Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние изменения валютного курса на экономические результаты деятельности хозяйствующих субъектов




 

Для выявления влияния изменения валютного курса хозяйствующие субъекты будут выделены в следующие группы:

· экспортеры;

· импортеры;

· предприятия, работающие на внутреннем рынке и имеющие иностранных конкурентов;

· предприятия, работающие на внутреннем рынке и не имеющие иностранных конкурентов;

· юридические и физические лица - заемщики кредитов в валюте;

· юридические и физические лица- инвесторы (кредиторы), осуществляющие инвестиции (выдающие кредиты) в валюте;

· потребители.

Необходимо отметить, что анализ проводится с определенным допущением: исследованию подлежат так называемые «чистые» субъекты. Такой субъект сталкивается с валютными рисками сам, в то время как его партнеры не сталкиваются. Соответственно, валютный риск влияет на субъект только через его основную деятельность, но не через партнеров. Применяя такой подход, можно проанализировать влияние валютного курса на любое юридическое либо физическое лицо, представив его в виде конструктора «чистых» субъектов. Для того, чтобы выяснить влияние валютного риска на реальный субъект хозяйственной деятельности надо лишь «разобрать» этот субъект на ряд «чистых» субъектов и затем обобщить эти воздействия. Например, компанию «Автолэнд» - импортера и официального дилера иномарок, можно проанализировать как импортера, и дополнительно следует учесть влияние валютного риска на потребителей-клиентов.

Для возможности проецирования результатов анализа на любое предприятие влияние изменения валютного курса будет рассчитано на каждую 1000 долларов выручки или себестоимости деятельности хозяйствующего субъекта. Для реального предприятия с определенными доходами или расходами после определения воздействия валютного риска на каждую 1000 долларов, можно легко определить влияние изменения курса.

Поставим задачу: В начале года курс (К1) 1долл. = 30 руб. Необходимо определить, как отразиться на хозяйствующих субъектах ревальвация доллара до 34 рублей (К2) либо его девальвация до 26 рублей (К3). Анализ воздействия изменения валютного курса на предприятия представляется целесообразным проводить на конкретных примерах.

 

I. Экспортеры

Исходные данные: Экспортер - концерн «Альфа» поставляет партию товара на сумму 1000 долл. Портфель заказов формируется в начале года при курсе 1долл. = 30 руб. На основе плана продаж предприятие определяет бюджет расходов исходя из установленной учредителями величины рентабельности продаж 10%.

Определение воздействия:

1. Выручку предприятие получает в долларах и переводит ее в рубли по текущему курсу, что делает выручку зависимой от курса доллара.

2. При заданной рентабельности и плановой выручке в 30000 рублей (1000 долларов), себестоимость составит 27000 рублей. Затраты предприятие осуществляет в рублях. На основе допущения о «чистых субъектах», описанного выше, будем считать, что предприятие закупает сырье, материалы и др. у партнеров, на цены которых валютный курс воздействия не оказывает. Зарплата также выплачивается в рублях и к доллару не привязана. Таким образом, валютный курс на себестоимость «Альфа» не влияет.

В результате прибыль экспортера при девальвации рубля повысится, а при ревальвации – снизится, что наглядно показано в табл. 8.11.

 

II. Импортеры

Исходные данные:

Импортер-автосалон «Бетта» закупает партию комплектующих стоимостью 1000 долл. при курсе 1долл. = 30 руб. на условиях отсрочки платежа. Цену комплектующих предприятие определяет исходя из данного курса и установленной рентабельности продаж.

Определение воздействия:

1. При заданной рентабельности и плановой себестоимости в 30000 рублей (1000 долл.), плановая выручка составит 33333 рублей.

Потребитель приобретает комплектующие за расчетную цену в 33333 рублей. Даже если курс неблагоприятно изменится, автосалон не сможет потребовать доплату. Таким образом, выручка не зависит от валютного курса, формируется в рублях и составляет 33333 рублей.

Автосалон оплачивает поставку комплектующих на условиях отсрочки платежа в долларах. Это значит, что после получения рублевой выручки, «Бетта» приобретает доллары по текущему курсу и отдает их поставщику. Таким образом, себестоимость зависит от валютного курса.

Прибыль импортера возрастет при ревальвации рубля и снизится при девальвации (см. табл. 8.11).

 

III. Предприятия, работающие на внутреннем рынке и имеющие иностранных конкурентов

Исходные данные:

Кондитерская фирма «Гамма» формирует портфель заказов в начале года на сумму 30000 рублей (1000 долл.). Плановый уровень рентабельности продаж 10%., себестоимость - 27000 рублей. «Гамма» имеет иностранного конкурента «Nestle».

На первый взгляд,на экономические результаты «Гамма» валютный курс оказывать влияния не будет. Однако, как будет показано ниже, прибыль предприятия, работающего на внутреннем рынке и имеющего иностранных конкурентов, будет зависеть от изменения курса.

Определение воздействия:

При девальвации рубля с К1=30руб./долл. до К2=34руб./долл. цена конфет от “Nestle” увеличится, в то время как цена отечественных товаров не изменится. Это легко доказывается. Иностранный производитель, желая получить за конфеты 1долл., будет продавать их при К1 за 30 рублей, а при К2 за 34 рублей, что приведет к росту спроса на продукцию «Гамма» за счет снижения спроса на продукцию «Nestle». Таким образом, «Гамма» увеличит выручку при девальвации рубля и, наоборот, при ревальвации - снизит (см. табл. 8.11). Насколько точно выручка изменится, будет зависеть от дополнительных факторов, таких как качество продукции и пр. Для более точных расчетов необходимо провести дополнительные маркетинговые исследования.

Предприятие осуществляет затраты в рублях. Таким образом, валютный курс с учетом допущения о чистых субъектах на затраты не влияет, и себестоимость остается 27000 рублей при изменении курса доллара.

В результате девальвация рубля окажет на прибыль «Гамма» положительное влияние, а ревальвация – отрицательное (см. табл. 8.11).

 

IV Предприятия, работающие на внутреннем рынке и не имеющие иностранных конкурентов

 

Исходные данные:

ОАО «Завод Дельта» планирует продажи в начале года на уровне 30000 рублей (1000 долл.) с рентабельностью продаж 10%, плановая себестоимость - 27000 рублей.

 

Определение воздействия:

Поскольку предприятие не имеет иностранных конкурентов, то валютный курс не будет оказывать воздействие на выручку. Влияние валютного курса на потребителей предприятий не учитывается, принимая во внимание допущение относительно «чистых» субъектов. Таким образом, выручка не изменится и составит 30000 рублей (см. табл. 8.11).

Валютный курс не окажет влияние на затраты, так как предприятие осуществляет их в рублях, себестоимость будет составлять 27000 рублей. Не испытает влияние валютного курса и прибыль предприятия, что отмечено в табл. 8.11.

V Юридические и физические лица - заемщики средств в валюте

Исходные данные:

«Игрек» привлекает от иностранного банка кредит в размере 1000 долл. под 6% годовых на 1 год при курсе К1=30руб./долл. Предприятие осуществляет свои затраты в рублях, поэтому «Игрек» обменивает полученную валюту на рубли по курсу К1. Через год «Игрек» заработанные рубли меняет на доллары и возвращает иностранному банку.

 

Определение воздействия:

Полученные доллары «Игрек» меняет на рубли по курсу К1. Таким образом, выручка составляет 30000 рублей и от изменения курса не зависит.

Через год предприятие должно будет вернуть с учетом процентов 1060 долл. Если курс не изменится, то себестоимость составит 31800 рублей, при К2=34руб./долл. - 36040 рублей, при К3=26руб./долл. - 27560 рублей (см. табл. 8.11).

Таким образом, при девальвации рубля стоимость кредита для предприятия вырастет, а при ревальвации – снизится. В нашем примере предприятие при ревальвации вернет в рублях сумму меньшую, чем занимало.

