Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Техники гипноза 4 страница




4 — 2699

состояние чаще формируется самопроизвольно, но может быть закреплено внушениями. С помощью внушений гипнотерапев-та раппорт (право внушать) может быть передан другому челове­ку. В таком случае он перестает быть изолированным.

В целом ряде случаев раппорт изначально становится гене­рализованным, что определяет возможность подчинения паци­ента внушениям разных людей, находящихся рядом с ним в мо­мент транса. Можно сказать, что в таком случае любой желаю­щий может наладить с ним продуктивный вербальный контакт.

Готовность к раппорту со знакомым гипнотерапевтом со­храняется, что облегчает наступление повторных трансов. Воз­можно, основой для облегчения повторного установления рал-порта служит возникшая условно-рефлекторная связь или пси­хологически обусловленное усиление доверия терапевту после удачной работы.

В психологии под раппортом понимают гораздо более ши­рокое явление доверительного взаимодействия между людьми. Создается «область доверия», которая объединяет терапевта и клиента. Раппорт такого рода должен облегчить как вхождение в транс, так и всю психотерапевтическую работу, к которой сле­дует отнести предварительную беседу, подготовку к трансу, не­посредственно транс и завершение встречи с возможным до­машним заданием.

Безусловно, «лакмусовой бумагой» раппорта является по­гружение в транс, но без доверия и согласия он не будет каче­ственным или вовсе не состоится.

Можно ли создать технологию установления раппорта? Ра­зумеется, стопроцентный успех во взаимодействии невозмож­но гарантировать, но увеличить свои шансы вы можете.

На гипнотическом сеансе большую часть времени психоте­рапевт тратит на сбор информации о пациенте. Мы наблюда­ем, как человек ведет себя, как и что говорит. Пациент предос­тавляет массу информации, и очень важно принять ее, а не про­пустить. Психотерапевт в этот момент должен уподобиться ре­бенку, который воспринимает окружающий мир широко раскрытыми глазами и способен замечать, как ползет букашка по цветку, ощущать, как травинка щекочет ногу, и многое дру-

roe. Продолжая что-то делать и говорить, мы следим за тем, как пациент реагирует на наши действия, как он себя чувствует и что происходит с ним в процессе нашей совместной работы.

Первой задачей психотерапии является установление дове­рия между пациентом и психотерапевтом. Хорошо, когда па­циент приходит к вам по рекомендации своих друзей, родствен­ников, тех, кто уже был у вас и кому вы помогли. Это сразу об­легчает дело: он уже имеет определенный запас доверия к вам. А если человек пришел к вам по какой-то рекламе, по назначе­нию другого специалиста или просто случайно узнал о вас, то вы для него человек чужой, незнакомый. Его беспокоит серь­езная проблема, которая, как правило, имеет многолетнюю ис­торию и уже пустила мощные корни. С ней надо основательно работать и, возможно, работа будет болезненной. Иными сло­вами, он готов поделиться сокровенным, заведомо понимая, что вы можете причинить ему психологическую боль.

Для поиска путей создания раппорта существует ряд спосо­бов, которые называются присоединением или подстройкой. Выделяют несколько видов присоединения.

Присоединение по речи пациента

Человек, который пришел на прием, рассказывает о своей проблеме. В его рассказе, помимо смыслового содержания, есть еще и речевые характеристики: тон, тембр, громкость голоса, ритм речи. Если пациент говорит тихо, то постарайтесь тоже говорить тихо. Раз пациент так говорит, значит, зачем-то ему это нужно. Ему так удобнее, комфортнее. Если он говорит мед­ленно, то и вам следует говорить медленно. В русском языке есть синоним термина «присоединение» — «отзеркаливание». Вам нужно как можно лучше «отзеркалить человека», стать его отражением. Это поможет вам наладить взаимодействие и уменьшить настороженность пациента — чаще всего своего от­ражения в зеркале человек не боится. Продолжая беседовать, вы можете постепенно менять речевые характеристики, если того требует терапевтический процесс. Например, вы предпо­ложили, что если пациент будет говорить громче, то он будет

чувствовать себя увереннее. Тогда вы копируете (присоединяе­тесь) громкость голоса собеседника, а затем, постепенно уве­личивая громкость своего голоса, добиваетесь того, чтобы он, следуя за вами, тоже начал говорить громче.

Присоединение по значимым словам, речевым оборотам

Внимательно слушайте речь человека, обращая внимание на то, как он описывает свою жизнь, себя, свою семью, окру­жающий мир, характеризует свою проблему, какими словами определяет желаемый результат терапии. Слова, которые чело­век произносит, для него могут значить многое — они являют­ся ключевыми. Попытайтесь их отследить, может быть, даже записать. Во время беседы вы можете не заметить всех тонко­стей речи пациента, а также того, что говорили ему вы и как он отреагировал на ваши слова. Если у вас есть время и желание, сделайте аудиозапись и прослушайте ее после сеанса. У вас мо­гут появиться другие идеи и совсем другой взгляд на пациента и на его проблему, когда спустя некоторое время вы услышите то, что говорилось на сеансе.

Опираясь на ключевые слова и выражения из речи пациента, вы можете задавать вопросы, и они будут ему понятны. В даль­нейшей работе эти слова можно использовать при формулиро­вании внушений, потому что внушения, в которые включены собственные слова пациента, намного эффективнее тех, в кото­рых вы используете только свои слова. Безусловно, существует определенный набор слов, фраз, комфортных для любого чело­века: счастье, радость, отдых и т. д, но все-таки гораздо эффек­тивнее пользоваться словами, которые вам дал сам пациент.

Присоединение по репрезентативным системам

Люди бывают разные, однако условно их можно подразде­лить на большие группы по способу восприятия окружающего мира, воспроизведению запомненного или конструированию.

Существует пять органов чувств или пять систем восприятия (их еще называют репрезентативными системами), через кото­рые человек познает окружающий мир:

• зрение или визуальная система,

• слух или аудиальная система,

• кинестетическая система, которая включает в себя совокуп­ность различных рецепторов, расположенных по всему телу,

• осмическая (густаторная) система, рецепторы которой на­ходятся на языке и отвечают за восприятие вкуса,

• обонятельная или ольфакторная система, отвечающая за определение запаха.

Очень часто осмическую и ольфакторную систему для про­стоты объединяют с кинестетической системой.

Итак, будем говорить, что каждый человек воспринимает мир через визуальную, аудиальную и кинестетическую репре­зентативные системы. В этих системах воспоминания и жиз­ненный опыт кодируются в головном мозге человека. Одни предпочитает запоминать и затем воспроизводить информацию в виде образов, другие — в форме звуков, третьи пользуются ощущениями.

Большинство людей предпочитают воспринимать мир че­рез зрение и использовать для мыслительных процессов обра­зы. В таком случае можно говорить о том, что для данного че­ловека ведущей репрезентативной системой является визуаль­ная, то есть его мыслительная информация может быть репре­зентирована (представлена) в визуальных образах. Такого человека называют визуалом. Если у человека ведущая система аудиальная, а таких людей очень немного, примерно 2—3%, то он называется аудиалом. Часто люди с ведущей аудиальной си­стемой становятся музыкантами или каким-то иным образом связывают свою жизнь со звуком. Если к вам приходит чело­век и говорит, что он композитор, то скорее всего перед вами аудиал. В ряде случаев аудиальная система развивается компен­саторно, при патологии органа зрения. У некоторых людей луч­ше развита кинестетическая система, кто то предпочитает рас­познавать мир через ощущения, прикосновения и помнит его не ярким и красивым, а мягким и пушистым. Это кинестетики.

Каким образом можно определить, какой системой чело­век преимущественно пользуется? Для этого существует не­сколько способов. Необходимо послушать человека, погово­рить с ним, понаблюдать за ним.

Самый известный способ определения ведущей репрезен­тативной системы — по движениям глаз:

Для правшей

Когда перед вами визуал, вы увидите, что, обращаясь к соб­ственным мыслям или отвечая на ваши вопросы, он будет под­нимать глаза наверх. Считается, что если человек поднимает глаза наверх и вправо, значит, он обращается к своим визуаль­ным фантазиям, конструирует что-либо; а если поднимает гла­за и при этом направляет их влево, то речь идет чаще всего о визуальном воспоминании. Эта схема, учитывающая правую и левую стороны, справедлива для правшей. У левшей зоны вос­поминания и конструкции могут поменяться местами, причем это будет правильно и для аудиалов, и для кинестетиков. Одна­ко важно то, что глаза находятся в «верхнем этаже» поля зре­ния. Некоторые визуалы будут смотреть прямо перед собой, расфокусируя взгляд. Это означает, что человек где-то в про­странстве создает невидимый для нас (да и для себя самого эк-

ран), на котором возникают образы. В ряде случаев экран мо­жет быть спроецирован даже на пол. Характерной чертой явля­ется фиксация взгляда в какой-то точке, рассматривание неви­димых картин.

Поскольку речь идет о целой системе репрезентации себя, своих мыслей, можно выделить и другие черты, характерные для визуала. Обычно он одевается так, чтобы его было заметно. Либо это одежда, соответствующая строгим классическим ка­нонам, либо, наоборот, что-то пестрое, невообразимое — то, что привлекает внимание окружающих. При этом он может много жестикулировать. Жесты визуала чаще всего острые, угловатые, быстрые, подчеркивающие его речь. При разговоре визуал ста­рается смотреть на собеседника или над ним. Как правило, за­метно, что тонус его мышц повышен, тело находится в готов­ности к движению. Дыхание обычно быстрое, иногда поверх­ностное. В речи он употребляет много слов, которые и характе­ризуют визуальную систему. Он будет говорить: «Я вижу... яркий, светлый, цветной». Он будет описывать образы и их из­менения как некий фильм, который он видит. Как правило, это достаточно подтянутый, бодрый человек.

Кинестетик, в противоположность визуалу, обычно говорит медленно, с большими промежутками между фразами, как бы соотнося сказанные слова со своими ощущениями. При обра­щении к внутреннему миру глаза, как правило, опускаются вниз и вправо для правшей и вниз и влево — для левшей. Возможно, это помогает кинестетику найти доступ к своим чувствам и ощущениям. В его речи встречаются слова, которые характе­ризуют кинестетическую систему: «мягкий», «тяжелый» или «легкий», «чувствительный» и т. п. Мышцы тела у него обычно расслаблены. Достаточно часто кинестетик предпочитает мяг­кую, удобную одежду, которая может не так эффектно выгля­деть, однако доставляет ему приятные ощущения. Говорит он медленно, дыхание глубокое, достаточно ритмичное. Жестику­ляция скупая: жестов либо нет вообще, либо они очень неболь­шие по амплитуде, плавные, медленные. Очень часто в разго­воре о своем восприятии мира, о своих воспоминаниях у него проявляется вегетативно-сосудистая реакция, то есть появля-

ется румянец или капельки пота. Это характерно для кинесте-тиков. Если приводить пример персонажа, который иллюстри­ровал бы кинестетический тип, прежде всего следует назвать Деда Мороза — с румяным лицом, округлыми формами, в теп­лой, уютной одежде.

Аудиал по внешним проявлениям, пожалуй, ближе к визуа-лу, чем к кинестетику. Однако у него есть свои особенности, и прежде всего голос. Голос у аудиала очень хорошо модулиро­ван, потому что он является основным способом презентации себя окружающему миру. Аудиал может говорить то тихо, то громко, то выше, то ниже, как бы наслаждаясь способностями своего голоса. Когда будете говорить вы, он может повернуть­ся к вам ухом. Это не знак неуважения, а способ лучше воспри­нимать вас. Для вашего общения с аудиалом будет иметь значе­ние то, насколько красиво вы умеете говорить. Жестов, как правило, бывает немного. Порой аудиал совершает круговой жест около уха, подчеркивая, что он вас слышит. Дыхание у аудиала может быть разным, это зависит от того, насколько ему сейчас нужно говорить. Для того чтобы красиво, хорошо ска­зать, нужно хорошо вдохнуть, и аудиал пользуется дыханием как проводником своей аудиальной системы, своей речи.

Несмотря на то, что мы говорим о ведущих репрезентатив­ных системах, следует уточнить, что у каждого человека в той или иной степени развиты все три системы, и в зависимости от потребности он может переключаться в каждую из них. Безус­ловно, ведущей остается система излюбленная. Когда пациент приходит к нам в своих переживаниях, преимущественно фун­кционирует как раз его ведущая система, а остальные подавле­ны. И тогда одним из способов терапии может стать разблоки­рование угнетенных систем.

Присоединение по позе и жестам

Этот вид присоединения важен в момент беседы с пациен­том (особенно первой беседы, когда происходит налаживание контакта) и в ходе гипнотической работы. Смысл такого при­соединения состоит в том, что на телесном уровне вы показы-

ваете человеку его подобие, как бы соглашаясь с ним, поддер­живая его. При этом будьте внимательны: не стоит отзеркали-вать вычурных поз, поз агрессии и пр., что может быть воспри­нято как издевательство. Присоединение должно быть логич­ным и рациональным. Важным условием присоединения яв­ляется ваше ощущение комфорта. Если его не испытываете, то о каком успехе взаимодействия может идти речь? Присоедине­ние по позе и жестам — непростой навык. Поза человека при­вычна и естественна для него, а не для вас, он часто меняет позу и по-разному жестикулирует. Детально уследить за этим во вре­мя беседы сложно или почти невозможно. Поэтому примите удобную для вас позу, примерно соответствующую позе паци­ента (если он сидит, положив ногу на ногу, сядьте приблизи­тельно так же), постарайтесь понять логику жестикуляции и дайте свободу своим движениям, изредка проверяя, насколько вы продолжаете находиться в присоединении.

Присоединение по дыханию

Это важный вид присоединения, особенно в гипнозе. При­соединение по дыханию происходит, когда вы синхронизируе­те свой вдох со вдохом пациента и свой выдох с его выдохом. Дыхание — важнейший биологический ритм человека, и когда вы дышите в унисон, происходит взаимодействие на глубоком бессознательном уровне. На уровне присоединения по дыха­нию можно успокоить человека, синхронизируясь с ритмом его дыхания, вначале, как правило, учащенным, а затем, постепен­но урежая свое дыхание, сделать его дыхательные движения более редкими и ритмичными, что приведет к успокоению, а при желании и к погружению в транс. Ведь в трансе дыхание пациента становится более медленным, плавным, ритмичным. И наоборот, вы можете помочь пациенту вернуться из транса, учащая свое дыхание, делая его более глубоким, интенсивным.

Если присоединение по дыханию по тем или иным причи­нам вызывает у вас дискомфорт (например, пациент страдает бронхиальной астмой, бронхитом или иным заболеванием ор­ганов дыхания, если его дыхание в норме слишком редкое или

слишком часто), не присоединяйтесь, помните о своем ком­форте.

Собственный комфорт терапевта — это такое же важное ус­ловие работы, как и комфорт пациента: если, присоединившись к дыханию пациента, вы испытываете дискомфорт, скорее все­го, эти чувства передадутся ему. Существуют другие способы присоединения к дыханию, например, присоединение жеста­ми — покачивание головой, туловищем, ногой в такт дыхания другого. Этот способ присоединения настолько естественен, что использовать его очень легко. Кто из нас не кивал головой в такт речи собеседника? А ведь говорит человек всегда на выдо­хе, и получалось, что мы подтверждали кивком выдох челове­ка, которого слушали.

Когда человек говорит, его дыхание, как правило, достаточ­но сбивчиво. В этот момент не имеет смысла старательно при­соединяться к нему по дыханию, сосредоточьтесь на других видах присоединения. Если вам плохо видно, как дышит собе­седник, внимательнее понаблюдайте за движениями груди, живота, складок одежды, часто дыхательные движения бывают хорошо заметны по подъему плеч, движению складок на шее.

Присоединение по дыханию особенно важно в гипнозе, потому что мы тоже говорим на выдохе — то есть, соответствен­но, и на своем выдохе, и на выдохе пациента. Следует помнить, что физиологически на выдохе человек расслабляется. Если для того, чтобы вдохнуть, ему нужно напрячь мышцы грудной клет­ки, то выдох — это процесс пассивный, и когда человек выды­хает, он расслабляется и телесно, и психически. В момент вы­доха, при расслаблении легче проводить внушения. Фразы, ска­занные на вдохе, имеют стимулирующий характер. Обычно мы говорим на вдохе пациента, то есть выходим из присоедине­ния, когда пришло время выводить его из транса.

