Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Региональная экономическая политика, ее направления и механизмы реализации 2 страница




В 2010 г. область занимала первое мосто в стране но валовым сборам сахарной свеклы, второе — по валоиым сборам зерновых и зернобобовых, третье но валовым сборам картофеля, реализации скота и птицы на убой и производству молока, четвертое —- по валовому сбору льноволокна» шестое —- по валовым сборам овощей и производству яиц. По производству осноипых видов сельскохозяйственной продукции на душу населения (кроме овощой и яиц) она пампого превосходит другие регионы Беларуси.

В области функционируют 8 высших и 28 средних специальных учебных заводония.

Важнейшими направлениями соасришсстоовашш структуры ЭКОНОМИКИ И ПОВЬШЮНИЯ комплексного РАЗВИТИЯ отдел i.

пых регионом являются достижение структурно-тохнологичо-окой сбалансированности производства, оффоктивноо использование имеющихся и потенциальных конкурентных пройму-щоств. В этих цолях необходимы:

 


 

обосшочонио рациональной оиоциаливации хопяйотиа кале лого региона;

• стимулирование рапнития предприятий и отдольпых про» ипиодсгн, функцион пропан но которых способствует обллапои-роиаппооти хоолйотиа территории, формиронапию и развитию рогиоиальпых рынком (трудовых рооурооп, нотробитольокях товаром и др.);

• нриоритотпоо раонитио социальной сферы, ирождо моего и рогиопах, гдо оо уроноиь иижо сродпорооцубликанокого, с учетом домографичоокой структуры насолоция и специфики ого рассолония. Оообоо иииманио слодуот уделить социальной инфраструктуре агрогородкон и малых городских поселоиий как центром обслуживания жителей бли,члежащих сельских иосо-лоний;

• поиышопио темпом рапнития проиоиодстн, использующих мостныо оырьоиыо росурсы. 15 норную очородь ото относится к пищевой промышленности (нее области и г. Минск), про» иаиодетиу строительных материалом (Брестская, Гомельская, I'род пенек мл и Могиленская области), лооной, доронообрабаты-ппюпшй и цоллюлоано-бумажпой отрасли (Бростская, Витоб-окая, Гомольская и Могиленская области);

• ускоренное раонитио аграрной сферы, что определяется необходимостью сочетания интересом регионом и страны в полом, болоо полным обеспечен нем населения продомольстмием при умоличепиVI экспортных поставок продукции. Ото мопможно путем углубления специализации сельскохозяйственного производства п отдольпых рогиопах а цолях м а кои мал много использования их ириродпо-экопомичоских условий.

Важнейшей задачей экономического разлития регионом слодуот считать болоо эффективное использование имеющихся и потенциальных факторов повышения конкурентоспособности, н число которых!

• мы годное географической положение (Брестская, Гродненская области, г. Минск);

• нысокий уровень развития 11 ро и з но дстн о i ш о го и инновационного потопциалон (г. Минск, Битобская, Гомольокая, Минская области);

• болоо благоприятные условия для ведения сельскохозяйственного производства (Гродпопокая, Вростскал, Минская области);

• наличие историко-культурной среды и соотнототвующой инфраструктуры для раоиития турияма, отдыха, рекреационной деятельности (Брестская, Гродпопокая, Витобокая, Минская области и г. Минск)

 


 

Проблемы каждого региона необходимо решать исходя ив общереспубликанских задач и о учетом местных инторосои и особенностей. Государственная региональная политика должна быть направлена па рациональное иопольвонанио социально" окопом и чоокого и экологического потенциалоп рогиопов, про-имущоотв торриториальпого раодолония труда, па обеспеченно комплексного раинитил региональных инфраструктурных енотом, оокращонио раорыма м уровне и качоотно жизни и городах различных категорий и п сельской местности.

Иод региональной экономической политикой понимается

системе целей и задач орган он государственной власти по управлению с.оциал ыю-окономичоеким развитием регионом, а такжо механизм оо реализации. Региональная политика лил потен частью общей социалыю-зкономичоской политики государства, Она реализуется комплексом законодательных, административных, с.оципл i.im-экоиомнчоских и других мероприятий, осуществляемых республиканскими и местными органами государственного упранлония, в тесной координации с общереспубликанскими морами по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, обеспечению заиятости населения, градостроительной и социальной политикой, а такжо другими цалраплоциями деятельности государства.