Аналогичное воздействие будет оказывать изменение валютного курса на физических лиц, занимающих в валюте.

VI. Юридические и физические лица, инвестирующие средства (выдающие кредиты) в валюте.

Исходные данные:

Инвестор – вкладчик N приобретает 1000 долларов и вкладывает их в банк под 10% годовых.

Определение воздействия:

Понятия выручка и себестоимость применимы только в отношении юридических лиц. Но для сопоставимости результатов нашего анализа будем понимать под выручкой физических лиц – их доходы (зарплата, доход от продажи имущества, сумму взятого кредита, сумму возвращенного вклада и пр.), под себестоимостью – их затраты (на питание, коммунальные платежи, плата за кредит, сумму произведенного вклада и пр.).

1. Вкладчику в конце года вернут сумму в размере 1 100 долл. с учетом процентов. Таким образом, выручка при курсе 30руб./долл. составит 33000 рублей, при К2=34руб./долл. - 37400 рублей, при курсе 26руб./долл. - 28600 рублей.

Господин N приобретал 1000 долл. при курсе 30руб./долл. Таким образом, себестоимость составила 30000 рублей.

В результате прибыль вкладчика увеличится при девальвации рубля, а при ревальвации – снизится (см. табл. 8.11). Для юридических лиц – инвесторов изменение валютного курса будет оказывать такое же влияние.

VII Потребители

Исходные данные:

Гражданин N получает зарплату 30000 рублей, затраты – 20000 рублей в месяц, в том числе на отечественные товары и услуги – 12 000 рублей, на импортные 8 000 рублей (267долл. при курсе 30 руб./долл.),

Определение воздействия:

Зарплата (выручка) господина N составляет 30000 рублей и от валютного курса не зависит.

Затраты (себестоимость) господина N при курсе 30руб./долл. составят 20000 рублей. На отечественные товары и услуги, потребляемые N, валютный курс влиять не будет. Долларовая цена импортных товаров меняться не будет и останется равной 267долл. Рублевый эквивалент изменится. Если при курсе К1=30 руб./долл. эта сумма составит 8 000 рублей, то при курсе К2=34 руб./долл. - 9078 рублей, а при курсе К3=26 руб./долл. - 6942 рублей. Таким образом, совокупные затраты господина N при К1 – 20 000 рублей, при К2 –21078 рублей, при К3 - 18942 рубля (см. табл. 8.11).

В результате прибыль физического лица будет увеличиваться при ревальвации рубля и снижаться при его девальвации.


Таблица 8.11. Оценка влияния изменения валютного курса на экономические результаты хозяйствующих субъектов

