Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административно-правовая организация управления в сфере конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках




Понятие, содержание и правовые основы управления хозяйством

Современное состояние хозяйственной сферы основано на равенстве всех форм собственности и свободе экономической деятельности[357]. Но такая свобода имеет не абсолютный характер и не освобождает отрасли хозяйства от государственного и, прежде всего, административно-правового регулирования.

Нормативную основу административно-правового регулирования хозяйственной деятельности составляют преимущественно законодательные акты, однако нельзя не учитывать и многочисленные подзаконные источники, устанавливающие различные правила (налогового, бюджетного учета, лицензирования, торговли, оказания услуг, сертификации и т.п.).

Основными законодательными источниками административно-правого регулирования хозяйственной деятельности, не считая общеизвестных кодексов, являются: Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»; Федеральные законы: от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»; от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»; от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»; от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»; от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»; от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»; от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и многие другие.

Ведущая роль в сфере управления хозяйственной деятельностью отведена высшему органу исполнительной власти – Правительству РФ[358], административно-правовой статус которого рассматривается в соответствующей главе учебника.

Учитывая, что многие вопросы хозяйственной деятельности отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ[359], а также входят в предметы ведения местного самоуправления[360], необходимо понимать, что в хозяйственной сфере определенными полномочиями наделены и органы государственной власти РФ, и органы местного самоуправления.

Помимо государственных и муниципальных органов и организаций в этой же сфере действует большое число субъектов, находящихся в иных формах собственности. В отличие от государства и его органов, они заняты не регулированием и управлением, а непосредственно производством материальных и духовных благ. Данные предприятия, учреждения, организации, не относящиеся к органам власти, можно именовать как «субъекты хозяйственной деятельности», «хозяйствующие субъекты», «хозяйственные организации» или «предприятия». Как и любое другое имущество, хозяйствующие субъекты находятся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Деятельность хозяйствующих субъектов, особенно находящихся в частной собственности, в основном является коммерческой, т.е. направлена на получение прибыли и осуществляется в соответствии с нормами гражданского законодательства. Помимо частных предприятий в этой сфере действуют государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию[361].

Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью[362]. Объектом государственного управления в хозяйственной сфере выступают различные организационно-правовые формы предприятий.

Весьма условно предприятия можно поделить на имеющие статус юридического лица и не имеющие такового. В свою очередь, предприятия, имеющие статус юридического лица и занимающиеся коммерческой деятельностью, можно именовать организациями[363].

Организационно-правовыми формами коммерческих организаций являются: хозяйственные товарищества (полные или на вере) и общества (с ограниченной или с дополнительной ответственностью, акционерные закрытые или открытые), производственные и потребительские кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия (основанные на праве хозяйственного ведения или оперативного управления)[364].

Организационно-правовыми формами некоммерческих организаций являются: потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, а также учреждения[365].

В гражданском праве существуют различные классификации хозяйствующих субъектов (по виду собственности, организационно-правовой форме и др.). Определенный интерес для административного права представляет классификация по отрасли деятельности, так, выделяют хозяйственные организации, действующие в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, на транспорте, сфере связи, торговли и жилищно-коммунального обслуживания.

Удовлетворяя потребности других хозяйствующих субъектов и населения путем производства продукции, оказания услуг предприятия получают прибыль, развиваясь, таким образом, не только сами, но и развивая экономику страны. Государство путем принятия нормативных правовых актов о контроле хозяйственной деятельности пытается установить четкие «правила игры» на хозяйственном поле, понятные и прозрачные для всех, что является одной из гарантий предпринимательской деятельности.

Одним из таких шагов стало правило, закрепленное в пункте 5 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции», согласно которому полиция имеет право беспрепятственно посещать государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами лишь при наличии следующих оснований:

1) в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях;

2) в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции.

Другим заметным шагом в этом направлении стало вступление в силу новой редакции Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»[366], который вводит уведомительный порядок осуществления ряда видов хозяйственной деятельности и существенно защищает права хозяйствующих субъектов при проведении государственного контроля. Плановые контрольные мероприятия по большинству видов хозяйственной деятельности должны проводится не чаще чем раз в три года на основе ежегодных планов, составляемых контролирующими органами, согласованных с органами прокуратуры[367].

