Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая природа фирмы




 

Одним из основных субъектов рыночного хозяйства является фирма.

Как известно, фирма - это экономическая единица, состоящая из одного или нескольких предприятий, которая:

· самостоятельно принимает решения;

· использует факторы производства для изготовления и продажи продукции;

· стремится к максимизации прибыли.

Под предприятием принято понимать имущественный комплекс – совокупность зданий, сооружений, оборудования, сырья и т.д.

Появление и широкое распространение фирм относятся к периоду первоначального накопления капитала. Именно тогда стали возникать многие индивидуальные и ассоциированные предприятия, ставшие впоследствии опорой фабричного производства и организационной формой предпринимательской деятельности. Первоначально фирма (от итал. firma – подпись) означала торговое имя коммерсанта. Ныне этот термин обозначает институт, преобразующий ресурсы в продукцию. Таким образом, основная функция фирмы состоит в соединении ресурсов для выпуска необходимых потребителям товаров и услуг. Конечная цель деятельности фирмы – максимальное увеличение благосостояния ее владельцев.

Как известно, существуют две основные формы организации хозяйственной деятельности: спонтанный порядок и иерархия.

Спонтанный порядок предполагает согласование действий через рынок, когда решение принимается участником сделки самостоятельно на основе собственных мотивов и имеющейся информации. Как правило, при этом значительное влияние на принятие решения оказывает информация о ценах.

Иерархия предусматривает подчинение индивидуальных действий отдельных участников распоряжениям центральной власти («иерархия» происходит от греч. hierarchia — священная власть). Роль координатора в иерархической системе выполняет руководитель. Его приказы безоговорочно принимаются подчиненными и обязательны для исполнения. При этой форме организации экономики приоритетное место отводится не цене, а диктату руководителя, сознательно все планирующего и организующего.

В отличие от спонтанного рыночного порядка фирмы базируются на иерархическом принципе организации экономической деятельности. Рынок предполагает обособление средств производства, фирма – их концентрацию. В условиях рынка господствуют косвенные методы контроля, на фирме – прямые. Рынок исключает диктат, он основывается на экономических стимулах, фирма, наоборот, предполагает единоначалие, основывается на административных формах управления.

Если исходить из того, что рыночный механизм достаточно совершенен, что только он эффективно распределяет ресурсы и обеспечивает взаимное согласование цен и объемов экономических благ, то непонятно, зачем нужны фирмы, почему они возникают?

В научной литературе существуют разные объяснения причин возникновения фирмы. Наибольшее признание получила теория американского экономиста, лауреата Нобелевской премии по экономике за 1991 г. Рональда Коуза, изложенная в знаменитой статье «Природа фирмы» (1937). Ее суть состоит в следующем: фирма как экономический институт возникает в ответ на дороговизну рыночной координации. В условиях частной собственности фирма сокращает издержки рыночного обмена, которые могли бы нести индивидуальные, не объединенные в организации производители. Р. Коуз назвал их трансакционными издержками (от лат. transactio – договор, сделка).

Трансакционные издержки – это расходы, связанные не с производством как таковым, а с его организационной стороной, т.е. процессом налаживания отношений между рыночными агентами в ходе заключения ими различных сделок.

Подобно трению в физике, трансакционные издержки затрудняют движение рыночного механизма.

Р. Коуз выделил четыре категории трансакционных затрат:

1. На сбор и обработку информации (о потенциальных поставщиках и покупателях, ценах, характеристиках товаров и услуг).

2. На проведение переговоров и принятие решений (заключение контрактов).

3. На контроль за соблюдением условий договора.

4. На юридическую защиту контракта.

Очевидно, что в условиях рынка выбор конкретного способа экономической организации определяется величиной трансакционных издержек, соответствующих каждому из них. Фирмы (иерархический путь) выживают в тех случаях, когда трансакционные издержки внутри фирмы оказываются ниже аналогичных рыночных издержек. В противном случае торжествует стихийный порядок.

