Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура периода Кватроченто и Чинквеченто




XV и первая половина XVI века – это расцвет итальянского Возрождения. В это время гуманизм как основа ренессансной культуры превращается в широкое движение, охватив крупнейшие города Италии – центры экономической, социально-политической и культурной жизни. Возникают кружки гуманистов и частные школы, ставящие цель воспитать всесторонне развитую, свободную личность. Гуманистов приглашают в университеты для чтения курсов по риторике, поэтике, философии. Им охотно предоставляют должности канцлеров, секретарей, дипломатов. Складывается особая социальная прослойка – гуманистическая интеллигенция, вокруг которой формируется научная и культурная среда. Быстро набирают силу и авторитет гуманитарные дисциплины. Широкое хождение получают рукописи античных авторов с комментариями гуманистов и их собственные сочинения.

Один из выдающихся итальянских гуманистов XV века Лоренцо Валла (1407–1457) поставил вопрос о соотношении светской культуры и христианской веры. Считая их независимыми сферами духовной жизни, он ограничивал прерогативы церкви только верой. Светская культура, отражающая и направляющая мирскую жизнь, по мнению гуманиста, реабилитирует чувственную сторону человеческой природы, побуждает человека жить в согласии с самим собой и с окружающим миром. Такая позиция не противоречит, по его убеждению, новой христианской вере: ведь Бог присутствует в сотворённом им мире, поэтому и любовь ко всему естественному означает любовь к Творцу. Он осуждает аскетическую мораль, особенно крайние её проявления (монашество, отшельничество, умерщвление плоти), обосновывает право человека на все радости земного бытия – именно для этого ему даны чувственные способности: слух, зрение, обоняние и т. д. Гуманист уравнивает «дух» и «плоть», чувственные наслаждения и наслаждения разума, он утверждает: человеку полезно всё – как природное, так и созданное им самим, что дарует ему радость и блаженство, – и видит в этом знак божественного благоволения.

Возрождение в Италии было ознаменовано бурным подъёмом наук, прежде всего гуманитарных. В ведущей – этике – сложилась целостная гуманистическая концепция человека, свободного творца своей судьбы, мудрого устроителя своего земного бытия.

Рука об руку с этикой шло развитие педагогики, исторической мысли, филологии. Педагогика ставила целью воспитания свободной, высоконравственной личности, способной раскрыть все природные задатки в творческом труде на благо себе и обществу. В историографии Возрождения история рассматривалась как процесс спонтанного развития, в котором активная сила – сам человек. Важным завоеванием гуманистической филологии стал критический метод изучения истории литературы. Большое значение гуманисты придавали риторике, в которой видели надежное средство выражения философских и социально-политических идей, воспитывающих общество в духе высокой морали.

Гуманисты XV–XVI веков стремились преодолеть схоластику, и это положительно сказалось на развитии естествознания. Переводы сочинений античных авторов по медицине, математике, астрономии расшатали основу, на которую опиралось естествознание в XV веке. Технические изобретения стимулировали прогресс в области наук о природе, которые уверенно набирали силу. Особенно заметными были успехи математики: она находила применение не только в сфере самого естествознания, но и в практике коммерческого делопроизводства (более совершенная система счетоводства, «двойная бухгалтерия», новые формы кредита), в строительном деле, в изобразительном искусстве. Знаменитый математик Лука Пачоли (1445–1514) внес большой вклад в развитие алгебры, геометрии, создал теорию бухгалтерского учёта. Его труд «О божественной пропорции» служил практическим руководством для художников и архитекторов. Важным завоеванием наук были и таблицы планет, составленные немецким астрономом и математиком И. Мюллером (Региомонтаном). Успехи в картографии и географии, астрономии и судостроении сделали возможными длительные морские экспедиции, приведшие уже в конце XV века к первым географическим открытиям. Качественные сдвиги произошли и в области медицины, опиравшейся на эксперимент, начавшей практиковать препарирование трупов, чему многие столетия препятствовала церковь.

Наконец, открытием огромного исторического значения стало изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом (ок. 1445 г.). Оно стало одной из важных технических основ бурного подъёма ренессансной культуры в конце ХV– начале ХVI века.

Гуманистический идеал человека нашёл яркое воплощение в ренессансном искусстве, которое в свою очередь обогатило этот идеал художественными средствами. Живописцы, графики, ваятели, зодчие вступили на путь новаторства. Формируется новый тип здания – палаццо и вилла (городское и загородное жилище), совершенствуются виды общественных сооружений. Широкое применение находит восходящая к античной основе ордерная архитектура. Совершенство пропорций, простота фасадов, просторные интерьеры – характерные черты нового архитектурного стиля, не подавляющего, а возвышающего человека. Высокого уровня достигает искусство рельефа, отмеченное пластичностью фигур, светской интерпретаций религиозных сюжетов. В скульптуре, в медальерном искусстве, в живописи широко распространился жанр портрета, причём для конца XV– начала ХVI века характерен индивидуальный портрет, отражавший гуманистический идеал человека, интерес к личности.

