Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религиозная мысль Византии




В 395 году римский император Феодосий Великий, умирая, завещал своим сыновьям целостную Римскую империю. Но, предотвращая неизбежную борьбу за престол с печальными последствиями, он распределил управление империей между своими сыновьями. Старший – Гонорий получил в управление западную часть. Младший – Аркадий – восточную. Через сто с лишним лет Западная Римская империя пала под натиском европейских варваров. Восточная Римская империя просуществовала тысячу с лишним лет, восхищая окружающие народы и раздражая своим существованием тех, кто претендовал на наследие «погибшего» Рима. Сами византийцы называли себя ромэями, т. е. римлянами в греческой транскрипции. Именно греческий стал основным разговорным языком в данной стране, а сVIIвека и официальным языком империи. До этого времени в качестве официального языка использовалась латынь.

Византия – это целое тысячелетие: от периода становления вIV–VIвеках до насильственной гибели константинопольской государственности от меча турок-османов 29 мая 1453 года. Именно византийская культура определила многие черты развития самых различных стран средневековой Европы, причём не только усвоивших православие под влиянием Константинополя. Стоит оговориться, что в самом названии этого культурного феномена лежит казус особого рода. Дело в том, что название это (Византия) является в некоем роде более прозвищем, причём пренебрежительно «ругательного», сленгового характера. Так называли и страну, и её жителей западные европейцы скорее из зависти перед её уровнем культурного и духовного развития. В то время как средневековый Запад прозябал в полуварварском состоянии, Византия находилась в состоянии культурного, экономического и политического расцвета. Данное государство длительное время вызывало зависть и чувство культурной неполноценности у средневекового европейца. Деятели эпохи Возрождения никак не могли смириться с тем, что своим культурным расцветом они целиком и полностью обязаны бежавшим от турецкого завоевания греческим эмигрантам, которые стали учителями и наставниками тех, кого мы знаем как «титаны Возрождения». «Благодарные» ученики отплатили своим учителям дискредитацией и забвением их родины – той страны, которая сохранила для Запада культурное наследие античности. Ренессанс начал своё победное шествие по Европе с культурного «пиратства» – замалчивания и презрительного прозвища (Византия) цивилизации, чей культурный подвиг он «скромно» объявил своим. Сами жители Византии так себя никогда не называли. И действительно, вряд ли, например, жители России стали бы себя называть «москалями». Ромэйская держава (Римская империя) – таково исторически достоверное название этой страны. Насколько правомерно такое название?

В состав Восточной Римской империи первоначально вошли Балканский полуостров, Малая Азия, Сирия, острова Эгейского моря, Палестина, Египет, Киренаика, Кипр, Крит, части Месопотамии и Армении, некоторые районы Аравии, земли в Крыму и на Кавказе. Затем границы неоднократно менялись, были несколько десятилетий существования Латинской империи под владычеством оккупантов-крестоносцев (1204–1281), восстановление власти православных монархов, потом войны с турками, завершившиеся падением Константинополя 29 мая 1453 г. Административно-экономическим и культурным центром Византии стала провозглашенная в 330 г. императором Константином древняя мегарская колония на берегах Босфора – Византий. Новая столица была названа в честь ее основателя Константинополем. По Миланскому эдикту 313 г. императоров Константина и Лициния христианам давалось право на свободу вероисповедания, что послужило началом для утверждения христианства, позднее (в 330 году) ставшего государственной религией Ромэйской державы. Именно христианство стало духовной, ценностной и культурной сердцевиной всех сторон жизни Восточной Римской империи.

Важнейшим проявлением культуры Византии стало развитие утончённой богословской и философской мысли, которая пережила саму империю, стала достоянием других культур и дожила до наших дней. Свою каноническую форму христианство приняло не сразу. В IV–VII вв. проходили постоянные богословские споры, появлялось большое количество ересей. Именно ереси стали целым узлом проблем как в Церкви, так и в самой Ромэйской державе. Ересь (греч. другое учение, заблуждение) – религиозное учение, основанное на ошибочных богословских и логических заключениях и идущее в разрез с традиционным церковным учением. Наиболее опасными для Церкви были следующие ереси. Арианство (по имени основателя ереси – александрийского священника Ария) – учение, отрицающее божественность Иисуса Христа. Несторианство (по имени основателя – константинопольского патриарха Нестория) – ересь, утверждавшая о разделённости человеческого и божественного в Иисусе Христе. Монофизитство (греч. одна природа) – еретическое учение, признававшее Христа прежде всего Богом, а не человеком.