Факторы, обеспечивающие более высокую эффективность фирмы в сравнении со стихийным порядком, состоят в следующем:

а) эффективное проведение сложных операций: Аккумулируя большее количество ресурсов на длительное время, фирма имеет возможность заменить ряд отдельных трансакций по привлечению факторов одним единственным долгосрочным контрактом. Наличие иерархии внутри фирмы позволяет управлять размещением и использованием ресурсов. Все это приводит к значительному уменьшению размера трансакционных издержек;

б) снижение риска недобросовестности партнеров: Фирма снижает риск недобросовестности, которую могут проявить контрагенты по сделке во многих формах: прямой обман, сокрытие истинных причин составления договора; использование информации, доступной лишь одной из сторон - участниц соглашения, и т.п. Чтобы избежать или значительно уменьшить опасность обмана, фирма создает систему контроля за выполнением обязательств. Формы контроля могут быть самые различные: сильная мотивация управляющих на успех фирмы, аттестация работников, аудиторские проверки, проведение плановых и внезапных ревизий, инвентаризация и т.д.;

в) улучшение адаптации: Фирма легче приспосабливается к внезапным изменениям ситуации, что связано с существующей в ней иерархией. Многие неожиданности легко регулируются простым изменением приказов. Власти руководства вполне хватает, чтобы скорректировать планы или обеспечить проведение избранного курса. Кроме того, фирма как способная к предвиденью организация может прогнозировать развитие событий, заранее накапливать резервы для минимизации последствий.

Итак, хотя фирма не может полностью избавиться от трансакционных издержек, осуществление деловых операций внутри нее предполагает меньшие затраты по сравнению с аналогичными расходами при рыночной организации. Фирма выступает средством экономии трансакционных издержек.

Любая иерархическая организация так же не свободна от издержек, как и рынок. Их можно назвать издержками бюрократического контроля. Дело в том, что с увеличением размеров фирмы может начаться сокращение дохода от предпринимательской функции, так как издержки бюрократического контроля внутри фирмы будут возрастать. При превышении определенного размера иерархия начинает терять управляемость, так как в силу вступает действие принципа убывающей доходности управления. Затраты на поиск и обработку информации стремительно растут. Подчинение работников целям фирмы с помощью системы стимулов, контроля и надзора обходятся все дороже и дороже. Поэтому организация экономики всей страны по типу одной гигантской фабрики ведет не к сокращению, а к возрастанию трансакционных затрат в форме затрат бюрократического контроля.

Отсюда следует, что ни у рынка нет абсолютных преимуществ перед иерархией, ни у иерархии – перед рынком.

Критерием оптимальности для фирмы является величина трансакционных издержек. Как только трансакционные издержки на управление внутри фирмы начинают превышать затраты на рыночные трансакции вне ее, размер фирмы следует ограничить, так как она становится неэффективной. Оптимальные размеры фирмы обычно определяются точкой, где предельные затраты использования рынка становятся равными предельным затратам использования административного контроля. До этой границы выгодна «иерархия» (фирма), после – рынок. При этом оптимальный размер фирмы будет зависеть от отрасли, технологии, от степени интеграции фирмы и т.д.

В теории фирмы принято различать вертикально и горизонтально интегрированную фирму.

Вертикальная интеграция означает объединение фирм, занятых на целом ряде этапов производственного процесса снизу доверху (например, от добычи нефти до торговли нефтепродуктами).

Горизонтальная интеграция сопровождается приобретением одной фирмой других фирм, занимающихся одним и тем же бизнесом.

Разновидностью горизонтальной интеграции является диверсификация (англ. diversification – разнообразие, многообразие). Она означает проникновение фирмы в разнообразные, технологически не связанные между собой отрасли.

 

5.2 Основные формы организации предпринимательства

 

Несмотря на большое разнообразие фирм, действующих в различных отраслях экономики, можно выделить три основных типа организации фирм:

· индивидуальное предпринимательство;

· товарищество;

· акционерное общество.

Как правило, на форму организации фирмы определяющее влияние оказывает его размер. Так, малые и средние фирмы обычно образуются и работают в форме индивидуального предпринимательства или товарищества. Подавляющее число крупных предприятий организованы в виде акционерных обществ.

Если мы сравним эти формы друг с другом, то окажется, что в США на индивидуальные фирмы приходится свыше 70 % от общего числа фирм, но только 6-7 % совокупного выпуска, на партнерства –10 % от общего числа и 4-5 % выпуска, на корпорации соответственно 18-20 % и 88-90 %.

Рассмотрим более подробно каждый из названных типов организации фирм.

5.2.1 Малый бизнес: индивидуальное предпринимательство и товарищества

 

Исторически малый бизнес являлся первой и - на протяжении долгих веков - единственной формой предпринимательства. Крупные фирмы появились лишь в XIX в.

Малый бизнес — это динамично развивающийся сектор любой экономики. Его высокая эффективность связана с двумя факторами:

· во многих отраслях минимум средних долгосрочных издержек достигается при небольших объемах выпуска продукции; соответственно оптимальным в этих отраслях является малый размер фирм;

· у малых фирм низки внутрифирменные трансакционные издержки.

Малые фирмы динамичны и гибки, способны на быстрое обновление номенклатуры производимой ими продукции. Они более приспособлены к выпуску уникальных, нестандартных изделий, хорошо учитывают дифференцированный спрос потребителей. Малые предприятия быстрее и дешевле перевооружаются технически, требуют меньше капитальных вложений. Некоторые из них, так называемые венчурные или рисковые, фирмы создают самые революционные технические новинки. Чаще всего малые предприятия действуют в трудоемких сферах производства. Поэтому они — значительный источник новых рабочих мест. В большинстве стран малые предприятия являются главными налогоплательщиками, обеспечивают значительную часть доходов бюджета.

Вместе с тем малый бизнес является наиболее изменчивым сектором экономики: Высока «смертность» малых предприятий, особенно на раннем этапе их существования. Так, по данным Всемирного банка, из создающихся малых предприятий через год остается примерно половина, через три года — 7-8 %, а через пять лет — только 3 %. Но на место ликвидированных фирм образуются новые.

Наиболее типичными формами мелкого бизнеса стали система франчайзинга (от franchise – льготный) и венчурного (от venture – рисковать) предпринимательства.

Франчайзинг – это система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы на определенной территории. Мелкие фирмы становятся розничными продавцами продукции крупных компаний. Такие контракты оказываются взаимовыгодными. Мелкие фирмы получают опеку, льготы в виде скидок на цены, помощь в доставке товаров, приобретении оборудования, кредиты, торговую зону от крупных корпораций, а последние экономят деньги, не затрачивая их на реализацию собственной продукции, и, кроме того, они получают регулярные платежи от своих подопечных.

Венчурная фирма – это коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. Венчурные предприятия делают бизнес на нововведениях. Они рискуют «прогореть», если новая продукция не будет соответствовать требованиям рынка, потребностям покупателя, низким издержкам. Поэтому венчурные фирмы стремятся быстрее завершить разработку одних и перейти к работе над другими видами новой продукции. Часто венчурные фирмы являются дочерними от крупных корпораций, или работают под их покровительством.

Самой простой и распространенной организационной формой малого бизнеса является индивидуальная фирма (по российскому законодательству - индивидуальное предпринимательство)

Индивидуальная фирма – это фирма, владелец (хозяин) которой самостоятельно ведет дела в собственных интересах; управляет ею, получает всю прибыль (остаточный доход) и несет персональную ответственность по всем ее обязательствам (т.е. является субъектом неограниченной ответственности).

Преимущества:

· простота организации, благодаря которой коммерческое предприятие, основанное на единоличной собственности, создается без особых затруднений;

· свобода действий владельца фирмы: нет необходимости согласовывать принимаемые решения с кем бы то ни было (он самостоятелен в ведении всех своих дел),

· сильная экономическая мотивация (получение всего остаточного дохода одним лицом – владельцем фирмы).

Недостатки:

· ограниченность финансовых и материальных ресурсов;

· отсутствие развитой системы внутренней специализации производственных и управленческих функции (особенно в условиях малых и средних предприятий),

· неограниченная ответственность собственника по всем обязательствам, взятым на себя его предприятием.

Индивидуальное предпринимательство - наиболее распространенная форма бизнеса, характерная для мелких магазинов, предприятий сферы услуг, ферм, а также профессиональной деятельности юристов и т.п.

Индивидуальное предприятие является преобладающей, но не единственной формой организации малого предприятия. Дальнейший рост и развитие предприятия требует дополнительного привлечение капитала, который может быть получен с помощью участия других лиц (товарищей). Соответственно эта форма получила название товарищество. Товарищество может выступать также и формой организации среднего и даже крупного бизнеса. Однако в последнем случае в роли товарищей в них обычно выступают не отдельные люди, а целые фирмы.

Деятельность товарищества основана на объединении паев (в виде денег или имущества) участников предприятия. Сумма пая фиксируется в паевом свидетельстве и дает право его владельцу на получение прибыли и право голоса на собрании предприятия.

Товарищество – это фирма, организованная рядом лиц, совместно владеющих и управляющих предприятием.

В зависимости от степени имущественной ответственности товарищества делятся на:

1) полные товарищества;

2) товарищества с ограниченной ответственностью;

3) смешанные товарищества.

Организация полного товарищества предполагает высокую степень доверия его участников друг к другу и основывается на принципах полной и солидарной ответственности Участникам приходится отвечать по всем обязательствам предприятия не только его имуществом, но и своим личным имуществом.

Эта форма находит применение на тех предприятиях, где большой удельный вес составляет интеллектуальный капитал (брокерские, бухгалтерские, аудиторские, внедренческие фирмы). Люди, работающие в таких фирмах, являются деловыми партнерами.

Учитывая, что полная ответственность связана с рядом неудобств, большая часть предприятий отдает предпочтение другой форме —товариществу с ограниченной ответственностью, весьма распространенному, в том числе и в нашей стране.

Товарищество с ограниченной ответственностью основано на распространении ответственности лишь на капитал предприятия. В случае банкротства предприятия его участник рискует только своим паем, вложенным в предприятие. Иначе говоря, за долги обанкротившегося предприятия не могут быть востребованы личное имущество его владельцев, ценные бумаги других предприятий, личные денежные счета. Поэтому товарищество с ограниченной ответственностью представляет собой очень распространенную организационную форму предприятия.

Появление смешанного товарищества восходит к итальянским фирмам в далеком XIV в. К возникновению этой формы привели развитие промышленности и торговли, дальние морские путешествия, связанные с большим риском потери вложенного капитала.

Смешанное товарищество включает:

· полных участников (полных товарищей), которые руководят делом и полностью солидарно отвечают по всем обязательствам предприятия;

· вкладчиков, ответственность которых ограничена размерами вклада (пая).

Данная форма позволяет быстро увеличить капитал предприятия за счет внешних участников, обещая им хорошую прибыль, и что очень важно, одновременно страхует их от полного разорения при неудаче. Одновременно личное богатство полных товарищей служит для партнеров по сделкам гарантией уплаты по обязательствам.

Преимущества:

· простота организации,

· объединение партнеров позволяет привлечь дополнительные средства и новые идеи.

Недостатки:

· ограниченность финансовых и материальных ресурсов;

· неоднозначное понимание целей деятельности фирмы ее участниками:

· сложности определения меры каждого в доходе или убытке фирмы, в разделе приобретенного вместе имущества.

· неограниченная ответственность собственника по всем обязательствам, взятым на себя его предприятием.

В форме товарищества организуются брокерские конторы, аудиторские фирмы, службы сферы услуг и т.п.

5.2.2 Крупный бизнес: акционерные общества

Средний бизнес играет менее заметную роль. Он не прочен, так как ему приходится конкурировать как с крупным, так и с мелким предпринимательством, в результате чего он либо перерастает в крупный, либо перестает существовать вообще. Исключение составляют лишь фирмы, которые являются своего рода монополистами в выпуске какой-либо специфической продукции, имеющей постоянного потребителя (производство инвалидной техники, ремонт городских часов и т.д.).

Крупный бизнес отличается большей прочностью, чем средний или мелкий. Его положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массовую продукцию, рассчитанную на удовлетворение потребностей широкого потребления. Высокая эффективность крупных компаний опирается:

· на экономию на масштабах производства;

· на сокращение безусловно постоянных издержек;

· на снижение внешних трансакционных издержек, которые особенно велики в технически сложных, капитало- и наукоемких отраслях, где действуют эти компании.

Основной организационной формой крупной фирмы является корпорация (по российскому законодательству - акционерное общество - АО). Акционерное общество представляет собой обезличенное предприятие с правом юридического лица, созданное в разрешительном порядке и обладающее уставным капиталом, разделенным на определенное число равных долей – акций.

Дело в том, что единоличным предпринимателям обычно не под силу создать крупное производство в промышленности. Требуется объединение капиталов, причем не капиталов узкого круга лиц, как в товариществе, а широкой публики.

Основная отличительная черта этой формы организации бизнеса заключается в том, что АО существует независимо от его собственников. Ответственность членов общества, которых называют акционерами, ограничивается нарицательной стоимостью приобретенных ими акций.

Преимущества:

· неограниченные возможности привлечения денежного капитала, необходимого для крупного производства при современных масштабах экономики.

· разделение прав акционеров на имущественные и личные. К имущественным относится право на получение дивиденда, а также части стоимости имущества фирмы в случае ее ликвидации. К личным относится право на участие в управлении делами акционерного общества. Акционер может не принимать участия в управлении, ничего не теряя в имущественном праве;

· ограниченная ответственность акционеров: в случае банкротства предприятия акционер теряет только сумму, которую он вложил в данное предприятие. Это гарантирует акционерам снижение риска при сохранении возможности получения больших выигрышей (прибылей), что превращает АО в наиболее эффективную форму вложения капиталов, обеспечивает сосредоточение денежных средств и их быстрый перелив из одной отрасли в другую.

· стабильность функционирования: выход из АО какого-либо участника не приводит к остановке производства, и предприятие продолжает работать.

· привлечение профессиональных специалистов: АО использует профессиональный менеджмент — наемных управляющих, специально подготовленных для деятельности в определенной области и потому способных эффективно решать сложные вопросы (скажем, инженерные, маркетинговые, финансовые и прочие проблемы).

Недостатки:

· сложность организации: создание и ликвидация акционерной компании требует высоких (по сравнению с ликвидацией малых предприятий) затрат;

· благоприятные возможности для экономических злоупотреблений и бюрократизации: возможен выпуск и продажа акций, не имеющих никакой реальной стоимости, сложная организационная структура АО способствует его бюрократизации.

· разделение функций собственности и контроля: участие акционеров в управлении АО и контроль за ним существенно слабее власти хозяина в малой фирме. При некоторых условиях наемные менеджеры могут действовать в своих узкокорыстных интересах в ущерб акционерам и компании в целом;

· двойное налогообложение: прибыль компании дважды облагается налогом на прибыль. Первый раз облагается налогом полученная предприятием прибыль, а второй раз налог взимается с полученных акционерами дивидендов.

Различают два вида акционерных обществ:

· закрытое акционерное общество (ЗАО);

· открытое акционерное общество (ОАО).

ЗАО представляет собой предприятие, капитал которого распределен среди замкнутого круга лиц: членов трудового коллектива; учредителей предприятия; смежников. Акции могут переходить от одного лица к другому только при согласии большинства акционеров. Для акционерных обществ закрытого типа характерна зависимость между обладанием акциями и выполнением акционерами каких-либо производственных функций. В силу всех этих ограничений в ЗАО затруднен свободный приток капиталов, но есть гарантия от захвата со стороны путем скупки акций.

Акции ОАО распространяются по открытой подписке. Купить акцию и стать акционером может любой человек. С целью предоставления информации о деятельности предприятия, необходимой для акционеров, акционерное общество обязано ежегодно публиковать бухгалтерский баланс, отчет о прибыли и ее использовании, некоторые другие показатели.

Владельцами АО являются акционеры — собственники акций. А управляют этой собственностью по их поручению менеджеры — наемные управляющие, собственниками не являющиеся. Этим обстоятельством определяется специфика управления акционерной компанией. По российским законам система управления акционерным обществом включает три уровня:

Собрание акционеров – высший орган управления АО. На нем решаются важнейшие производственные, финансовые и социальные вопросы (избрание директора предприятия, утверждение годовых результатов деятельности, изменение устава предприятия и т. д.). Решения принимаются большинством голосов, а каждая акция дает акционеру право на один голос. Акционер, сосредоточивший в своих руках значительное количество акций, имеет большее влияние на предприятие.

Контрольным пакетом называется такое количество акций, которое дает возможность осуществлять полный контроль за деятельностью акционерного общества.

Чтобы иметь на собрании абсолютное большинство голосов, теоретически необходимо располагать 50 % плюс 1 акция.

Кроме контрольного пакета, важную роль играет и блокирующий пакет. Если первый обеспечивает проведение решений, диктуемых владельцем (или объединившейся группой владельцев) большинства акций, то второй гарантирует защиту интересов владельца значительного меньшинства капитала. Собственники крупных пакетов (обычно не менее 25% акций), даже если эти пакеты не являются контрольными, имеют право вето, т.е. запрета проведения невыгодных им решений.

На практике контрольный пакет обычно меньше 50%. Это связано с двумя причинами. Во-первых, реально не все акционеры пользуются своим правом голоса, так как не имеют времени, знаний или желания принимать участие в собрании акционеров. Во-вторых, наблюдается так называемое распыление капитала крупных акционерных компаний. Акции часто бывают распределены среди тысяч акционеров, большинство из которых владеет незначительной частью акций компании. Реальной возможности повлиять на принимаемые АО решения мелкий акционер не имеет и в голосовании обычно не участвует. Поэтому все важнейшие вопросы решаются крупными акционерами: достаточно иметь 10—15% акций, чтобы контролировать деятельность компании.

Основное предназначение совета директоров заключается в выполнении контрольной функции. Совет директоров несет главную ответственность за управление делами предприятия и осуществляет три основные функции:

1) контроль за деятельностью администрации;

2) назначение исполнительного органа АО;

3) рассмотрение и принятие важнейших стратегических решений.

В совет директоров входят внешние члены (лица, не работающие на данном предприятии, — представители банков, контрагенты, адвокаты и др.) и внутренние члены (работники предприятия, избираемые акционерами из состава его администрации). Совет директоров следит за тем, как выполняются желания акционеров и определяет направления развития компании на длительную перспективу.

Исполнительный орган формируется из наемных менеджеров. Даже генеральный директор является не хозяином, а только служащим фирмы. Каждый из менеджеров — профессионал в определенной сфере: организации производства, технических разработок, маркетинга, финансов и т.п. Вмешательство акционеров в его требующую больших специальных знаний деятельность весьма затруднено.

Чтобы заставить менеджеров работать в интересах акционеров большое внимание уделяется системе стимулирования их труда. Используются премии, величина которых зависит от результатов работы управляющих. Часть жалования руководителям выплачивается акциями своей фирмы, что позволяет «усадить менеджеров и акционеров в одну лодку». Если менеджер эффективно управляет предприятием, то оно работает прибыльно» соответственно растет цена принадлежащих лично ему акций.

Эффективным средством контроля за деятельностью менеджера является способность акционеров «голосовать ногами». Так, акционеры, разочарованные в результатах деятельности своей компании, могут просто продать ее акции. Появление на рынке значительного количества акций данного предприятия (увеличение предложения акций) ведет к падению их стоимости. Это позволяет другим компаниям дешево скупить их и осуществить поглощение. Новый же владелец обычно производит замену прежних, не справившихся со своими обязанностями менеджеров.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1741; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.