Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Атомизм. Пифагорейская школа. Софизм (V в. до н.э.)




Следующий этап античной философии характеризуется: 1) эклектизмом (от греч. eklektikos — эклектизм — отсутствие единства, целостности в убеждениях, соединение несовместимых суждений); 2) возникновением гносеологических проблем, что явилось почвой для скептицизма и софизма (от греч. sophisma — софизм умышленно ложно построенное умозаключение, формально кажущееся правильным. Софизм основывается на двусмысленности понятий, на выхватывании отдельных сторон явления); 3) синтезом бытия и бывания, представленным атомистами.

Атомизм (от греч. atomon — неделимое) — учение о том, что все вещи состоят из самостоятельных элементов (атомов) и что все совершающееся основывается на перемещении, соединении и разъединении этих элементов.

Атомизм вырос из механицизма Эмпедокла и Анаксагора. Эмпедокл (род. 487/482 — умер 424/423 г. до н.э.) приписывал себе власть над магическими силами; врач и жрец, он был почитаем своими учениками как Бог. Эмпедокл учил, что нет возникновения и исчезновения в собственном смысле, а есть лишь смещение и разделение, соединение и разъединение неизменных элементов, которые не возникают и не исчезают. Этих элементов он насчитывал четыре: огонь, воздух, вода, земля. Из первоначального состояния абсолютного смешения, в котором не существует отдельных вещей, постепенно развивается состояние абсолютного разделения элементов, из последнего — снова состояние смешения, и так до бесконечности. Движущими силами этого развития Эмпедокл называет Любовь и Вражду — они попеременно приходят к безраздельному господству.

Анаксагор (род. ок. 500 — умер 428 г. до н.э.) — философ, математик и астроном, основоположник афинской философской школы. Он подвергся преследованию за богохульство и его ожидали бы тяжкие испытания, если бы не заступничество Перикла. Однако Анаксагор вынужден был бежать из Афин, создал философскую школу в Лампсаке (Малая Азия). Анаксагор полагал, что все вещи возникли из неких семян. Семена — это миниатюрные вещи, и все вещи в виде семян уже предзаданы. Так, мы едим хлеб, а получаем кровь, мясо, то есть в хлебе все это есть: "Все есть во всем". Но все это осталось бы хаосом и не могло бы прийти в движение, если бы не появилась сила "нус" (ум), которая наводит порядок, гармонию, приводит в движение семена (которые позже были названы "гомеомериями" — "подобночастными").

Атомизм в античной философии представлен, главным образом, Демокритом (род. 460 — умер ок. 371 г. до н.э.). Это был крупный древнегреческий материалист, разработавший атомистическую философию. Демокрит происходил из знатной семьи и был богат, но богатство забросил и всю жизнь провел в бедности, предаваясь исключительно любомудрию. Много учился, слушал элеатов и пифагорейцев, был в Египте и Вавилоне, Иране, Индии, Эфиопии, знал Сократа и Анаксагора, дружил с врачом и натурфилософом Гиппократом. Сочинения Демокрита, в основном, утеряны, сохранились лишь фрагменты произведений: "О природе человека", "Малый мирострой", "Об идеях", "Большой мирострой" и других.

О Демокрите существуют версии:

1. То ли он повторил судьбу Генриха Герца из XIX века, "загнав" свое зрение, изучая природу Солнца, как тот, исследуя распространение электромагнитных колебаний.

2. То ли, как утверждают легенды, сознательно лишил себя возможности видеть мир несовершенными приборами (познание чувствами не проникает до истины): решил сделать "ставни" очам, чтобы открылись очи разума.

Цицерон говорил: "Демокрит сам себя лишил зрения, так как считал, что раздумья и размышления разума при созерцании и осмысливании природы будут более оживленными, когда освободятся от развлечений зрения и препятствий глаз".[28]

Демокрит разделял бытие и небытие, пустоту. До него такого разделения не было. Бытие разбито пустотой на частицы. Они сплошные (бытие без небытия), т.е. атомы (неделимые). Отличаются же они между собой формой, движением, величиной (и весом). Чувственно воспринимаемые качества (цвета, запахи и т.д.) субъективны. Все в мире состоит из атомов и их движения. Движение есть природа атомов, характер движения меняется благодаря толчку, т.е. все подчинено роковой необходимости.

Демокриту принадлежат две версии о мире:

- первая — атомы хаотично движутся во всевозможных направлениях, сталкиваясь, образуются вихри, из них — земля и светила, луна втянута в вихрь земли;

- вторая — атомы сначала падали сверху вниз, тяжелые падали быстрее и нагоняли более легкие; от ударов образовывались вихри и далее по первой версии. И в первой, и во второй версии действовала роковая необходимость.[29]

Демокрит пытается подвести атомистический фундамент и под понимание души, психики, богов. Он постулирует наличие особой разновидности атомов: очень малых, вертких, подвижных, огненных. С этими атомами связано жизненное тепло, самодвижение. Не живое отличается от живого тем, что в неживом считается очень мало таких огненных атомов, а в живом их больше, а больше всего у человека: на каждые два атома тела приходятся один души.

Афоризмы Демокрита: [30]

"Напрасный труд увещевать человека, полагающего, что он умен".

"Надо стремиться к многомыслию, а не к многознанию".

"Откровенная речь — свойство свободного духа, однако опасно выбрать для нее неподходящий момент".

"Добро не в том, чтобы не делать несправедливости, а в том, чтобы даже не желать этого".

"Тому, кто будет властвовать над другими, надлежит сначала властвовать над собой".

"Богат тот, кто беден желаниями".

"Благоразумен тот, кто не печалится о том, чего не имеет, но радуется тому, что имеет".

"Не слово, а несчастье есть учитель глупцов".

"Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости".

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.