Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В развитии профессиональной морали




Информационное общество как качественно новый этап

В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

 

 

Начиная с 70-х годов XX века, многие ученые на Западе выступили с заявлением о наступлении нового этапа в развитии человечества, которое они обозначили как постиндустриальное или информационное общество. Фундаментальное обоснование данной проблемы представил американский социолог Д. Белл, заявив, что «индустриальное общество изживает себя, ставя перед человеком дилемму: либо быть уничтоженным вырвавшейся из повиновения технической мощностью, либо перейти к новому типу социальных связей, характерных для постиндустриального общества». С концепциями наступления нового общества выступили также американские социологи О. Тоффлер, Дж. Гэлбрейт, Г. Канн, в Западной Европе - Р. Арон, Ж. Фурастье, А. Турен, в России - Н. Н. Моисеев, В. Л. Иноземцев и др. Возникли теории общества среднего класса, народного капитализма, сверхиндустриального и постиндустриального общества и др., которые впоследствии были объединены названием информационного общества.

Отмечались такие признаки постиндустриального общества как переход в сфере экономики от производства товаров к производству услуг, рост класса профессиональных специалистов, ведущая роль теоретического знания как источника нововведений и социальных преобразований, создание новой интеллектуальной технологии. Все это приводит к глубоким изменениям в содержании общественных процессов, прежде всего в трудовой сфере. Зафиксировав в середине XX века глобальный кризис в отношениях общества и природы, человечество вынуждено было обратить главное внимание на отношения между людьми в искусственно создаваемой самим человеком среде. Становление и развитие информационного общества превратилось в глобальный мировой процесс формирования ноосферы.

Из этого следует, что информационное общество объективно определяет усложнение отношений в сфере трудовой деятельности и содержании самого процесса труда, возрастание значимости профессионализма, необходимость выработки новых критериев в характеристике трудового коллектива и качества труда. На основе дальнейшего роста разделения труда возникают новые профессии (программисты, космонавты, спасатели, экологи, менеджеры и т. д.). В этих условиях, в рамках формирующихся новых профессий появляются соответствующие им моральные кодексы трудовых отношений. Многие из них находятся в стадии разработки и, пытаясь охватить и систематизировать новые сложные процессы современных профессиональных отношений, оставляют определенные вопросы пока открытыми и дискуссионными. Так, в настоящее время в рамках профессиональной этики решаются далеко неоднозначные, дискуссионные вопросы рекламы, маркетинговых коммуникаций, интеллектуальной собственности и др.

Происходят изменения и в традиционных сферах труда, что определяет конкретизацию, усложнение и дополнение уже имеющихся профессиональных кодексов морали, поскольку многие профессии выступают сегодня в качественно новом содержании. Все большее количество видов профессиональной деятельности начинает характеризоваться повышенными моральными требованиями. Отступление от них обычно связано со значительным ущербом, причиняемым другим людям, нередко сопровождаясь антропогенными, техногенными, экологическими и иными катастрофами. Наглядным примером этого может служить техногенная катастрофа, случившаяся в Москве в мае 2005 года в связи с аварийным отключением электричества на одной из подстанций Подмосковья и распространившаяся на Москву, Московскую, Тульскую и Калужскую области. Специалисты утверждают, что причина случившегося находится не столько в технической сфере, сколько в сфере большого бизнеса, представители которого, не являясь профессионалами в вопросах энергетического хозяйства, действовали, руководствуясь только интересами получения прибыли. Прокуратура, расследующая инцидент, определяет его как следствие «халатности» и «злоупотребления полномочиями» руководства энергетической кампании. За 5 лет XXI столетия аналогичные катастрофы с большими материальными и моральными потерями происходили в США, Канаде и Западной Европе.

Сложности в развитии профессиональной этики в информационном обществе связаны не только с обилием новаций в соответствующих сферах деятельности человека, но и с тем, что, являясь непосредственным отражением крайне противоречивых проблем современного бытия, она не в состоянии дать им соответствующую однозначную оценку. Так, в медицине — это проблема генной инженерии, суррогатного материнства, эвтаназии (добровольного ухода из жизни); в экологии - проблемы прав природной среды; в политике и юридической этике - проблемы доносительства и смертной казни; в спорте - проблемы допинга, коррупции, скандалов; в компьютерной этике — проблемы ответственности, цензуры, электронных вирусов и т. п. Причины возникновения этих проблем — глубокие антагонистические социальные противоречия и конфликты, усложнение общественных отношений, рост технической вооруженности, реальная угроза глобальных, в том числе экологических, катастроф и др.

