Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Техники гипноза 5 страница




...Я добавляю... к правой руке еще груз весом 5 кг... Да­вайте мысленно представим... что у вас... в правой руке... находится груз весом 10 кг... Это очень тяжелый груз... Вспомнили и почувствовали то ощущение... которое вы когда-то испытывали, когда держали в руке ведро воды.... С усилием в 10 кг... этот очень тяжелый груз... давит на вашу ладонь.

...Расслабляются мышцы шеи... спины... расслабляются мышцы на правом плече. Возникают какие-то определен­ные ощущения в правой руке... И ваша правая рука... мед­ленно, бессознательно... на выдохе опускается вниз на ко­лени... еще ниже... Расслабили мышцы... Ее как бы при­тягивает к земле... Не помогать и не сопротивляться......У некоторых рука уже лежит на коленях... у кого-то еще продолжает опускаться... И это нормально... у каждого человека свой тип нервной системы, свой способ реаги­рования...

...Сделали вдох, открыли глаза и посмотрели. Правая рука ниже левой, у некоторых лежит на коленях... Руки положили на колени ладонями вниз...»

На этом можно закончить проведение подготовительных тестов, хотя есть и другие тесты, и переходить к приемам на определение степени внушаемости.

Тест 4. Работа с воображаемой энергией

Вы напоминаете пациентам о том, что тело человека дей­ствительно обладает каким-то полем. Может быть, это биопо­ле, а может быть, электромагнитное поле или что-то другое. Поэтому под воздействием энергии ваши руки могут начать расходиться. Вы опять демонстрируете на себе, как правильно должны расходиться руки в разные стороны.

Рис 4

«... Руки протянули вперед. Ладони поставили параллель­но друг другу... Найдите для них удобное... расслаблен­ное положение... Прислушайтесь к рукам... и почув­ствуйте какую-то взаимосвязь между ними... Позвольте вашим рукам ощутить эту «энергетическую» связь...»

Вы начинаете делать пассы правой рукой в направлении пациента.

«...Сейчас, когда вы сконцентрированы на ощущениях в руках... вы можете ощутить некоторое отталкивание, и ваши руки начинают медленно... сами по себе... расхо­диться в разные стороны... Между ладонями как будто находится упругий шар... он увеличивается... расширя­ется... с каждым вдохом разводя руки в разные сторо­ны...»

Старайтесь произносить внушения на вдохе пациента, на-Ыоминая: руки сами по себе... под воздействием лечебной энер­гии... расходятся еще дальше...

Тест 5. Опыт Куэ с пальцами «Я не могу»

Э. Куэ предложил методику сознательного самовнушения. Основные принципы метода сводятся к следующему. В каждое данное мгновение человек может думать только об одной вещи. Иными словами, две мысли могут проникнуть в наш разум толь-со последовательно, одна за другой, но ни в коем случае не од-ювременно.

Каждая мысль, овладевающая нашим сознанием целиком, становится для нас истиной и стремится превратиться в дей­ствительность.

Однако важнейшее открытие Куэ состоит в том, что гип­ноз, в сущности, является самогипнозом. Гипнотизер лишь со­здает у гипнотизируемого более или менее яркое образное пред­ставление о желаемом эффекте, которое гипнотизируемый ре­ализует через самовнушение (самогипноз).

Не следует недооценивать мощь и власть воображения. Че­ловека мучает бессонница лишь потому, что он вообразил себе, будто не может заснуть. Он хочет спать, но его воображение сильнее его желания. Астматик в туманную погоду хочет нор­мально дышать, заикающийся всегда хочет бегло разговаривать, но сила воображения не позволяет им это сделать. Воля гово­рит: «Я хочу», но воображение возражает: «Я не могу». В этом споре победителем всегда выходит воображение.

Вы предлагаете пациенту

«...вытянуть руки вперед... изо всех сил сжать пальцы в кулак крепко-крепко... чтобы в них появилась легкая дрожь...

Смотреть мне в глаза...

Теперь он не сможет разжать свои пальцы... и пусть пред­ставит себе... что его пальцы крепко сжаты... стали дере­вянными... неподвижными. Вы считаете до трех, при

слове «три» пусть он попробует разжать их, при этом мысленно постоянно повторяя: «Я не могу... Я не могу...». Вслед за этим вы начинаете медленно считать: «Раз... Я не могу... два... Я не могу... три...»

Если пациент в самом деле сосредоточенно думал «Я не могу...», то его пальцы не только не разожмутся, но будут сжи­маться еще сильнее, чем больше он будет стараться их разжать.

Через несколько секунд скажите ему: «Теперь думайте: «...Я могу...» — и пальцы пациента тотчас же разомкнутся.

Во время этого опыта необходимо все время пристально смотреть на переносицу пациента, а он, в свою очередь, дол­жен не отводить взгляда от ваших глаз.

Если опыт не получился и пациент все-таки разжал паль­цы, не думайте, что это ваша вина. В этом виноват сам пациент, он недостаточно интенсивно думал: «Я не могу...». Скажите ему об этом уверенным тоном и переходите к другому опыту.

Глава 7

ПРИЕМЫ

ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ВНУШАЕМОСТИ И ГИПНАБЕЛЬНОСТИ

По ходу консультации после выполнения подготовительных тестов врач предупреждает пациентов, что следующий тест бу­дет самым важным.

...С помощью этого теста я проверяю сразу:

• как вы умеете расслаблять мышцы всего тела;

• насколько вы доверяете мне как врачу не только на словах, но и на деле, и готовы ли вы бороться с болезнью за свое излечение;

• как вы воспринимаете гипноз.

Прием 1. Падение назад

Врач приводит пример. В рассказе А. Куприна «Олеся» есть такой эпизод: молодой человек знакомится с девушкой, кото­рая в совершенстве владела гипнозом, он просит ее продемон­стрировать свое умение гипнотизировать. Олеся соглашается, она предлагает молодому человеку идти по ровной поляне. Он делает несколько шагов и неожиданно падает назад. Тогда он спрашивает у нее: «А как это делается?». И Олеся раскрывает ему свой секрет: «Я мысленно представляю веревку, натянутую через всю поляну. И вы должны упасть».

Молодой человек идет по поляне второй раз. Он уже знает секрет, но все равно падает назад. Такова сила гипноза и вну­шения.

«...Тесты с отклонением назад я проверю сейчас на каж­дом из вас индивидуально. Когда подойдете ко мне, встаньте спиной.

...Носки и пятки поставьте вместе. Руки вдоль тулови­ща. Расслабили мышцы спины. Никакой напряженнос­ти в руках, в ногах, во всем теле не должно быть. Полное расслабление всех мышц...»

Правой рукой вы прикасаетесь к шее пациента и даете ему установку:

«...Сделали неглубокий вдох, на выдохе закрыли глаза... и расслабились... Голову слегка отклонили назад... по­ложили на руку врача, как на подушку...»

Рис 5

«...Я сделаю так, что ваше тело... медленно отклонится назад... вслед за моей рукой... Вас как бы притягивает к моей руке... лучше... и тело отклоняется назад... Полное расслабление и доверие к врачу...»

В это время вы начинаете медленно отводить свою руку на­зад. И когда тело пациента будет выведено из состояния устой­чивого равновесия, даете установку:

:<...Полное расслабление...»

Вы резко убираете свою руку от затылка пациента, и вам оста­ется только подхватить тело падающего назад пациента. Как толь­ко вы подхватили его, можете сказать пациенту: «Спать...» — и тот мгновенно погрузится в состояние гипнотического транса. Остается аккуратно посадить его на стоящий рядом стул и уг­лубить гипнотическое состояние с помощью словесных вну­шений:

«...Расслабляются мышцы шеи... спины... замедляется дыхание... посторонние мысли уходят... Приятный лег­кий туман возникает в голове... наступает состояние рас­слабления... заторможенности... приятной дремоты... Вы слышите только мой голос... и мои слова... Спать глуб­же... крепче...»

И можно использовать это гипнотическое состояние для проведения лечебных внушений.

Если при проведении приема пациент сошел с места, со­гнул ногу в колене или просто напрягал мышцы шеи, спины, прогибаясь назад, и не упал на ваши руки, значит, он не про­шел тест. Предложите ему постоять в стороне и подумать над тем, что мешает ему пройти тест: чувство страха, недоверие или нежелание лечиться. А в конце консультации следует проверить его еще раз.

Если пациент хорошо прошел тест, то, отправляя его на ме­сто, следует подчеркнуть это словами: «Такое расслабление дол­жно быть у каждого из вас, тогда успех лечения будет полнос­тью обеспечен».

Прием 2. Падение назад

Пациент стоит спиной к вам, и вы даете ему инструкцию:

«...Носки и пятки поставили вместе. Руки вдоль тулови­ща. Расслабили мышцы спины. Никакой напряженнос­ти во всем теле не должно быть...

...Сделали неглубокий вдох......На выдохе закрыли глаза...

и расслабились... Я прикасаюсь руками к вашей голове...»

Вы слегка касаетесь висков пациента кончиками пальцев обеих рук.

Рис. 6

«...Сознание отключается... расслабляются мышцы спи­ны... и тело медленно отклоняется назад... вслед за мои­ми руками...»

При этих словах вы начинаете медленно отводить свои руки назад, сохраняя контакт с головой пациента.

«...Лучше отклоняется тело... полное расслабление...»

Вы продолжаете медленно отводить руки назад, и когда тело пациента будет выведено из состояния равновесия, резко уби­раете свои руки от головы пациента и подхватываете падающее назад тело.

Если вы оцениваете по степени расслабления мышц спины и по характеру падения тела, что тест выполнен правильно, то подчеркиваете: «Молодец, такое расслабление должно быть у каждого из вас, тогда успех лечения будет полностью обеспечен».

Прием 3. Падение назад

Пациент стоит спиной к вам, и вы даете ему установку:

«...Носки и пятки поставили вместе... Руки вдоль туло­вища... никакой напряженности в руках... в ногах... не должно быть... Полное расслабление... и доверие к вра­чу...

...Сделали неглубокий вдох... на выдохе закрыли глаза... и расслабились...

...Я прикасаюсь своей рукой к вашей голове (вы прика­саетесь кончиками пальцев одной своей руки к виску па­циента).

...Сознание отключается... расслабляются мышцы спи­ны... и тело медленно падает назад... на мой голос...»

При этих словах вы начинаете медленно отводить свою пра­вую руку назад, сохраняя контакт с головой пациента.

«...Лучше отклоняется тело... пошло полное расслабле­ние...»

Рис. 7

Прием 4. Падение назад

Мне хотелось бы подробнее остановиться на том, как был создан этот прием, что в дальнейшем поможет специалисту в правильном его применении.

После посещения семинаров по НЛП и эриксоновскому гип­нозу, которые проводил М. Н. Гордеев, где много рассказыва­лось о технике присоединения и ведения, мне захотелось исполь­зовать это в своей лечебной практике. Так мною был создан этот прием, который полностью отражает базовые принципы эрик-соновского гипноза, касающиеся присоединения и ведения.

Можно много говорить о присоединении и ведении пациента, но данный прием позволяет на практике проверить свои умения.

Желательно перед использованием этого приема продемон­стрировать присутствующим падение назад первым или вторым способами.

Первый способ. Вы предварительно объясняете всем присут­ствующим, что каждый пациент выходит к вам, становится спи­ной, носки и пятки вместе, руки вдоль туловища. Никакой на­пряженности во всем его теле не должно быть.

Пациент стоит к вам спиной...

Вы молча прикасаетесь своей правой ладонью к спине па­циента между лопатками (контакт должен быть плотным) и на­чинаете дышать с ним синхронно, при этом отслеживая также положение его тела. Присоединившись по дыханию (это зани­мает не более 15 — 20 секунд), вы начинаете медленно убирать свою правую руку от его спины.

