Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Н.А. Бердяев




"Я думаю, что победоносное появление машины есть одна из самых больших революций в человеческой судьбе… Переворот во всех сферах жизни начинается с появления машины. Происходит как бы вырывание человека из недр природы, замечаемое изменение всего ритма жизни. Раньше человек был органически связан с природой и его общественная жизнь складывалась соответственно с жизнью природы. Машина радикально меняет это отношение между человеком и природой, она не только по видимости покоряет человеку природные стихии, но она покоряет и самого человека. Какая-то таинственная сила, как бы чуждая человеку и самой природе, входит в человеческую жизнь, какой-то третий элемент, не природный и не человеческий, получает страшную власть и над человеком, и над природой. Эта новая страшная сила разлагает природные формы человека"[350].

"Но, кроме того, что человек отдаляется от природы и между ними выстраивается искусственная среда орудий, машина налагает печать своего образца на дух человека, на все стороны его деятельности"

"Культура обездушивается… Развитие техники ведет к истреблению духовности"[351].

"Происходит головокружительное ускорение, бешеная быстрота всех процессов. Человек не имеет времени опомниться. Происходит острый процесс дегуманизации, и он происходит именно от роста человеческого могущества. В этом парадокс. В мещанский век технической цивилизации происходит непомерный рост богатств, и богатства эти периодически разрушаются страшными волнами. В известном смысле, разрушительные волны, вызванные волей к могуществу, являются роком обществ, основанных на господстве технической цивилизации и погруженных в мещанское довольство"[352].

"Государство становится все более тоталитарным, оно не хочет признавать никаких границ своей власти… Человек становится средством внечеловеческого процесса, он лишь функция производственного процесса. Человек оценивается утилитарно, по его производительности. Это есть отчуждение человеческой природы и разрушение человека"[353].

"Машина и техника, — отмечает он, — наносят страшные поражения душевной жизни человека, и прежде всего жизни эмоциональной, человеческим чувствам. Душевно-эмоциональная стихия угасает в современной цивилизации… Машинная, техническая цивилизация опасна прежде всего для души. Сердце с трудом выносит прикосновение холодного металла, оно не может жить в металлической среде. Для нашей эпохи характерны процессы разрушения сердца как ядра души. Все разложилось на элемент интеллектуальный и на чувственные ощущения… Техника наносит страшные удары гуманизму, гуманистическому миросозерцанию, гуманистическому идеалу человека и культуры. Машина по природе своей антигуманистична… Техника убийственно действует на душу"[354]. Техника, отмечает он далее, может привести также к гибели человечества. И от напряжения силы духа зависит, избежит ли человек этой участи. Исключительная власть технизации и машинизации влечет именно к этому пределу, к небытию в техническом совершенстве. Невозможно допустить автономию техники, предоставить ей полную свободу действия, она должна быть подчинена духу и духовным ценностям жизни… Дух человеческий справится с грандиозной задачей в том лишь случае, если он не будет изолирован и не будет опираться лишь на себя, если он будет соединен с Богом. Только тогда сохранится в человеке образ и подобие Божие, т. е. сохранится и человек"[355]. "Эпоха неслыханной власти техники над человеческой душой кончится, но кончится она не отрицанием техники, а подчинением ее духу"[356].

 

Основная литература из фондов библиотеки ЮУрГУ:

1. Алексеев П.В. Философия: Учебник //Алексеев П.В., Панин А.В. — М., 2007.

2. Андреев А.Л. Формы духовной жизни: наука, философия, религия, искусство: Пособие для негуманитарных спец. вузов // Андреев А.Л. — М., 2000.

3. Бачинин В.А. Философия: энциклопедический словарь // В.А. Бачинин. — М., 2005.

4. Войтов А.Г. История и философия науки: учебное пособие для аспирантов / А.Г. Войтов. — М., 2007.

5. Гриненко Г.В. История философии: Учебник // Г.В. Гриненко. — М., 2006.

6. История и философия экономики: пособие для аспирантов // под ред. М.В. Конотопова. — М., 2006.

7. Лебедев С.А. Философия науки: общий курс: Учебное пособие // под ред. С.А. Лебедева. — М., 2006.

8. Лебедев С.А. Философия науки: словарь основных терминов // С.А. Лебедев. — М., 2006.

9. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов // А.Г. Спиркин. — М.,.2006.

10. Философия: Учебное пособие // под ред. Кохановского В.П. — М., 2007.

11. Хрестоматия по истории философии (западная философия): учебное пособие: в 3ч. — М., 2001.

12. Эккель Б. Философия С ++. Практическое программирование // Б. Эккель, Ч. Эллисон. М., 2004.

Первоисточники:

1. Ортега-и-Гассет х. Восстание масс. — М., 2002.

2. Тойнби А.Н. Цивилизация перед судом истории. М., 1996.

3. Тоффлер Э. Шок будущего. — М., 2002.

4. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.

5. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1992.

6. Эйнштейн А. Пространство — время // Мир физики. Кн. 1. М., 1992.

 

Дополнительная литература:

1. Гарднер М. Теория относительности для миллионов. М., 1967.

2. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991

3. Ленк Х. Размышления о современной технике. М. 1996.

4. Мир философии. Ч. 2. М., 1991.

5. Митчем К. Что такое философия техники? М. 1995.

6. Основы современной философии. СПб., 1998.

7. Современная западная философия. Словарь. М., 1991.

8. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы: учебник. М., 2006.

9. Хрестоматия по истории науки и техники под. редакцией Ю. Н. Афанасьева и В.М. Орла. М., 2005.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое техника? Что она может дать человеку и чего она лишает его?

2. Каково проблемное поле философии техники?

3. Обозначьте предмет технического знания.

4. Какова природа технического знания? Какие объекты оно исследует? Какие цели ставит перед собой?

5. Охарактеризуйте этапы эволюции взаимоотношений техники и науки.

6. Как соотносятся техника и искусство? В чем их сходство и в чем отличие?

7. Дайте характеристику основных идей в теории Л. Мамфорда.

8. Какие проблемы техники в контексте философской антропологии анализирует Х. Ортега-и-Гассет?

9. Каковы проблемы технического развития в теории М. Хайдеггера?

10. Дайте анализ идей технократии в творчестве Т. Веблена.

11. К обострению каких проблем современности приводит неограничиваемое развитие техники?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1038; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.