Ценностное присоединение

Следует выделить индивидуальные и культуральные ценно­сти пациента. Последние особенно важно учитывать, когда мы сталкиваемся с людьми другой культуры, другой национально-

сти. Данные ценности характерны не для одного человека, а для целого народа, а мы, в силу принадлежности к другой нации, можем не знать этих культуральных особенностей. У разных народов уважение к старшим, уважение к женщине, стремле­ние к единству своего народа и другие культурные нормы могут быть в разной степени значимыми. Если вам предстоит рабо­тать с представителем другой культуры, сначала необходимо побеседовать об особенностях данной культуры, поскольку не­редко то, что считается нормой в одной культуре, в другой вос­принимается как нечто неприемлемое. Скажем, если сейчас в русской культуре достаточно распространено моральное и ма­териальное главенство женщины в семье, то в азиатских куль­турах это совершенно невозможно.

Присоединение по ценностям не означает безусловное при­нятие ценностей собеседника, оно предполагает лишь принятие этих ценностей без отторжения и немедленных попыток пере­воспитать пациента. Мы уважаем человека, принимаем его та­ким, какой он есть, без комментариев и собственных характери­стик. Трансформация ценностей — одна из сложнейших задач психотерапии. Обязательным условием для этого является ува­жение ценностей и личности человека. Ценности возникают не на пустом месте, как результат беспочвенных умозаключений, они представляют собой концентрированный опыт человека и создаются для максимального приспособления личности к ок­ружающему миру. Как правило, изменению ценностных систем предшествует длительная и кропотливая работа, в основе кото­рой лежит базовый принцип медицины «Не навреди».

Если при присоединении к человеку у вас возникает внутрен­нее сопротивление, попробуйте разобраться, что в вас «срезони-ровало», какие ваши собственные мысли и устои отталкивают вас, и если отторжение продолжается, откажитесь от работы с этим человеком. Чтобы подобные проблемы не возникали, жестко очер­чивайте границы между работой и остальной жизнью.

Присоединяться к другому человеку трудно только на пер­вых порах. Когда навык присоединения уже вырабатывается, этот процесс происходит автоматически: вы делаете это, даже не вспоминая и не проверяя себя.

Чем лучше вы присоединяетесь к пациенту, тем вернее вхо­дите в его внутренний мир. Между вами действительно уста­навливается внутренняя духовная связь. Глубокое присоедине­ние вы могли наблюдать в семейных парах, когда у супругов возникают одни и те же мысли, одни и те же чувства и реакции на сходные ситуации. Они даже могут понимать друг друга, не пользуясь словами. Раппорт такого уровня достигается со вре­менем.

Психотерапевты ограничены во времени, нам не дано не­сколько лет, чтобы присоединиться к нашему пациенту и по­нимать его как родного и близкого человека. Но у нас есть оп­ределенные приемы присоединения, которые позволяют сде­лать это достаточно быстро и качественно. Чем лучше мы при­соединимся к человеку, тем лучше сможем его понять. При идеальном присоединении у нас могут появляться даже одина­ковые чувства. В нас словно просыпается шестое чувство, ко­торое не зависит от первых пяти, опирающихся на репрезента­тивные системы. Хотя на самом деле это не что иное, как про­изводное первых пяти органов чувств.

Раппорт, как инструмент первой необходимости, способен помочь нам в самых сложных ситуациях, и умение его созда­вать во многом предопределяет успех терапии.

ТЕХНИКА И МЕТОДИКА ГИПНОТИЗИРОВАНИЯ

 

Глава 6

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ

Прежде чем проводить психотерапию с лечебной целью, следует определить, как больной относится к гипнозу, прини­мал ли он раньше такое лечение. Если от пациента получен позитивный ответ, тогда следует проверить, насколько паци­ент доверяет врачу, какова степень его внушаемости и готов­ность к лечению.

Во многих руководствах по классическому гипнозу реко­мендуется сразу использовать приемы, позволяющие опреде­лить степень внушаемости пациента.

В своей работе мы предлагаем перед использованием основ­ных приемов, определяющих степень внушаемости пациента, провести так называемые предварительные или подготовитель­ные тесты, которые, по нашим клиническим наблюдениям, значительно повышают эффективность основных приемов.

