Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое занятие № 1




Изучение документов с измененным первоначальным содержанием путем подчистки

Упражнение 1.

Провести визуальный осмотр документа в различных режимах освещения. В косопадающем свете при использовании рефлексного освещения может наблюдаться разволокнение поверхностного слоя бумаги, наличие следов среза штрихов. В отраженном свете в процессе микроскопического исследования (ув. до 16~32Х) просматривается нарушение линий защитной сетки, линовки, наличие частиц красящего вещества, не относящихся к штрихам имеющихся записей, наличие бликующего пятна, если место подчистки заглаживалось с целью маскировки каким-либо гладким предметом.

Изучить документ в проходящем свете в затемненном помещении. При этом в местах подчистки наблюдается повышенная светопроницаемость бумаги.

Упражнение 2.

Исследовать документ в отраженных инфракрасных лучах с помощью прибора типа «Рельеф». При этом могут быть обнаружены частицы красящего вещества подчищенных штрихов. Причем положительный результат, может быть достигнут лишь в том случае, если штрихи первоначального текста наносились красящим веществом, непрозрачным для ИКЛ (черной тушью, графитным карандашом, красящим веществом черной копировальной бумаги, машинописной ленты, черной типографской краской).

Упражнение 3.

Исследовать документ, используя люминесцентные методы (наблюдение свечения в дальней красной зоне и люминесценции, возбуждаемой ультрафиолетовыми лучами). Выявить остатки красящего вещества удаленных штрихов.

Упражнение 4.

Изучить штрихи записей визуально с помощью светофильтров. При подборе фильтра пользоваться цветовым кругом и их спектральными характеристиками, показывающими зависимость коэффициента поглощения от длины световых волн.

Упражнение 5.

Изучить документ, используя диффузно-копировальный метод.

Изучение документов с измененным первоначальным содержанием путем дописки

Упражнение 1

Осмотреть документ при обычном освещении невооруженным глазом, затем с помощью лупы. При этом могут быть выявлены различия в признаках почерка. Обратить внимание на особенности размещения текста, интервалы между словами, буквами.

Упражнение 2.

Поместить документ на предметный столик бинокулярного микроскопа, Варьируя освещение и степень увеличения, изучить структуру штрихов, характер взаимодействия красящего вещества с бумагой. Изучить лицевую и оборотную стороны документа. В процессе микроскопического исследования может быть установлен факт использования различных пишущих приборов, наличие расплывов красящего вещества штрихов, нелогичная последовательность их нанесения,

Особое внимание следует обращать на штрихи, расположенные в складках документа, так как иногда по ним можно установить относительную давность выполнения отдельных частей объекта. В процессе микроскопического исследования выявить расплывы штрихов новых записей и разволокнение поверхностного слоя бумаги.

Упражнение З.

Изучить штрихи текста с помощью светофильтров. Подбор светофильтров необходимо осуществлять по цветовому кругу дополнительных цветов. Этим методом выявляют различие в цвете и оттенке штрихов.

Упражнение 4.

Изучить штрихи текста в отраженных инфракрасных лучах с помощью прибора типа «Рельеф». Исследование необходимо проводить с использованием светофильтров КС-19, ИКС-2, ИКС-3. При этом может быть установлена различная поглощающая способность материалов штрихов (записи, выполненные черной тушью, красящим веществом графитных карандашей, черной копировальной бумаги, машинописных лент, типографских красок не прозрачных для ИКЛ, а записи, нанесенные чернилами типа «Радуга», пастами для шариковых ручек, чернилами для фломастеров, цветной тушью, цветными карандашами прозрачны или частично поглощаются ИКЛ). Необходимо обратить внимание на то, что отражательные свойства штрихов зависят от концентрации в них красящего вещества.

Упражнение 5.

Изучить и сравнить люминесцентные свойства одноцветных штрихов путем освещения документа в затемненном помещении ультрафиолетовыми и сине-зелеными лучами. При этом может быть установлена хронологическая последовательность их нанесения.

Упражнение 6.

Исследовать копирующую способность вещества штрихов. Отфиксированную фотобумагу или полихлорвиниловую пленку увлажнить соответственно водой или каким-либо органическим растворителем, а затем прижать к исследуемым штрихам.

При этом штрихи, имеющие разную природу, отобразятся не одинаково. Так, штрихи чернил типа «Радуга» черного цвета хорошо копируются на фотобумагу, смоченную водой, диметилформамидом, в то время как вещество черной туши не копируется.

Упражнение 7.

Исследовать место пересечения штрихов, нанесенных различными материалами письма.

В качестве объектов изучить пересекающиеся штрихи, нанесенные чернилами фиолетового цвета с помощью перьевой ручки и пастой для шариковых ручек синего цвета.

