вероятно, слуховой анализа­тор очень точно настраивается на интонации голоса шпнотера-певта, что приводит к «отсеканию» иных звуков, невосприим­чивости к словам, произнесенным другим голосом. Подобное




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.