Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политические традиции и современность




Воспитательно-социализирующая функция выражается в формировании определенной культуры общества и отдельной личности. Знания социально-политической истории помогают человеку осознавать и реализовывать свои социальные и политические интересы, гражданские и политические права.

Для определения специфики социально-политической проблематики в историческом процессе необходимо выяснить, какие функции осуществляет данная дисциплина, какие методы использует и каков ее понятийно-категориальный аппарат.

Как любая теоретическая наука, социально-политическая история использует общенаучные методы: анализ, синтез, дедукцию, индукцию, аналогию, абстрагирование и др. Используются и социологические методы: наблюдение, опрос. К наиболее распространенным методам исследования социально-политической истории следует отнести специально-исторические методы: историко-сравнительный, историко-генетический, системный, структурно-функциональный и др.

Опираясь на исторические методы, следует изучать социально-политическую жизнь общества в последовательном временном развитии, оценивать конкретные политические явления, процессы, события, факты с учетом времени, когда они происходили.

Сравнительный метод заключается в сопоставлении однотипных социально-политических явлений, что позволяет выявить наиболее целесообразные пути развития общества, рационально использовать передовой опыт различных стран и народов.

Системный метод дает возможность исследовать социально- политические явления, процессы как нечто целое посредством последовательного изучения большинства составляющих элементов в их тесной взаимосвязи и взаимообусловленности.

Структурно-функциональный метод позволяет исследовать структуры и функции составляющих политическую систему элементов. В этом плане он близок к системному методу, дополняет и развивает его.

Социологические методы помогают увидеть и выяснить тесные взаимосвязи между различными сферами жизни общества (экономической, социальной, политической, духовной), определить детерминанты общественного развития. Используются и другие научные методы.

Отражая многообразные связи, отношения в социально-политической сфере жизни, социально-политическая история выполняет определенные функции. Выделим наиболее важные.

Мировоззренческая функция формирует определенный взгляд на развитие общества, на место человека в социально-политической жизни, без чего невозможна сознательная деятельность индивида. Полученные в ходе изучения социально-политической истории знания способствуют формированию научного видения сложных и противоречивых социально-политических явлений.

Теоретико-познавательная функция связана с изучением явлений, процессов социально-политической жизни, выявлением особенностей, тенденций, закономерностей, действующих в общественной жизни, и отражением их в теоретической форме. Теоретико-познавательная функция заключается в познании исторического процесса, теоретическом обобщении социально-политических явлений, выявлении основных определяющих тенденций социально-политического развития общества. Происходит обогащение новыми знаниями о социально-политической действительности.

Методологическая функция основывается на использовании полученных знаний для дальнейших исследований социально-политического процесса, познания и преобразования социальной действительности.

Прогностическая функция проявляется в возможности, опираясь на научные знания, прогнозировать ход исторического развития, разрабатывать рациональные модели будущего социально-политического устройства общества, предлагать практические рекомендации по решению назревших проблем

Основное содержание науки отражается в ее категориально-понятийном аппарате. К терминам социально-политической истории могут быть отнесены следующие: исторический факт, социально-политическое движение, революция и реформа, социальная структура, национальные интересы, партия, идеология и др. Социально-политическая теория несомненно опирается на категориальный аппарат всего обществознания.

По мере развития общества его социально-политическая жизнь усложняется и обогащается новыми явлениями и понятиями, которые необходимо осмыслить и объяснить. Роль социально-политической истории особенно возрастает в условиях кардинального реформирования общества, когда происходят серьезные изменения в структуре политической системы, в содержании социально-политического процесса, в деятельности социальных институтов.

1.2. Влияние политической культуры и политических традиций России на развитие исторического процесса ХХ–ХХI вв.