Основной целью региональной экономической политики в Роопублико Беларусь янляотся обеспечение благоприятных условий жинп идея тол ьп ости ЛЮДОЙ независимо от моста проживания и у нол и мои ио оклада всех регионом в решение общереспубликанских задач за очот эффективного использования их коп* куроитных преимуществ и формирования новых точек роста.

Основными направлениями рогионвльвой политики являются:

t обеспечен не комплексности и сбалансированности рпзви-тил рогиопоп и размещения проиэводитольпых сил;

• углубление специализации и повышопио оффоктивпооти экономики регионов ва очот создания новых зкопортоориоити-роваппых проипнодстн и предприятий, примопяющих рооуроо> и впоргооборегающио технологии для выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью

 


 

• приоритетное развитие производств и видов деятельности, использующих местное сырье и ресурсы, а также спя лап пых с переработкой сельскохозяйственной продукции, обслуживанием сельского и лесного хозяйства;

• создание условий для сбалансированного воспроизводства и использования возобновляемых, а также рационального расходования невозобновляемых природных ресурсов;

• обеспечение самодостаточного развития регионов, стимулирование их экономической активности па основе заинтересованности в результатах своей деятельности;

• стимулирование активности и ответственности региональных органов управления при решении проблем социально-экономического развития регионов.

При выработке основных направлений региональной политики необходимо учитывать ряд принципов, важнейшие из которых:

• комплексность подхода к решению экономических, социальных, экологических и других задач развития конкретных регионов;

• приоритетность концентрации усилий республиканских органов государственного управления па решении относительно небольшого круга проблем национального значения, локализованных в границах отдельных регионов и требующих по объективным причинам поддержки из средств республиканского бюджета;

• субсидиарность, предполагающая вмешательство правительства и республиканских органов государственного управления в решение региональной проблемы лишь в том случае, когда она не может быть решена органами местного управления и самоуправления;

• дополнительность, заключающаяся в том, что основные расходы, связанные с социально-экономическим развитием региона, как правило, должны осуществляться за счет средств бюджета соответствующего уровня, а необходимая помощь из республиканского бюджета должна рассматриваться как дополнение к этим затратам;

• дифференцированность подхода к государственному воздействию на развитие отдельных регионов;

• децентрализация — последовательная передача прав и обязанностей по регулированию социально-экономического развития регионов местным органам управления и самоуправления, законодательное закрепление за ними стабильных источников пополнения местных бюджетов для выполнения возложенных на пих функций;

 


 

• превептивностъ, предусматривающая вмешательство государства в процессы регионального развития до появления крупных территориальных диспропорций, в крайнем случае -на стадии их зарождения;

• гибкость региональной экономической политики, которая заключается в постоянном анализе результатов государственного воздействия на развитие регионов, оперативной корректировке его задач и принципов с учетом характера изменений в регионах и своевременном отказе от неэффективных методов и средств государственного регулирования;

• партнерство, предполагающее тесное взаимодействие республиканских органов государственного управления, местного управления и самоуправления, бизнеса, общественных организаций и других заинтересованных сторон при определении стратегических направлений государственной региональной политики и осуществлении мер но ее реализации.

Общие направления, цели и задачи, а также важнейшие средства и механизмы регионального развития определены в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. В документе дала оценка потенциала регионов, системы расселения и уровня развития инфраструктуры; определены роль и задачи разработки программ устойчивого развития регионов, территориального планирования и совершенствования системы управления регионами и населенными пунктами, региональных и местных инициатив обеспечения устойчивого развития в целях достижения научно обоснованных параметров качества жизни людей независимо от мест проживания, создапия равных возможностей в получении образования и медицинской помощи.

Одной из поставленных задач является улучшение демографической ситуации в каждом регионе путем регулирования миграционных потоков на основе приоритетного развития малых и средних городских поселений, агрогородков, городов — спутников столицы республики.

