КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Занятие третье. Учение Платона о знании и познании
Занятие второе. Учение Платона о душе. Занятие первое. Учение Платона об эйдосах.
1. Разнообразие понятия «эйдос». 2. Природные телесные вещи в их отношении к подлинному бытию эйдосов (Кн. 7 «Символ пещеры» по диалогу «Государство»). 3. Эйдос как образец для сотворяемых вещей, стоящий перед умственным взором мастера (диалог «Кратил» том 1).
1. Учение о душе по диалогам «Федр» «Федон» «Государство». Трёхсоставная природа души, общества, космоса. 2. Учение о двойной природе человека – телесной и духовной. Миф о душе и Гиперурании (Занебесье). Созерцание эйдосов. 3. Восстановление в бессмертной части души человека эйдосов, посредством искусства диалектики: умение усматривать единое во множестве вещей, а сложное целое разбирать на его составные части. 4. Доказательства бессмертия души по платоновскому диалогу «Федон». 5. Платоновский диалог «Государство»: миф об Эре.
1. Вопрос о знании по диалогу «Теэтет»: a) постановка вопроса о знании; b) соотношение знания и мудрости; c) переход от вопроса о соотношении знания и чувственного восприятия к вопросу о соотношении знания и правильного мнения; d) знание и правильное мнение с объяснением; e) что есть знание – решён ли в диалоге «Теэтет» этот вопрос? 2. Познание как припоминание (диалог «Менон» и другие диалоги). 3. Докса и эпистема. 4. Трансцендентен или имманентен эйдос душе?
Тезаурус: Академия, Аристокл, эйдос, душа, Гиперурания, метемпсихоз, докса, эйказия, пистис; эпистема, дианойя, ноэзис; анамнезис, трансцендентный, имманентный, эзотерический, экзотерический, сакральный, профанный.
Литература
1. Антология мировой философии. Т.1, часть 1, М., 1969, с. 370-407.
2. Платон. Диалог «Федон» (64b - 70 c – 107 b - 115), 3. Платон. Диалог «Федр» (245 с – 253 d), 4. Платон. Диалог «Государство», (Кн. 7 «Символ пещеры», 514 b-535; Кн. 10 Миф о загробных воздаяниях, 614 c-621 d) 5. Платон Теэтет. // Платон. Соч. в 3-х тт. Т. 2., М., «Мысль» – 1970. С. 225-237; 285-317; (пагинация 142 – 151-d; – 187-e – 210-d). Примечания. С. 550-554. 6. Платон. Диалог «Менон» (81 c – d, 85 d - e). 7. Виндельбанд В. Платон. Киев, 1993. 176 с. (См.: IV Философ, с. 62-113). 8. Виндельбанд В. История Древней философии. СПб, 1908 или Киев 1995. § 36. 9. История философии: Запад – Россия – Восток. Кн. первая. М. 1995. С. 115-121. 10. Реале Дж. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. 1. Античность. 1994. Часть четвёртая. Гл.6 C. 95-131. 11. Мень А. (Протоиерей) История религии в семи томах. Том 4. Дионис, логос, судьба. М. 1992. Часть V (Гл. 19-22). С. 165-204. 12. Хайдеггер М. Учение Платона об истине. // Историко-философский ежегодник 86’ М., 1986, с. 251-275. Или Хайдеггер М. Учение Платона об истине. // Васильева Т.В. Семь встреч с М. Хайдеггером. М. 2004. – 336 с. (См.: с. 15-44). 13. Васильева Т.В. Путь к Платону. М., Изд-во «Логос», «Прогресс-Традиция», 1990. 14. Лощевский К.В. Акт именования и его место в общей структуре опыта (Платон. «Кратил». 416 а-е) // Метафизические исследования. Вып. 12.Язык. СПб.1999. С. 79-83.
Метафизика Аристотеля (384-322) (6 часов).
1. Различение видов знания, специфика научного знания. Классификация наук. (Метафизика. Книга первая: гл.1).
2. Философия как высший уровень науки, её предмет и значение. (Метафизика. Книга первая: гл.2).
3. Понятие метафизики. Предмет первой философии. (Метафизика. Книга четвёртая: гл.1, гл. 2, гл. 3).
4. Учение о первопричинах. (Метафизика. Книга первая: гл.3 и гл. 10; Книга пятая: гл. 2).
5. Энергия и энтелехия. (См.: по предметному указателю Аристотель. Том 1. Стр. 510 Действительность).
6. Метафизическое введение перводвигателя: «недвижного двигателя». (Метафизика. Книга двенадцатая: гл.6, гл.7, гл. 8, гл. 9).
7. Учение о бытии: понятие бытия. Категории бытия: «сущность», «качество», «количество», «отношение». Значение учения о категориях.
Тезаурус: Философ, Лицей, перипатетик, метафизика, «первая философия», «вторая философия», материя, праматерия, форма, «форма всех форм», «теоретический бог», движение, цель, энергия, энтелехия, теология, телеология, понятие, категория, этические и дианоэтические добродетели, контрарное, контрадикторное, контрмедиальное противоречие, калокагатия, катарсис. Литература
1. Аристотель. Соч. в 4-х томах, том 1, М., 1976. «Метафизика». 2. Антология мировой философии. Т.1, часть 1, М. 1969, с. 407-475. 3. Виндельбанд В. История Древней философии. СПб, 1908 или Киев 1995. § 38-44. 4. История философии: Запад – Россия – Восток. Кн. первая. М. 1995. С. 121-132. 5. Реале Дж. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. 1. Античность. 1994. Часть четвёртая. Гл.7 C. 135-168. 6. Мень А. (Протоиерей) История религии в семи томах. Том 4. Дионис, логос, судьба. М. 1992. Часть V (Гл. 23-25). С. 207-235. 7. Г.-В.Ф. Гегель Лекции по истории философии. Книга вторая. СПб, «Наука» 1994,. С. 210-301.
Примерная тематика рефератов, курсовых работ (исследовательских проектов)
1. Невозможность выведения античной философии из обыденного опыта, конкретно-научного знания, логических установлений; из заимствованных идей в странах Древнего Востока. 2. Диалогичность «начала» античной философии. 3. Мировоззренческая и логико-теоретическая противоположность философемы мифологеме. 4. Переход от ценностной (эстетической, этико-правовой) рефлексии к рефлексии теоретической. 5. Историософия Гесиода. 6. Спекулятивно – символическое богословие (Ферекид, Пифагор, Ксенофан). 7. Что делает учение милетцев философским? Связаны ли и если «да», то как, учение о первоначале и космологические представления милетцев? 8. Проблема первоначала в мифологеме и философеме. 9. Теолого-космологическая и онтологическая тематизация первоначала: Ксенофан, Парменид. 10. Сходство и различие взглядов милетцев и элеатов. Позиция Гераклита и Парменида в отношении к позиции Анаксимандра. 11. Познавательная позиция и этические воззрения Демокрита: их связь. 12. Жизнь и сочинения Платона. «Платоновский вопрос». Источники его философского творчества.
13. Многозначность платоновской мысли. 14. Логика Аристотеля. 15. Риторика и поэтика Аристотеля. 16. Учение Аристотеля о душе. 17. Учение Аристотеля о счастье, об этических и дианоэтических добродетелях. 18. Общая характеристика натурфилософской традиции античности: милетцы, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Эпикур, Тит Лукреций Кар.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |