Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория социокультурной динамики П. А. Сорокина




Теория локальных культур Питирима Александровича Сорокина (1889-1968), достаточна близка цивилизационному подходу Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера и А. Дж. Тойнби. В основе его оригинальной культурологической теории лежит концепция трёх видов «культурных суперсистем». Последний термин учёного эквивалентен понятию «цивилизация» в теориях локальных культур Н. Я. Данилевского и А. Дж. Тойнби, правда, с некоторыми оговорками. Особенность концептуальных построений Сорокина заключается в том, что выделяемые им типы культур не имеют привязки к конкретному культурному региону. На основе широкого историко-культурного материала он выводит некие абстрактные универсальные стадии в историческом развитии общества и культуры, применимые по его мнению равно как к Западу, так и Востоку. Поэтому теорию Сорокина принято называть теорией социокультурной динамики. Иными словами говоря, эта теория выделяет разные типы культур, описывая процесс смены состояний в одном и том же обществе.

Первичной функцией культуры, её основным предназначением является познание объективной реальности. Все формы культурно-социальной жизнедеятельности делятся на два класса. Первые направлены на осмысление самой «реальности» (религия, философия, наука), вторые – на осмысление и регуляцию социальной реальности, которая формируется на основе представлений о первичной реальности. Второй класс форм культуры составляют мораль, право, искусство, техника, экономика, политика. Каждая из них выполняет важную социальную функцию.

Все выше перечисленные элементы культуры не существуют в обществе разрозненно, а соединяются в более крупные единства, так называемые «культурные суперсистемы». В каждой суперсистеме существуют базо­вые посылки и верховные принципы, касающиеся того, что считает­ся в ней реальностью в последней инстанции и высшей ценностью. На этот вопрос может быть три ответа. Ответ определяет какие из первичных форм культуры доминируют в обществе (религия, философия или наука).

Первый ответ предполагает господство религиозного мировоззрения. Истинной реальностью и главнейшей ценностью является сверхчувственный Бог. Культурная суперсистема, основанная на этом принципе, называется «идеационной». К этому типу культуры относится прежде всего средневековая европейская культура. Все сферы, институты и нормы данного типа культуры пронизываются религиозным отношением к бытию. В духовной жизни расцветает мистика, в сфере мысли – теология, в политике – теократия. Даже экономика регулируется религиозными предписаниями. В искусстве широко распространяется строительство храмов и монастырей, изображение икон, священных сюжетов и символов. Идеалом человека становятся святые, монахи, аскеты. Поскольку всю познавательную энергию идеационная культура сосредоточивает на изучении Царства Божьего и реализации его ценностей в земной жизни, другой её характерной чертой является отсутствие крупных достижений в области науки и техники. Поскольку аскетическое отношение к жизни становится идеалом, комфорт и удобство материальных условий существования обесцениваются в рамках данного типа культуры.

Постепенно процесс обесценивания всего земного и материального доходит до определённого предела, когда «маятник» культуры начинает клониться в противоположную сторону. Происходит реабилитация всего «земного», материальных ценностей и потребностей человека. Культура преобразуется в принципиально иной тип – «чувственную» культуру, где объективной реальностью считается материальный и чувственно воспринимаемый мир. Всему, что не возможно увидеть, ощутить и воспринять непосредственно, отказывается в статусе реально существующего.

Однако постепенное возрастание значений чувственных ценностей и одновременно упадок влияния идеационного мировоззрения может привести к их слиянию в промежуточный тип культуры между идеационной и чувственной. Отличительной особенностью «идеалистической» культурной суперсистемы, рождающейся в качестве подобного компромисса между противоположными принципами, является одинаково равная ориентация на как на ценности Неба, так и Земли. Это наиболее сбалансированная культурная система, которая гармонично объединяет в себе религиозную, чувственную и рациональную истину. На передний план культурного творчества выходит философская мысль и изящные искусства, порождая произведения, жанры и стили, которые в последующие времена именуются классическими (например, философские системы Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского). К данному типу культуры Сорокин относит западноевропейскую культуру XIII-XIV столетия, а так­же древнегреческую культуру V-IV вв. до н. э.