Социально-экономическое развитие регионов будет предопределяться инновационностыо производимой продукции, повышением роли малого и среднего бизнеса, максимально возможным уровнем использования местных природных ресурсов. Приоритетными станут направления регионального развития, обеспечивающие качественные параметры роста (повышенно рентабельности хозяйственной деятельности, рост производительности труда, снижение энерго- и материалоемкости произ-


 

водства продукции, работ и услуг). В каждой области и г. Минске предусматривается реализация 25—30 масштабных инновационных проектов.

Важпейшая задача региональной политики заключается в поддержке «точек роста»: промышленных цептров, райопов с высокоэффективным сельским хозяйством, свободных экономических зон, технопарков и инновационных центров. Стимулирование деловой активности в регионах приоритетного развития предполагается осуществлять путем предоставления государственным и частным предприятиям, компаниям налоговых льгот, субсидий и кредитов.

Особого внимания требует развитие проблемных регионов. Основные критерии их выделения — сложная экологическая ситуация, низкий уровень экономического развития и относительно высокий уровень безработицы. Сегодпя к проблемным регионам отнесены территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также Белорусское Полесье, Белорусское Поозерье, Минский столичный округ, Солигорский промышленный район, Новополоцкий промышленный узел, депрессивные районы с низким экономическим потенциалом и высоким уровнем безработицы, центрами которых являются малые и средние городские поселения.

Для дальнейшего повышения уровня и качества жизни населения независимо от места его проживания во всех регионах необходимо: обеспечить развитие социальной инфраструктуры и ЖКХ, строительство жилья, эффективное функционирование реального сектора экономики; создать условия для расширения возможностей каждого человека в реализации своих потребностей и способностей в местах проживания, а также территориальной и профессиональной мобильности населения.

Главными приоритетами развития отраслей социальной сферы в регионах должны стать: оптимизация территориального размещения и развития сети учреждений социального обслуживания, укрепление их материально-технической базы; формирование территориальных центров социального обслуживания, имеющих многофункциональный характер, центров социального обслуживания в агрогородках; расширение практики посещения отдаленных населенных пунктов комплексными мобильными выездными бригадами, имеющими в своем составе специалистов различных служб.

Успешная реализация задач регионального развития невозможна без создания органами государственной власти условий

 


 

для устойчивого роста и сбалансированного развития региональных социально-экономических комплексов, эффективной их специализации; без осуществления территориального развития с учетом уровня централизации, обеспечивающего наибольшую эффективность управления. Государству необходимо активно воздействовать па процессы регионального развития, используя для этого различные методы и рыночные механизмы, объединяя предпринимательство, инициативы населения и общественно-политические институты.

Так, главным инструментом в области обеспечения самодостаточного развития регионов, стимулирования их экономической активности является проведение соответствующей налоговой и бюджетной политики. Совершенствование бюджетной системы целесообразно осуществлять в направлении соблюдения баланса интересов государства, регионов и налогоплательщиков путем дальнейшего разграничения доходов и расходов но бюджетам разных уровней, законодательного закрепления за ними собственной финансовой базы. Бюджетная политика па местном уровне должна проводиться в направлении усиления финансовой самостоятельности регионов, предоставления местным органам реальных расходных полномочий, сбалансированных с финансовыми ресурсами.

Улучшение инвестиционного климата в регионах требует:

• формирования региональной ипвестопроводящей инфраструктуры (бизнес-центры, агентства, страховые, лизинговые компании и др.), а также инфраструктуры рыпка земли и недвижимости;

• активизации продвижения региональных инвестиционных проектов на отечественный и зарубежный рынки;

• стимулирования привлечения частных инвесторов в регионы путем инвестиционных компенсаций, налоговых льгот, льготных кредитов и др.;

• расширения практики применения инвестиционных налоговых преференций, государственных грантов и гарантий инвесторам, участвующим в реализации региональных программ и вкладывающим средства в активы приоритетных видов деятельности.

Особое внимание во всех регионах необходимо уделять со* вершенствованию поддержки предпринимательства местными органами управления и самоуправления. Следует шире использовать предоставленные возможности в сфере улучшения имущественных отношений. Путем усиления ответственности за исполнение законодательства целесообразно создать систему

 


 

экономических стимулов для местных органов управления и самоуправления* направленную на повышение их заинтересованности в развитии бизнеса»

Важнейшим инструментом реализации задач регионального развития является разработка прогнозов, программ и стратегических планов развития регионов, городов и административных районов.

Для эффективной реализации государственной региональной экономической политики необходимо разграничение и закрепление предметов ведения, полномочий и ответственности органов власти разных уровней за устойчивое социально-экономическое и экологическое развитие регионов.

В сферу ответственности республиканских экономических ведомств па региональном уровне следует включить вопросы:

• улучшения макроэкономических условий, необходимых для функционирования экономики регионов;

• создапия регионально ориентированных рычагов и стимулов,' способствующих эффективному развитию субъектов хозяйствования во всех регионах страны;

• содействия реализации региональных программ социально-экономического развития отдельных территориальных образований;

• определения региональных приоритетов и отраслей специализации экономики каждого региона;

• своевременного рассмотрения и оценки предложений с мост но экономическим проблемам регионов, решение которых невозможно без содействия правительства страны.

Сферу ответственности отраслевых министерств и других республиканских органов управления целесообразно ограничить вопросами организации эффективной работы подведомственных предприятий и организаций в регионах. При этом отраслевые органы управления должны согласовывать с местными органами власти решения по вопросам использования принадлежащих предприятиям па правах собственности или аренды земель, недр, вод, лесов и других природных ресурсов, а также проекты объектов нового строительства.

Органам местного управления всех уровней в своей деятельности важно ориентироваться на выполнение важнейших функций, обеспечивающих комплексное и эффективное развитие своих регионов. Особую ответственность они несут за работу подведомственных им предприятий и организаций коммунальной собственности, что предусматривает необходимость:»

• разработки программ экономического и социального развития» жилищного строительства, благоустройства, дорожного

строительства, коммунально-бытового и социально-культурного обслуживания населения, охраны природы, а также контроля и утверждения отчетов о выполнении этих программ;

• применения в соответствии с законодательством ставок налога па прибыль для предприятий, организаций и других объектов коммунальной собственности, находящихся в распоряжении административно-территориальных единиц первичного уровня, а также местных налогов, сборов и пошлин в пределах компетенции, установленной законодательством;

• определения правового режима имущества, входящего в коммунальную собственность соответствующего административно-территориального образования (кроме районов в городе);

• решения в установленном порядке вопросов о приватизации государственной собственности (кроме районов в городе);

• распоряжения и контроля за использованием земель, недр, вод, лесов, охотничьих и рыболовных угодий, других природных ресурсов;

• участия в разработке, утверждении и реализации проектов планировки и застройки населенных пунктов, их генеральных планов, архитектурных решений; контроля за соблюдением норм (в том числе и местных) при строительстве любых объектов на территории соответствующих административно-территориальных единиц»

• организации строительства и ремонта жилых домов, объектов коммунального хозяйства и социально-культурного назначения, дорог па своей территории за счет собственных средств и па долевых началах;

• предоставления в пределах своих полномочий физическим и юридическим лицам льгот, пособий и других преимуществ.

Функции исполнительных комитетов административно-территориальных единиц разных уровней во многом совпадают, отличаясь, главным образом, охватом территории. Вместе с том по вертикали сверху вниз происходит сужение и конкретизации функций исполнительных органов власти.

Созданная в Беларуси система управления в целом отвечает требованиям становления страны как суверенного государства и се устойчивого социально-экономического и экологического развития, К достоинствам нынешней системы управления следует отнести эффективное функционирование управленческой вертикали и повышение уровня управляемости важнейшими сферами жизни общества и государства. Ее совершенствование целесообразно осуществлять эволюционным путем, исключа-

 

415юнгам коронную ломку, способную привести к потере унравло-пим экономикой и социальной сферой в регионах.

Вместе с тем действующая в республике система регионального управления не в полной мерс отвечает трсбовапиям даль* пойшего эффективного развития территориальных образований в условиях рыночной экономики. Местные органы управлении не наделены необходимыми полномочиями и пс обладают достаточными финансовыми ресурсами для решения многих социальных, экономических, экологических и других проблем. Прежде всего необходимы четкое разделение функций между местными органами власти, поиск паиболео рационального сочетания форм и механизмов управления впутриреспубликап-скими регионами и развитием самоуправления.

Основные термины и понятия: внутриреспубликанские регионы; комплексное развитие регионов; конкурентные преимущества региона; научно-технический потенциал региона; отраслевое и территориальное разделение труда; природно-ресурсный потенциал региона; промышленный комплекс региона; региональная политика; региональное управление; региональные прогнозы и программы; региональный социально-экономический комплекс; специализация экономики регионов; стратегия регионального развития; территориальная структура экономики; устойчивое развитие регионов; цели и задачи региональной политики в Республики Беларусь

Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте связь территориальной структуры хозяйства с отраслевой.

2. Назовите показатели, определяющие специализацию региона.

3. Что предполагает комплексность развития экономики региона?

4. Охарактеризуйте факторы, определяющие развитие и размещение промышленности отдельных региопон.

5. Какие факторы влияют на территориальные пропорции сельскохозяйственного производства Беларуси?

6. Как изменилась отраслевая структура промышленности регионов Республики Беларусь за последние десять лет?

7. Перечислите главные особенности специализации социально-экономических комплексов внутриреспубликапских регионов (областей и г. Мипска).

 

Раздел

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

7.1. Перспективная модель национальной экономики Беларуси

7.1.1. Основные черты социально ориентированной экономической системы

Каждая страна стремится к общемировым целям развития цивилизации, но идет к ним своим путем, исходя из националь­ных интересов, постоянно действующих и долговременных факторов (территория, население, природные ресурсы, климат и др.), исторического пути, особенностей культуры, традиций, обычаев, типа мировосприятия, или менталитета, народа, а так­же общей стратегии развития.

Магистральным путем, намеченным в Основных направле­ниях социально-экономического развития Республики Бела­русь на 1996 2000 годы, является построение социально ори­ентированной рыночной (смешанной) экономики, вхождение в мировое рыночное хозяйство. Фундаментом построения слу­жит действующая национальная экономическая система; ори­ентиром стратегические цели устойчивого развития страны; предпосылками и условиями — ресурсный потенциал (природ­ный, физический, человеческий) и общесистемные характери­стики мировоззренческого, идеологического, политического ха­рактера, или институционально-правовое пространство.

В общетеоретическом плане под системной моделью нацио­нальной экономики рыночного типа следует понимать совокуп-


кость базовых элементов, целей, принципов, требований (импе­ративов) к структуре народного хозяйства, режиму функциони­рования и взаимодействия его подсистем, к хозяйственному механизму, институтам, обеспечивающим рыночный характер экономики (в процессе эволюционной трансформации), ее соци­ально ориентированное, ресурсоэффективное и экологозащитное развитие. В прикладном плане — это способ организации и функционирования народного хозяйства на основе рыночных принципов, соответствующий режим работы важнейших отрас­лей и сфер экономики, конкретные направления преобразова­ний и виды деятельности для достижения стратегических це­лей, необходимые ресурсы и средства, потенциалы и механиз­мы развития, система управления и регулирования.

Белорусская модель национальной экономической системы находится на начальном (в историческом измерении) этапе сво- ого становления, но уже сегодня в ней достаточно ясно просту­пают те компоненты и характеристики, которые определяют ее общность с рыночными и переходными к рынку моделями эко­номики и одновременно ее специфику, отражающую белорус­ский путь к общим целям мировой цивилизации. Общность определяется, прежде всего, едиными для всех государств ци­вилизационными целями и факторами (включая науку, образование, культуру, технику, экономику) и направленностью из­менений базовых блоков экономической системы. Конкретное страновое содержание базовым блокам придают целевая ориен­тация, ценностные установки, «философия» перехода к рынку, принципы экономической и социальной политики государства, направление общественного развития.

За последние столетия развития человеческой цивилизации н рамках мировой рыночной системы в различных странах, прежде всего высокоразвитых, построены эффективные модели рыночной экономики. Но критериям предельной рыночной «либеральности» и предельной «социальности» научная типо­логия сводит их условно к двум доминирующим группам: анг­ло-американской (или англо-саксонской) и германо-японской (или рейнской).

