Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Региональная экономическая политика, ее направления и механизмы реализации 18 страница




Межстрановая (международная) экономическая интег­рация (МЭИ), развивающаяся на макроэкономическом уров­не, представляет собой процесс экономического взаимодей­ствия стран, приводящий к сближению хозяйственных меха­низмов, принимающий форму межгосударственных соглаше­ний и регулируемый мел^государственными органами. МЭИ позволяет использовать преимущества объединенного рынка и формировать производство в расчете на рынок всей интеграци­онной группировки; расширять для национальных производи­телей пространственные возможности межгосударственного пе­ремещения и потребления товаров, материальных, трудовых и финансовых ресурсов, новейших технологий; стимулировать приток иностранных инвестиций; усиливать позиции стран на мировом рынке и выравнивать уровни их экономического развития.

Мирохозяйственная интеграция находит выражение в использовании государствами разнообразных форм вхождения в мировую глобальную экономику, в числе которых: мировая торговля товарами, услугами, объектами интеллектуальной собственности; международный научно-технический обмен и сотрудничество; международные валютно-кредитные и финан­совые отношения; международная миграция капитала; между­народная миграция трудовых ресурсов.

9.1. Тенденции и факторы глобализации мирового экономического пространства

Глобализация, но определению МВФ, это усиливающая­ся экономическая взаимозависимость стран мира в результате возрастания объема и разнообразия трансграничных перемеще­ний товаров, услуг и международных потоков капитала, а так­же быстрой и широкой диффузии технологий. Это процесс по­степенного превращения мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капитала, трудовых ресурсов, технологий, зна­ний; международное движение факторов производства; между­народные финансово-кредитные и валютные операции; произ­водственное, научно-техническое, технологическое, инжини­ринговое и информационное сотрудничество.

Становление и углубление глобализации происходило под воздействием процессов, характеризующих основные тенден­ции развития мировой экономики, среди которых: интернацио­нализация производства и капитала, либерализация внешне­экономических связей и формирование открытой экономики, транснационализация капитала и производства, международ­ная региональная экономическая интеграция, постиндустриа­лизация и становление постиндустриального общества (инфор­матизация, деиндустриализация, сервисизация экономики), рост финансового сектора экономики и появление единых ин­формационно-финансовых институтов, новая роль государства, становление институционального единства мировой экономи­ки, унификация правил хозяйственной жизни, создание систе­мы межгосударственного рех'улирования мирохозяйственных связей, экологизация мировой экономики, повышение значе­ния социальной сферы.


Основными факторами развития процесса глобализации являются:

• производственные, научно-технические и технологиче­ские — развитие НТР и появление новых наукоемких техноло­гий, способствующих снижению материале- и энергоемкости продукции; распространение современных средств связи, ин­формации, транспорта; усложнение технологической структуры производства, увеличение числа деталей и узлов, используе­мых в готовом изделии; расширение номенклатуры производи­мой продукции; диверсификация производства; специализа­ция отдельных стран на разработке и международной передаче научно-технических знаний, технологий; усиление межстрано- вого научно-технического сотрудничества; переход государств на инновационный путь развития экономики, применение ими открытой модели инновационных процессов, базирующейся на использовании внутренних ресурсов и привлечении внеш­них источников инновационного роста;

• организационные — становление международных форм осуществления производственно-хозяйственной деятельности, способствующих созданию единого рыночного пространства; превращение TIIK и ТНБ и основных хозяйствующих субъек­тов глобальной экономики; повышение роли международных экономических организаций;

• экономические — либерализация торх’овли и рынков ка­питала; усиление концентрации и централизации капитала; преимущественное использование производных финансово-эко­номических инструментов; значительное увеличение числа ТНК и ТНБ, финансовых групп, которые в своей деятельности выхо­дят за национальные рамки; громадный рост финансовых рын­ков (валютных, фондовых, кредитных), влияющих на между­народное производство и торговлю, качественные изменения финансовой сферы в целом и ее роли; сокращение времени проведения международных валютных сделок; гармонизация и унификация экономической политики; внедрение международ­ных стандартов;

• информационные — компьютеризация, распространение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); созда­ние систем электронных счетов и пластиковых карт, спутнико­вой и оптико-волоконной связи, изменивших процесс обмена производственной, научно-технической, экономической инфор­мацией; создание глобальных сетей, объединяющих нацио­нальные финансовые, товарные и другие рынки, управление;

• политические — заключение двух- и многосторонних до­говоров, обеспечивающих свободу передвижения граждан, то­варов, услуг, капиталов, объектов интеллектуальной собствен­ности;

• социальные и культурные — преодоление национальной ограниченности; формирование глобализованных средств мас­совой информации, искусства; стирание границ в образовании.

