КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социально-гигиенический мониторинг
Федеральной программой развития Госсанэпидслужбы Российской Федерации предусмотрены разработка, внедрение и эксплуатация системы информационного обеспечения санэпидблагополучия населения в соответствии с федеральной целевой программой "Информатизация России". Автоматизированная информационная система "Санэпид" направлена на создание локальных, региональных и федеральных информационных полей, банков и баз данных о состоянии здоровья населения и среды обитания, сопряженных с другими информационными системами и доступных для пользователей всех уровней службы; органов государственного управления, заинтересованных предприятий, организаций, учреждений и граждан. Для обеспечения эффективного наблюдения, оценки и прогнозирования санитарно-эпидемиологического благополучия населения, своевременного установления, предупреждения и устранения (уменьшения) причин и условий, неблагоприятно воздействующих на здоровье, постановлением Правительства РФ № 1146 от 06.10.94 г. утверждено "Положение о социально-гигиеническом мониторинге", регламентирующее условия его реализации. По представлению территориальных управлений органы власти субъектов Федерации на своем уровне принимают соответствующие постановления, в которых возлагают на госсанэпидслужбу территории разработку территориальной программы, определяющей структуру, содержание и порядок ведения СГМ, объем средств из местного бюджета на финансирование работ; поручают (предлагают) санэпидслужбе территории осуществлять руководство и координацию работ по проведению, совместно с уполномоченными на это Правительством РФ органами и учреждениями, социально-гигиенического мониторинга.
Задачами социально-гигиенического мониторинга являются: – организация системы непрерывного наблюдения за показателями, характеризующими состояние здоровья, приоритетными факторами среды обитания человека и формирование специализированных банков данных; – системный анализ данных с использованием современных геоинформационных технологий; – интеграция системы СГМ и информационных систем правительства области; – предоставление органам исполнительной власти и управления, организациям, учреждениям, предприятиям и гражданам достоверной информации о состоянии здоровья населения, среды обитания; – формирование научно обоснованных предложений, региональных программ и нормативов по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения области. Организационная структура СГМ выглядит следующим образом. 1. СГМ организуется на местном (районном, городском) и региональном (областном) уровнях и осуществляется областными, районными и городскими территориальными управлениями совместно с уполномоченными на то министерствами, департаментами, комитетами правительства, администрациями территорий, учреждениями здравоохранения, медицинскими страховыми фондами, учреждениями статистики, территориальными органами Госкомприроды, Росгидромета, Госкомзема, Рослесхоза, Госкомрыболовства, Госстандарта и другими заинтересованными организациями, контролирующими и надзорными органами. 2. Участники СГМ осуществляют согласованный поэтапный переход на представление информации в единых форматах, создают единую телекоммуникационную систему обмена информацией, формируют специализированный банк данных системы СГМ на базе областного территориального управления санэпидслужбы. 3. При проведении социально-гигиенического мониторинга на местном уровне обеспечиваются:
– сбор, хранение и анализ информации, характеризующей санитарно-эпидемиологическое благополучие населения территорий (данные о здоровье населения, заболеваемости, смертности, инвалидности, условиях воспитания и развития детей и подростков, социальной среде обитания человека, природно-климатических факторах и источниках антропогенного воздействия на человека и окружающую среду, охране и условиях труда, радиационной безопасности и др.); – создание информационного фонда СГМ; – оценка состояния здоровья населения территории, окружающей природной, производственной и социальной среды, а также прогнозирование их изменений; – подготовка предложений органам местного самоуправления по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения территории. 4. При проведении СГМ на областном уровне обеспечиваются: – методическое руководство и координация работ ведения, материально-технического и информационного обеспечения СГМ; – осуществление системного анализа с использованием современных геоинформационных технологий, данных о состоянии здоровья населения и среды обитания; – передача информации (в установленные сроки и в единых форматах) в областную правительственную информационную систему, Российский информационно-аналитический центр и подсистемы учреждений (ведомств, организаций), задействованных в проведении СГМ на территории; – подготовка предложений по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения территории для принятия решений правительством области по профилактике заболеваемости и преждевременной смертности населения. Информационный фонд СГМ представляется в виде систематизированных в определенном порядке данных многолетних наблюдений за состоянием здоровья населения, среды его обитания, а также нормативно-справочных материалов, сведенных в статистические регистры – базы данных, с использованием современных геоинформационных и аналитических технологий. Информационный фонд СГМ состоит из данных, характеризующих здоровье населения. В их число входят: – медико-демографические показатели (численность, плотность населения, рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни, средняя продолжительность ожидаемой жизни при рождении и др.), отягощенность наследственной патологии, уровень физического развития, инфекционная и неинфекционная заболеваемость;
– состояние среды обитания человека (природно-климатические факторы, состояние атмосферного воздуха, качество питьевой воды и состояние водоемов в местах водопользования, загрязнения почвы, производственно-профессиональные факторы, факторы жилищной среды, питания и др.); – социально-экономическое положение населенных пунктов территории, оказывающее влияние на изменение санитарно-эпидемиологического благополучия (уровень материального благосостояния жителей, жилищные условия, длительность проживания и миграции, состав производств, степень социальной защищенности работающих, обеспеченность массовыми оздоровительными учреждениями, доступность медико-социальной помощи, особенности образа жизни и поведения населения и др.). Информационный фонд СГМ на районном уровне формируется на базе данных территориальных медицинских объединений районными отделами статистики, страховыми фондами и компаниями, загсами, районными комитетами по охране природы, местными администрациями. На областном уровне информационный фонд создается на базе данных наблюдений, проводимых территориальными органами Госсанэпиднадзора совместно с уполномоченными на то министерствами, департаментами, комитетами правительства, администрациями территорий, учреждениями здравоохранения, медицинскими страховыми фондами, учреждениями статистики, Комитетом по охране окружающей среды, Управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Бассейновым управлением по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства, Региональным геологическим центром и другими территориальными органами. Обмен данными информационного фонда СГМ между органами, учреждениями и организациями, уполномоченными на ведение данного мониторинга, осуществляется бесплатно.
Таким образом, система социально-гигиенического мониторинга представляет собой эффективный механизм реализации основной задачи Госсанэпидслужбы РФ – обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Особенности работы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Современные социально-экономические процессы в России сопровождаются неблагоприятными тенденциями в динамике показателей здоровья и качества среды обитания. Происходит активизация миграционных процессов, сопровождающаяся ростом заболеваемости социально значимыми заболеваниями, ухудшается трудовая и технологическая дисциплина, продолжается перепрофилизация производства, все большее число предприятий работает в негосударственной сфере производства. Госсанэпидслужба работает в условиях дефицита бюджетного финансирования, оттока квалифицированных специалистов, низкой социальной защищенности сотрудников. В этих условиях наибольшее значение приобретают следующие аспекты деятельности системы Госсанэпиднадзора: – анализ, оценка и прогнозирование состояния здоровья населения и среды обитания, что позволяет проводить противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприятия более целенаправленно, повышать их эффективность и снижать себестоимость; – активное использование механизма экономической ответственности хозяйствующих субъектов за нарушение санитарного законодательства; – комплексирование и координация деятельности с органами власти и управления, хозяйствующими субъектами и общественными организациями; – проведение комплекса мероприятий по обеспечению безопасности продуктов питания, питьевой воды, почвы и атмосферного воздуха в местах проживания населения, участие в лицензировании и сертификации товаров и услуг; – санитарно-гигиеническое обучение и воспитание населения (особенно молодых предпринимателей с низким уровнем гигиенической культуры); – активное использование внебюджетных источников финансирования, рост заработной платы в целях сохранения кадров.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |