Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процесс терапии




Гештальт-терапия, как психотерапевтическое направление, ориентированно на процесс, в частности на процесс построения контакта. В терапевтической сессии большое внимание уделяется осознаванию того, что происходит здесь и теперь, в отношениях между терапевтом и клиентом, как он (клиент) строит контакт с окружением. При этом техника, с помощью которой происходит получение и осознание опыта вторична, а важно то, как терапевт понимает происходящее во время сеанса.

Терапевтический процесс можно разбить на четыре стадии, которые соответствуют фазам цикла контакта (рис.2).

 
 


Возбуждение

3 4

1

 
 


время

Рисунок 2.

 

1 - фокусировка проблемы и постановка цели;

2 – экспериментирование с объектом поиск новых форм поведения;

3 – финальный контакт, действие с объектом;

4 – интеграция.

 

 

Психотерапевтическая работа, как индивидуальная, так и групповая (причем, не только в гештальт-терапии), всегда начинается с создания терапевтического контекста (договора), в который входит информация о месте, времени, количестве встреч, их частоте и продолжительности, о стоимости работы терапевта и других условиях. Такой договор закрепляет социальные роли (терапевт, клиент), создает некоторую стабильность и безопасность и, что самое важное, разделяет ответственность за лечение между терапевтом и клиентом. В этой части работы терапевту важно определить степень своей компетентности, т.е. сможет ли он справиться с решением предложенной клиентом проблемы или какую часть работы он может взять на себя. Большую важность это имеет для терапевта, так решение задач, в которых он не достаточно компетентен (например: гештальт-консультант навряд ли сможет справиться с лечением шизофрении) может завести работу в тупик.

Все условия контекста могут рассматриваться как экспериментальные, потому что должны быть приспособлены к каждому конкретному клиенту и, в то же время удовлетворять терапевта (9).

Если договор заключен и клиент согласен с выполнением поставленных условий, то дальнейшая терапевтическая работа строится согласно четырем стадиям отмеченным выше (на рисунке 2). Разберем эти стадии подробнее.

Фокусировка проблемы и постановка цели

На этой стадии терапевт начинает устанавливать контакт с клиентом, общаясь с ним и собирая информацию. Для чего следит за языком тела клиента (куда смотрит, какую дистанцию держит с терапевтом, какие жесты использует и т.п.), слушает интонацию голоса, обращает внимание на свои чувства, возникающие во время рассказа. Эмпатическое присоединение к клиенту понимание его чувств, «активное слушание» помогают создать безопасность обстановки и лучше понять то, что рассказывает клиент. Позитивным на данном этапе является безусловное позитивное принятие и уважение к клиенту, построение доверительных отношений.

Важным вопросом этой стадии (как впрочем и предыдущей) является вопрос: «Что вы хотите получить от этого сеанса». При этом необходимо, чтобы клиент сформулировал свою цель в позитивных терминах, без частицы «не». Например, «хочу стать более уверенным», вместо «не хочу бояться выступать перед другими людьми». В этом примере, в продолжение сессии гештальт-терапевт спросит, а что для вас значит быть уверенным? (Согласно Ф. Перлзу основные вопросы гештальт-терапевта - «что?» и «как?», а не «почему?», так как последний вопрос позволяет уйти от переживаний реального опыта в избегание путем рассуждения. Он называл это эбаутизмом, от английского «about»). Прояснение цели работы должно достигать такого состояния, когда клиент и терапевт одинаково понимают желаемый результат, для чего терапевту необходимо сверять свое понимание с пониманием клиента.

Для фокусировки проблемы необходимо выяснить основные фигуры включенные в проблему, основную ситуацию, в которой актуализируется проблема и основные чувства клиента в данной ситуации и их «место в теле». В примере с неуверенностью это раскрывалось бы следующими вопросами: «С какими людьми вы чувствуете себя неуверенным? В какой ситуации это происходит? Как вы ощущаете свою неуверенность телесно?» Здесь также уместно задать вопрос о том, что для клиента является наиболее важным из его рассказа.

