Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая сущность и основные понятия лизинга




План

М-4. Лекция 7 Совершенствование ресурсного обеспечения

Дополнительная

Основная

1. *Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М. 2005.

2. *Атаманчук Г.В. Система государственного и муниципального управления. М. 2005.

3. *Глазунова Н.И. Система государственного управления. М. 2006.

4. *Исаев М.В. Система государственного управления. Челябинск, 2000.

5. *Пикулькин А.В. Система государственного управления. М. 2000.

6. *Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Ростов на Дону. 2002.

7. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления. Сп-б. 2003.

8. *Чиркин В.С. Государственное управлении. М. 2003.

9. Чиркин В.С. Государствоведение. М. 1999.

10. Шамхалов Ф. Основы теории государственного управления. М. 2003.

 

1. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы. М. 2002.

2. Атаманчук Г.В. Управление – фактор развития

3. Государственное управление: Основы теории и организации. М. 2000.

4. Государственная служба. Право. Экономика. История. М. 1999. Под общ. Ред. Оболонского А.В.

5. Государственная служба РФ: основы управления персоналом / Под общ. Ред Иванова В.П. М. 2003.

6. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. Россия на путях преодоления кризиса. Учеб. пособ. М. 1995.

7. Основы социального управления. Под ред. Иванова Р.Н., Патрушева В.И. М. 2001.

8. Стратегия реформы государственного управления в России и ее реализация на региональном уровне. / Материалы конференции. М. 2005.

9. Социальное управление: теория и методология: Учеб. пособ. Под ред. Иванова В.Н.

10. Теория государства и права. Курс лекций. Под ред. Матузова Н.И., М. 2000.

 

* Данные источники имеются в научной библиотеке ЧелГУ

 

 


[1] Лазарев Б.М. «Государственная служба» М.., 2003г.

[2] Федеральный закон от 31.07.1995г. №119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федеарции»

[3] Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"

[4] Граждан В.Д. Государственная служба как профессиональная деятельность. М., 2000. С 10.

[5] Атаманчук Г.В. Сущьность государственной службы. М., 2002. С.114.

[6] Романов В.Л. Время качественного скачка // Вестник РАН. 1999. Т.69. №4. С. 356-357.

[7] Охотский Е.В. Государственная служба в парламенте: отечественный и зарубежный опыт. М. 2002

[8] Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право. — М.: Юристъ, 1999. — С. 107.

[9] Овсянко Д.М. Государственная служба в Российской Федерации. Учеб. пособие. М., 1996. С.39-44

 

сельскохозяйственных товаропроизводителей на основе лизинга технических средств

 

1.Экономическая сущность и основные понятия лизинга

 

Лизинг, в его современном виде, появился в середине 50-х годов прошлого века в США и сегодня широко распространен во всем мире. Являясь инструментом финансирования инвестиций, он позволяет проводить быструю модернизацию производства, чем способствует повышению качества и объемов выпускаемой продукции, созданию новых рабочих мест и т.д. Именно благодаря его применению предприятия и организации различных сфер экономики, в том числе и сельского хозяйства, получают возможность рационализировать использование своих финансовых ресурсов. Так, удельный вес сельского хозяйства в общем объеме лизинговых сделок в Европе составляет в среднем 2,5%, а, например, в Великобритании около 80% всей техники приобретается фермерами посредством лизинга, что говорит о значительном потенциале лизинговых отношений при техническом переоснащении и модернизации аграрного производства.

В настоящее время в Республике Беларусь остро стоит проблема повышения фондооснащенности сельскохозяйственных предприятий, технический потенциал которых за последнее десятилетие сократился на 50%, а степень износа основных производственных фондов достигла 80%, при этом затраты материальных ресурсов на производство единицы сельскохозяйственной продукции в республике в 2-4 раза выше, чем в наиболее развитых странах [8]. И как следствие, продукция отечественного сельского хозяйства становится не конкурентоспособной не только на внешнем, но уже и на внутреннем рынке. В этой связи важная роль в снижении остроты положения в техническом оснащении должна отводиться лизингу как эффективному инструменту технико-технологической модернизации сельскохозяйственного производства.

Опыт применения лизинговых отношений в практике хозяйственной деятельности Беларуси насчитывает более 10 лет. За этот период в республике предпринят ряд мер, направленных на создание благоприятной экономической и правовой среды для развития лизинговых отношений. Так, возможность отнесения лизинговых платежей на себестоимость продукции, работ и услуг, а также механизм применения свободной амортизации позволили создать в Беларуси наиболее выгодные условия для развития лизинговых отношений среди стран постсоветского пространства. Наличие благоприятной правовой базы, однако, не явилось залогом успешного развития агролизинга в республике. Объяснением тому служит низкая платежеспособность и эффективность работы большинства сельскохозяйственных предприятий, которые не могут соответствовать жестким требованиям, предъявляемым лизинговыми компаниями к потенциальным лизингополучателям.

С середины 90-х годов прошлого века в сфере АПК Беларуси начал применяться государственный лизинг. В период с 1996 по 2003 гг. на финансирование данного вида лизинга из Республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки была выделена сумма эквивалентная 470 млн. долл. США. При этом предполагалось, что, используя государственный лизинг, сельскохозяйственные предприятия смогут восстановить уменьшающийся технический потенциал и обеспечить повышение эффективности производственной деятельности. Но, как показала практика, этого не произошло, более того, финансовая неустойчивость многих сельскохозяйственных предприятий-лизингополучателей привела к тому, что уровень собираемости платежей по сделкам государственного лизинга составил только 20% от договорных сумм, а прямые убытки государства за восемь лет – 280 млн. долл. США. Все это свидетельствует о необходимости коренного пересмотра принципов функционирования данного вида лизинга в Республике Беларусь, что и обуславливает разработку механизма совершенствования развития лизинговых отношений в АПК.

