Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практика рекламы в области PR




 

Рекламной практике в последние годы в нашей стране уделяется самое пристальное внимание. Об этом можно судить по значительно возросшему числу публикаций на эту тему.

Многое в данном случае зависит от профессионализма не только «чистых» рекламистов (составителей текстов, художников), но и от специалистов по PR. По сравнению с первыми последние призваны более всесторонне оценивать и осмысливать деятельность фирмы.

Как отмечает американский исследователь Дж. Дайер, реклама и PR тесно взаимосвязаны, в обоих видах деятельности нередко присутствуют схожие моменты. Вместе с тем рекламирование чего-либо делается прежде всего с целью продажи, реализации, в то время как PR призвана обеспечить имидж организации, предлагающей что-либо для этой продажи.[124] Без умелой постановки рекламного дела невозможно привлечь к фирме доверие со стороны.

В большинстве стран мира реклама как вид деятельности давно уже стала привычной для массового восприятия, вошла в ритм повседневной жизни. Нечто подобное происходит сегодня и у нас. Тем не менее, несмотря на очевидные позитивные результаты ее развития в России, реклама по-прежнему вызывает неоднозначные оценки населения. Можно отметить несколько принципиальных моментов, которые осложняют восприятие рекламы как таковой.

1. В России пока не сформулировано позитивное отношение к коммерческой деятельности. В сознании значительной части населения бизнес до сих пор ассоциируется с жульничеством, спекуляцией. Идеи уравниловки, вошедшие в плоть и кровь многих наших людей за предшествующие годы, порождают недовольство богатыми (как организациями, так и отдельными гражданами), которые в основном являются поставщиками рекламы на информационный рынок.

2. Реклама до сих пор адресована ограниченному кругу потребителей. Это объясняется весьма умеренным уровнем доходов большинства россиян. Те же товары, которые могут привлечь их внимание (скажем, продукты питания), предлагаются по большей части оптом. В результате появляющаяся реклама нередко не связана прямым образом с повседневными потребностями миллионов людей.

3. Чрезвычайно мала социальная направленность рекламных объявлений. Они эффективны, если наряду с узкозаданной темой присутствует, скажем, тема защиты окружающей среды или темы любви, спорта и т.д. Все это так или иначе волнует большинство людей, что облегчает контакт рекламодателя с аудиторией.

4. Многие объявления мало аргументированы, навязчивы и, как подтверждает практика, не соответствуют реальному положению дел.

5. Объявления в газетах и журналах, ролики на ТВ и радио зачастую невыразительны, страдают плохим эстетическим вкусом.

Чтобы удовлетворять требованиям, предъявляемым к рекламному объявлению, оно должно прежде всего базироваться на исследованиях рынка, товара и самого потребителя. Важно знать, на какую социальную группу направлены ваши рекламные усилия, определить ее специфичность по сравнению с другими группами или аудиториями. Форма и содержание материалов должны отражать более или менее знакомую ситуацию, быть правдивыми, искренними.

Фирменный стиль должен присутствовать в любом рекламном объявлении организации, появляющемся в печати, звучащем на ТВ и по радио. Он состоит из нескольких элементов: названия, товарного знака (в совокупности с логотипом или без него), слогана. Фирменный стиль также может распространяться на внешний вид и содержание визитных карточек, бланков, на канцелярские принадлежности и т.д. В принципе сотрудники фирмы могут носить форму одного и того же цвета, фасона. Фирменная одежда принята корпорацией «Макдональдс», в ряде зарубежных банков.

Практика показывает, что для многих организаций наиболее сложным является выбор убедительного во всех отношениях товарного знака и слогана. Поэтому рассмотрим, в чем особенности именно этих компонентов фирменного стиля.

Товарный знак — это графический символ организации. От того, каким он окажется, во многом зависит ее имидж в глазах не только непосредственных партнеров, но и широкой общественности.

Если проявить чуточку фантазии, то можно без труда заметить как сочетаются здесь специфика того или иного вида деятельности и некое творческое начало, романтическая приподнятость.

К сожалению, товарные знаки в большинстве случаев грешат отсутствием ярко выраженной идеи, временами они просто фиксируют деятельность организации. Нередко знаки изобилуют большим количеством мелких деталей. И если на больших стендах этот недостаток не всегда бросается в глаза, то в маленьких по площади объявлениях, например в прессе, он заметен сразу.

Шрифтовое написание фирменного знака называется логотипом. Логотип, появляющийся отдельно от своего графического символа, также считается товарным знаком. Этот прием нередко используется в рекламной практике (например, трилистник на одежде фирмы «Адидас»), Такой же подход используют и компания «Белая башня», торговая сеть по продаже ювелирных изделий «Каменныя вещи» (Екатеринбург). Сегодня на городском транспорте можно увидеть написанные фирменным стилем названия этих организаций, что сделано также с целью рекламирования их деятельности.

Несмотря на очевидные плюсы логотип не так часто используется в отечественной рекламе. Еще менее популярен слоган — творческая находка. Примерами хорошего образца служат широко известные: «Джонсон и Джонсон» — «Мы заботимся о вас и вашем здоровье», «Tefal» — «Ты всегда думаешь о нас»; в них простота обращения соединена с реальностью предлагаемых услуг.

Если организация заботится о своем имидже, то элементы фирменного стиля должны присутствовать в каждом ее рекламном материале. В свою очередь сам материал может найти отражение как в средствах массовой информации, так и в наружной, почтовой и других видах рекламы. Для специалиста по PR важно знать плюсы и минусы использования на практике каждого из них. Это позволяет ему точнее определить стратегию своей организации.

Реклама в средствах массовой информации. В последние годы число СМИ в нашей стране значительно возросло.

Несмотря на то, что цель любого СМИ — информировать общественность о происходящем, делают они это по-разному. В данном случае речь не об их идейных позициях, а о специфике работы. Известно, что средствами ТВ и радио благодаря «картинке» и озвученной информации значительно проще воздействовать на эмоциональное состояние человека, нежели материалами прессы. Печать, наоборот, имеет несравненно больше возможностей сконцентрировать внимание потребителей на тех деталях, которые с трудом воспринимаются, на телеэкране, например цифровом, фактическом материале. Поэтому выбор средств информации во многом зависит от того, какие цели преследует рекламодатель. О любом товаре или услуге можно сообщить по-разному. Однако практика показывает, что многие российские рекламодатели совершенно не задумываются о специфике воздействия того или иного СМИ на аудиторию. В результате эффективность материала существенно снижается.

Большинство рекламодателей полагает также, что большой тираж издания или, скажем, широкая аудитория той или иной передачи по ТВ являются единственным критерием для размещения информации. Однако вероятность в этом случае не всегда переходит в гарантию. И прежде всего потому, что помимо массовости аудитории существуют иные принципы отбора СМИ с целью рекламного использования.

1. Содержательный уровень СМИ. От целей и задач рекламного материала в полной мере зависит выбор источника информации. От правильного, умелого выбора зависит отношение потребителя к предлагаемой рекламе.

2. Интерес потенциальных потребителей к содержательной части газеты, журнала, телепрограммы и т.д. Если вы рекламируете, скажем, сельскохозяйственную технику, то для этого меньше всего подойдут такие газеты, как «Известия», «Коммерсант-daily» или толстые журналы, основная читательская аудитория которых сосредоточена в крупных городах. Так же, как не совсем целесообразно вторгаться в вечерний телесериал с рекламой компьютерной техники. Эта категория зрителей в большинстве своем совершенно не нацелена на ее покупку. Как справедливо отмечает известный специалист в области рекламы И.Я. Рожков, важно сделать оптимальный, отражающий специфику предложения выбор средств распространения рекламы.[125]

Реклама в СМИ независимо от их идейной направленности, ориентации аудитории может быть эффективной в том случае, если она:

· несет в себе запоминающуюся идею, соответствующую менталитету той аудитории, на которую направлена;

· подчеркивает преимущество, качество своего товара (услуги);

· имеет четкую содержательную, смысловую направленность;

· внедряет в сознание потребителей определенный стереотип, который получает последующее развитие в дальнейшем рекламном материале;

· обращается непосредственно к потребителю;

· привлекает внимание оригинальной формой обращения.

Остановимся на общих правилах, которые должны соблюдаться при выборе средств информации.

1. Реклама в прессе. Ведущую роль играет место размещения рекламного объявления в газете и в журнале. Рекламное объявление в центре полосы привлечет внимание только в том случае, если оно окажется большим по площади, выразительным на фоне соседних. Выигрышно смотрятся рисунки, фотографии (с учетом соблюдения этических норм).

