Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Японская эстетика и творчество в искусстве. Сущность японского творчества и эстетики невозможно постичь без знания основ буддийского мироощущения




Сущность японского творчества и эстетики невозможно постичь без знания основ буддийского мироощущения. Считалось, что истинные шедевры создаются в особом духовном состоянии озарения, буддийского сатори и, в свою очередь, должны способствовать возникновению того же состояния сознания у зрителя. В Японии искусство никогда не воспринималось как имитация, копирование жизни, оно должно быть продолжением жизни. Художник, артист лишь медиатор, передающий ритмы вселенной. Показательна техника написания картины в жанре сумиэ, которая совершенно противоположна принципам масляной живописи. Классическая японская живопись является монохромной (чёрно-белой), т.к. рисуется тушью из сажи и клея. Она бедна по форме и содержанию, ассиметрична, в ней отсутствуют светотени и перспектива. Бумага, на которую наносится рисунок очень тонка и легко впитывает чернила, поэтому художник, следуя вдохновению, должен наносит достаточно быстро только основные линии, не рассчитывая на внесение каких-либо исправлений и ретуширование. Знаток дзэн-буддизма Д.Т. Судзуки так описывает происходящий в эти моменты творческий процесс: «Художник должен постоянно, всецело и непроизвольно следовать за своим вдохновением. Он просто позволяет ему управлять его руками, пальцами и кистью, будто они вместе со всем его существом являются всего лишь инструментом в руках кого-то другого, кто временно вселился в него. Можно сказать, что кисть выполняет работу сама, независимо от художника, который просто позволяет ей двигаться, не прилагая никаких сознательных усилий. Если между кистью и бумагой появится какая-либо логическая связь или размышление, весь эффект пропадает»[46].

Для японской эстетики, выражающей идеал прекрасного, характерны ряд категорий, сложно переводимых на русский и европейские языки по причине изначально интуитивного смысла, заключающегося в них. К примеру, категория ваби-саби выражает интуитивное усмотрение преходящей красоты в материальных предметах, в их естественности, простоте, безыскусности и даже несовершенстве. Она исходит из буддийского восприятия бытия как вечно становящегося, изменчивого, непостоянного, красота в котором мимолетна, а истина скрыта за иллюзорным покровом круговорота обыденной жизни. Юген – указание на сокровенное, невидимое и неявленное через нечто вполне обыденное и явленное. Неожиданным следствием мышления в рамках этих категорий является склонность японцев видеть в явлениях, вызывающих печальные эмоции, таких как увядание и смерть особую эстетическую привлекательность, поскольку они позволяют понять иллюзорность и бренность сансарического бытия. Например, если русские и европейцы видят красоту только в полностью распустившемся цветке, еще не тронутом увяданием, то японскую душу гораздо сильнее способен затронуть образ прекрасного увядающего цветка.

Одно из лучших средств выражения дзенской эстетики – стихи классических японских поэтов в жанрах танка и хайку. Их отличает крайняя лаконичность, простота и безыскусность, вкупе с философической недосказанностью и особым очарованием рисуемых в воображении образов. Для иллюстрации приведем хрестоматийный пример хайку из творчества легендарного японского поэта Мацуо Басё (XVII в.):

 

Старый пруд,

Прыгнула в воду лягушка.

Всплеск в тишине.

 

Казалось бы, подобные стихотворения максимально просты и незамысловаты, но для японца они выражают множество глубинных смыслов, прочитываемых между строк, и эстетически крайне привлекательны.

После Второй мировой войны Японии пережила серьёзные трансформации в политической, социальной и экономической сферах, отразившихся и на культурном облике Страны Восходящего Солнца. Сейчас японская культура в значительной степени европеизирована и менее привержена традиционным ценностям, её экономика принадлежит к категории самых развитых постиндустриальных обществ. Однако не стоит забывать, что японцы, согласившись на конституцию, настояли на сохранении института императорской власти. По форме правления современная Япония – конституционная монархия. Конечно же, император играет декоративную роль в японской политической системе, сходную со значением королевы Великобритании, но он остаётся важным национальным символом. Синтоизм, дзен-буддизм и конфуцианство как и прежде составляют духовный фундамент культуры, определяют мировоззрение, церемониальные традиции и национальную психологию. Стоит также отметить, что население современной Японии в высшей степени этнически однородно – около 99% составляют представители японской нации. Консервативность наряду с восприимчивостью к инновациям – остаются ведущими особенностями японской культуры, позволившими ей добиться высочайшего уровня экономического и научно-технологического развития.

 

Литература

1. Бычкова Т. А. Культура традиционных обществ Китая и Японии: Учеб. пособ. – Томск, 2003. – 63 с.

2. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы (этнопсихологические очерки). – М., 1996. – 400 с.

3. Сабуро И. История японской культуры. – М., 1972. – 448 с.

4. Судзуки Д.Т. Основы дзэн-буддизма // Буддизм. Четыре благородных истины. – М., 2002. – С. 253-706.

5. Сэнсом Дж.Б. Япония: краткая история культуры. – СПб., 1999. – 572 с.

6. Япония. Как её понять: очерки современной японской культуры / под ред. Р.Дж. Дэвис, О. Икэно. – М., 2006. – 317 с.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основополагающие характеристики японской культуры?

2. Назовите самую древнейшую национальную религию японцев, зародившуюся вне влияния других древних культур.

3. В чём заключается влияние дзен-буддизма в культуре Японии?

4. Дайте описание основных идей и принципов, лежащих в основе классического японского творчества и эстетики.

5. Чем принципиально отличается японская культура от западной?

 

Глава 17. АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

 

Много в природе дивных сил, но сильней человека нет.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.