Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Древнеегипетская письменность. Древние египтяне внесли существенный вклад в астрономию, соз­дав солнечный календарь




Научные знания

Древние египтяне внесли существенный вклад в астрономию, соз­дав солнечный календарь. Год делили на три сезона по 4 месяца, 30-дневного месяц делился на декады. В году было 36 декад, посвя­щённых особым божествам - созвездиям. В конце года добавлялось 5 дней. Такой календарь возник из их нужд, к нему привела необходи­мость вычислять периоды разлива Нила. Разлив Нила совпадал с появ­лением на рассвете, после долгого перерыва, яркой звезды Сириус. Это было замечено египетскими наблюдателями, однако египтяне не привели в соответствие календарный и астрономический год, так как не ввели високосных лет. Поэтому каждые 4 года утренний восход Сириуса расходился с новым на один день. Также египтяне создавали карты неба, группируя звезды в созвездия. Велись наблюдения и за планетами. Египетская математика возникла из потребностей делопро­изводства и хозяйственной жизни. Египтяне пользовались десятичной непозиционной системой счета, в которой употребляли специальные знаки для обозначения чисел 1, 10, 100. Оперировали простыми дро­бями только с числителями 1. Со Среднего царства засвидетельство­ваны задачники, в которых приводились решения задач. Большинство из них возникло из практических потребностей. Для расчётов, свя­занных с дробями, пользовались специальными таблицами. Знали егип­тяне и арифметическую прогрессию. Для обозначения неизвестного пользовались словом «куча».

Уже в Древнем царстве (в связи с практикой мумификации) егип­тяне много знали и разбирались в области анатомии и медицине, име­лись врачи хирурги, окулисты. В практических руководствах для вра­чей большое место, наряду с опытом, занимает магия. Древние лечеб­ники показывают, что египетские медики прекрасно знали анатомию, кровообращение, роль мозга. Существовало руководство и для ветери­наров. Как мумификация, так и особенно рецепты показывают значи­тельное познание египтян в области химии.

Из обыкновенных научных знаний стоит выделить историческую сферу: сохранились записи последовательности царствований и глав­нейших событий. Имелись специальные словесники, а также пособия по иностранным (не шумерскому и не аккадскому) языкам.

В Египте были открыты специальные учебные заведения, так назы­ваемые «дана жизни», по мнению некоторых учёных, нечто вроде скрипториума (ср.-лат. Scriptorlwn - переписчик писем), где сос­тавлялись священные книги и, по-видимому, велись изыскания в об­ласти медицины.

В Египте, благодаря хозяйственным требованиям система, пись­менности сложилась уже к Раннему царству. Состав знаков показывает этапы развития древнего письма. Знаки египетского письма были ри­суночными и звуковыми, выражавшими один или более согласных. Зву­ковыми знаки становились, когда рисунок переставал передавать смысл слова, но начал использоваться как в ребусе, и для передачи самих входивших в него звуков. Хотя для каждого отдельного звука (согласного, так как гласные не выписывались) был выработан знак, на алфавитное письмо египтяне не перешли никогда. Как правило, пользовались смешанной словесно-звуковой системой, т.е. к рисуноч­ному знаку приписывали знаки – «буквы», содержавшиеся в стоящем впереди слове. В конце слова ставили знак, который не читался, но пояснял его смысл. Так, слово ВН – «отрывать» передавали рисунком зайца ВН, знаком воды -Ни изображением двери. Как определитель абстрактных понятий египтяне использовали рисунок свитка папируса. Иероглифическое письмо (как его называли греки от слова «иерос» -священный и «глифос» - резать) чаще всего использовалось для мону­ментальных, резанных на камне надписей, хотя иероглифы встречаются и на других материалах.

Для хозяйственных целей применялось скорописное - иератическое письмо («жреческое», так его называли греки); этим же шрифтом писа­ли литературные произведения и научные книги. Внешний облик знаков со временем изменялся. В Позднем периоде распространилось демоти­ческое письмо, возникшее из беглой поздней иератики. Оно использо­валось для бюрократических нужд, но перешло и в литературные и ре­лигиозные папирусы и даже на камень.

 

Литература

1. История Древнего мира: курс лекций / под ред. И.М. Дьяконова. – М., 1989. – 471 с.

2. История Древнего Востока: учебник для вузов / под ред. В.В. Кузищина. – М., 1979. – 456 с.

3. История Древнего Востока / под. ред. Г.М. Бонгард-Левина. – М., 1988. – Ч. 1-2. – 623 с.

4. Васильев Л.С. История Востока. – М., 1993. – Т. 1. – 494 с.

5. Культура ранних цивилизаций: Метод. указания / Сост. С.В. Куленко. – Новосибирск, 1999. – Ч. 1. – 28 с.

 

Вопросы для самоконтроля

1. В силу каких причин Древний Египет являлся «житницей» всего средиземноморского культурного ареала?

2. Деспотия была атрибутом культуры Древнего Египта, либо её необходимостью?

3. Какой компонент культуры Древнего Египта можно назвать стержневым и почему?

4. Укажите такие культурные явления, которые, возникли в Египте и стали достоянием других цивилизаций.

5. Какая сфера культуры Египта более оказало наиболее сильное влияние на возникновение и развитие письменности?

 

Г лава 13. культура древней месопотамии

Крепкая нить, протянувшаяся сквозь тысячелетия, соединяет шумеров с нашим временем.

З. Косидовский

 

По своей древности культура Месопотамии не уступает египетс­кой. Однако она отличается от неё особым динамизмом и ритмом жиз­ни. Ибо Двуречье - это культура многочисленных народов, госу­дарств, традиций, которые постоянно сменяли друг друга. Но вместе с тем их объединяла некая культурная преемственность, впитывавшая в себя особенности каждого народа.

Общий обзор истории Шумера в III тыс. до н.э. принято делить на три периода, которые составляют раннединастическую эпоху:

I раннединастический период (XXVIII-XVII вв. до н.э.). Его основные признаки - уход в тень древнейшего Шумерского го­рода Эреду и возникновение город Киша и правление I Кишской динас­тии. Могущество Киша было столь сильным, что впоследствии многие правители стремились подучить звания "Лугаль Киша", что стало оз­начать "Лугаль Вселенной - владыка Страны".

В конце этого периода возвышается город Урук, среди первых правителей которого упоминаются Энмеркар и Лугальбанда, частично приобретшие черты мифологических героев.

II раннединастический период (XXVII-XXVI вв. до н.э.) - это господство Урука во главе с главным героем шумерского эпоса Гильгамешем. При Гильгамеше и его преемниках Урук имел самые крупные военные отряды, его правители возводили постройки в Лагаше, Ниппуре и других городах.

III раннединастический период XXV-XXIV вв. до н.э. характери­зуется всё более усиливающейся тенденцией к объединению, порожден­ной необходимостью создания в масштабе всего Шумера ирригационной сети, стремлением вести успешные захватнические войны и оборонять страну от набегов горных и степных племен. В ходе борьбы на первое место выходит город Ур, где правит династия I. При ней усиливается власть правителя за счёт подчинения храмового хозяйства и выдвиже­ния жён правителей на должности верховных жриц. Хотя правители Ура носили титул, "Лугаль Вселенной", они вынуждены были уступить ге­гемонию Лагашу, который достигает своего могущества при Эннатуме, подчинившему себе практически весь Шумер - такие города, как Умма, Киш, Урук, Ларса и т.д. Однако это привело к внутреннему ослабле­нию Лагаша, итогом которого явился государственный переворот,в результате чего был низложен законный правитель Лугальбанда, а к власти пришел его родственник Уруинимгина (2318-2312 до н.э.), за шесть лет своего правления проведшим очень эффективные и необходимые реформы. Однако Лагашу так и не удалось сохранить своё могущество. Начали усиливаться противники Лагаша, в особенности Умма и Урук, которые при правителе Уммы Лугальзагесси объединились, подчинили ряд шумерских городов, разбили и подчинили себе Лагаш. В результа­те удалось на четверть века создать объединенное Шумерское царс­тво, представлявшее собой, однако, рыхлое политическое образова­ние, рухнувшее под натиском более сильного государства - Аккада, появившегося к северу от Шумера.

Основателем Аккадского царства называют Саргона. Саргон (Шаррумкен) переводится как "Истинный царь". Его имя окружено множест­вами легенд и истории. Выходец из низших слоёв, Саргон, по-видимо­му, пришел к власти в результате дворцового переворота, в городе Кише. Его действия были молниеносны. Он подчинил себе все северные города и построил новую столицу Аккад между Тигром и Евфратом. За­тем настала очередь Шумера. Саргон разгромил Лугальзагесси, а затем ещё 50 правителей шумерских городов. Одержав более 34 побед в битвах, Саргон создал крупнейшее в Месопотамии и во всей передней Азии единое централизованное государство с центром в Аккаде. 55 лет правления Саргона (2316-2211 до н.э.) не прошли даром. Созда­ние крупной иррациональной сети в масштабе всей Южной Месопотамии, строительство дорог и гаваней введение общегосударственных систем мер и весов привели к развитию в государстве товарно-денежных от­ношений, морской, речной, сухопутной торговли.

Итогом политического развития Аккада явилось возникновение деспотии, представленной могущественной властью царя (Шаррум). Од­нако при преемниках Саргона - царях Римуше, Маништусу и особенно Шаркалишарри, Шумеро-Аккадское царство слабеет и становится жерт­вой нашествия кочевников-кутиев. Завоеватели-кутии представляли собой племенной союз во главе с избиравшимися на определённый срок вождями. Кутии предпочитали находиться в пределах своей страны, севернее Шумеро-Аккадского государства, а управляли Месопотамией с помощью наместников и военачальников из среды шумеров и аккадцев, самым значительным из которых был правитель Лагаша Гудеа. Около 123 лет правили кутии страной. Против них возник заговор, а затем восстание лидерами которого были наместники Ура и Урука, правитель последнего Утухенгаль возглавил восставших. Результатом восстания явилось освобождение от кутиев и основание уже царём Ура Ур-Намму, сменившего умершего Утухенгаля, нового государства - Шумеро-Ак­кадского царства III династии Ура, просуществовавшего 115 лет. Это был последний взлет в политике Шумера. Политическое влияние и власть постепенно переходит на Северо-Восток, сосредотачиваясь в малоизвестном доселе городе Вавилоне.

Расцвет Вавилона приходится на правление царя Хаммурапи (1792-1750 до н.э.), проявившего себя как блестящего политика и истори­ческого законодателя. 35 лет царствования Хаммурапи ушли на созда­ние обширной Вавилонской державы, раскинувшейся по всей территории Месопотамии. За эти годы Вавилон из небольшого города превратился не только в столицу нового, огромного государства, но и в крупней­ший экономический, политический, и культурный центр Передней Азии. Однако после смерти Хаммурапи слабеет и его детище. Держава еще существует около 250 лет, а затем рушится под напором молодого сильного соперника - государства Хеттов в 1595 г. до н.э.

В последующие времена в Месопотамии возникает и сменяет друг друга ряд государств - Касситы, Митанийцы (XIV-XIII вв. до н. э.). Чуть позже, в южной части Месопотамии появляются племена халдеев, которые восприняли шумеро-вавилонскую культуру. В VIII-VII вв. до н.э. Месопотамия попадает под власть ассирийцев - мощнейшей на тот момент, милитаристской державы мира. Но в 626 году до н.э. хал­дейский вождь Набопаласар поднимает антиассирийское восстание и изгоняет завоевателей из Месопотамии, а затем, в союзе с другими государствами - жертвами ассирийцев, штурмом берёт ассирийскую сто­лицу Ниневию, сделав Ассирию достоянием истории.

Начинается расцвет последнего месопотамского государства - Нововавилонского царства, достигшего своего пика при преемнике Набопаласара Навуходоносоре II (605-562 до н.э.). Его царствование - это экономический расцвет и культурное возрождение Вавилона. По­следний превратился в крупнейший город на Древнем Востоке с насе­лением в 200 тысяч человек. Город был расположен у Евфрата и двух крупных каналов. Часть его лежала к западу от Евфрата (Новый го­род) и соединялась с остальной территорией Вавилона с помощью мос­та длиной 123 м. и шириной 6 м. На одном конце находился огромный царский дворец, на другом было расположено возведенное на искусс­твенной территории главное святилище вавилонян - Эсагила. Это было квадратное здание, каждая сторона которого имела длину 400 м. Еди­ное целое с Эсагилой составлял расположенный к югу от нее семиэ­тажный Зиккурат высотой 91 м., который назывался "Этеменанки" ("храм краеугольного камня небес и земли"). Называемый в Библии "Вавилонской башней", он считался в древности одним из чудес све­та. На вершине башни, куда вела наружная лестница, располагалось святилище верховного бога Вавилонии - Мардука, выстроенное из гла­зурованных кирпичей, стены и потолки которого были покрыты золотом и украшены драгоценными камнями.

От главного входа в Зиккурат вела мощёная улица для религиоз­ных процессий, в ряде мест достигавшая 35 метров в ширину. Она за­канчивалась у ворот, посвященных богине Иштар, высота которых рав­нялась 12 м. Ворота были украшены изображениями фантастических жи­вотных. Одним из чудес света также являлись знаменитые висячие са­ды, о чем будет изложено ниже.

При Навуходоносоре II Вавилон превратился в непреступную воен­ную крепость. Город обнесли двойной стеной из сырцовых и обожжен­ных кирпичей, скрепленных раствором асфальта и камышом. Внешняя стена была высотой почти 8 м, шириной 4 м, а длина её в окружности равнялась 8,3 км. Внутренняя стена, расположенная на расстоянии 12 м от внешней, была высотой 11-14 м и шириной 6,5 м. Город имел восемь ворот, охранявшихся царскими воинами. Кроме того, на рас­стоянии 20 м друг от друга были расположены укрепленные башни, с которых можно было обстреливать противника. Перед внешней стеной на расстоянии двух метров от неё находился глубокий ров, наполнен­ный водой. Так выглядела столица этого мощнейшего государства тог­дашнего времени.

Однако после смерти Навуходоносора, при его преемниках, держа­ва начала слабеть. При царе Набониде Вавилонская держава была бло­кирована персами - решительным и могучим соперником, завоевавшим почти все страны Передней Азии, дошедшего до границ Индии. Набонид вместе с наместником Вавилона, своим сыном Валтасаром, пытались организовать оборону, но царь Персии Кир сломил последнюю, хит­ростью захватил Вавилон и подвел черту под существованием Шумеро-Вавилонской цивилизации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.