Большую роль играет заголовок рекламного объявления. Максимальная задача — сделать его ярким, выразительным; абсолютное большинство читателей именно на нем концентрирует внимание. Наряду с этим заголовок должен быть прост, понятен.

2. Реклама на радио. Аудитория радиорекламы несравненно шире, чем читательская, даже у самой популярной газеты. Вместе с тем она непостоянна, нередко случайна, и для привлечения внимания к своим обращениям рекламистам требуется знать правила их подачи.

• Обращение не должно длиться более 45—50 секунд, чтобы сохранилось внимание слушателя.

• Обращение должно четко отвечать на вопросы: «Что?», «Где?», «Когда?» и т.д.

• Устная информация более привлекательна, если сопровождается знакомой мелодией, звуковым символом, голосами известных людей (актеров, спортсменов и т.д.).

• Желательно, чтобы упомянутым звуковым символом объявление начиналось и заканчивалось.

• В конце сообщения обязательно даются координаты фирмы (адрес, телефон и т.д.).

3. Телевизионная реклама. Возможности создания образа на телеэкране значительно шире. Но это должен быть запоминающийся образ, иначе финансовые затраты окажутся неадекватными полученному результату; картинка здесь играет, несомненно, более важную роль, чем текст. Не объяснять, а показывать — таков принцип телерекламы.

4. Наружная реклама. Ее преимущество по сравнению с другими видами рекламной деятельности заключается в одновременном охвате многих групп потребителей. Она размещается на витринах, афишах, стендах, установленных, как правило, в самых оживленных местах (на площадях, перекрестках), а также и на транспорте. Транспортная реклама, как любая другая, специфична, однако надписи и объявления, помещаемые на движущихся средствах, по степени воздействия мало отличаются от восприятия стендовой рекламы.

Наружная реклама, как правило, довольно проста по содержанию. Яркая по цветовой гамме, она невольно привлекает к себе внимание многих людей. Однако за этой доступностью кроется и обратная сторона медали. Будучи самой массовой, такая реклама чаще всего не имеет исключительно своего потребителя, является безадресной. Поэтому потраченные на ее производство немалые средства могут «уйти в песок». Вот почему таким образом не следует рекламировать специфические или дорогие по стоимости товары и виды услуг. Они не будут востребованы в должной мере.

5. Прямая почтовая реклама (директ-мэйл — direct mail). В отличие от наружной этот вид рекламы максимально адресный, предназначен прежде всего для личностного восприятия. В силу этого директ-мэйл требует больших затрат времени (каждое письмо следует запечатать и отправить по конкретному адресу, сопроводив его личным обращением к покупателю). Зато точность попадания в цель этого вида рекламы достаточно высока. Им пользуются в случае «наведения мостов» с потенциальными партнерами. Как отмечает французский профессор А. Дейан, эта форма передачи информации требует и последовательности, и аккуратности: в отборе адресатов, создании очень добротной картотеки, основным условием эффективности которой должен быть строго избирательный подход; в постоянном приведении в порядок и регулярном обновлении всех записей.[126]

6. Существуют, как было сказано, и другие виды рекламы. За рубежом они уже стали более привычными. Например, реклама на месте продажи (упаковки, этикетки), реклама по телефону, сбра­сывание листовок с самолетов и вертолетов (во время массовых праздников) и т.д.

Отличным паблисити для таких автомобильных фирм, как «БМВ», «Мерседес-бенц», «Рено», является проведение своих выставок, парадов, на которых можно познакомиться с эволюцией развития соответствующей автомодели. Словом, многое зависит от фантазии рекламодателя.

Как видим, рекламная деятельность связана не только с написанием конкретного объявления. Она направлена на расширение круга так называемых надежных клиентов, пользующихся товарами или услугами исключительно этой организации, а также на усиление конкурентоспособности организации. В силу этого именно на специалиста, отвечающего за связи с общественностью, а не рекламиста в чистом виде возлагается задача постоянного повышения эффективности рекламной деятельности.

Таким образом, мы определили, какую роль играет реклама в выполнении стратегической программы по PR. Осуществление этой программы в свою очередь зависит от применения различных методов — своеобразных практических рычагов, с помощью которых организация осуществляет свои взаимоотношения с общественностью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.