Субъекты Выручка Себестоимость Прибыль (Выручка - Себестоимость)
К3=26руб./долл. К1=30 руб./долл. К2=34 руб./долл. К3= 26 руб./долл. К1=30 руб./долл. К2=34 руб./долл. К3=26 руб./долл. К1=30 руб./долл. К2=34 руб./долл.
Экспортеры, Концерн «Альфа» 1000 долл. = Не зависит от курса   -1000 руб.   3000 руб   7000 руб.
26000 руб. 30000 руб. 34000 руб. 27000 руб. 27000 руб. 27000 руб.
Импортеры, автосалон «Бетта» Не зависит от курса 1000 долл. = 7333 руб 3333 руб -667 руб
33333 руб. 33333 руб. 33333 руб. 26000 руб. 30000 руб. 34000 руб.
Предприятие, работающее на внутреннем рынке, с иностранными конкурентами, ОАО «Гамма» Будет изменяться в связи колебаниями спроса по причине изменений цены (в рублях) на импортные товары-конкуренты Не зависит от курса снизится 3000 руб. вырастет
Выручка упадет относительно К1 30000 руб. Выручка вырастет относительно К1 27000 руб. 27000 руб. 27000 руб.
Предприятие, работающее на внутренний рынок, без иностранных конкурентов, ОАО Завод «Дельта» Не зависит от курса Не зависит от курса 3000 руб. 3000 руб. 3000 руб.
30000 руб. 30000 руб. 30000 руб. 27000 руб. 27000 руб. 27000 руб.
Юридические лица- заемщики кредитов в валюте, «Игрек» Не зависит от изменения курса, т.к. «Игрек» обменивает полученные доллары по курсу на момент получения кредита (К1=30 руб./долл.); 1000 долл. = Для возврата кредита «Игрек» покупает доллары по измененному курсу; 1060 долл. =     -6040 руб.     -1800 руб.     2240 руб.
30000 руб. 30000 руб. 30000 руб. 36040 руб. 31800 руб. 27560 руб.
Юридические и физические лица, инвестирующие средства в валюте Будет изменяться в зависимости от курса Не зависит от курса, 1000$,при К1 30 руб./$ = 7400 руб. 3000 руб. -1400 руб.
37400 руб. 33000 руб. 28600 руб. 30000 руб. 30000 руб. 30000 руб.
Потребитель, Физическое лицо Зарплата не зависит от валютного курса Затраты изменятся, т.к. потребитель потребляет часть импортных товаров 8922 руб. 10000 руб.. 11058 руб
30000 руб. 30000 руб. 30000 руб. 21078 руб. 20000 руб. 18942 руб.
                           

Далее следует обобщить результаты анализа. Определение, на какие группы хозяйствующих субъектов девальвация и ревальвация рубля оказывает положительное воздействие, а на какие – отрицательное, происходит в табл.8.12.

 

Таблица 8.12. Положительное и отрицательное влияние изменения валютного курса на экономические результаты хозяйствующих субъектов

Девальвация рубля и ревальвация доллара* Ревальвация рубля и девальвация доллара*
Положительное влияние Отрицательное влияние Положительное влияние Отрицательное влияние
· экспортеры · "внутренние» предприятия с иностранными конкурентами · юридические и физические лица, инвестирующие средства в валюте · импортеры · юридические и физические лица- заемщики кредитов в валюте · потребители · импортеры · юридические и физические лица- заемщики кредитов в валюте · потребители   · экспортеры · "внутренние» предприятия с иностранными конкурентами · юридические и физические лица, инвестирующие средства в валюте

Примечание: Изменение валютного курса не влияет на предприятия, работающие на внутреннем рынке и не имеющие иностранных конкурентов

 

Итак, было выявлено, что предприятия, не связанные с экспортно-импортными операциями и не имеющие иностранных конкурентов, влияние валютных рисков не испытывают. Однако, в реальной экономике подобных предприятий практически не существует. Любое предприятие имеет клиентов, которые в свою очередь включены в рыночные отношения, и вследствие этого испытывают влияние колебаний валютного курса.

 

Ответьте на вопросы

1. Кратко охарактеризуйте три этапа анализа внешнеэкономической деятельности предприятия.

2. Доля экспортной продукции в структуре реализованной продукции увеличилась с 25% до 27% в отчетном году; прирост доли прибыли от экспорта в общем объеме прибыли от реализации составил 5 процентных пункта (п.п.). Как изменилась эффективность экспорта?

3. Раскройте сущность операции дисконтирования в рамках концепции временной стоимости денег.

4. В чем заключается особенность применения дисконтирования для оценки эффективности внешнеторговых операций с предоставлением коммерческого кредита?

5. Как оценить влияние изменения валютного курса на экономические результаты различных хозяйствующих субъектов? Какие хозяйственные субъекты выигрывают от девальвации рубля, какие – от ревальвации рубля?

 

 

Раздел IV___________________

ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ

ОРГАНИЗАЦИИ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

Глава 9. Валютно-финансовые отношения предприятий с зарубежными партнерами.

Глава 10. Международный рынок ценных бумаг и операции на международных биржах, торгах, аукционах.

Глава 11. Страхование и внешнеэкономическая деятельность.

Глава 9________________________________




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.