Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 55. Роль научной рациональности в развитии общества




К. Ясперс.

В отличии от Т Я говорит, что человечество имеет единые пути развития и единое происхождение. Но научно доказать это, как и доказать обратное невозможно. Допущение этого единство он называет постулатом веры. История по Я имеет свое начало и свой конец, ее движение определяется силой провидения.

По Я вера является основой и смыслом истории. Возникает вопрос: возможна ли общая для всех вера. Я говорит, что общей для человечества может быть только философская вера. Вера отличается от знания. Она есть акт воли, но существует в союзе со знанием. Философская вера - осознание бытия и его истоков посредством обращения к исторической ситуации.

Историческая ситуация характеризуется “временем” и “эпохой” Каждая историческая эпоха отличается от другой своей исторической ситуацией. Однако возможно формирование близких по духу исторических ситуаций, которые являются предпосылками возникновения и развития родственных по своему духу процессов.

Осевая эпоха - время развития мировых религий, пришедших на смену мифологическому сознанию.

Я. говорит, что человечество обречено на общность судьбы и единую веру. Отсюда и смысл философии - с помощью философской веры, открывающей смысл и предназначение истории, объединить человечество на общих духовных основаниях.

 

По Попперу история смысла не имеет, т.к. полная истерия должна включать историю каждого челна из человечества. Но это невозможно описать - история не имеет смысла, она лишь стремиться к полному описанию явлений. Историческая модель всегда определяет лишь какой-то один аспект, избирательная интерпретация исторического процесса в чьих-то интересах. Каждое поколение интерпретирует историю по-своему. Истории нет вообще, а есть множество историй.

 

Ученик Поппера - Ф.Фукуяма (США) - 1989 год. Работа “Конец истории”. Мы живем в постисторическом обществе, т.к. история потерпела крах в конце холодной войны. Победа западной идеи, экономического либерализма. Т.е. - это конец идеологической эволюции человечества, т.е. смысла истории.

 

1. Фейерабент: научная рациональность - потенциальный носитель догматизма и авторизма; при определенных социальных условиях может выступать как средство укрепления всевластия авторитарной догмы, от имени которой определенные социальные силы могут осуществлять свое господство над людьми. Считал, что значение и роль рациональности не следует слишком преувеличивать. Более того, науку следует лишить центрального места в обществе и уравнять ее с религией, мифом, магией и другими духовными формообразованиями.

 

2. Швырев: специфика рациональности науки, как формы рационального аппарата, моделирования реальности. Рациональное сознание создает особый мир идеальных конструкций (теоретический мир) Þ отрыв теоретического мира от мира, в котором существуют живые индивиды. Свойственная рациональному сознанию установка на фиксации в идеальных конструкциях - закон, объективная необходимость и т.д. - может приводить к претензиям на авторитет по отношению к другим формам - нравственным, эстетическим религиозным. Отчужденные от действительности идеальны конструкции при определенных соц. условиях превращаются в догму, которая выступает в качестве тотального плана преобразования - общества, людей. природы и т.д.

Это может проявляться в форме тоталитаристской идеологии и в форме конформистского сознания.

Рац. поведением с точки зрения конформиста является успешное решение возникающих задач в заданных рамках внешней социальной детерминации, т.е. адаптация и приспособление.

 

3. Степин: рациональность науки организует все разнородные знания в некоторую целостность, определяет стратегию научного поиска и обеспечивает включение его результатов в культуру соответствующей эпохи.

 

4. М.Вебер считает, что позитивный вклад науки в практическую и личную жизнь людей состоит в том, что она разрабатывает, во-первых “технику овладения жизнью” - как внешними вещами, так и поступками людей, во-вторых - методы мышления, ее “рабочие инструменты” и вырабатывает навыки общения с ними.

 

5. Сциентизм. Наука превыше всего и ее нужно всемерно внедрять в качестве эталона и абсолютной социальной ценности во все формы и виды человеческой деятельности. Только с помощью науки можно решить все общественные проблемы.

 

6. Антисциентизм. Наука не в состоянии обеспечить социальный прогресс и улучшение жизни людей.. абсолютизация отрицательных результатов развития науки и техники.

 

Понятие рациональности в истории мысли формировалось как производное от “рацио” - разума, то есть определение того человеческого мироотношения, которое исходит в суждениях о мире и человеке из данных мысли, логических операций, проверяемых достоверных расчетов.

Рационализм - оптимистическое отношение к реалиям, исходящее из возможности прозрачно вместить в свою субъективность все богатство действительности. Это тот подход к миру, которой усматривает в разуме высшую из способностей человека.

В современных условиях возникла необходимость введения в понятие рациональность представления о ее историчности, так как сам разум тоже историчен.

В самом широком смысле Р может быть истолкована как способность разума к целостному охвату природы, общества и собственной субъективности.

Наука выступает как рациональное знание, ориентированное на добывание истины, расширяемой и обновляемой, той истины, которая предстает как логически организованная и доказуемая.

В техногенной цивилизации конца 20 века научная рациональность обретает особую значимость. Отношение к миру с позиций научной рациональности утверждает уверенность человека в возможности осуществления контролируемых изменений себя и мира, достижения оптимального согласия человека с миром и самим собой. Наука сегодня во многих случаях единственный источник принципиальных инноваций в технику и технологию.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 997; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.