Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Архивов и архивных фондов 1 страница




ФОРМИРОВАНИЯ, ХРАНЕНИЯ, УЧЕТА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ

Понятие, виды и состав архивных фондов. Организация хране­ния, учета и использования архивных документов выступает одним из важнейших направлений формирования государственных инфор­мационных ресурсов. Это направление составляет особую сферу об­щественных отношений, которая подвергнута правовому опосредованию специальным законодательством.

Основу указанного законодательстве составляет Федеральный чакон «Об архивном деле в Российской Федерации»1, который регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов независимо от их форм собственности, а так­же отношения в сфере управления архивным делом в РФ в интере­сах граждан, общества и государства.

Согласно ст. 3 указанного Закона Архивный фонд РФ представ­ляет собой исторически сложившуюся и постоянно пополняющуюся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, со­циальное, экономическое, политическое и культурное значение, яв­ляющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия на­родов РФ, относящихся к информационным ресурсам и подлежа­щих постоянному хранению.

Приведенное понятие Архивного фронда РФ является видовым и выступает в качестве элемента более широкого понятия архивного фонда, под которым традиционно понимают совокупность архивных документов, исторически или логический связанных между собой.

В состав Архивного фонда РФ входят находящиеся на террито­рии РФ архивные документы независимо от источника их происхо-

1 РГ. 2004. 27 октября ждения, времени, способа создания, вида носителя, форм собствен­ности и места хранения, в том числе:

— юридические акты;

— управленческая документация;

— документы, содержащие результаты научно-исследователь­ских, опытно-конструкторских и технологических работ;

— градостроительная документация;

— кино-, фото-, видео- и фонодокументы;

— электронные и телеметрические документы;

— рукописи, рисунки, чертежи, дневники, переписка, мемуары;

— копии архивных документов на правах подлинников;

— архивные документы государственных организаций, находя­щихся в иностранных государствах.

Архивные документы включаются в состав Архивного фонда РФ на основании экспертизы ценности документов.

Решение научно-методических вопросов, связанных с эксперти­зой ценности документов и включением их в состав Архивного фонда РФ, осуществляется центральной экспертно-проверочной ко­миссией Федерального архивного агентства1.

Архивные документы, составляющие Архивный фонд РФ, по форме собственности подразделяются на:

— архивные документы, относящиеся к государственной собст­венности (федеральной и государственной собственности субъек­тов РФ);

— архивные документы, относящиеся к муниципальной собст венности;

— архивные документы, относящиеся к частной собственности. К федеральной собственности относятся архивные документы:

— хранящиеся в федеральных государственных архивах, федс ральных музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук, за исключением архивных документов, переданных в эти ар-1 хивы, музеи, библиотеки, организации РАН на основании договори хранения без передачи их в собственность;

— государственных органов и организаций (федеральных оргЛ нов государственной власти, иных государственных органов, в том числе органов прокуратуры РФ, Центральной избирательной комн. сии РФ, Счетной палаты РФ, Центрального банка РФ);

— бывших неприятельских государств, перемещенные в Соки ССР в результате Второй мировой войны и находящиеся на терри тории РФ, если иное не предусмотрено законодательством РФ о перемещенных культурных ценностях;

— отнесенные к федеральной собственности федеральными ifli конами.

К собственности субъекта РФ относятся архивные документы^

1 Положение о Федеральном архивном агентстве утверждено поспи ним. нием Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 290 // РГ. 2004. 22 июни.

— хранящиеся в государственных архивах субъекта РФ, музеях, библиотеках субъекта РФ (за исключением архивных документов, переданных в эти архивы, музеи и библиотеки на основании дого­вора хранения без передачи их в собственность);

— государственных органов и организаций субъекта РФ.

К муниципальной собственности относятся архивные документы:

— органов местного самоуправления и муниципальных органи­заций;

— хранящиеся в муниципальных архивах, музеях и библиотеках (за исключением архивных документов, переданных в эти архивы, музеи и библиотеки на основании договора хранения без передачи их в собственность).

К частной собственности относятся архивные документы:

— организаций, действующих на территории РФ и не являю­щихся государственными или муниципальными, в том числе обще­ственных объединений, со дня их регистрации в соответствии с за­конодательством РФ об общественных объединениях и религиозных объединениях после отделения церкви от государства;

— созданные гражданами или законно приобретенными ими. Передача архивных документов, находящихся в федеральной

■ обственности, в собственность субъектов РФ и (или) муниципаль­ных образований осуществляется Правительством РФ по представ­лению Федерального архивного агентства.

Передача архивных документов, находящихся в собственности i-убъекта РФ или муниципальной собственности, в собствен­ность РФ, других субъектов РФ и (или) муниципальных образований осуществляется в соответствии с законодательством РФ, законода-мш.ством субъекта РФ, муниципальными нормативными актами.

Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона «Об архивном деле и Российской Федерации» архивные документы, находящиеся в госу­дарственной или муниципальной собственности, не полежат приватиза­ции, не могут быть объектом продажи, мены, дарения, а также иных || нок, могущих привести к их отчуждению, если иное не предусмот­рю международным договором РФ или федеральными законами.

М случае приватизации государственных или муниципальных "I" 'Iприятии образовавшиеся в процессе их деятельности архивные "и ументы, в том числе документы по личному составу, остаются

......к-гственно в федеральной собственности, собственности субъ-

'II РФ и муниципальной собственности.

Особенности гражданского оборота документов Архивного фон-

цп РФ, находящихся в частной собственности, определены в ст. 11

h трпльного закона «Об архивном деле в Российской Федерации».

Понятие и виды архивов. Согласно ст. 3 Федерального закона

1"' архивном деле в Российской Федерации» под архивом понима-

I ч учреждение или структурное подразделение организации, осу-

|i iпаяющие хранение, комплектование, учет и использование ар-

■ им\ документов. По сравнению с прежним определением архи-

Которое законодатель давал в ст. 1 Основ законодательства РФ

 

 

об архивном фонде РФ', приведенное определение представляется более упорядоченным и точным и не ставит перед правопримените­лями вопрос об отнесении архива к субъектам либо объектам права.

По смыслу действующего законодательства архивы могут быть государственными, муниципальными и частными, хотя определение последнего и отсутствует среди основных понятий, применимых в Федеральном законе «Об архивном деле в Российской Федерации»

Государственный архив представляет собой федеральное государ­ственное учреждение, создаваемое Правительством РФ (федераль­ный государственный архив), или государственное учреждение субъ­екта РФ, создаваемое органом государственной власти субъекта РФ (государственный архив субъекта РФ), которые осуществляют хра­нение, комплектование, учет и использование документов Архивно­го фонда РФ, а также других архивных документов.

Муниципальный архив представляет собой структурное подразде­ление органа местного самоуправления муниципального района, го­родского округа или муниципальное учреждение, создаваемое этим органом, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда РФ, а также других архивных документов.

Организации и граждане вправе создавать архивы в целях хранения образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов, в том числе в целях хранения и использования архивных документов, не относящихся к государственной или муниципальной собственности.

Хранение, комплектование, учет и использование архивных докумен­тов. Действующее законодательство возлагает на государственные ор ганы, органы местного самоуправления, организации и граждан, за нимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязанность по обеспечению сохранности архип- \ ных документов, в том числе документов по личному составу, в тече­ние установленных сроков их хранения.

Закон различает несколько видов хранения, а именно:

— постоянное хранение документов Архивного фонда РФ 6i определения срока (бессрочное хранение);

— временное хранение документов Архивного фонда РФ, под которым понимается хранение документов Архивного фонда РФ до их передачи на постоянное хранение;

— депозитарное хранение документов Архивного фонда РФ под которым понимается хранение документов Архивного фон да РФ федеральными органами исполнительной власти и организациями, в том числе академиями наук РФ, имеющими государственный статус, за исключением РАН, в течение сроков и на условиях, определенных соответствующими договорами между ними и Фс/п реальным архивным активом;

1 Ведомости РФ. 1993. № 33. Ст. 1311. Согласно ст. 1 Основ пол архши

понималась совокупность архивных документов, а также архивное учреж......

или структурное подразделение учреждения.