Сами по себе исторические факты ничего не объясняют, а только фиксируют, констатируют свершение определенного события. Поэтому необходима научная интерпретация, толкование исторического факта. Правильное понимание и объяснение любого исторического действия невозможно вне историко-культурного контекста. Поэтому важно определить специфику российской политической культуры и ее влияние на становление и развитие российской цивилизации. Она оказывает влияние на формы, функционирование и развитие государственных и социально-политических институтов, задает направление социально-политическому процессу, обусловливает политическое поведение широких масс. Культурные цивилизационные особенности консервативны по своей сущности и могут сохраняться неизменными на протяжении длительного времени. Они устойчивы к социально-политическим, экономическим и даже идеологическим потрясениям. Понимание социально-политической истории России невозможно без их учета.

Остановимся на некоторых особенностях российской политической культуры.

Характерной чертой российской политической культуры является ее патерналистский характер. Патернализм понимается как распространение родственных отношений на политические, когда государство рассматривается по аналогии с семьей. Отношения между правителями и подданными (позднее – гражданами) строились по аналогии с отношениями между главой семьи (отцом) и детьми. Патерналистский характер взаимоотношений между властью и народом можно проследить на протяжении всей истории России: «царь-батюшка» в царской России, «Сталин – отец родной» в советской России и т.д. Российский гражданин, как правило, не рассматривал себя в качестве самостоятельного политического субъекта, все надежды связывал не с собственной активностью, а с государством, уповая на него как на последнюю инстанцию, как на защитника. Отсюда вытекает этатистская ориентация политической культуры (этатизм – это направление политической мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития).

Эта черта напрямую связана со следующей особенностью российской политической культуры – ее властноцентричностью, которая оборачивается сакрализацией верховной власти, восприятием ее как особой всезнающей и всеумеющей. Сформировалось представление о том, что только правителем может быть принято верное решение, от него в первую очередь зависит правильный выбор пути развития общества.

Еще одна черта политической культуры России – преобладание ценностей коммунитаризма (общинности). Понимание мира как сообщества людей, как особой социальной структуры является своеобразием российского менталитета. Общинный коллективизм воплощал в себе приоритет интересов общества, класса, государства над интересами и ценностями отдельной личности.

Практически на всем протяжении истории политическая культура России носила религиозный характер. Данную особенность активно использовали в советское время. Известный русский мыслитель Н.А. Бердяев писал об этом в своей работе «Истоки и смысл русского коммунизма»: «Советское коммунистическое государство имеет большое сходство по своей духовной конструкции с московским православным царством»[1]. Формально провозгласив атеистическое государство, власть по сути использовала религиозность русского народа, предложив в качестве новой религии марксистско-ленинскую идеологию. Примеров может быть приведено множество. Посещение мавзолея вызывало ассоциацию с поклонением мощам святых. Советские демонстрации с несением портретов руководителей партии и правительства напоминали крестные ходы с иконами в руках верующих. Моральный кодекс строителя коммунизма по сути своей представлял свод христианских добродетелей. Коммунистическое общество предлагалось в качестве аналога рая на земле. Даже в государственных официальных правовых актах использовались положения, которые непосредственно отсылают нас к Святому Писанию. Так в ст. 12 сталинской Конституции 1936 г. записано: «Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу “кто не работает, тот не ест”». Часть этой статьи напрямую заимствована из Библии, Второго послания апостола Павла к Фессалоникийцам (Солунянам): «Ибо когда мы были у вас, то завещали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь».

Являясь во многом преемницей Византийской цивилизации, Россия восприняла от нее и имперскую идею. Россия как многонациональное и многоконфессиональное государство не могла бы существовать без сильной центральной власти. Данное обстоятельство приводило к осознанию необходимости подчинения личности власти и государству. Поэтому идеализация сильного централизованного государства была характерной чертой российской ментальности.

Политическая культура современного российского общества внутренне противоречива. В ней одновременно сосуществуют различные культурные типы, которые взаимоисключают друг друга: демократизм и авторитаризм, принятие глобализации, стремление к изоляционизму, этатизм и анархизм.