Если присоединение проведено правильно, тело пациента начинает медленно следовать за вашей рукой и отклоняется назад. В какой-то момент пациент падает назад, и вам остается только подхватить его. Этот прием проверяет ваши способнос­ти к невербальному воздействию.

Должен предупредить, что начинающим специалистам в об­ласти гипноза выполнить этот прием будет довольно сложно. По­этому мы советуем начинать его отработку со второго варианта, когда вы можете помочь себе словесным внушением.

Рис 8

Второй способ. Пациент стоит к вам спиной, и вы даете ему указание:

«...Носки и пятки поставьте вместе. Руки вдоль тулови­ща. Расслабили мышцы спины. Никакой напряженнос­ти во всем теле не должно быть......Я прикасаюсь своей рукой...»

Вы прикасаетесь ладонью своей правой руки к спине паци­ента между лопатками. Контакт должен быть плотным.

«...Сделали неглубокий вдох... на выдохе закрыли гла­за... и расслабились... Ваше тело медленно отклоняется назад... вслед за моей рукой... Вас притягивает назад...»

Вы начинаете медленно отводить правую руку назад, сохра­няя легкий контакт со спиной пациента. Тело пациента начи­нает плавно отклоняться назад за вашей рукой. Тогда вы даете ему установку:

«...Полное расслабление...»

Резко убираете свою руку от спины пациента и ловите пада­ющее тело.

Если вы овладели тонкостями приема 4 в его втором вари­анте, можете потренироваться в еще более изящном третьем варианте вызывания падения назад.

Третий способ. Этот способ воздействия напоминает третий прием падения назад. Нов данном случае прием выполняется без словесного внушения, используется только техника невер­бального воздействия.

Пациент стоит к вам спиной. Вы молча прикасаетесь кон­чиками указательного и среднего пальца одной руки к виску пациента... и присоединяетесь к нему по позе и дыханию. Это занимает не более 10—15 сек. Затем начинаете молча, медлен­но отводить руку назад.

Если вам действительно удалось присоединиться к пациен­ту и вы правильно выполняете его ведение, то тело человека начинает отклоняться назад и падает.

Прием 5. Падение назад

Пациент стоит спиной к вам, и вы даете ему наставления:

«...Носки и пятки поставили вместе. Руки вдоль тулови­ща. Расслабили мышцы спины. Никакой напряженнос­ти во всем теле не должно быть.

...Сделали неглубокий вдох... на выдохе закрыли глаза... и расслабились... Полное расслабление и доверие к вра­чу...»

Вы начинаете делать плавные пассы в области головы, не прикасаясь к пациенту.

«...Я сделаю так, что ваше тело... будет медленно от­клоняться назад... на мой голос... Расслабились луч-

ше... вас тянет назад... на мой голос... Полное расслаб­ление...»

\Рис 9 ч

Если вы выполнили тест правильно и пациент доверяет вам, то его тело падает назад и вам остается только подхватить его.

Прием 6. Падение вперед

Пациент становится к вам лицом, вы внимательно смотри­те ему в глаза и даете установку:

«...Носки и пятки поставили вместе... Руки вдоль туло­вища... Расслабили мышцы спины... Никакой напряжен­ности во всем теле не должно быть......Смотреть только мне в глаза... Взгляд врача-гипноти­зера обладает силой... Вас притягивает вперед... на мой взгляд... еще ближе...»

Одновременно вы делаете плавные пассы в области головы, не прикасаясь к пациенту, и отступаете назад на полшага.

Пациент падает вперед на ваш взгляд, и вам надо просто его подхватить.

6 — 2699

Рис 10

Прием 7. Раскачивание тела

Пациент стоит лицом к вам на расстоянии двух шагов. Нос­ки и пятки вместе, руки вдоль туловища.

«..Смотреть мне в глаза... Никакой напряженности... в руках... ногах.. и во всем теле... не должно быть...»

Затем вы рассказываете о том, что сейчас на расстоянии с помощью внушения и лечебной биоэнергии вызовете раскачи­вание его тела. Тело будет раскачиваться свободно, без напря­жения, как маятник в часах, — вперед и назад.

Вы начинаете синхронизировать свое дыхание с дыханием пациента, делаете пассы руками вперед и назад. На первом эта­пе можете помогать себе словесными внушениями, чтобы выз­вать раскачивание тела пациента.

Вы еще раз напоминаете, что между вами и пациентом су­ществует энергетическая связь, используя которую, врач мо­жет вызвать раскачивание тела пациента вперед и назад.

Рис. 11

Вы даете пациенту установку:

«...Носки и пятки поставили вместе... руки вдоль туло­вища... никакой напряженности не должно быть во всем теле... Смотреть только мне в глаза......С помощью внушения и лечебной биоэнергии... я вы­зываю раскачивание вашего тела... вперед и назад... как маятник в часах... лучше раскачивается тело...»

Вы начинаете дышать, синхронизируя свое дыхание с ды­ханием пациента, и делаете легкие и небольшие по амплитуде пассы руками. Если вы хорошо подстроились к пациенту и все делаете правильно, а пациент внушаем, то его тело начинает постепенно раскачиваться как маятник в часах, легко и свобод­но, ноги от пола не отрываются.

Когда появилось устойчивое и хорошо выраженное раска-

j чивание тела пациента, вы можете постепенно увеличивать рас­стояние между вами, двигаясь спиной назад, продолжая делать

| пассы и говорить:

«...Я могу воздействовать на человека... на любом рас­стоянии... расстояние между нами увеличивается, а мое

воздействие сохраняется... Точно так же во время лечеб­ного сеанса... мое внушение... и лечебная энергия... ак­тивизируют ваши защитные силы организма на излече­ние...»

Хотя при наличии определенного опыта все хорошо полу­чается и без словесного воздействия, только движением ваших рук. Это очень убедительно и эффективно смотрится со сторо­ны и повышает доверие пациентов к вам.

Прием 8. Падение назад без контакта

Этот прием, как и вызывание падения назад, был создан после семинара по НЛП и эриксоновскому гипнозу.

В книге Дж. Гриндера и Р. Бэндлера «Из лягушек — в прин­цы» приводится пример, как один из авторов книги присоеди­нился по позе и дыханию к больному, который уже несколько лет лежал в кататоническом состоянии, и смог заставить его подняться с кровати. Это произвело на меня впечатление и мне захотелось создать прием, который использовал бы основные положения присоединения и ведения и был бы столь же эф­фективным.

Когда вы присоединяетесь к человеку и хорошо синхрони­зируете свое поведение с его поведением, вы достигаете каче­ственного контакта и доверия на бессознательном уровне и можете вести другого человека к новому поведению.

Следующие два приема для проверки степени внушаемос­ти, как и прием 4 (падение назад, 1-й и 3-й способы), являются тестами повышенной сложности. Но они очень хорошо демон­стрируют ваши способности и умение присоединяться к паци­енту по позе и дыханию, а также умение оказывать невербаль­ное воздействие на человека. Эти приемы можно использовать для работы с иностранными пациентами, не говорящими по-русски, так как воздействие производится без словесных вну­шений.

Пациент стоит к вам спиной. Вы приближаетесь к нему так, чтобы между вами было расстояние 20 — 30 см, начинаете под-

страиваться к его позе, дыханию и дышите в его ритме. После I трех — пяти согласованных дыхательных движений вы делаете глубокий, энергичный вдох, одновременно отклоняете свое тело назад и делаете полшага назад.

Рис. 12

Если вы хорошо присоединились к пациенту по дыханию и правильно его вели, вам остается только поймать падающего назад пациента.

Прием 9. Падение назад без контакта

Этот прием также отличается повышенной сложностью.

Пациент стоит к вам спиной. Вы приближаетесь к нему на расстояние вытянутой руки. Подстраиваетесь к его позе, дыха­нию и начинаете дышать синхронно с ним.

Сделав три согласованных вдоха, на выдохе произноси­те мантру «К-ХА» и одновременно делаете жест правой ру­кой сверху вниз, не прикасаясь к спине, над чакрами вдоль позвоночника пациента. И подхватываете его падающее тело.