— временное хранение архивных документов — хранение архив­ных документов до их уничтожения в течение сроков, установлен­ных нормативными правовыми актами1.

Документы Архивного фонда РФ, находящиеся в государствен­ной собственности, хранятся:

— постоянно — в государственных архивах, музеях, библиотеках и организациях РАН;

— временно — в государственных органах, государственных орга­низациях, создаваемых ими архивах в течение установленных сроков, а также в муниципальных архивах в случае наделения органа мест­ного самоуправления муниципального района или городского округа отдельными государственными полномочиями по хранению, ком­плектованию, учету и использованию архивных документов, относя­щихся к государственной собственности и находящихся на террито­рии муниципального образования..

Документы Архивного фонда РФ, находящиеся в муниципаль­ной собственности, хранятся:

— постоянно — в муниципальных архивах, музеях и библиотеках;

— временно — в органах местного самоуправления, муници­пальных организациях и создаваемых ими архивах в течение уста­новленных сроков.

Документы Архивного фонда РФ, находящиеся в частной собст­венности, могут храниться их собственниками или владельцами са­мостоятельно или могут быть переданы по договору на хранение it государственный или муниципальный архив, библиотеку, музей, и также в организацию РАН.

Согласно ст. 22 Федерального закона «Об архивном деле в Рос-I и некой Федерации» устанавливаются следующие сроки временного храпения документов Архивного фонда РФ до их поступления в го-i vцарственные и муниципальные архивы:

- для включенных в установленном порядке в состав Архивно-

н> фонда РФ документов федеральных органов государственной

11сти, иных государственных органов РФ, в том числе органов

прокуратуры РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, Счет-

Holi палаты РФ, Центрального банка РФ, а также для включенных

I установленном порядке в состав Архивного фонда РФ документов

^дарственных внебюджетных фондов и федеральных организа-

-I 15 лет;

для включенных в установленном порядке в состав Архивно-I фонда РФ документов органов государственной власти, иных го-1У)1ирственных органов субъектов РФ и организаций субъек-и>|| РФ— Ю лет;

для включенных в установленном порядке в состав Архивно-и фонда РФ документов органов местного самоуправления и муни-|ц.....1ых организаций — 5 лет;

1 Уничтожение документов Архивного фонда РФ запрещается.

 

 

— записей актов гражданского состояния — 100 лет;

— записей актов по личному составу, записей нотариальных не­хозяйственных книг и касающихся приватизации жилищного фонда документов — 75 лет;

— проектной документации по капитальному строительству — 20 лет;

— технологической и конструкторской документации — 20 лет;

— патентов на изобретение, полезную модель, промышленный образец — 20 лет;

— научной документации — 15 лет;

— кино- и фотодокументов — 5 лет;

— видео- и фонодокументов — 3 года.

Документы Архивного фонда РФ независимо от места их хране­ния подлежат государственному учету. Порядок государственного учета документов Архивного фонда РФ регламентирован в настоя­щее время приказом Государственной архивной службы России от 11 марта 1997 г. № 11 «Об утверждении Регламента государственно­го учета документов Архивного фонда Российской Федерации»1.

Указанные документы (особо ценные документы, не имеющие себе подобных по содержащейся в них информации и (или) их внешним признакам невосполнимые при утрате с точки зрения их значения и (или) автографичности) подлежат также учету в Государ­ственном реестре уникальных документов Архивного фонда РФ, ве­дение которого осуществляется специально уполномоченным Пра­вительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Документы Архивного фонда РФ, хранящиеся в государствен­ных и муниципальных архивах, музеях, библиотеках, организация»» РАН, не входят в состав имущества архивов, музеев, библиотек, ор ганизаций.

Источниками комплектования государственных и муниципал!, ных архивов архивными документами выступают государствен!и. органы, органы местного самоуправления, организации и граждши в процессе деятельности которых образуются документы Архивном! фонда РФ и другие архивные документы, подлежащие приему • • *t хранение в государственные и муниципальные архивы. При ')Тв| государственные и муниципальные архивы составляют списки и.

точников комплектования, передающих документы Архивно

да РФ и другие архивные документы в эти архивы. Вкли.....

