Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну




Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну, осуществляется посредством их передачи между субъектами, круг которых, а равно и основания передачи очерчены в Законе РФ «О государственной тайне». Согласно разделу V названного Закона передача сведений, составляющих государственную тайну, возможна путем:

— взаимной передачи сведений органами государственной вла­сти и организациями;

— передачи сведений в связи с выполнением совместных и других работ;

— передачи сведений другим государствам.

Под взаимной передачей сведений, составляющих государствен­ную тайну, понимается передача секретной информации, осуществ­ляемая органами государственной власти и организациями, не со­стоящими в отношениях подчиненности и не выполняющими со­вместных работ, с санкции органа государственной власти, в распоряжении которого находятся эти сведения. Органы государ­ственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению све­дениями, отнесенными к государственной тайне, определены Ука­зом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 (с последующими изменениями)1. Так, полномочиями по распоряжению сведениями, раскрывающими прогнозные оценки научно-технического прогресса в РФ и его социально-экономические последствия по направлени­ям, определяющим обороноспособность, безопасность государства, наделены Минобранауки РФ, Минобороны РФ, Минпромэнер-го РФ, Минэкономразвития РФ в рамках их компетенции, опреде­ленной положением о конкретном государственном органе.

Передача сведений может осуществляться различными способа­ми, например, с помощью услуг федеральной фельдъегерской связи или путем сдачи носителя сведений по акту приема-передачи, оформленному в установленном порядке.

Органы государственной власти и организации, запрашивающие сведения, составляющие государственную тайну, обязаны создать ус­ловия, обеспечивающие защиту этих сведений. При этом руководи­тели запрашивающей стороны несут персональную ответственность за несоблюдение установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну. Обязательным условием для взаимной передачи подобного рода сведений органам государственной власти и организациям является наличие у них ли­цензий на проведение работ со сведениями соответствующей степе­ни секретности.

1 СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4775; 1998. № 5. Ст. 561; 2001. № 24. Ст. 2418; РГ. 2006. 17 февр.

Под передачей сведений, составляющих государственную тайну, и связи с выполнением совместных и других работ, понимается пе­редача секретной информации заказчиком этих работ организациям или гражданам, осуществляемая с разрешения органа государствен­ной власти, в распоряжении которого находятся соответствующие сведения. Эти сведения подлежат передаче только в объеме, необ­ходимом для выполнения заказанных работ.

До передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у исполнителей работ-органи-зациЙ лицензий на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан — соответствую­щего допуска.

Организациям, в том числе и негосударственных форм собст­венности, при проведении совместных и других работ, например, В рамках государственных заказов, и возникновении в связи с этим необходимости в использовании сведений, составляющих государст­венную тайну предоставлено право заключения договоров об оказа­нии услуг структурными подразделениями по защите государствен­ной тайны, которые созданы в государственных организациях. В данном случае в лицензиях на проведение работ с использовани­ем сведений, составляющих государственную тайну обеих договари­вающихся сторон, делается соответствующая отметка.

В договорах на проведение совместных и других работ должны быть предусмотрены взаимные обязательства сторон по обеспече­нию сохранности сведений, составляющих государственную тайну, как в процессе проведения работ, так и по их завершении, а также условия финансирования работ (услуг) по защите указанных сведе­ний. Организация контроля за эффективностью других работ возла­гается на заказчика этих работ в соответствии с условиями заклю­ченного сторонами договора.

При нарушении исполнителем обязательств по защите государ­ственной тайны, взятых им на себя по договору, заказчик вправе приостановить выполнение заказа до устранения нарушений, а при повторных нарушениях — поставить вопрос об аннулировании зака­за и лицензии на проведение работ с использованием сведений со­ответствующей степени секретности, и о привлечении виновных лиц к ответственности. При этом материальный ущерб, причинен­ный исполнителем государству в лице заказчика, подлежит взыска­нию в соответствии с нормами гражданского законодательства.