Типовой модели социально ориентированной экономики присущи следующие характеристики:

• «смешанная экономика», в которой достаточно весома до­ля государственной собственности (при развитом институте частной собственности);

• макроэкономическое регулирование во всех сферах эконо­мики и трудовых отношений (регулирование занятости);

• поддержание конкурентных отношений в экономике, обеспечиваемое средствами структурной политики и содействием развитию малого и среднего бизнеса;

• значительная доля государственного бюджета в ВВП («государство благосостояния»);

• развитая система социальной поддержки населения при ведущей роли в ней государства, расходы которого составляют значительную часть государственного бюджета;

• высокий уровень социальной защиты.

Наиболее полно совокупность данных качеств представлена в модели социального рыночного хозяйствования Германии и моделях экономического развития Швеции, Швейцарии, Япо­нии. Для нашей страны наибольший интерес представляют мо­дели социально ориентированной экономики. Они содержат черты и основные принципы, которые могут быть типичными, общими для всех социальных рыночных хозяйств, в том числе для модели экономики, к которой в перспективе стремится Бе­ларусь.

Выбор модели социально ориентированной рыночной (сме­шанной) экономики в качестве перспективной это было не просто заимствование зарубежного опыта, а стратегическое ре­шение, основанное на учете специфических особенностей стра­ны, ее истории, национального характера и менталитета наро­да, истории государства и общества, традиций хозяйствования и, конечно, опыта развитых рыночных государств.

Перспективная модель экономики Беларуси (IIМЭ) вклю­чает следующие принципы и направления государственной по­литики:

• общая социальная ориентация общества, государства, эко­номической системы;

• формирование развитого гражданского общества и систе­мы самоуправления;

• приоритетное развитие человеческого потенциала;

• выбор социальной ориентации рыночной экономики в ка­честве стратегического императива;

• переход на инновационный ресурсосберегающий тип вос­производства;

• повышение эффективности производства и страновой кон­курентоспособности;

• интенсивное внедрение наукоемких высоких технологий информационного общества;

• следование экологическому императиву.

Кроме того, перспективная модель экономики должна обес­печивать:

• преемственность действующей белорусской модели разви­тия и ориентацию на мировой опыт;

• единство социального и экономического, сочетание эконо­мической эффективности и социальной справедливости;

• единство частной собственности и интересов государства, ответственность предпринимателя перед обществом;

• экономическую свободу человека и свободу экономическо­го выбора;

• равенство государственных и частных субъектов рыноч­ных отношений;

• экономическое и социальное партнерство;

• ориентацию на жизненные потребности населения и рост его благосостояния;

• приоритет прав граждан;

• ответственность государства перед гражданами и социаль­ную защиту;

• ограничение сфер действия административного механиз­ма государственного регулирования;

• сочетание свободной конкуренции с регулированием.

В настоящее время нельзя точно указать, какие блоки, эле­менты, их сочетания будут определять состав, структуру, функ­ции модели экономики страны через 10, 15, 20 лет. История не развивается по идеальным схемам. Но теоретически уже сейчас можно условно прогнозировать в качестве стратегического ори­ентира элементы и черты перспективной модели.

Социально ориентированная рыночная экономика в ее зре мой стадии — это высокоэффективная экономика с развиты­ми предпринимательством и рыночной инфраструктурой, дей­ственным государственным регулированием, заинтересовыва­ющим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение — нетрудоспособным, престарелым, инвалидам.

Вазовые принципы белорусской модели свидетельствуют о том, что наша страна отвергает крайности и либерализма, и огоударствленной экономики, выбирает собственный путь построения будущей экономической системы с сильным государством, эффективным рыночным механизмом и его социальной ориентацией. Последняя предполагает смягчение таких черт модели чистого рыночного хозяйства, как эксплуатация чужого труда, безработица, социальная дифференциация и др. Они осуществляется посредством Конституции и всей системы законов демократического правового государства, четкого определения его функций.

Роль государства в управлении экономикой при переходе» к рынку не снижается, а во многих отношениях возрастает, и том числе как политического руководителя переходных к ры 11 ку процессов, гаранта социальной защищенности малоимущих слоев населения и общества в целом от коррупции и криминальной среды, своеобразного арбитра в обеспечении политической устойчивости общества и др. Основные концептуальные характеристики перспективной модели экономики Беларуси как рыночной (смешанной) экономической системы социально ориентированного типа наполняются реальным жизненным со держанием в ходе реализации стратегических и тактических программ социально-экономического развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.