в списки негосударственных организаций, а также граждан осу......

вляется на основании договора.

Обязанности государственных органов, органов местного i управления, организаций по комплектованию государственных и муниципальных архивов архивными документами oupcvn

1 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполним ни власти. 1997. № 17.

в ст. 23 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Фе­дерации».

Отношения, связанные с использованием архивных документов, регламентированы нормами, содержащимися в ст. 26 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации». Для целей указанной регламентации законодатель вводит фигуру пользователя архивными документами, под которым понимает государственный орган, орган местного самоуправления либо юридическое или фи­зическое лицо, обращающееся на законных основаниях к архивным документам для получения и использования необходимой информа­ции. Пользователь наделяется правом использования, передачи и распространения информации, содержащейся в предоставленных ему архивных документах, а также копий архивных документов для июбых законных целей и любым законным способом.

Государственные и муниципальные архивы, музеи, библиотеки, организации РАН должны обеспечивать пользователю архивными иокументами условия, необходимые для поиска и изучения архив-пых документов.

Государственные органы, органы местного самоуправления, ор­ганизации и граждане, занимающиеся предпринимательской дея­тельностью, при наличии у них соответствующих архивных доку­ментов обязаны бесплатно предоставлять пользователю оформлен­ные в установленном порядке архивные справки или копии нрхивных документов, связанные с социальной защитой граждан, предусматривающей их пенсионное обеспечение, а также получение ЛЫ'от и компенсаций в соответствии с законодательством РФ. Кро­ме того, государственные и муниципальные архивы, музеи, библио-|'i II, организации РАН, за исключением структурных подразделе­нии органов местного самоуправления, а также государственные i муниципальные организации в соответствии с законодательст-liiiM РФ могут на основе имеющихся у них архивных документов I еправочно-поисковых средств оказывать пользователю архивных II ментов платные информационные услуги, заключать с ним до-КНшры об использовании архивных документов и справочно-поис-iii.ix средств. Порядок использования архивных документов в государственных чмшципальных архивах определяется Министерством культуры ни совых коммуникаций РФ. Порядок использования архивных leirroB в государственных органах, органах местного само-i м 1П1ИЯ, государственных и муниципальных организациях, госу-iпенных и муниципальных музеях, библиотеках, организациях и определяется ими в соответствии с законодательством РФ, i числе в соответствии с правилами, установленными Мини-II том культуры и массовых коммуникаций РФ. li нетнующим законодательством об архивном деле определены Нине правила вывоза и ввоза архивных документов. Согласно 1 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Феде-иывоз за пределы РФ архивных документов, находящихся

 

в государственной или муниципальной собственности, а также до­кументов Архивного фонда РФ, находящихся в частной собственно­сти, запрещается. Архивные документы, находящиеся в частной собственности, могут быть вывезены за пределы РФ. При этом за­явленные к вывозу документы подлежат экспертизе ценности, кото­рая проводится в порядке, установленном Правительством РФ.

Временный вывоз за пределы РФ архивных документов, находя­щихся в государственной или муниципальной собственности, а так­же документов Архивного фонда РФ, находящихся в частной собст­венности, осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

В РФ могут быть ввезены архивные документы, приобретенные и (или) полученные на законных основаниях.

Вывоз за пределы РФ и ввоз в РФ приобретенных и (или) по­лученных на законных основаниях копий архивных документов на носителях любого вида осуществляется без ограничений, за исклю­чением вывоза копий архивных документов, доступ к которым ог­раничен в соответствии с законодательством РФ.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Копылов В. А. Информационное право: учеб. М., 2002. С. 177—195; 341-361.

Банило И. JI. О праве собственности на информационные ресурсы // Ин­формационные ресурсы России. 1997. № 4. С. 19—23.

Гаврилов О. А. Курс правовой информатики: учеб. для вузов. М., 20(H) Комментарий к Федеральному закону «Об информации, информатизации и защите информации» / под ред. И. Л. Бачило, А. В. Волокитина, В. А. Ко пылова, Б. В. Кристального, Ю. А. Нисневича. М., 1996.

Городов О. А. Комментарий к Федеральному закону «Об информации, ни форматизации и защите информации». СПб., 2003. С. 48—143.

Глава VII. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ

В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВ

МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

§ 1. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Понятие средств массовой информации и требования, предъявляе­мые к их использованию. Средства массовой информации рассмат­ривают в последнее время не столько в качестве средств общения, с помощью которых происходит передача сведений от человека к человеку или массам людей, сколько в облике института демокра­тии, охраняющего интересы личности, общества и государства. По­добный акцент обусловлен прежде всего необходимостью дополни­тельной поддержки таких социальных ценностей, как свобода выра­жения мнений и убеждений, политический и идеологический плюрализм, свобода мысли и слова и т. п., которые гарантированы Конституцией Российской Федерации.

Подход к средствам массовой информации как своеобразным иыразителям мнений и инструментам получения и распространения '•ищественно значимых сведений нашел свое отражение в Зако­на РФ «О средствах массовой информации»1, который развивает и конкретизирует принцип свободы массовой информации, закреп­ленный в части пятой ст. 29 Конституции РФ. Названный Закон •пишется базовым в сфере правового регулирования отношений, но'in икающих по поводу организации деятельности средств массовой информации, их отношений с гражданами и организациями, Порядка распространения массовой информации.

< О гласно ст. 2 указанного Закона под средством массовой ин­формации понимается периодическое печатное издание, радио-, те- W или видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма "' i тонического распространения массовой информации.

Hi данного определения следует, что средство массовой инфор-

мшш и в его легальной интерпретации есть не что иное, как одна

форм распространения информации. Таких форм может сущест-

ц|. сколь угодно много, но наиболее значимые и известные из

иконодатель выделил в отдельный перечень.

Mo прежде всего периодическое печатное издание, под которым

им|пм;к-чая газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание,

1 Ведомости РФ. 1992. № 7. Ст. 300; СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 169; № 24.

• -■ № 30. Ст. 2870; 1996. № 1. Ст. 4; 1998. № 10. Ст. 1143; 2000. № 26.

17; № 32. Ст. 3339; 2002. № 12. Ст. 1093; 2003. № 2. Ст. 171. № 27.;, № 50. Ст. 4855: 2004. № 27. Ст. 2711; № 35. Ст. 3607.

 

 

имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет | не реже одного раза в год, т. е. своего рода материальный носитель | с зафиксированной на нем информацией с определенными рекви- 1 зитами.

Следующая форма распространения — это радиопрограмма, т. е.. 1 совокупность периодических аудиосообщений и передач, имеющих постоянное название и выходящих в радиоэфир не реже одного | раза в год. Радиопрограмма также является своеобразным матери- | альным носителем, существующим в виде физического электромаг- 1 нитного поля, отображающего то либо иное аудиосообщение в фор- ] ме сигналов определенного частотного спектра.

Телепрограмма, как форма распространения информации, пред­ставляет собой совокупность периодических аудиовизуальных сооб- I щений1 и передач, имеющих постоянное название и выходящих в телеэфир не реже одного раза в год. Как и радиопрограмма, теле­программа существует в виде физического электромагнитного поля, I отображающего аудиовизуальное сообщение в форме сигналов определенного частотного спектра.

Еще одной формой распространения информации выступают видео- и кинохроникальные программы, под которыми понимается со­вокупность периодических аудиовизуальных сообщений и материа­лов, имеющих постоянное название и выходящих в свет не реже одного раза в год. Видео- и кинохроникальные программы сущест­вуют в виде кинопленок, видеокассет (иных материальных носите­лей), на которых по определенной технологии зафиксированы ви­део- и звуковые сигналы.

Законодатель выделяет группу специализированных средств массвой информации, понимая под ними ту часть средств массовой ин­формации, в отношении которой законом установлены специальный правила их регистрации или распространения продукции этих средств.