В настоящее время в России существуют три типа профессиональной морали: советского периода, «дикого рынка» и собственно современных рыночных отношений. Советская профессиональная мораль существует в качестве остаточной идеологии, ориентирующей на высокие идеалы и престижные для того периода времени профессии — кали-тана дальнего плавания, летчика, космонавта, ученого и т. д., но в условиях капитализма первоначального накопления и деградации общей морали она не работает. Неконтролируемая государством и обществом мораль «дикого рынка» формирует специалистов такого рода, как «воры в законе», хакеры, коррупционеры, торгаши «левым» товаром и т.п. Данный тип морали характеризуют «самые низменные побуждения», к которым относятся «вульгарная жадность, грубая страсть к наслаждениям, грязная скаредность, корыстное стремление к грабежу общего достояния»[14] - это определение Ф. Энгельсом морали периода зарождения и господства частной собственности как нельзя более подходит для определения морального облика, побуждений и идеалов той части современных российских бизнесменов и управленцев во власти, которые всеми силами пытаются ее сохранять и насаждать.

И, наконец, третий тип профессиональной морали — мораль работника, утверждающего себя постиндустриального общества, профессионала, стоящего у руля научно-технического и социального прогресса. Широкое внедрение информационной техники и технологии преобразует труд не только в производственном процессе, но и во всех сферах общественной жизни - социальной, управленческой, интеллектуальной, идеологической и др., выдвигая человека в качестве определяющего фактора состояния и развития общественной системы в целом с ее сложной структурой и взаимодействием огромного количества социальных институтов, учреждений и личностных связей. В этих условиях профессионал должен быть не только знающим и компетентным работником в сфере своей деятельности, но и сознательным созидателем будущего, понимать смысл происходящих процессов, обладать гражданской позицией, проявлять заботу о природной среде, быть на уровне современных нравственных требований. Сегодня востребован качественно новый тип профессиональной морали, которая еще только вырабатывается и утверждает себя в трудовых коллективах. Она должна взять на вооружение все лучшее, что было выработано в профессиональной этике в советское время - добросовестный труд на благо Отечества и народа, честность, порядочность, ответственное отношение к делу и многое другое и, отвергнув мораль «дикого рынка», воспитывать активного, инициативного, компетентного, честного, сознательного профессионала высокого класса. Социальной основой такого типа профессиональной морали является новый средний класс.

Тесная связь профессиональной этики со сложными и противоречивыми реалиями действительности, чреватыми не только жизненной драмой, но и зачастую трагедией, определяет перемещение акцента в этике с теоретических проблем на решение практических задач на основе выработки современных требований и норм во взаимоотношениях людей, их поведении. При этом требуется конкретный подход к любому моральному феномену. По существу профессиональная этика в постиндустриальном обществе переводит этические проблемы из сферы нравоучительных рассуждений о должном в сферу противоречивого человеческого существования, вплоть до полного драматизма вопроса - а что же такое все-таки человек? По существу это означает поворот к человеку на качественно новом уровне его бытия, ставит вопрос о его индивидуальном, личностном существовании. Однако при всем этом профессиональная этика за массой релятивистских суждений должна видеть в глубине социальных процессов общие основания и опираться на них.

Данные процессы свидетельствуют, что в постиндустриальном обществе на передний край цивилизационного развития выдвигаются гуманитарные и общественные науки, дающие знания о законах социального развития в его системном измерении, содержании современного антропоцентризма, определяющего место и возможности человека в современном мире. Специалисты-профессионалы, соответствующие требованиям развития информационного общества, должны уметь не только создавать сложные и сверхсложные технические системы, постоянно наращивать материальный и духовный потенциал, но и уметь грамотно и эффективно в интересах человеческого сообщества, а не личной корысти, управлять созданными огромными ресурсами. В этих условиях профессиональная этика начинает играть первостепенную роль не только в регулировании отношений людей в сфере труда, но и состоянии общества как сверхсложной системы, непосредственно затрагивая проблемы социального идеала, содержания духовных ценностей, культуры в целом. Неслучайно именно в этот период профессиональная этика оформляется как относительно самостоятельная научная дисциплина, занимающая одно из ведущих мест в современном гуманитарном знании.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1977; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.