Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Москва — 2009




Учебник

ДЕПАРТАМЕНТ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Учебное пособие

Волкова Вера Витальевна

УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ

Дизайн рекламы

ХУДОЖНИК МАЛИНОВА В.

КОМПЬЮТЕРНАЯ ВЕРСТКА КИ РЕЕВА В.

ЛП № 065329 ОТ 06.08.97

СДАНО В НАБОР 05.12.98. Под. в печать 11.12.98.

Формат 84* 108 1/32 Бумага офсетная.

Гарнитур А А rial Печать офсетная. объем 9 уст. печ. л.

Тираж 10--- экз. заказ № 300.

000 «КНИЖНЫЙ ДОМ «УНИВЕРСИТЕТ», 117234, Г. Москва,

Воробьевы горы, ГЗ МГУ, Сектор Д, комн. 4

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ В СИСТЕМЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Допущено Министерством внутренних дел в качестве учебника
для курсантов и слушателей образовательных учреждений
МВД России, руководителей и сотрудников аппаратов
по работе с личным составом
органов внутренних дел


Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: Учебник / Под общ. ред. докт. педаг. наук, докт. юрид. наук, проф. В.Я. Кикотя. — М.: ЦОКР МВД РФ, 2009. — 480 с.

 

 

Авторский коллектив под руководством

кандидата педагогических наук В. Л. Кубышко

 

Под общей редакцией

доктора юридических наук, доктора педагогических наук,
профессора В. Я. Кикотя

 

 

Учебник разработан в соответствии с требованиями руководящих документов Министерства внутренних дел Российской Федерации, учебной программой дополнительного профессионального образования по специальности «Управление персоналом органов внутренних дел» для обучения слушателей и курсантов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования МВД России. В нем изложены основы и принципы воспитательной работы, требования к ее организации, а также технологии, применяемые в работе с личным составом в органах внутренних дел, основанные на практическом опыте.

Издание соответствует требованиям, установленным Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, учебным планам и программам подготовки специалистов в образовательных учреждениях МВД России, руководителей и сотрудников аппаратов по работе с личным составом.

Книга рассчитана на руководителей и сотрудников аппаратов по работе с личным составом, преподавателей, научных сотрудников, докторантов, адъюнктов, слушателей и курсантов учебных заведений системы МВД России, изучающих проблемы воспитательной работы с личным составом. Материалы учебника разработаны на машиночитаемых носителях, что предусматривает возможность их использования в учебном процессе с применением электронно-вычислительной техники.

Рецензенты:

И. А. Липский, доктор педагогических наук, профессор (Государственный НИИ семьи и воспитания Российской академии образования);

В. А. Рыбин, кандидат исторических наук, доцент (ВНИИ МВД России);

Н. А. Чалдымов, доктор философских наук, профессор(Фонд «Армия и общество).

 

© ЦОКР МВД России, 2009


Авторский коллектив:

Буданов А. В., д. п. н., проф. (Академия управления МВД России) — § 2 гл. 2 разд. I; § 3 гл. 2 разд. III; § 2 гл. 8 разд. III.

Будило И. В., к. ю. н., доц. (Академия управления МВД России) — краткая характеристика пособия; §§ 1−3 гл. 1 разд. II; § 1 гл. 2 разд. II; §§ 1, 2 гл. 1 разд. III; § 1 гл. 2 разд. III; §§ 1, 2 гл. 6 разд. III; § 1 гл. 7 разд. III; § 1 гл. 8 разд. III; §§ 1−3 гл. 3 разд. IV; § 1 гл. 1 разд. V; §§ 1−4 гл. 2 разд. V; глоссарий.

Воропаев М. В., д. п. н., доц. (Московский университет МВД России) — § 1, 2 гл. 3 разд. III.

Гришин А. А., к. ф. н., проф. (Московский университет МВД России) — § 1, 2 гл. 3 разд. III.

Гузеева О. А. (Академия управления МВД России) — §§ 1−3 гл. 3 разд. IV.

Жевлакович С. С., д. ю. н., проф. (Московский университет МВД России) — глоссарий.

Закатов В. В., к. п. н. (Академия управления МВД России) — § 2 гл. 2 разд. II.

Котенев И. О., к. пс. н., доц. (Академия управления МВД России) — § 3 гл. 2 разд. II.

Лазукин А. Д., д. п. н., профессор (Академия управления МВД России) — §§ 1, 2 гл. 1 разд. IV; §§ 1−3 гл. 3 разд. V.

Носкова Л. Г., к. п. н., доц. (Академия управления МВД России) — § 1 гл. 4 разд. III; § 3 гл. 4 разд. III.

Пылев С. С., к. ф. н., проф. (Московский университет МВД России) — гл. 3 разд. III.

Реутов О. А. (Академия управления МВД России) — § 2 гл. 4 разд. III.

Сафронов А. Д., к. ю. н., доц. (Академия управления МВД России) — § 4 гл. 2 разд. III.

