Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Достижения советской культуры. После смерти Сталина наступил так называемый период «оттепели»




После смерти Сталина наступил так называемый период «оттепели». Власти предоставили некоторую свободу художникам, работающим в области живописи, музыки и других видов искусства. Но она распространялась главным образом на форму. На рубеже 50–60-х гг. проявились тенденции нового авангарда в живописи, который выступил против фальши и парадности в искусстве. Но вскоре данное направ­ление было разгромлено Н. С. Хрущевым после посещения им выставки художников-авангардистов московской студии, руководимой Э. М. Бол­тиным, где генеральный секретарь партии раскритиковал «формалистов», «оторвавшихся от народа». В связи с временным ослаблением «железного занавеса» и под влиянием просочившейся западной культуры (а именно, музыкального стиля джаз), среди молодежи 1960-х годов рождается чисто эстетическое движение стиляг – молодых людей, ярко и вызывающе одевающихся и слушающих модные западные пластинки.

Наибольших достижений в данный период добилась советская наука. Господство материалистического и сциентистского мировоззрения и сознательная политика государственной поддержки развития технических знаний привели к невиданным ранее научно-техническим достижениям. На переднем крае науки стояла физика. Нобелевскими лауреатами стали Н. Н. Семенов, Л. Д. Ландау, Н. Г. Басов и А. М. Про­хоров. Благодаря выдающимся достижениям советских физиков были внедрены в жизнь принципы радиолокации. Под руководством академика А. Ф. Иоффе была создана всемирно признанная школа физиков, внесшая большой вклад в изучение атомного ядра и космических лучей. В СССР была впервые запущена атомная электростанция (1954 г.). Под руководством С. П. Королева разрабатывалась ракетная техника. Заслуга начала освоения космического пространства принадлежала Советскому Союзу[83]. В 1957 году был осуществлен запуск первого в мире искусственного спутника, а 12 апреля 1961 года Ю. А. Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос. Благодаря бурному развитию науки и техники неизмеримо возросла обороноспособность страны. После Второй мировой войны СССР превратился в сверхдержаву, составляющую один из полюсов геополитически расколотого мира: страны капиталистического лагеря во главе с США и страны социалистического лагеря под эгидой СССР.

Однако некоторые издержки идеологического контроля присутствовали и в науке. Так, благодаря официальным партийным установкам на долгие годы был приостановлен процесс развития ряда перспективных наук: генетики, молекулярной биологии, кибернетики, квантовой механики. активно разрабатываемые западными учеными, в Советском Союзе они были объявлены лженауками, враждебными материалистическому мировоззрению.

Хотя время с середины 1960-х до середины 1980-х годов принято называть «застойным», считая, что государственное развитие в этот период вступило в инерционную фазу, в отношении искусства данное понятие вряд ли применимо. В литературе появляется ряд ярких авторов, чьи произведения отличались богатой творческой индивидуальностью, широтой тематики и разнообразием художественных приемов (М. А. Шолохов, А. И. Сол­же­ницын, И. А. Бродский, Ю. Трифонов, Ч. Айтматов, Ф. Искандер и др.). Первые трое приобрели мировую славу, став лауреатами Нобелевской премии. Были сняты кинофильмы, которые вошли в фонд золотой классики российского кино. Они с восторгом воспринимаются и современным зрителем. Это комедии Л. И. Гайдая («Операция Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию»), серия экранизаций сатирических произведений И. А. Ильфа и Е. П. Петрова об Остапе Бендере («Золотой теленок», «Двенадцать стульев»[84]) и Э. А. Рязанова («Ирония судьбы или С легким паром», «Служебный роман»), остросюжетные картины «Семнадцать мгновений весны» Т. М. Лиозновой, «Место встречи изменить нельзя» С. С. Говорухина. Серия кинофильмов режиссера И. Ф. Масленникова «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» стяжала мировую славу как лучшая экранизация литературного наследия английского классика А. К. Дойля[85]. Для российского зрителя ежегодный просмотр фильма Э. А. Рязанова «Ирония судьбы» под новогоднюю ночь (обязательно транслирующегося в это время по телевидению) стал доброй традицией. Лучшего признания для шедевра киноискусства, пожалуй, невозможно придумать.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.