Экономическая сущность лизинга в течение длительного времени остается спорной. Содержание и роль его в теории и практике трактуется по-разному, а зачастую и противоречиво. Это связано с тем, что при классическом лизинге в сложные взаимоотношения между собой вступают три основных субъекта лизинговых сделок:

1. Лизингодатель – лицо, осуществляющее передачу в лизинг специально приобретенное в собственность для этого имущество, за счет привлеченных или личных денежных средств [21, с. 24].

2. Лизингополучатель – лицо, получающее имущество во временное владение и пользование за плату и на определенных условиях по договору лизинга для предпринимательской деятельности [21, с. 24].

3. Продавец – предприятие-изготовитель машин и оборудования или другое физическое или юридическое лицо, которое продает объекты лизинга лизингодателю и поставляет их ему или лизингополучателю [4, с. 7].

Состав участников сделки сокращается до двух, если продавец и лизингодатель или продавец и лизингополучатель являются одним и тем же лицом.

В случае реализации дорогостоящего проекта число участников сделки увеличивается. Это, как правило, происходит за счет привлечения лизингодателем к сделке новых источников финансовых средств (банков, страховых компаний, инвестиционных фондов и т.п.).

Между всеми участниками лизинговой сделки возникает целый ряд сложных взаимоотношений:

– между лизингодателем и банком возникают кредитные отношения и проявляется сущность лизинга как традиционной кредитной сделки; для лизингополучателя лизинг представляет собой вложение средств в основной капитал, что делает его схожим с инвестициями; для лизингополучателя финансовая сторона лизинга позволяет рассматривать его как своего рода форму кредитования на приобретение долгосрочных активов, альтернативную традиционному банковскому кредиту; для продавца реализация лизингодателю объекта лизинга представляет собой обычную сделку купли-продажи.

Лизинг – это специфическая форма финансирования вложений на приобретение машин, оборудования, недвижимого имущества и других элементов основного капитала при посредничестве специализированной финансовой (лизинговой) компании. Последняя, получая право собственности на имущество, отдает его третьему лицу в аренду на среднесрочный или долгосрочный период [25, с. 89] – определение российского ученого А. Шемакина.

Лизинг – вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передачи его на основании договора лизинга физическим и юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингодателем.

Отличительные признаки лизинга:

– на протяжении всего срока лизинга собственником объекта лизинга является лизингодатель;

– в лизинг сдается только инвестиционное оборудование, используемое для предпринимательских целей;

– лизингополучатель выплачивает лизингодателю оговоренные в договоре лизинга платежи, которые включают в себя три основных компонента: погашение инвестиционной стоимости объекта лизинга, погашение процентов по банковскому кредиту и маржа лизинговой компании;

– лизинговые платежи распределяются во времени на весь срок действия лизингового договора и в полном объеме включаются в себестоимость продукции и услуг лизингополучателя;

– по окончании договора лизинга лизингодатель должен получить полную компенсацию всех своих затрат, связанных с лизингом конкретного объекта.

Лизинг – это комплекс экономических взаимоотношений, направленный на активизацию инвестиционной деятельности посредством реализации договоров кредита, купли-продажи и аренды. Данный подход, отражая системность и взаимообусловленность возникающих при лизинге экономических отношений, позволяет рассматривать его как особый вид предпринимательской деятельности, что соответствует современным представлениям о развитии рынка материально-технических средств.

Сложность организации лизинговых сделок явилась причиной существования различных схем государственного регулирования лизинговых отношений. В специальной литературе [22, 23] выделяют три группы стран в зависимости от видов законодательных актов, регулирующих лизинговую деятельность:

1. Страны, имеющие специальные законы, регулирующие лизинговые операции. К этой группе относятся некоторые страны Западной Европы: Франция, Португалия, Италия, Испания, Бельгия и др. Характерной особенностью законов, принятых в этих странах, является полнота охвата всего комплекса имущественных отношений, возникающих между основными участниками лизинговых операций, т.е. между лизингодателем, лизингополучателем и продавцом имущества.

2. Страны, имеющие подзаконные нормативные акты. К этой группе относятся так называемые страны «общего права»: Англия, Австралия, Новая Зеландия. Правовое регулирование лизинга осуществляется здесь в зависимости от стоимости предмета лизинга и от субъектов лизингового соглашения. Так, в Англии, при условии, что стоимость предмета лизинга не превышает 2000 фунтов стерлингов, а пользователем является юридическое лицо, применяются нормы закона об аренде-продаже 1956 г. Операции по лизингу потребительских товаров регулируются законом о потребительском кредите 1974 г.

3. Страны, не имеющие специального законодательства. Наиболее яркими представителями этой группы стран являются США и Германия. Отсутствие специальных законов не помешало, тем не менее, интенсивному развитию лизинга в этих странах, что объясняется прежде всего существующими налоговыми льготами.

Практически во всех странах Западной и Центральной Европы существует определенная государственная поддержка лизинга в аграрном секторе, которая выражена, прежде всего, в предоставлении гарантий возврата средств лизингодателям или банкам-кредиторам, которые работают с сельскохозяйственными предприятиями. Кроме того, существуют определенные налоговые льготы, но в основном эти льготы косвенные, например, более низкий уровень НДС для предприятий аграрного сектора (табл. 4.10).

Таблица 4.10




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.