Специальные правила регистрации определены для:

— средств массовой информации, учреждаемых органами зако нодательной, исполнительной и судебной власти исключительно дли i издания их официальных сообщений и материалов, норматив! ни я

и иных актов;

— периодических печатных изданий тиражом менее одной ты сячи экземпляров;

— радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным 11 тям, ограниченным помещением и территорией одного государ! | венного учреждения, учебного заведения или промышленного npi I Приятия либо имеющим не более десяти абонентов;

1 Аудиовизуальное сообщение — это информация, представляющая ооПиН

серию связанных между собой кадров (с сопровождением или без conpi......

дения их звуком), предназначенная для зрительного и слухового восприми»» с помощью соответствующих технических устройств.

— аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тира­жом не более десяти экземпляров.

Названные средства освобождены от регистрации. К специализированным средствам массовой информации, по основанию особенностей распространения их продукции, причисле­ны эротические издания, представляющие собой периодические из­дания или программы, которые в целом и систематически эксплуа­тируют интерес к сексу.

Еще одной разновидностью средств массовой информации вы­ступают так называемые иные средства массовой информации, в чис­ле которых в ст. 24 Федерального закона «О средствах массовой ин­формации» называются печатные издания, созданные с помощью компьютеров и (или) хранящиеся в банках и базах данных, иные средства, продукция которых распространяется в виде печатных со­общений, материалов, изображений, системы телетекста, видеотек­ста и иные телекоммуникационные сети.

В основу использования средств массовой информации положен принцип свободы массовой информации, который получил право­вое закрепление и развитие в ст. 1 Закона РФ «О средствах массо­вой информации». Согласно названной статье в Российской Феде­рации не подлежат ограничениям, за исключениями случаев, уста­новленных законодательством о средствах массовой информации:

— поиск, получение, производство и распространение массовой информации;

— учреждение средств массовой информации, владение, поль­зование и распоряжение ими;

— изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация техни­ческих устройств и оборудования, сырья и материалов, предназна­ченных для производства и распространения продукции средств массовой информации.

Презюмируя свободу массовой информации, законодатель счел необходимым провозгласить тезис о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации. Этот тезис получил развернутое вы-рпжение в ст. 4 Закона РФ «О средствах массовой информации» и виде нормы, запрещающей использование средств массовой ин­формации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для раз-I I. и нения сведений, составляющих государственную или иную специ- tJii.no охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской игитсльности, а также для распространения передач, пропагандирую­щих порнографию, культ насилия и жестокости. Запрещено, кроме Иио, использование в телевидеокинопрограммах, документальных И художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье.

Важнейшей гарантией свободы массовой информации выступает законодательно установленное правило о недопустимости цензуры

 

 

массовой информации. Согласно ст. 3 Закона РФ «О средствах мас­совой информации» цензура массовой информации понимается как требование от редакции средства массовой информации, выдвигае­мое со стороны должностных лиц, государственных органов, орга­низаций, предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или ин-1 тервыоируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей. Не допускается и создание, а равно финансирование организаций, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цезуры массовой информации

Рассматривая понятие средств массовой информации и давая краткую характеристику их отдельным разновидностям, мы следова­ли юридической конструкции этих средств, предложенной и закре­пленной действующим законодательством. Однако легальная конст­рукция далеко не безупречна, поскольку противоречий в ней более чем достаточно. Анализ нормативного материала, сосредоточенного в Законе РФ «О средствах массовой информации», показывает, что законодателю вслед за разработчиками Закона не удалось в полной мере и недвусмысленно определиться с таким важным вопросом, как вопрос об отнесении средства массовой информации к объекту права либо к его субъекту. Из закона следует, что средство массовой информации, с одной стороны, ни то, ни другое, а с другой — и то, и другое. Говоря иными словами, реализован популярный в послед­нее время метод обозначения «как бы», согласно которому средство массовой информации «как бы объект права» и в то же время «как бы субъект права». Представляется, что законотворчество от ис­пользования подобных приемов должно решительно отказаться.

К объекту права средство массовой информации причислит! весьма непросто, поскольку:

а) ему придана способность продуцировать отдельные издания, выпуски, тиражи и программы (абз. 6 ст. 2 Закона РФ «О средствах массовой информации»);

б) ему придана способность к осуществлению деятельности (гл. II Закона РФ «О средствах массовой информации»);




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.094 сек.