Золотой век итальянского искусства – это век свободы. Живописцы Высокого Возрождения владеют всеми средствами изображения: острым и мужественным рисунком, вскрывающим остов человеческого тела, колоритом, передающим уже и воздух, и тени, и свет. Законы перспективы как-то сразу осваиваются художниками словно без всякого усилия.

Овладев формой, светотенью, овладев третьим измерением, художники Высокого Возрождения овладели видимым миром во всём его бесконечном разнообразии, чтобы представить нам его уже не дробно, а в могучем обобщении, в полном блеске его солнечной кра­соты.

Четыре гения сияют в тогдашней Италии. Четыре гения, каждый из которых, – целый мир, законченный, совершенный, впитавший в себя все знания, все достижения предыдущего века и вознёсший их на ступени, человеку до тех пор недоступные: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан.

Родоначальником классического стиля считается по праву Леонардо да Винчи, человек, объединивший в себе и художественный и научный гений. Леонардо был не только живописцем, скульптором, архитектором, музыкантом, но и инженером, химиком, ботаником, астрономом. Он изучал рост растений, птиц, особенности полей, причину отливов и приливов, законы тяжести и падения тел. Он строил мосты, подъёмные краны и стенобитные машины. Эта универсальность гения Леонардо не дала ему возможности довести до конца ни одно из начинаний. Леонардо не создал нового метода изучения и понимания натуры, не решил проблем, а только их поставил, формулируя новые за­дачи.

Живопись отнюдь не была главной профессией Леонардо, а только одной из точек приложения его экспериментаторского гения. Леонардо был учёным, познающим природу не ради искусства, а ради науки, хотя и считал искусство выше науки. Художественное наследие Леонардо количественно невелико. К первому флорентийскому периоду относится маленькая картина Леонардо «Мадонна с цветком». Это хронологически первая мадонна, образ которой внутренне лишен какой бы то ни было святости. Перед нами всего лишь юная мать, играющая со своим ребёнком. Вечная прелесть и поэзия материнства. В этом бесконечное очарование картины[59].

Величайшее творение Леонардо – «Тайная вечеря» – дошла до нас в полуразрушенном виде. Эту композицию он писал на стене трапезной монастыря в Милане с 1495 по 1498 год. Рассказывают, что Людовик ХII так восхитился ею, что только боязнь испортить великое произведение искусства помешала ему вырезать часть стены монастыря, чтобы доставить фреску во Францию.

«Мне удалось создать картину действительно божественную», – так отзывался сам Леонардо о «Моне Лизе», которой посвящено бесчисленное количество исследований и романов, которую и похищали, и вновь находили, от любви к ней сходили с ума, ей поклонялись и её ненавидели. Портрет изображает 24-летнюю флорентийку Мону Лизу, жену видного гражданина Ф. Джоконде (откуда её прозвище – Джоконда). Гипнотическая сила Моны Лизы – в её одухотворенности. В улыбку «Джоконды» вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. В ней хотели читать гордость и нежность, чувственность и кокетство, жестокость и скромность. Вглядитесь в неё, ибо «картины надо смотреть, – писал Герцен, – а не рассказывать».

Научное изучение многочисленных рукописей даёт современникам представление о всеобъемлющем гении этого человека. После Леонардо да Винчи творили Рафаэль, Микеланджело, наконец, Тициан. Однако это – наиболее известные мастера, хотя не менее велики творения Антонио Аллегри Корреджо, Фра Бартоломео, Андреа дель Сарто Доменико Венециано, Доменико Манчири, Витторе Карпаччо, Антонелло да Мессина, Джованни Беллини, Джорджоне, Веронезе, Тинторетто, Бассано. И этот список далеко не полон.

Великие мастера Высокого Возрождения вознесли культуру на высшую ступень, добились её полного расцвета.

Высокий Ренессанс – это некое «завершение», вершина развития искусства. Он оказал настолько сильное влияние на всю мировую культуру, что отголоски и отражения ренессансных традиций породили яркие образцы художественных, научных, политических, религиозных процессов в различных странах западной и восточной Европы, в том числе и в России.

Литература

1. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. – М., 1989. – 250 с.

2. Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс XIII–XVI вв.: в 2 т. – М., 1977.

3. Гуковский М. А. Итальянское Возрождение. – Л., 1990. – 618 с.

4. Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения: в 2 т. – М., 1978.

5. Рутенбург В. И. Италия и Европа накануне нового времени. – Л., 1974. – 220 с.

6. Рутенбург В. И. Титаны Возрождения. – СПб., 1991. – 153 с.

7. Ревякина Н. В. Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины XIV – первой половины XV в. – М., 1977. – 315 с.

Вопросы для самоконтроля

1. Объясните, как вы понимаете слова учёного Л. М. Баткина о том, что для Возрождения были в равной мере существенны и плодотворны как социальное развитие, так и недостаток развития.

2. Изложите основные положения идеологии гуманизма эпохи Возрождения.

3. Кто считается первым гуманистом итальянского Ренессанса?

4. Как вы думаете, почему классики искусства Высокого Возрождения получили прозвище «титанов Возрождения»?

5. Назовите основные шедевры живописи Леонардо да Винчи.


 

 

Глава 22. Культура Нового и Новейшего
времени

 

«Cogito, ergo sum» («Я мыслю, следовательно, существую»).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.