Современная западная культура представляет собой чувственный тип. Согласно Сорокину формирование чувственной культуры началось в Европе в XVI веке и достигло своего апогея к середине XX века. В чувственной культуре невиданных высот достигает научное и техническое развитие общества. Однако религиозные, духовные и нравственные ценности, философские истины в рамках такой культуры переносятся на периферию. Ценностная основа культуры складывается вокруг повседневной жизни в ре­альном земном мире. В итоге, как и многие другие предшествующие ему ученые, П. А. Сорокин приходит к печальной констатации кризиса современной западной культуры. Он замечает, что разрушение традиционных ценностей идеационной средневековой культуры привело к духовной деградации человека в эпоху Новой и Новейшей истории Европы. Однако в отличие от своего яркого предшественника О. Шпенглера, ученый рассматривает этот кризис не в качестве окончательного и бесповоротного «Заката Европы», но как необходимый этап, ведущий к зарождению новой идеационной культуры. Кризис возможно преодолеть с помощью нового мирового порядка с помощью установления плодотворного, комплиментарного (взаимодополняющего) диалога между культурами Запада и Востока. Запад должен отстранится от чувственных псевдоценностей и «идеализировать» свое мировосприятие, Восток – обратиться к решению материально-цивилизационной отсталости собственных стран. Путём творческого сотрудничества два сосуществующих типа культурных суперсистем смогут преодолеть внутренние противоречия и построить более гармоничный мировой культурный порядок.

Таким образом, мы может заключить, что сторонники теории локальных культур дали новые концептуальные подходы к изучению накопленного человечеством опыта и сделали попытку преодолеть узость европоцентристских воззрений в оценке развития мировой культуры. При несомненной близости базовых идей и взглядов Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Дж. Тойнби и П. А. Сорокина, каждый из этих ученых был оригинален и внес что-то новое в понимание проблемы типологии культур. Это несомненно обогатило как саму культурологию, так и мировую науку в целом, предложив ей широкое поле для дальнейших исследований культуры как сложной системы.

 

Литература

1. Балуев Б. П. Споры о судьбах России: Н. Я. Данилевский и его книга «Россия и Европа». – Тверь, 2001. – 415 с.

2. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. – СПб., 1995. – 514 с.

3. Гречко П. К. Концептуальные модели истории. – М., 1995. – 144 с.

4. Тойнби А. Постижение истории. – М., 2001. – 638 с.

5. Шпенглер О. Закат Европы. – Новосибирск, 1993. – Т. 1. – 592 с.

6. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. – СПб., 2000. – 1054 с.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое «культурно-исторический тип» и какие периоды в своём развитии он переживает (по Н. Я. Данилевскому)?

2. Как вы думаете, каким образом Н. Я. Данилевский мог бы трактовать популярное ныне выражение «общечеловеческие ценности»?

3. Объясните феномен «надлома» в цивилизационной теории А. Дж. Тойнби.

4. Сколько цивилизаций насчитывал А. Дж. Тойнби в середине своего труда «Исследование истории»?

5. Чем отличается понимание «цивилизации» в культурологической теории О. Шпенглера от представлений Н. Я. Данилевского и А. Дж. Тойнби?

6. Дайте описание чувственного, идеационного и идеалистического типов культур согласно теории П. А. Сорокина.


 

 

Глава 4. Структура и функции культуры

Культура имеет отношение не к счастью человека, а к его достоинству и призванию, не в удовлетворении потребностей, а в творчестве, в познании, в служении высшему творится культура.

Г. П. Федотов

Всякая система обладает определённой структурой. Культура представляет собой сложную систему c большим количеством элементов, поэтому построение её структуры является столь же непростой задачей, сколь проблематичной была выработка определения культуры и рассмотрение её типологии. Однако уже теоретическое моделирование типов культур, как видно из предыдущей главы, требует выделения в системе культуры элементов, составляющих её сущность и образующих одновременно неповторимый облик каждой культуры. Поэтому данная глава посвящена целиком этой проблеме, а также вопросу о функциях, выполняемых культурой в обществе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1130; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.