Под передачей сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам понимается передача секретной информации другому государству (доведение ее до иностранного государства или уполномоченного им представителя) каким-либо способом (переда­ча, пересылка, ознакомление, осуществление доступа). Решение о передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам принимается Правительством РФ. Такому решению должно предшествовать экспертное заключение Межведомственной комиссии по защите государственной тайны о возможности переда-

чи этих сведений. Порядок формирования материалов, представляе­мых органом государственной власти или организацией в комиссию для экспертного заключения, регламентируется Положением о под­готовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам, утвержденным постановлением Правительст­ва РФ от 2 августа 1997 г. № 973'. Указанным Положением уста­новлено, в частности, что обязательства принимающей стороны по защите передаваемых ей сведений предусматриваются в заключае­мом с ней международном договоре, разделы (статьи, пункты) кото­рого должны содержать:

— соотнесение степеней секретности передаваемых сведений в Российской Федерации и в иностранном государстве;

— перечень компетентных органов, уполномоченных осуществ­лять прием (передачу) сведений и несущих ответственность за их защиту;

— порядок передачи сведений;

— требования к использованию и обработке передаваемых све­дений;

— обязательства о нераспространении передаваемых сведений третьим сторонам и их защите в соответствии с внутренним зако­нодательством принимающей стороны;

— порядок разрешения конфликтных ситуаций и возмещения возможного ущерба.

Процедура передачи сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам включает в себя несколько стадий.

На первой стадии, заинтересованные в передаче сведений феде­ральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и организации, направляют руководителям ор­ганов государственной власти, наделенным полномочиями по рас­поряжению сведениями, мотивированное ходатайство, в котором излагаются:

— цель передачи;

— перечень планируемых к передаче сведений, их степень сек­ретности, кем и на каком основании они были засекречены (отне­сены к государственной тайне);

— перечень компетентных органов, уполномоченных прини­мающей стороной получать сведения;

— обоснование необходимости и целесообразности передачи сведений, оценка последствий такой передачи для обеспечения по­литических и экономических интересов РФ;

— предполагаемый порядок возмещения ущерба в случае невы­полнения принимающей стороной взятых на себя обязательств.

Получивший мотивированное ходатайство орган государствен­ной власти изучает возможность передачи запрашиваемых сведений и в месячный срок доводит свое решение до заявителя.

1 СЗ РФ. 1997. № 32. Ст. 3786.

На второй стадии мотивированное ходатайство, решение орга­нов государственной власти, руководители которых наделены пол­номочиями по распоряжению сведениями, а также международные договоры и другие документы, имеющие непосредственное отноше­ние к защите рассматриваемых к передаче сведений, заявитель представляет в Межведомственную комиссию для подготовки экс­пертного заключения. Экспертное заключение межведомственной комиссии, содержащее вывод о возможности передачи сведений с учетом соблюдения интересов РФ, направляется заявителю в 45-дневный срок с момента получения материалов комиссией. В случае необходимости проведения дополнительной экспертизы срок подготовки экспертного заключения может быть увеличен, о чем сообщается заявителю.

На третьей стадии по ходатайству заявителя федеральными ор­ганами исполнительной власти, руководители которых наделены полномочиями по распоряжению сведениями, либо органами ис­полнительной власти субъектов РФ в Правительство РФ вносится проект его решения с приложением экспертного заключения Меж­ведомственной комиссии.

В случае, когда с иностранным государством — получателем све­дений ранее не заключался международный договор о взаимном обеспечении защиты передаваемых сведений или при неполном от­ражении в заключенном ранее международном договоре правил, ка­сающихся обязательств принимающий стороны по защите передавае­мых ей сведений, одновременно с проектом решения о передаче све­дений в Правительство РФ представляются предварительно проработанные с принимающей стороной и согласованные с заинте­ресованными федеральными органами исполнительной власти пред­ложения о заключении соответствующего международного договора или дополнении действующего.

На четвертой стадии, во исполнение решения Правительст­ва РФ и в соответствии с процедурами, предусмотренными между­народным договором и действующими нормативно-правовыми акта­ми, осуществляется фактическая передача сведений. Дополнитель­ные меры защиты передаваемых сведений могут быть предусмотрены в соглашениях или контрактах, заключаемых компе­тентными органами, уполномоченными осуществлять прием (пере­дачу) сведений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1971; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.