Рис 13

Дополнительные рекомендации

Если пациент прошел тест хорошо, вы обязательно подчер­киваете, что так же, как вы смогли вызвать его падение назад, вы сможете оказать положительное лечебное воздействие на его организм во время сеанса.

При любом приеме с падением назад или вперед, если он прошел хорошо и вы видите и чувствуете, что мышцы пациента расслаблены, вы сразу можете сделать ему внушение: «Спать!» и осторожно посадить на стоящий рядом стул. Дополнительно сделайте внушение на углубление гипнотического состояния.

Следующая серия приемов для проверки степени внушае­мости предполагает воздействие на пальцы пациента.

Прием 10. Пальцы «в замок» за головой

Вы предлагаете сидящим перед вами пациентам сложить руки в «замок», демонстрируя на своих руках, как это надо де­лать. Затем вы предлагаете крепко сжать пальцы, завести их за голову и смотреть вам только в глаза.

Рис. 14

Свои руки вы держите перед собой и объясняете пациен­там, что сделаете так, что после счета «пять» руки не разомк­нутся. Они станут деревянными и неподвижными. Волновать­ся не надо и насильно разрывать руки тоже не надо. Вы сделае­те обратное внушение, и руки пациентов легко разомкнутся.

При этом вы демонстрируете на себе, как руки будут расхо-| диться, а затем предлагаете пациентам:

«...Сделать неглубокий вдох... на выдохе закрыть глаза... и настроиться на мой голос... на мои слова...... Вы считаете медленно... от одного до пяти... После сче­та «пять»... руки не расходятся... Они стали деревянны­ми и неподвижными... Они застыли в таком положении......Один — крепко сжали пальцы за головой... до преде­ла... чтобы почувствовать в них напряжение... Больше пальцами шевелить не следует...

...Два — постепенно ваши пальцы... застывают в таком положении... делаясь деревянными... неподвижными......Три — состояние одеревенения... оцепенения... все на­растает... усиливается с каждым моим словом......Четыре —вы не чувствуете... своих рук... наступает пол­ное одеревенение... полное оцепенение... они застыли в таком положении... Посторонние мысли уходят... вы за­бываетесь с каждым моим словом... Оцепенение... не­подвижность... все нарастают... усиливаются...

...Пять — полное одеревенение... полное оцепенение... Руки застыли в таком положении... Чем сильнее вы бу­дете пытаться развести свои руки... тем сильнее они бу­дут сжиматься... помимо вашей воли... и вашего созна­ния...

...Можете попробовать развести руки... но у вас ничего не получится... Пробуйте... Пальцы деревянные...»

После того как пациент убедился, что руки не расходятся, вы снимаете свое воздействие внушением: «...Пальцы легкие и свободно двигаются...». Дополнительно можете легко постуки­вать своей рукой по пальцам пациента, подчеркивая, что вы снимаете свое воздействие, и руки легко расходятся.

Прием 11. Пальцы между собой ладонями вперед

Вы предлагаете сидящим перед вами пациентам сложить пальцы в «замок» и повернуть ладонями вперед, при этом де­монстрируете, как правильно делать. Затем предлагаете паци­ентам максимально вытянуть руки вперед, чтобы почувствовать напряжение в пальцах. Далее нужно выбрать любую точку и смотреть на середину своих пальцев.

Рис. 15 88

Даете установку:

«...Я считаю медленно... от одного до пяти... После сче­та «пять»... руки не расходятся... они застыли в таком по­ложении...»

Формулу внушения, слегка изменив, можно взять из пре­дыдущего приема.

Существует еще один вариант выполнения этого приема. IПроделываете все, как было описано выше, и когда начинаете 'считать, не усиливаете счет словесными внушениями. Это бу­дет выглядеть так:

«...Один... пауза... два... пауза... три... пауза... четыре... па­уза... пять... Полное одеревенение... полное оцепене­ние... Руки застыли в таком положении... Можете по­пробовать развести руки... но у вас ничего не получит­ся... пробуйте...»