Помимо плановых проверок предусматривается возможность проведения и внеплановых проверок, которые также согласовываются с органами прокуратуры и проводятся лишь при наличии указанных в законе оснований.

Основными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в соответствии с законодательством управление в хозяйственной сфере, являются:

Министерство финансов РФ и подведомственные ему Федеральная налоговая служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство;

Министерство экономического развития РФ, подведомственные ему Федеральная служба государственной статистики, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральное агентство по государственным резервам, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом;

Министерство промышленности и торговли РФ и подведомственное ему Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;

Министерство связи и массовых коммуникаций РФ и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральные агентства по печати и массовым коммуникациям, связи;

Министерство сельского хозяйства РФ и подведомственная ему Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;

Министерство транспорта РФ, подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Федеральное агентство морского и речного транспорта;

Министерство энергетики РФ.

Из числа подведомственных напрямую Правительству РФ федеральных служб и агентств в сфере регулирования хозяйственной деятельности заняты, прежде всего:

Федеральная антимонопольная служба;

Федеральная таможенная служба;

Федеральная служба по тарифам;

Федеральная служба по финансовому мониторингу;

Федеральная служба по финансовым рынкам;

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка.

При этом, необходимо отметить, что в той или иной степени хозяйственную деятельность осуществляет каждый государственный или муниципальный орган власти. Все они финансируются из бюджета, нуждаются в поставках оборудования, оргтехники, ремонте занимаемых помещений, строительстве новых объектов, тепло-, водо-, газоснабжении, водоотведении и т.п. Для этих функций в структуре каждого органа создаются специальные подразделения, которые присутствуют как на уровне центрального аппарата, так и в территориальных органах (например, Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России, хозяйственные отделы территориальных органов исполнительной власти и т.п.). Но есть государственные органы, которые не только обеспечивают собственную хозяйственную деятельность, но и обладают весьма широким спектром управленческих, регулирующих полномочий в этой сфере.

В настоящем параграфе остановимся подробнее на Министерстве экономического развития РФ (Минэкономразвития России), которое отличается огромным разнообразием полномочий.

Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли), имущественных отношений, несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления, оценочной деятельности, земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственной регистрации прав на недвижимое имущество, геодезии и картографии, государственной статистической деятельности, инвестиционной деятельности и государственных инвестиций, формирования межгосударственных и федеральных целевых программ (долгосрочных целевых программ), ведомственных целевых программ, разработки и реализации программ социально-экономического развития, создания и функционирования особых экономических зон на территории РФ, управления государственным материальным резервом, размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Минэкономразвития России действует на основании положения о нем, утвержденного Постановлением Правительства РФ[368].

Минэкономразвития России возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Рассматриваемое министерство не имеет своих территориальных органов в пределах РФ, но подведомственные ему федеральные службы и федеральные агентства имеют систему территориальных органов по субъектам РФ; в то же время за пределами РФ Минэкономразвития России представлено в виде органов, которые получили название «загранаппарат», к таким органам относятся торговые представительства Минэкономразвития России в иностранных государствах и специалисты министерства в постоянных представительствах РФ при международных организациях.

В силу ограниченного объема настоящего учебника мы не будем раскрывать здесь административно-правовой статус федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Минэкономразвития России, его необходимо изучить самостоятельно, используя соответствующие положения об этих органах[369].

 

Одним из средств государственного регулирования хозяйственной деятельности является обеспечение реализации принципов свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности. Основными нормативными правовыми актами, определяющими организационные и правовые основы защиты конкуренции, являются федеральные законы «О защите конкуренции»[370], «О естественных монополиях»[371].

Отраслевым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление в сфере конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках является Федеральная антимонопольная служба, которая напрямую подведомственна Правительству РФ и действует на основании утвержденного им положения[372].

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну[373]).

ФАС России возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ.

ФАС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, которыми являются управления ФАС по субъектам РФ[374].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 937; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.