К концу первой фазы преодолевается конфлюенция, становится ясной неудовлетворенная потребность клиента и объект из внешнего мира, с которым связано ее удовлетворение.

Экспериментирование

Экспериментирование является сердцевиной гештальт-метода, оно имеет непосредственную связь с незавершенными ситуациями конкретного клиента. «Экспериментирование манипулирует различными параметрами, чтобы благодаря расширению поля найти в контакте новизну, восстановленные возможности идентификации и отвержения, творческое приспособление» (8, С. 54).

Основной смысл эксперимента в гештальт-терапии – моделирование истории рассказываемой клиентом в ситуации «здесь и теперь». Например, если клиент рассказывает о конфликте с близким человеком, то терапевт может предложить ему разыграть данную ситуацию (в группе с другими людьми или с воображаемыми персонажами в индивидуальной работе).

Эксперименты могут быть направлены на увеличение осознавания («awareness»), когда терапевт предлагает осознавать свою позу, дыхание, жест или часть тела, могут исследовать тему, предложенную в скрытой метафорической форме. Например, если клиент говорит: «Я чувствую себя пешкой в этой игре», то можно предложить ему действительно сыграть роль пешки на шахматной доске. Исследование может происходить через акцентирование употребляемых слов и жестов. Например, терапевт может предложить клиенту усилить жест, который тот делает еле заметно и понять, что он при этом чувствует.

Проводя эксперимент, терапевт продолжает следить за тем, как клиент осуществляет контакт, как выражает чувства, какие сопротивления демонстрирует, помогает ему осознать их. Одной из задач терапевта является возвращение клиента к тем чувствам, которые он прячет, избегает, при этом происходит нарастание возбуждения (которое при блокировании дыхания перерастает в тревогу). Оно показывает, что клиент движется в «правильном направлении».

Одной из важных характеристик эксперимента является его глубина. «У каждого клиента есть глубины эмоционального осознания, к которым он готов прикоснуться и понять. Если эксперимент не будет достигать достаточной глубины, клиент не будет работать с тем вопросом, который он поднял. Если эксперимент достигает слишком большой глубины слишком быстро, то клиент может чувствовать себя подавленным, переполненным и «отрезанным»; поэтому, очень важно найти средний уровень» (1 с.15).

Финальный контакт, действие с объектом.

Эта стадия, в которой клиент вступает в полный контакт с выбранным объектом, здесь наиболее ярко проявляются чувства. Эта стадия связана с непосредственным удовлетворением потребности, которое достигается только посредством действия, для совершения которого клиент набирает энергию в предыдущих стадиях (имеется ввиду нарастание возбуждения). Это действие выбирает и совершает сам клиент. Оно, может иметь символический характер, как, например, приближение или удаление и иногда проделываться в воображении. Данное действие должно отличаться от обычного поведения клиента, быть новым.

Задача терапевта на этой стадии заключается с одной стороны в том, чтобы отойти и не мешать выражению чувств и выполнению действия, а с другой - в том, чтобы следить за тем, чтобы контакт не прерывался с помощью эготизма.

Интеграция.

Эта стадия – одна из самых важных, она совершается самим клиентом и заключается в принятии или отвержении нового опыта. Клиент в процессе работы получает возможность действовать по-новому, однако включит ли он эти формы поведения в структуру организма, т.е. будет ли он использовать этот новый опыт или нет, это зависит только от него.

Терапевт может участвовать в этом процессе посредством совместного с клиентом исследования возможных альтернативных форм поведения. Стадия интеграции завершает работу и помогает клиенту исследовать то, что он собирается делать в своей жизни по-другому. Этот процесс также усиливает «устойчивость» клиента и вне терапевтических встреч (Б. Брински, 1).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 700; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.