После того как пациент убедился, что руки не расходятся, врач прикасается своей рукой к ладоням пациента и говорит, это снимает свое воздействие. Пальцы становятся легкими, и эуки свободно расходятся.

Прием 12. Пальцы раскрыты веером и не сгибаются

Вы предлагаете сидящему перед вами пациенту поставить звно ноги и смотреть только вам в глаза. Руки согнуть в локтях, тальцы развести веером, напрягая при этом мышцы ладони.

Вы даете установку:

«...Я считаю от одного до пяти... После счета «пять» ваши пальцы станут деревянными... и вы не сможете их сжать в кулак...»

f Mt. *

Рис 16

Вы демонстрируете пациенту на своих руках, как это будет выглядеть.

«...Я начинаю оказывать свое воздействие......Один — максимально напрягли мышцы и пальцы... Два — я прикасаюсь своей рукой к вашим пальцам... (вы слегка постукиваете своей рукой по кончикам пальцев пациента)... и состояние напряжения, оцепенения в пальцах... все нарастает... усиливается.. Три — с каждым моим словом... напряжение в пальцах достигает предел а... они стали деревянными... неподвиж­ными...

Четыре — прикосновение моей руки... (вы слегка посту­киваете по кончикам пальцев пациента)... вызывает пол­ное одеревенение... полное оцепенение пальцев... Невоз­можно пошевелить ни одним пальцем... Пять — пальцы застыли в таком положении... стали пол­ностью деревянными... неподвижными... невозможно пошевелить ни одним пальцем...

...Можете попытаться сжать пальцы в кулак... но у вас ничего не получится... Пальцы застыли в таком положе­нии...»

После того как пациент убедился, что пальцы неподвижны и он не может сжать их в кулак, вы даете следующее внушение:

«...Я снимаю свое воздействие и напряжение с пальцев на правой руке (вы прикасаетесь своей рукой к пальцам пациента)... Вы можете легко и свободно пошевелить пальцами на правой руке... сжать их в кулак... А пальцы налевой руке по-прежнему деревянные, неподвижные...»

Пациент свободно двигает пальцами на правой руке, а на левой руке они остались по-прежнему застывшими и не двига­ются. Затем вы снимаете одеревенение с пальцев левой руки, при этом обязательно подчеркиваете:

«...Точно так же, как я повлиял силой внушения на подвиж­ность ваших пальцев, я смогу повлиять на вашу проблему...»

Этот прием часто использовал в своей работе К. М. Дубров­ский.

Прием 13. Два кольца, и руки не расходятся

Вы предлагаете сидящему перед вами пациенту поставить ноги ровно и смотреть вам только в глаза. Нужно соединить ука­зательный и большой пальцы на правой руке так, чтобы образо­валось кольцо. Такое же кольцо надо сделать и на левой руке.

Рис. 17

I

Затем необходимо соединить два кольца друг с другом, как звенья в цепи, после чего вы демонстрируете это на своих паль­цах и заявляете:

«...Сейчас вы сделаете так, что после счета «пять»... ваши пальцы станут деревянными... неподвижными... образуя крепкое кольцо...»

Вы делаете соответствующее внушение, после чего предла­гаете пациенту попытаться развести руки в стороны. После того, как пациент убедился, что кольцо крепкое и руки не расходят­ся в разные стороны, вы прикосновением своей руки снимаете оцепенение с пальцев, делая внушение:

«...Напряжение снимается с пальцев... и они свободно расходятся...»

Прием 14. Вкус лимона

Врач рассказывает собравшимся пациентам историю про од­ного музыканта, которого за недобросовестное отношение к ра­боте уволили из оркестра. Незадачливый музыкант рассказал об этом своему знакомому гипнотизеру, и тот шутя дал ему совет.

Во время выступления духового оркестра, в котором он раньше работал, музыкант сел в первом ряду, достал ярко-жел­тый лимон и начал его есть. При виде лимона у музыкантов началось самопроизвольное выделение слюны, которая забила мундштуки и патрубки духовых инструментов, и оркестр за­молк. После небольшой паузы врач продолжает:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.106 сек.