Сердюк Н. В., к. п. н., доц. (Академия управления МВД России) — § 2 гл. 2 разд. I; § 4 гл. 3 разд. III.

Столяренко А. М., д. п. н., д. пс. н., проф. (Академия управления МВД России) — § 1 гл. 2 разд. I.

Стурова М. П., д. п. н., проф. (Академия управления МВД России) — § 3 гл. 7 разд. III.

Тихомиров С. Н., к. п. н., доц. (Московский университет МВД России) — глоссарий.

Федотов А. А., к. п. н., доц. (Академия управления МВД России) — введение,
§§ 1−3 гл. 1 разд. I; §§ 1−2 гл. 3 разд. II; § 2 гл. 7 разд. III; §§ 1−3 гл. 2 разд. IV; глоссарий.

Шамаров В. М., д. ю. н., проф. (Академия права и управления) — §§ 1−3 гл. 1 разд. II; §§ 1, 2 гл. 1 разд. III; § 1 гл. 2 разд. III; §§ 1−3 гл. 3 разд. IV.

Щеглов А. В., к. п. н., доц. (Московский университет МВД России) — § 3 гл. 3 разд. III.

Якушев И. В., к. ю. н., доц. (Академия управления МВД России) — § 2 гл. 4 разд. III; §§ 2, 3 гл. 1 разд. V.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. 9

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом
в системе МВД России. 13

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности
человека. 13

§ 1. Воспитание как категория педагогики. 13

§ 2. Общие признаки воспитания. 15

§ 3. Воспитание как компонент социализации личности. 17

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел. 20

§ 1. Юридическая педагогика как теоретическая основа практической деятельности воспитателя в системе МВД России. 20

1.1. Научно обоснованный подход к воспитанию, как веление времени. 20

1.2. К истории возникновения и обогащения педагогических знаний о воспитании в органах внутренних дел. 22

1.3. Общая характеристика педагогики воспитания личного состава и ее инновационный потенциал. 24

§ 2. Позитивный отечественный и зарубежный опыт воспитания сотрудников милиции (полиции) и пути его использования в работе с личным составом органов внутренних дел 27

2.1. Понятие позитивного отечественного и зарубежного опыта
воспитательной работы с личным составом, опыт обучения
полицейской этике в странах Европы.. 33

2.2. Особенности реализации позитивного отечественного опыта в воспитательной работе с личным составом органов внутренних дел. 35

2.3. Специфика использования позитивного зарубежного опыта в воспитательной работе с личным составом.. 38

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы системы воспитательной работы.. 46

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом.. 46

§ 1. Цели и задачи воспитательной работы с личным составом.. 46

§ 2. Субъект и объект воспитания в системе воспитательной работы
с личным составом.. 47

§ 3. Содержание воспитательной работы с личным составом.. 48

Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы.. 53

§ 1. Правовые основы воспитательной работы с личным составом
органов внутренних дел. 53

§ 2. Планирование воспитательной работы и ее организация. 57

§ 3. Психологическое обеспечение воспитательного процесса в органах внутренних дел 72

3.1. Методы исследования в практической психологии. 75

3.2. Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел. 79

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива. 87

§ 1. Закономерности процесса воспитания сотрудников
органов внутренних дел. 87

§ 2. Принципы воспитания и особенности их реализации в работе
с личным составом.. 91

Раздел III. Основные направления воспитательной работы.. 102

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма. 102

§ 1. Воспитание гражданственности и ее роль в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. 102

§ 2. Патриотическое воспитание личного состава. 103

Глава 2. Правовое воспитание личного состава. 107

§ 1. Формирование профессионального правосознания. 107

§ 2. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека в профессиональной деятельности сотрудников. 112

2.1. Социально-педагогические аспекты проблемы соблюдения прав
человека в деятельности системы МВД России. 112

2.2. Актуальные педагогические вопросы соблюдения прав человека
в деятельности сотрудников органов внутренних дел. 114

2.3. Педагогические аспекты взаимодействия граждан
с правоохранительными органами в контексте соблюдения
прав человека. 116

2.4. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека
в деятельности органов внутренних дел. 118

§ 3. Профилактика и преодоление проявлений правового нигилизма. 121

3.1. Предпосылки возникновения и особенности проявлений правового нигилизма у сотрудников 121

3.2. Пути профилактики и преодоления правового нигилизма. 124

§ 4. Укрепление служебной дисциплины и законности среди
личного состава органов внутренних дел. 127

4.1. Современные формы и методы предупреждения и профилактики происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел 127

4.2. Основные принципы предупреждения и профилактики происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками
органов внутренних дел. 130

4.3. Деятельность руководителей органов внутренних дел по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений
среди личного состава. 132

4.4. Ранние профилактические мероприятия, осуществляемые
при приеме кандидатов на службу. 138

4.5. Базовые профессионально-этические требования основ организации воспитательно-профилактического воздействия на личный состав. 141