Вначале штрихи необходимо исследовать с помощью микроскопа типа МБС в различных режимах освещения. При установлении хронологической последовательности выполнения пересекающихся чернильных штрихов выбрать участок пересечения примерно с одинаковой плотностью красящего вещества и интенсивностью окраски. Место пересечения изучить при различном положении осветителя, меняя угол падения света. В результате может быть обнаружено:

- непрерывная граница одного из штрихов, свидетельствующая о том, что этот штрих верхний;

- ‘ расплыв (затек) чернил одного из штрихов вдоль другого, свидетельствующий о выполнении расплывшегося штриха вторым;

- диффузия чернил одного из штрихов в другой, свидетельствующая о нанесении диффундировавшего штриха первым (выявляют при использовании светофильтров);

- перенос частичек красящего вещества из одного вещества в другое, свидетельствующий о первоочередном выполнении штриха, частицы которого переместились.

Если наблюдается нечеткая или неопределенная картина, исследования следует продолжить с помощью люминесцентных методов.

Сначала возбуждение люминесценции проводят ультрафиолетовыми лучами, применяя ртутно-кварцевые лампы типа ПРК, СВД, светофильтры УФС-1, УФС-2, УФС-3, УФС-4. Для возбуждения свечения в дальней красной зоне спектра использовать вышеуказанные источники света и сине-зеленые светофильтры типа СЗС-21. Наблюдение люминесценции в дальней красной зоне проводить через светофильтры КС-10, КС-11.

Следует обратить внимание на то, что интенсивность люминесценции и цвет штрихов зависят от природы красящих веществ, которые могут люминесцировать равномерно по всей ширине штриха, на его границах или вовсе не люминесцировать. Верхний штрих наблюдается в виде непрерывно люминесцирующего или не люминесцирующего штриха (виден темным на фоне светящейся бумаги), экранирующего люминесценцию нижнего.

В тех случаях, когда нечетко выражены границы штрихов, картина может быть неясной.

Кроме того, возможно образование ложной картины: непрерывным может казаться более интенсивно люминесцирующий или наоборот, вовсе не люминесцирующий нижний штрих (на фоне слабо люминесцирующего лишь по краям верхнего штриха),

Благоприятными условиями образования истинной картины пересечения являются следующие:

а) ярко светящиеся контуры штрихов;

б) примерно одинаковая интенсивность свечения обоих штрихов.

После микроскопического исследования, люминесцентного анализа участка пересечения штрихов применить метод влажного копирования и адсорбционно-люминесцентный метод (АЛМ). Копирование производить на увлаженную водой, предварительно отфиксированную фотобумагу.

Продолжительность контакта подобрать опытным путем. Пробы провести на штрихах, не подлежащих непосредственному исследованию. Красящее вещество нижнего штриха имеет в зоне пересечения разрыв, а верхнего штриха копируется в виде непрерывной линии. Исследование необходимо повторить на других точках пересечения. Изучение полученных отпечатков производить на микроскопе типа МБС.

Пересекающиеся штрихи, выполненные пастами шариковых ручек синего цвета, исследовать с помощью «сухого» диффузно копировального метода. С этой целью на изучаемые объекты наложить эмульсионным слоем лист фотобумаги типа «Унибром». Пальцами тщательно прижать фотобумагу к документу во избежание относительного сдвига, и потереть поверхность фотобумаги шерстяной или шелковой тканью в течение 30-40 секунд, затем фотоматериал отделить от документа и проявить в проявителе №1 с одновременной засветкой эмульсионного слоя оранжевым светом (светофильтры КС-10, КС-12, КС-13, КС-15) до появления ясной картины на участке пересечения. Признаком нижележащего штриха является наличие у него четко выраженного разрыва в зоне пересечения, в то время как у верхнего штриха этого не должно наблюдаться.

Если штрихи нанесены со слабым нажимом, картина может быть неясной. Следует учитывать возможность образования ложной картины, что наблюдается при исследовании штрихов, один из которых нанесен с сильным, а другой со слабым нажимом.

Для получения точного результата благоприятными объектами являются пересекающиеся штрихи, нанесенные с одинаковым сильным или средним нажимом.

Помимо диффузно-копировального метода можно проводить исследования с помощью пластилина. К участку пересечения штрихов, имеющих примерно одинаковый рельеф, прижать на 40-60 секунд кусочек предварительно размягченного белого пластилина. Затем пластилин отделяют от документа и изучают полученную картину. Благоприя1ными объектами для такого эксперимента также являются штрихи, нанесенные с одинаковым сильным или средним нажимом. Более подробно методика установления хронологической последовательности нанесения пересекающихся штрихов будет рассматриваться при изучении соответствующей темы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.