Ответом на эти и другие лжеучения была деятельность церковных учёных-богословов – так называемых Отцов Церкви: Иринея Лионского, Афанасия Александрийского, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина и других. Все они работали над защитой чистоты веры и правильности христианского учения. В ответ на ереси происходила выработка и оформление догматов – основ христианского вероучения. Догматы – это богословские формулы, которыми вера старалась защитить себя от лжетолкований, это выражение веры Церкви, обращённое внутрь её самой.

Все догматы принимались на Вселенских Соборах – съездах наиболее авторитетных глав церквей и богословов. Всего Вселенских Соборов было семь.

Первый Вселенский Собор состоялся в 325 году в городе Никея. Собор опровергнул арианство и провозгласил троический догмат. Он провёл разницу между природой Бога и Его личностью. У Бога-Отца и Бога-Сына одна природа, но они различны как личности.

Второй Вселенский Собор состоялся в 381 году в Константинополе. Это же различие он применил и к Богу-Святому Духу и установил догмат о телесном воскресении.

Третий Вселенский Собор состоялся в 431 году в городе Эфес. На этом Соборе было опровергнуто несторианство.

Четвёртый Вселенский Собор состоялся в 451 году в городе Халкидон. На этом соборе была опровергнута ересь монофизитства, он подытожил постановления трёх предыдущих соборов и установил учение Церкви о личности Иисуса Христа: «Иисус Христос – абсолютный Бог и полноценный человек. Божественное и человеческое в Нём находятся неслитно, нераздельно, неизменно, неразлучно».

Пятый Вселенский Собор состоялся в 553 году в Константинополе. Он отверг и осудил доктрину о переселении душ как антихристианскую и оскорбляющую человеческое достоинство.

Шестой Вселенский Собор состоялся в 681 году в Константинополе. Здесь была осуждена и опровергнута разновидность монофизитской ереси – монофелитство.

Седьмой Вселенский Собор состоялся в 787 году в Никее. Он опроверг ересь иконоборчества и отстоял христианскую живопись, искусство и культуру.

Итогом этих соборов явился один из главных христианских документов. Это комплекс из двенадцати догматов, который явился фундаментом христианского вероучения. Он получил название Символ Веры.

1) Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. 2) И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено. 3) Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком. 4) Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребённого. 5) И воскресшего в третий день, согласно Писаниям. 6) И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца. 7) И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых. Его же царству не будет конца. 8) И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном споклоняемого и спрославляемого, говорившего через пророков. 9) В единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. 10) Признаю одно крещение для прощения грехов. 11) Ожидаю воскресения мертвых, 12) и жизни будущего века. Аминь (истинно так).

На соборах было принято постановление ничего в Символе Веры не менять и ничего не добавлять помимо самого Вселенского Собора.

В этот период сложились основные центры христианского мира. Возглавляли их наиболее авторитетные главы церквей- патриархи. Всего их было пять: 1) Константинопольский (Вселенский) патриарх,2) Римский патриарх (папа), 3) Иерусалимский патриарх, 4) Александрийский патриарх (папа), 5) Антиохийский патриарх. Они были между собой равны.

Однако с IV века начинается неявное культурное обособление. Западная часть Церкви начинает совершать богослужения и составлять литературу на латинском языке. Восточная часть Церкви продолжает использовать в этих целях греческий язык. Западная часть Церкви, обращая в христианство варваров, впитывает в богословские формулы языческие элементы, прежде всего правовое понимание христианских доктрин, которое невольно искажает их суть. В IX веке сначала в Испании, потом в Германии в Символ Веры (в восьмой его член) добавляется термин «филиокве», который с латыни переводится как «и от Сына». В X веке «филиокве» принимается и в Риме. Восточная часть Церкви, ссылаясь на постановления Соборов просит Западную убрать добавление из символа Веры. Рим отказывается это сделать и требует от Востока внести это добавление. Восточная Церковь отвергает это требование как ересь, мотивируя свой отказ заботой о чистоте и незамутнённости апостольского учения. Заботой о правильном исповедании Бога и Догматов – Православии. Западная Церковь мотивирует принятие этого добавления Вселенской властью папы над другими патриархами и над всей церковью – Католичностью. В 1054 году происходит отделение Римского патриархата от четырёх других – раздел единой церкви на Восточную Греко-кафолическую (Православную) и Западную Римо-Католическую.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.