Многообразие таких моделей говорит об отсутствии четких представлений о сущности происходящих в обществе перемен и возможностей прогнозирования путей будущего развития. Преодолеть существующее положение вещей возможно через изучение прошлого, использование исторического опыта.

И здесь важно рассмотреть, как влияют политические традиции на современный ход развития истории.

 


Российские политические традиции чрезвычайно устойчивы. Оценки, понимание современных реалий невозможны без учета этих традиций. Первый принцип этих политических традиций связан с властноцентричностью: политическая власть – доминирующий фактор во всех сферах общественной жизни. Это не значит, что политическая сфера доминирует над материальными факторами. Причина в том, что сами материальные факторы в истории России таковы, что они определили доминирование политической власти, придали ей абсолютный характер. Что это за факторы? Россия – относительно бедная страна (полезные ископаемые не играли роли до определенной поры), занимающая огромную территорию. Это единственный случай, когда страна с суровым климатом, рискованным земледелием стала империей. Следует учитывать, что российская территория в раннее средневековье использовалась кочевниками в качестве «коридора», что роковым образом влияло на ее историю. Россия была также привлекательна для западных стран. Это делало сильную власть важнейшим социальным и политическим императивом. Кризис власти был самым опасным для российского общества. Кризисы верхов вызывали серьезные сдвиги и приводили к революционной центровке власти (Московское царство, Петровская империя). В советскую эпоху политическая власть также определяла все сферы жизнедеятельности общества.

Вторая традиция, второй политический принцип – власть и собственность неразделимы. И в допетровское время, и в империи обладание властью автоматически вело к обладанию собственностью, в советское время – к контролю над собственностью. В настоящее время наблюдается абсолютное совпадение власти и собственности.

Третий принцип: в России никогда не было серьезной борьбы партий (кроме коротких исторических периодов, например, революций 1917 г.), а была борьба учреждений (по выражению историка В. О. Ключевского). При Александре III: министерство финансов – либеральное, министерство внутренних дел – консервативное; при Горбачеве: министерство обороны – консерваторы; МИД, международный отдел ЦК – либералы. Можно найти соответствующие аналогии и в наше время.

Отдельная позиция – способы организации элиты. В Московском царстве система местничества гарантировала лояльность царю. При Петре возникает способ организации элит через табель о рангах. В советское время – через номенклатурную систему, при которой должности могли замещаться только определенным кругом лиц. Распад системы организации элит всегда приводил к кризису в стране.

Можно вычленить еще ряд традиций, влияние которых и сейчас очень существенно. Очевидно, что при изучении социально-политической истории ХХ–ХХI вв. следует учитывать все эти факторы.

 

Контрольные вопросы

1. Каковы основные методы социально-политической истории?

2. Назовите основные социально-политические категории.

3. Охарактеризуйте функции социально-политической истории как науки.

4. Как проявляется патернализм в современной политической культуре?

5. В чем заключается сущность этатистской политической культуры?

6. Какое влияние оказало православие на формирование социально-политической культуры России?

7. Какие процессы оказывают влияние на развитие политической культуры современного российского общества?

8. Назовите характерные черты политической культуры современной России.

 

Литература

1. Мунчаев Ш. М. Политическая история России: от Смутного времени до Беловежской Пущи. М., 2009.

2. История России в новейшее время 1985–2009 гг. / отв. ред. А. Б. Безбородов М., 2009.

3. Ланцов С. А. Политическая история России. СПб., 2009.

4. Шестаков В. А. Новейшая история России. М., 2008.

5. Согрин В. В. Политическая история современной России. М., 1994.

6. Сравнительный анализ политической культуры российского и западного общества: учеб. пособие. М., 1994.

7. Орлов И. Б. Политическая культура России ХХ века. М., 2008.

8. Федоркин Н. С. Политическая культура современной России: состояние, проблемы, пути трансформации. М., 2009.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.