4.6. Общепрофилактические мероприятия по предупреждению происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками
органов внутренних дел. 145

4.7. Организация воспитательно-профилактического воздействия
на личный состав органов внутренних дел. 146

Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников. 151

§ 1. Сущность, особенности и задачи нравственного воспитания. 151

§ 2. Система нравственного воспитания личного состава
в органах внутренних дел. 157

§ 3. Профессиональная нравственная деформация сотрудника
и её профилактика. 164

§ 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников. 174

4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние
на корпоративную культуру органов внутренних дел. 174

4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел. 177

4.3. Формирование профессиональной культуры руководителя
органа внутренних дел на основе современных стилей и методов руководства коллективом 184

Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников. 193

§ 1. Педагогическое влияние СМИ на формирование у сотрудников
органов внутренних дел профессионально важных качеств. 193

§ 2. Формирование имиджа сотрудника органа внутренних дел с использованием данных психологической науки. 203

§ 3. Пути и условия формирования речевой культуры сотрудников
органов внутренних дел. 212

3.1. Культура речи сотрудника. 212

3.2. Совершенствование культуры речи. 219

3.3. Основные риторические правила. 226

Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел 231

§ 1. Эстетическая культура сотрудников и пути её формирования. 231

§ 2. Эстетическое воспитание как приоритетное направление
воспитательной работы в органах внутренних дел. 243

§ 3 Самодеятельное художественное творчество сотрудников
органов внутренних дел и членов их семей. 253

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников
и формирование здорового образа жизни. 266

§ 1. Физическое воспитание как фактор развития личности сотрудника. 266

§ 2. Условия и пути формирования здорового образа жизни
у сотрудников органов внутренних дел. 268

Глава 7. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов. 272

§ 1. Учет национальных особенностей и традиций в воспитательной
работе с личным составом.. 272

§ 2. Культура межнационального общения как социальная
и нравственная ценность. 273

§ 3. Воспитание культуры межнационального и межконфессионального общения в служебных коллективах органов внутренних дел. 277

3.1. Традиционные религии России как основа межнациональных
и межконфессиональных отношений. 277

3.2. Цели, задачи и принципы воспитания культуры межнационального
и межконфессионального общения. 284

3.3. Формирование опыта межнационального общения. 288

Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных
и профессионально-значимых качеств, необходимых
для действий в экстремальных условиях. 294

§ 1. Содержание и особенности воспитательной работы по
подготовке личного состава к действиям в экстремальных условиях. 294

1.1. Понятие и содержание работы с личным составом
органов внутренних дел в экстремальных условиях. 294

1.2. Основные направления и способы организации и осуществления
работы с личным составом в экстремальных условиях. 298

1.3. Особенности работы с личным составом в различных
экстремальных ситуациях. 304

§ 2. Формирование у сотрудников способности к обеспечению
личной профессиональной безопасности. 310

2.1. Способность к обеспечению личной профессиональной безопасности в системе факторов, обеспечивающих безопасность сотрудников. 310

2.2. Способность к обеспечению личной профессиональной безопасности
и пути ее формирования. 315

Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел 328

Глава 1. Технологии воспитательного процесса. 328

§ 1. Понятие технологий воспитания и их основные идеи. 328

§ 2. Специфика технологий воспитания в работе с личным составом
органов внутренних дел. 340

Глава 2. Система методов профессионального воспитания
сотрудников органов внутренних дел. 349

§ 1. Понятие о методах воспитания и их классификация. 349

§ 2. Правила и порядок выбора методов воспитания. 352

§ 3. Характеристика основных методов воспитания и условия
их эффективного применения в работе с личным составом.. 355

Глава 3. Формы воспитания личного состава. 365

§ 1. Понятие «форма воспитательной работы». 365

§ 2. Классификация форм воспитательной работы.. 366

§ 3. Оценка эффективности применения методов, форм и приемов воспитательной работы 367

Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального
в воспитательной работе. 371

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников. 371

§ 1. Особенности коллектива сотрудников органа, подразделения,
учреждения системы МВД России как субъекта
и объекта воспитания. 371

§ 2. Условия, пути и методы формирования благоприятного
морально-психологического климата в служебных коллективах. 373

§ 3. Развитие и совершенствование коллектива сотрудников. 387

Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом.. 404

§ 1. Понятие индивидуальной воспитательной работы и ее значение
в работе с кадрами. 404

§ 2. Система индивидуальной воспитательной работы.. 408

§ 3. Основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы.. 412

§ 4. Контроль состояния и оценка результативности индивидуальной воспитательной работы 416

Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел. 418

§ 1. Сущность процесса самовоспитания личности сотрудника
органов внутренних дел. 418

§ 2. Стимулирование самовоспитания как основная задача воспитателя. 426

§ 3. Диагностика готовности сотрудников к самовоспитанию.. 428

Глоссарий. 432





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.