Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метафора сознания в Новое время




Метафора Ф. Ницше «убили Бога» М. Хайдеггером была названа — онтологическое «ничтожествование», «онтологический нигилизм». «Зловещий, неприютный» — по Хайдеггеру — произошел отказ от Абсолюта, человечество отпало от Вечности, перестало соотносить с этим понятием свои мысли, чувства, действия. Человек сам захотел стать богом на земле, царем природы. Он абсолютизировал свою индивидуальность в свой разум. Прежний механизм формирования сознания, его понимания и объяснения был сломан, разрушен.

Переоткрытие проблемы сознания происходит в обстановке, когда человек освободился от власти и опеки сверхчувственного, перестал признавать свою принадлежность двум мирам: земному и неземному, стал объяснять свое происхождение только через природную эволюцию (Ч. Дарвин).

Европейские философы и мыслители Нового времени в основном приняли мировоззрение «онтологического нигилизма» и попытались его выразить и обосновать. Человек объявлен началом и причиной всего, что с ним случается в мире. Единственная реальность — индивид и его сознание.

«Я мыслю» Р. Декарта — это философия возвеличивания субъекта, абсолютизация человеческой деятельности и способностей. Русские мыслители конца XIX — начала XX века назвали такую философию метафизикой индивидуализма и эгоизма, не признающей «никакого сверхиндивидуального самосознания и воли» (Л.П. Карсавин).

Метафора сознания в Новом времени — это мнимый возврат к античности и мнимый разрыв со средневековьем.

Разница в понимании сущности сознания между эпохами заключалась в следующем:

1. Очевидно сомнение в существовании строгой и адекватной корреляции между образом предмета в сознании и предметом вне сознания стало исходным пунктом декартовской модели сознания. Он изменил сам подход к проблеме сознания: единственным подлинным существованием вещей было признано их существование в мысли.

2. Складывается новая метафора: сознание — не восковая дощечка, на которой отпечатываются образы реальных вещей, а некий сосуд, в котором содержатся и образы до того, как оно включается в общение с миром.

Однако, ни античность, ни Новое время не связывают сознание с тем пластом духовного опыта, где совершалось таинство духовного единения с миром Божественным.

Рассмотрим для наглядности сравнительную таблицу, в которой даны представления о сознании в Новое время и в средние века:

 

Плотин Декарт
Сознание
1) воспоминание о чем-то, что не есть сознание, а отражение того состояния, которое возникало в духовном опыте единения с Богом (вторичное, рефлексия) 1)единственная несомненная реальность, а уровень рефлексии и рассуждения — основной
2) соприкосновение с иррациональными, мистическими элементами духа, по исходу религиозно, мистично 2)связано с характеристиками предметного объективного мира Человек — рационалист-позитивист
3) воспоминание о переживаемом блаженстве души, пребывавшей в состоянии Божественной простоты, оно эмоционально 3) отождествлено сознание с мышлением, которое претендует на бесстрастность
4) существует для другого: для воспоминания о чем-то, где оно присуствовало 4) сознание — мышление существует для себя, оно размышляет о себе, погружается в себя как единственную и несомненную реальность. Мысль самопорождает мысль и претендует на то, чтобы быть исходным данным Универсума. Когда я мыслю, я даю мысли существования
5) признавая сознание вторичным, не может даже помыслить, чтобы начать философствовать с признания «Я» и сознания чем-то основополагающим 5) исходная точка отсчета для понимания мира, истории — человек, его сознание Ничто, взятое помимо человеческой деятельности, не допускается в качестве утверждений о мире
6) сознание занимает всю сферу духовного опыта: выше него и первичнее него — безмолвная, не осознающая себя, т.е. бессознательная жизнь нашего «Я» в Боге. Бессознательное пребывание души в единении с Божественным определяет содержание сознания и сам факт его существования 6) сознание, отождествленное с рефлексией, способно прояснить, высветить все, даже самые темные уголки духовного внутреннего мира.   Сознательное преобладает над бессознательным.

 

В Новое время предполагалось, что к содержанию опыта сознания относятся только такие данные, которые можно повторять, воспроизводить бесконечное число раз (категории рассудка, формы созерцания); что содержание сознания — лишь то, что удовлетворяло критерию наблюдаемости (рационально воспроизводить свое содержание, развернуть его с помощью рефлексии в какую-то схему — структуру, и при желании — повторить). Декарт заложил основы отождествления сознания и души с предметно-логическим содержанием. В сознании восторжествовали правила логики и стремления переделать все, подправить, улучшить в соответствии с логикой. Сознание перестали отличать от познания. Люди создали образ мира, соответствующий структуре их духовного опыта.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.