Мировая экономика под воздействием глобализации пере­ходит в новое качество. Это находит выражение, прежде всего, в том, что мировое экономическое сообщество превращается в целостную экономическую систему, в которой национальные экономики выступают составными элементами глобального хо­зяйственного организма, взаимосвязанного с производственно­сбытовой структурой, финансовой системой и информационной сетью. Ее становление предопределено развитием интеграцион­ных процессов на микроэкономическом уровне, распростране­нием ИКТ, активизацией миграции прямых иностранных ин­вестиций.

Так, в последние десятилетия XX в. углубление МРТ вслед­ствие расширения на международном уровне процессов концен­трации, централизации производства и капитала привело к меж­дународному разделению производственного процесса (МРИП). Это выразилось в распределении в рамках международных кор­пораций отдельных технологических стадий производства то­варов или услуг между производителями нескольких стран и формировании взаимозависимой сетевой структуры междуна­родной производственной кооперации. Начало данному этапу было положено в 1980 1990-е гг. в связи с переходом разви­

тых стран от межотраслевой к внутриотраслевой специализа­ции, предполагающей производство не готовой продукции, а от­дельных узлов, деталей, технологических операций. В этих ус­ловиях международные компании перенесли отдельные стадии узкоспециализированного производства в развивающиеся стра­ны, а впоследствии и в страны с транзитивной экономикой.

Подключение к MPIIII позволило TIIK не только миними­зировать издержки производства на единицу продукции, но и высвободить в странах базирования необходимые ресурсы для развития высокотехнологичного производства. В свою очередь страны базирования смогли значительно увеличить приток ПИИ, современных технологий, производственного опыта, со­здать предпосылки для участия в международной производ­ственной кооперации, развить импортозамещение и специали­зацию на производстве и экспорте отдельных компонентов, рас­пространить сетевые организационные формы международных компаний.

В модификации международной специализации развитые государства, располагая высококвалифицированными трудо­выми ресурсами, сосредоточились на производстве и экспорте высокотехнологичных, качественных узлов и деталей; развива­ющиеся страны с дешевой, но квалифицированной рабочей си­лой - на сборке конечного изделия из импортных компонен­тов. В настоящее время в международной сетевой экономике функционируют порядка 82 тыс. ТНК с 810 тыс. филиалов.

Особую роль в превращении мирового экономического сооб­щества в целостную экономическую систему сыграли информа- ционпо-коммуникационные технологии, обусловившие транс­формацию отраслей и видов деятельности, развитие электрон­ного бизнеса в рамках виртуальной среды (сети Интернет), установление глобального контроля международной финансо­вой олигархии, распространение международного производства, функционирующего па базе сетевого принципа его организации, расширение доступа к мировому информационному простран­ству. Именно изменение роли ИКТ способствовало становлению «новой экономики», повысившей значимость накопления зна­ний, обусловившей перестройку структуры национальных эко­номик (рост сферы образования, науки, наукоемких отраслей) и доминирование информационного сектора. ИКТ ускорили процессы организации международного инвестирования, ко­операции, маркетинга, принятия согласованных экономиче­ских и политических решений в области макроэкономической политики, стирания национальных границ в экономике.

Новое качество мировой экономики в условиях глобализа­ции предопределено также изменением регулирующей роли го­сударства, перенесением определенных функций правитель­ства с национального на наднациональный и межгосударствен­ный уровни. Это нашло воплощение в формировании в рамках мировой экономики новой модели организационно-экономи­ческого механизма регулирования внутри- и международных экономических отношений, ориентированной главным образом на внешнеэкономический сектор и основанной на формах и ме­тодах государственного, межправительственного и наднацио­нального регулирования.

Модификация роли и места национального государства в данном механизме регулирования обусловлена рядом обстоя­тельств:

• усилением экономической взаимозависимости и взаимо­дополняемости стран;


• формированием наднациональных и мировых рынков;

• повышением экономической значимости международных компаний (ТНК и ТНБ) как ведущих субъектов мировой эконо­мики, которые, перемещая предпринимательскую стратегию с национального на наднациональный и международный уров­ни, меняют экономическую политику государства, финансовую конъюнктуру мирового хозяйства;

• необходимостью формирования в лице международных экономических организаций единого мирового механизма воз­действия на международные потоки товаров, услуг, трудовых ресурсов, технологий, капиталов;

• развитием процессов международной региональной ин­теграции;

• усилением координации деятельности государств со мно­гими международными экономическими организациями (ВТО, МВФ и др.).

На макроэкономическом уровне глобализация ускорила развитие интеграционных процессов в форме межстраиовой (международной) экономической интеграции (МЭИ), начало активизации которой относится к 1940—1950-м гг. Под воздей­ствием глобализации (1990-е гг.) получает распространение международная регионализация, предполагающая расширение экономических и иных связей между экономическими субъек­тами, регионами, национальными хозяйствами, входящими в один регион. Она находит воплощение в формировании свобод­ных экономических зон, мировых финансовых центров, при­граничных территорий, еврорегионов и других образований, чему способствовали в том числе процессы либерализации тор­говли товарами, услугами, перемещения инвестиций, трудо­вых ресурсов, создания зон свободной торговли, рост откры­тости экономик.

Для стран участие в международной экономической интег­рации создает дополнительные возможности по совместному вхождению в мировую экономику. С этой целью используются следующие основные формы (уровни) МЭИ, получившие рас­пространение на всех континентах мира: преференциальные торговые соглашения, зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз, политический союз.

В настоящее время существует около 300 интеграционных группировок, в числе которых: Европейский Союз (ЕС; EU); Цент­рально-европейская ассоциация свободной торговли (ЦЕФТА; CEFTA); Северо-Американская зона свободной торговли (НАФТА; NAFTA); Общий рынок Южного конуса (МЕРКОСУР; MERCOSUR); Карибское сообщество и общий рынок (КАРИКОМ; CARICOM);

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС; АРЕС); Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН; ASEAN); Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС; ECOWAS); Центрально-Африканский экономический и валютный союз (ЮДЕАК; UDEAC); Содружество Независи­мых Государств (СНГ; CIS); Союзное государство Беларуси и России (СГ); Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана (ТС) и др.

Таким образом, под воздействием глобализации каждое го­сударство корректирует свою международную специализацию, определяет свое место в мировом воспроизводственном процес­се, отрабатывает наиболее перспективные направления вхож­дения в мировую экономику.

Международной стратегией развития Республики Бела­русь является активизация процессов интернационализации, транснационализации, миграции (экспорта и импорта) капита­ла, международной интеграции, глобализации. Интернациона­лизация внутрипроизводственной деятельности позволяет со­здать предпосылки для повышения инвестиционной активно­сти; транснационализация — для развития производственного кооперирования, расширения ассортимента торговли товарами и услугами, определения места отечественных предприятий в технологической цепочке ТНК и международном разделении труда; интеграция открывает возможности для вхождения в мировую рыночную систему вследствие развития принципов свободной торговли, создания рыночной инфраструктуры; гло­бализация способствует усилению взаимосвязи с другими госу­дарствами, географической диверсификации, выходу на миро­вые рынки товаров, услуг, капиталов, трудовых ресурсов, тех­нологий, знаний и информации, участию в международных финансово-кредитных и валютных операциях, международных экономических организациях.

9.2. Особенности многовекторной

международной экономической политики Республики Беларусь

В эпоху глобализации мировая экономика преобразовалась в единую мировую хозяйственную систему, а национальные экономики, в свою очередь, становятся ее подсистемами, каж­дая из которых борет на себя выполнение определенных функ­ций. При этом всемирные отношения доминируют над внутри- страновыми, выполняя роль основной составляющей экономи­ческого успеха каждой страны. Глобализация объективно ведет к размыванию и ослаблению регулирующих функций отдель­ных государств и снижает эффективность традиционных ин­струментов макроэкономического регулирования. На смену традиционным системам межгосударственного взаимодействия приходят надгосударственные и транснациональные регулято­ры мировых экономических отношений. Растет осознание зна­чимости институтов и механизмов партнерства на всех уровнях международной жизни.

Республика Беларусь это малая открытая экономика, ко­торая в силу ограниченности ресурсной базы и емкости внут­реннего рынка не может оказывать существенного влияния на мировую экономику и зависит от развития внешнеэконо­мических связей. По уровню воспроизводственной открытости экономики Беларусь лидирует среди стран СНГ и опережает большинство государств членов Евросоюза. В 2010 г. экспорт товаров и услуг составил 54,6 % к годовому ВВП, импорт това­ров и услуг — 68,2 %, уровень воспроизводственной открыто­сти экономики достиг 61 %. Высокий показатель воспроизвод­ственной открытости наряду с созданием возможностей для экономического роста за счет включения местных хозяйствен­ных субъектов в процессы международной кооперации песет в себе риски зависимости экономической ситуации в республи­ке от действий зарубежных экономических субъектов и ситуа­ции на международных рынках.