С помощью этих психологических тестов нам удается бы­стрее установить контакт с пациентом, мы как бы обходим его возможное сопротивление. Мы обучаем его расслаблять мышцы, концентрировать внимание. Пациент ненавязчиво вовлекается в проведение тестов, а затем мы делаем плавный переход к проведению приемов на внушаемость и гипнабель-ность.

Прочитав описания тестов и приемов, потренируйтесь са­мостоятельно или обучитесь. Эти техники расширят ваши воз­можности и изменят устаревшие представления о гипнозе, а также повысят эффективность проводимого вами лечения.

В условиях нашей клиники мы проводим тесты и приемы на внушаемость в группе из 10 — 15 человек и в присутствии родственников пациента. По нашим наблюдениям, это значи­тельно повышает степень внушаемости пациента.

О человеке как индивидууме много сказано и написано, по своей сути он — существо коллективное, поэтому и тесты надо проводить в условиях коллектива.

Прежде чем приступить к проведению тестов, вы обращае­тесь к присутствующим со следующими словами:

«...Сейчас я проведу психологические тесты, с помощью которых проверю, как вы умеете расслаблять мышцы... концентрировать свое внимание, а главное — как вы вос­принимаете гипноз.

...Предлагаю всем вам поставить ноги ровно... руки по­ложить на колени ладонями вниз и принять удобное... расслабленное положение. Сидеть неподвижно, как сей­час, на протяжении всей консультации и сеанса....И второе мое условие — на протяжении всей консуль­тации смотреть только мне в лицо, в глаза......Возможно, некоторым из вас покажется, что рассла­бить мышцы легко. Но это умение достигается только путем тренировок. Чем лучше расслабляются ваши мыш­цы, тем лучше расслабляется ваша нервная система. Сни­маются нервно-мышечные спазмы, стрессы, наступает состояние общего расслабления и комфорта».

Приступая к обучению описанным ниже техникам, следует уделять много внимания невербальной коммуникации с паци­ентом. Словесному внушению пациент может верить, а может и не верить, а воздействие взглядом, жестом, присоединение к пациенту по дыханию воздействует на него на бессознательном уровне и повышает степень его внушаемости.

Тест 1. Расслабление мышц на руках

Вы объясняете пациентам, как выполняется тест, и демон­стрируете все на себе.

«...Указательный палец левой руки поставили на уровне груди... и положили на кончик пальца... кисть правой

руки... Локоть правой руки слегка опущен... Расслабили мышцы на правой руке... от плеча до кончиков пальцев... кто как умеет... и на выдохе мысленно три раза повтори­ли...

...Моя правая рука расслабляется... (выдох), моя правая рука расслабляется... (выдох), моя правая рука лежит... спокойно, расслабленно...

...И если сейчас... резко убрать... левую руку... ваша пра­вая рука... падает вниз на колени... без напряжения...»

И все это вы делаете одновременно с пациентами.

Рис. 1

Затем вы предлагаете пациентам указательный палец пра­вой руки поставить на уровне груди и положить на него кисть левой руки.

«...Еще раз расслабили мышцы... на левой руке... от пле­ча до кончиков пальцев... каждый по-своему... кто как умеет... На выдохе три раза медленно повторили... Моя левая рука расслабляется... (выдох), моя левая рука рас­слабляется... (выдох), моя левая рука... лежит спокой­но... расслабленно... без напряжения......И если сейчас... резко убрать правую руку... ваша левая рука... падает вниз на колени... как у спящего челове­ка...»

5 — 2699

При выполнении теста вы наблюдаете за степенью расслаб­ления мышц и скоростью падения руки пациента.

Тест 2. Расслабление мышц грудной клетки

Вы рассказываете пациентам, что в области грудной клетки находятся жизненно важные органы — сердце и легкие. И если хорошо расслабить эти мышцы, исчезает отдышка, восстанав­ливается естественный ритм дыхания, данный человеку от при­роды при рождении, снимаются спазмы коронарных сосудов сердца, нормализуется сердечный ритм, проходят загрудинные невротические боли в области сердца.

Как правильно выполнять тест, вы показываете на себе и объясняете пациенту на словах.

Рис. 2

«...Локти слегка прижали к грудной клетке. Кисти рук поставили так, чтобы кончики пальцев соприкасались. На каждый мой счет вы делаете энергичный глубокий вдох и самостоятельно плавный, спокойный выдох.,...Во время вдоха одновременно с движением грудной клетки ваши руки расходятся в разные стороны».

Вы сами делаете глубокий вдох и показываете, как руки бу­дут расходиться в разные стороны на несколько сантиметров.

И предупреждаете, что во время выдоха руки назад не возвра­щаются, они застывают в таком положении. А затем предлагае­те пациентам выполнить тест.

«...Правильно поставили руки, сделали неглубокий вдох и на выдохе закрыли глаза. Мысленно или шепотом дали себе программу: «Расслабиться, буду здоровым». Этим внушением вы приводите в действие свои внутренние лечебные силы.

1. Сделали глубокий вдох... и плавный, спокойный вы­дох. Врач согласует темп своей речи с темпом дыхания пациента и сам выполняет тест вместе с пациентом.

2. Глубже вдох... и ваши руки поплыли в разные сторо­ны... вместе с движением грудной клетки... и спокойный выдох...

3. Еще глубже вдох... еще дальше расходятся руки... сво­бодный выдох...

4. Глубокий вдох... Вы не чувствуете кончиков пальцев... и руки плавно расходятся... в разные стороны... спокой­ный выдох...

5. Глубокий энергичный вдох... еще дальше расходятся руки... Открыли глаза и посмотрели на расстояние меж­ду пальцами... У каждого из вас оно может быть разным... Руки положили на колени ладонями вниз».

Вы объясняете, что это упражнение является скрытым тес­том на внутреннюю готовность к лечению.

Тест 3. Работа с воображением пациента

Вы обращаетесь к пациентам: «Я думаю, что никто из вас, си­дящих здесь в кабинете, не сомневается^ том, что можно забо­леть от представления о болезни, прочитав об этом в медицинс­ком журнале или посетив тяжело больного родственника в боль­нице. Вспомните, может быть, и в вашей жизни были такие ситу­ации, когда вас что-то волновало, огорчало, расстраивало. Невольно возникает вопрос: если можно заболеть от представле-

ния о болезни, то почему не представить себя здоровым, чтобы выздороветь? Почему не научиться управлять своим воображени­ем, мыслями с лечебной целью? Почему не начать двигаться впе­ред к тому, что нам надо, оставляя позади то, что нам не надо?»

Вы опять демонстрируете на себе, как правильно выполнить тест, попутно давая объяснения. Затем вы предлагаете всем про­тянуть руки вперед ладонями вверх.

Рис 3.

«...Руки в локтях не сгибать. И подвигали руками вверх-вниз 2-3 раза, чтобы расслабить мышцы спины. Старай­тесь прикладывать минимальное усилие к рукам, чтобы они только удерживались на весу....Я сделаю так, что под воздействием моего внушения ваша правая рука на выдохе будет медленно, бессозна­тельно опускаться вниз на колени — с лечебной целью....Главное — не помогать и не сопротивляться....А сейчас... сделали неглубокий вдох... на выдохе зак­рыли глаза... Мысленно или шепотом... задали себе ле­чебную программу... расслабиться, быть здоровым... Этим внушением... вы приводите в действие... свои внут­ренние лечебные силы... направляете их на борьбу с ва­шей проблемой... Итак, я работаю с вашими мыслями и вашим воображением... Давайте мысленно подумаем... представим... или почувствуем... что у вас в правой руке... находится груз... или гиря... весом 5 кг... С усилием в 5 кг... этот груз давит... на вашу ладонь...

...Работают только ваши мысли... и ваше воображение... Вы можете представить... как с каждым ударом сердца... вся кровь приливает... к правой руке... Ваша правая рука... делается теплой... тяжелой...

...Расслабляются мышцы лица... расслабляются мышцы шеи... спины... И ваша правая рука... с лечебной целью... начинает медленно, бессознательно... опускаться вниз на колени... Расслабили мышцы... позволили вашей пра­вой руке... начать свое движение вниз... еще ниже... Пол­ное расслабление и доверие к врачу... Пусть все проис­ходит так, как происходит... Пауза... Ощущения, кото­рые возникают у вас в правой руке... могут быть самыми разными... Пауза...




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.