Мировая экономика на современном этапе характеризуется ростом неустойчивости, переходом к новому технологическому укладу, становление и развитие которого будут определять эко­номическую динамику в ближайшие десятилетия. В глобаль­ном масштабе происходят передел рынков, перераспределение финансовых потоков и производительных сил, обострение кон­куренции, обозначаются контуры новых центров экономиче­ского лидерства, развиваются региональные интеграционные образования. В этих условиях усиливаются угрозы устойчи­вости социально-экономического развития страны, в числе которых:

• риски потери внешних рынков, в том числе в результате дискриминации белорусских производителей;

• возможность перебоев в обеспечении сырьевыми и энерге­тическими ресурсами в объемах, обеспечивающих намеченный рост ВВП;

• риски отставания от других государств в темпах перехода экономики к передовым технологическим укладам, деградации технологической структуры реального сектора экономики;

• дестабилизация национальной финансовой и денежно- кредитной систем, потеря стабильности национальной денеж­ной единицы.

Осуществление отдельных из отмеченных выше угроз уже привело к дисбалансу объемов экспорта и импорта товаров и ус­луг, в результате которого отрицательное сальдо счета текущих операций в 2010 г. сложилось в размере —15,6 %, а валовой внешний долг составил 52,2 % к годовому ВВП. Внешнеторго­вые дисбалансы и рост внешней задолженности стали причи­ной дестабилизации финансовой системы страны, проявившей­ся в виде девальвации белорусского рубля и роста инфляции в 2011 г.

Анализ изменения внешнеторгового сальдо но основным по­зициям отечественного экспорта и импорта в 2005—2010 гг. по­казал, что наибольший вклад в ухудшение данного показателя внесли топливно-энергетические ресурсы, что было вызвано по­вышением цен на импортируемый республикой природный газ (+3,1 млрд дол. США) и изменением условий закупок россий­ской нефти за счет введения экспортных пошлин (+1,9 млрд дол. США). Нарастание отрицательного сальдо is торговле то­варами за 2006—2009 гг. в первую очередь было обусловлено ростом импортоемкости экспортируемой продукции, в общем объеме которой снижалась доля инновационных товаров с вы­сокой добавленной стоимостью. Невысокий уровень добавлен­ной стоимости в цене экспортируемой промышленной продук­ции (27,7 % в докризисном 2008 г. против 40 -45 % в развитых странах) не обеспечивал компенсацию растущих затрат на про­межуточный, главным образом, сырьевой импорт.

В 2006—2010 гг. товарная структура экспорта не претерпе­ла позитивных изменений и по-прежнему не соответствует структуре экспорта развитых государств мира. Для нее харак­терны завышенная доля энергетических и низкая доля про­мышленных высокотехнологичных товаров. Сохраняется высо­кая степень зависимости объемов экспорта от ограниченного числа товарных групп, прежде всего нефтепродуктов, доля ко­торых в общем объеме экспорта в 2010 г. составила 26,8 %. При этом, несмотря на расширение географии экспорта с 123 до 150 стран, основным рынком сбыта продолжает оставаться российский — 38,9 % белорусского экспорта.

Наряду с проблемами во внешней торговле наблюдается от­сутствие прогресса и по другим важным направлениям между­народной экономической деятельности. Так, по итогам 2009 г., накопленный объем ПИИ в Беларуси в среднем на душу населе­ния составил всего 883,1 дол. США, что является одним из са­мых низких показателей в странах СНГ и самым низким среди европейских государств, свидетельствуя об огромном незадей- ствованном потенциале привлечения инвестиций в националь­ную экономику. Существенно ограничивает возможности на­ращивания экспорта также отсутствие широкой интеграции отечественных производителей в производственно-сбытовые це­почки ТНК — движущую силу развития мировой экономики и международной торговли. В настоящее время ТНК производят более 1/4 мирового ВВП и контролируют примерно 4/5 мирово­го банка технических лицензий и патентов, 2/3 объема между­народной торговли товарами и услугами.

Одним из инструментов финансовой стабилизации и обес­печения устойчивого социально-экономического развития рес­публики, реализуемых в сфере внешнеэкономической деятель­ности, является проведение многовекторной политики, наце­ленной, в частности, на расширение товарной номенклатуры и географии экспорта, диверсификацию импорта сырьевых и энергетических ресурсов, привлечение ПИИ и включение бело­русских предприятий в технологические и воспроизводствен­ные процессы крупнейших ТНК. Многовекторная политика ба­зируется на таких определяющих для международной жизни понятиях, как гуманизм, терпимость, дружелюбие, взаимоува­жение и честность. На их основе наша страна стремится вы­страивать с каждым из государств добрые и доверительные от­ношения, но не приемлет дискриминации по любым мотивам и политики «двойных стандартов». Беларусь последовательно проводит курс на укрепление отношений как с давними партне­рами, так и с отдаленными регионами, где открываются новые перспективы взаимодействия.

В общемировой практике многовекторная политика пред­ставляет собой один из новых методов многосторонней дипло­матии, соответствующих изменяющимся качествам междуна­родных взаимоотношений на нынешнем трансформационном этапе развития мироустройства. В ее рамках группы стран вза­имодействуют в гибких форматах для реализации своих совпа­дающих интересов и для того, чтобы общими усилиями способ­ствовать реализации позитивной повестки дня международных отношений. Многовекторная политика в настоящее время про­водится многими государствами, включая Китай, Индию, Бра­зилию, из среднеазиатских стран — Казахстаном и Узбекиста-


пом; при этом для большинства из них характерны высокие темпы экономического роста и ускоренная технологическая мо­дернизация, что свидетельствует, в том числе, об эффективно­сти выбранного внешнеполитического курса.

Многовекторная внешнеэкономическая политика Бела­руси как важнейшая составляющая международной многовек­торной политики нацелена на активизацию экономического взаимодействия с различными странами и регионами мира в сфере международной торговли, инвестиционной деятельно­сти, доступа к международным рынкам факторов производ­ства. Охарактеризуем основные направления ее реализации:

1. Диверсификация поставок производственных ресурсов, прежде всего топливно-энергетических, которая ставит целью обеспечение надежности поставок и снижение рисков повыше­ния цен на ресурсы зарубежными поставщиками-монополиста- ми. Ведется работа по укреплению экономических отношений со странами Ближнего Востока, Средней Азии и Латинской Америки — экспортерами ТЭР, которые, как правило, демон­стрируют высокие темны развития экономики и являются пер­спективными рынками сбыта для производимой в Беларуси продукции.

2. Диверсификация рынков сбыта готовой продукции, по­зволяющая увеличить объем экспорта продукции отечествен­ных производителей и снизить риски неблагоприятного из­менения торгового режима на традиционных рынках сбыта. Данное направление тесно связано с предыдущим: экспорт про­дукции с высокой добавленной стоимостью и услуг в обмен на природные ресурсы служит источником интенсивного эко­номического роста, обеспечивающим экономическую безопас­ность государства.

3. Привлечение в экономику иностранного капитала в виде прямых иностранных инвестиций, нацеленное на структурную трансформацию экономики на базе создания новых отраслей и импортозамещающих производств, включение действующих предприятий в глобальные технологические цепочки. Привлече­ние ПИИ не вызывает роста валового внешнего долга, позволяя избежать проблем, связанных с его накоплением и обслужива­нием. Наряду с капиталом, новыми производствами и рабо­чими местами инвестиции приносят в страну передовые техно­логии, поэтому наиболее плодотворо сотрудничество с облада­ющими такими технологиями промышленно развитыми и но­выми индустриальными государствами. Важнейшим условием привлекательности страны для инвестирования является бла­гоприятный бизнес-климат, на улучшение которого направле­ны проводимые в республике институциональные реформы.

4. Достижение взаимных эффектов в научно-технической и инновационной деятельности, необходимых для структурной трансформации экономики на основе перехода к новым техно­логическим укладам; расширение масштабов внедрения ре­зультатов научно-технической деятельности за счет выхода на новые рынки. Традиционным партнером Беларуси в этой сфере является Российская Федерация, развивается совместная дея­тельность с мировыми лидерами науки и инноваций — США, Германией, Китаем.

5. Активизация новых форм и направлений международной кооперации через участие в новых проектах и формирование новых отраслей и видов деятельности. Примерами реализации данного направления могут служить новые перспективные от­расли, зарождающиеся в республике, — логистический сервис, въездной туризм, финансовое посредничество. Их дальнейший успех определяется международным имиджем страны и нали­чием необходимой инфраструктуры.

Конкретные меры по реализации основных направлений многовекторной внешнеэкономической политики обозначены в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы и детализированы в Националь­ной программе развития экспорта Республики Беларусь на 2011—2015 годы. Важнейшей задачей, поставленной в этих до­кументах, является выход к концу пятилетки на положитель­ное сальдо внешней торговли посредством увеличения экспорта товаров более чем в 2 раза и услуг более чем в 3 раза, снижения импортоемкости (энерго- и материалоемкости) и развития им- нортозамещения в результате структурной перестройки эконо­мики, сохранения и наращивания в экспорте доли промышлен­ной продукции и услуг (транспортных, туристических, финан­совых), наукоемких и инновационных товаров, произведенных по технологиям V и VI укладов.

Для обеспечения выхода на положительное внешнеторго­вое сальдо предусматривается увеличение объемов импорта к 2015 г. более чем в 1,9 раза, при этом инвестиционный импорт по сравнению с промежуточным и потребительским будет расти опережающими темпами (табл. 9.1), что обусловлено задачей ускоренной модернизации экономики и увеличением доли ма­шин и оборудования в общей структуре инвестиций в основной капитал.

Таблица 9.1. Прогноз изменения основных структурных составляющих импорта на 2015 г., %
Структурная составляющая Доля в общем объеме импорта
2010 г. 2015 г.
Инвестиционные товары 9,4 18,2
Промежуточные товары — всего 68,2 54,9
В том числе: энергетические 32,1 27,0
прочие промежуточные 36,1 27,9
Потребительские товары — всего 15,1 11,5
В том числе: продовольственные 5,1 3,4
непродовольственные 10,0 8,1

 

товаров и услуг
В целях товарной диверсификации белорусского экспорта необходимо за счет более высоких темпов экспорта новых видов товаров сократить долю минеральных продуктов в общем объе­ме товарного экспорта с почти 30 % в 2010 г. до 20—25 % в 2015 г. (табл. 9.2).

Показатель Годы
  2015(план)
     
Доля услуг в общем объеме экспорта, % 15,0 20,0
Доля высокотехнологичной продукции в об­щем объеме экспорта, % 7,1 14,0 15,0
Экспорт объектов интеллектуальной соб­ственности X Рост не менее чем в 3 раза
Экспорт сельскохозяйственной продукции и товаров пищевой промышленности X Рост не менее чем в 2,2 раза
Доля продукции машиностроения в общем объеме экспорта, % 16,5 20,3
Таблица 9.2. Целевые параметры совершенствования структуры экспорта 11Q

1,8 О Национальной программе развития экспорта Республики Беларусь на 2011—2015 годы: постановление Совмина РБ от 23 мая 2011 г. № 656 // Нац. ре­естр правовых актов РБ. — 2011. — № 5/33840. — С. 12. 110 Там же. — С. 15.


     
Доля минеральных продуктов в общем объеме экспорта товаров, % 28,6 20,0—25,0
Экспорт фармацевтической продукции X Рост не менее чем в 4 раза

 

Долю высокотехнологичной продукции в общем объеме экс­порта предусмотрено довести до 14—15 %, долю услуг — не ме­нее чем до 20 %, долю продукции машиностроения — до

20,3 %; экспорт сельскохозяйственной продукции увеличить не менее чем в 2,2, фармацевтической — в 4 раза. Рост экспорта услуг должен превысить (в 3 раза) рост экспорта товаров, по­ложительное сальдо в торговле услугами составить при этом 3,5 млрд дол. США. Опережающими темпами будет разви­ваться также экспорт услуг связи, информационных и компью­терных (в 4 раза), бизнес-услуг (в 3,9 раза), туристических (в 3,5 раза) и строительных (в 4 раза) услуг.

Намеченные планы по увеличению объемов экспорта обес­печиваются, в том числе, конкретными соглашениями дву- стороннего сотрудничества со странами — потенциальными потребителями товаров и услуг, инвесторами, партнерами в сфере научно-технического сотрудничества. В числе этих до­кументов:

• Соглашение между Правительством Республики Бела­русь и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла о торгово-экономическом сотрудничестве (2008 г.), которое предусматривает предоставление режима наибольшего благо­приятствования в торговле товарами, происходящими с терри­тории государств — участников соглашения, включая тамо­женное оформление и таможенные пошлины, расчеты и плате­жи за товары и услуги, налоги и сборы;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.