Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовые основы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел




Содержание воспитательной работы с личным составом

Субъект и объект воспитания в системе воспитательной работы с личным составом

На сотрудников органов внутренних дел могут оказывать воспитательное воздействие различные социальные институты. В этой связи субъектов воспитательного воздействия целесообразно разделить на две большие группы:

1. Субъекты «внешнего» воздействия:

─ общество в целом;

─ органы государственной власти;

─ органы местного самоуправления;

─ государственные и негосударственные учреждения и организации;

─ средства массовой информации;

─ общественные и религиозные объединения;

─ семьи и близкие родственники сотрудников.

2. Субъекты «внутреннего» воздействия.

Среди них выделяют:

а) организаторы воспитательной работы: начальники органов внутренних дел, их заместители по работе с личным составом, руководители подразделений по организации воспитательной работы;

б) воспитатели: непосредственные начальники подчиненных;

в) помощники: служебные коллективы органов и подразделений внутренних дел, наставники, члены общественного актива, общественные формирования сотрудников органов внутренних дел.

Объектом воспитательной работы являются: личность конкретного сотрудника, отдельные категории сотрудников, коллективы органов внутренних дел. Причем, если объектом выступает личность сотрудника, то воздействие идет на его сознание, мировоззрение, взгляды и установки. По отношению к коллективу воспитательная работа решает такие проблемы, как обеспечение здоровой моральной атмосферы, сплоченности, бесконфликтности, нацеленности всех членов коллектива на успешное решение оперативно-служебных задач.

 

 

Содержание воспитания отражает его цели и задачи и направлено на их достижение. Под содержанием воспитания понимают систему знаний, навыков, способов деятельности, отношений, качеств и черт личности, которыми должны овладеть сотрудники органов внутренних дел в соответствии с поставленными целями и задачами.

В современных условиях, когда государство обращается к ценностям российской духовности, чувству национального достоинства, патриотизму, как никогда возникает необходимость проведения активной воспитательной работы среди сотрудников органов внутренних дел. Именно она поможет решить один из важнейших вопросов, стоящих перед правоохранительными органами сегодня: сформировать позитивный образ сотрудника органов внутренних дел, правильно понимающего суть преобразований общества, его ценностей и готовности твердо стоять на защите государственных интересов.

В связи с разнообразием современных отечественных концепций, разными подходами к определению целей и задач воспитания сложились разные подходы и к рассмотрению содержания воспитания.

Исходя из того, что результатом воспитательной работы в органах внутренних дел является социальное развитие сотрудника органов внутренних дел, предполагающее позитивные изменения в его взглядах, мотивах и реальных действиях, можно условно выделить три группы воспитательных задач, которые ориентированы на результат воспитания личного состава.

Первая группа задач связана с формированием гуманистического мировоззрения. При решении этих задач происходит процесс интериоризации общечеловеческих ценностей, формирование у сотрудника гуманистических взглядов и убеждений.

Вторая группа задач неразрывно связана с первой и направлена на формирование потребностей и мотивов нравственного поведения.

Третья группа предполагает создание условий для реализации этих мотивов и стимулирования нравственного поведения сотрудников. В соответствии с этими задачами определяется содержание воспитательных мероприятий.

Воспитательная работа в органах внутренних дел является составной частью повседневной управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел, посредством которой оказывается позитивное воздействие на результативность решений оперативно-служебных и боевых задач, укрепление законности и служебной дисциплины, морально-психологического состояния личного состава.

Под воспитательной работой в органах внутренних дел понимается целенаправленная деятельность руководителей, кадровых и воспитательных аппаратов, общественных институтов по формированию у сотрудников высоких профессиональных, гражданских и морально-психологических качеств, повышению уровня общей культуры, мобилизации их на эффективное выполнение оперативно-служебных задач.

Руководители подразделений органов внутренних дел несут персональную ответственность, как за результаты оперативно-служебной и боевой деятельности подчиненных, так и за состояние, конкретность и действенность воспитательной работы с личным составом [15].

Основными принципами воспитания личного состава органов внутренних дел являются:

─ государственно-профессиональная направленность воспитания в процессе служебной деятельности;

─ научность, основанная на передовых достижениях гуманитарного знания;

─ комплексный подход к воспитанию сотрудников с опорой на достижения практической психологии, новейших психотехнологий;

─ требовательное и уважительное отношение к сотруднику при опоре на положительные качества личности;

─ индивидуальный подход к воспитанию сотрудников с учетом личностных, мотивационно-волевых качеств;

─ единство, согласованность и преемственность в воспитательной деятельности субъектов воспитания.

Воспитательной работе присущи следующие закономерности:

· соответствие целей и задач, содержания и методики воспитания типу государства, характеру экономических, политических, социальных и духовных основ общества;

· выбор средств, форм и методов воспитания адекватных целям и задачам воспитательной работы, индивидуальным особенностям сотрудника, уровню его развития и морально-психологическим характеристикам.

Принципиальный и объективный анализ всего положительного опыта истории советской милиции, а также изучение позитивных сторон опыта воспитательной работы с кадрами полиции за рубежом, показывает, что наличие системы профессионального воспитания и аппаратов, решающих задачи воспитательной работы в правоохранительных органах — явление всеобщее, давно признанное в международном масштабе, оправданное многолетней практикой и опытом.

Например, в США на основе научных рекомендаций центра по изучению специальной педагогики в ФБР эту работу ведут не только управленческие кадры, Академия ФБР, специализированные курсы, учебные центры, но и отдел профессиональной подготовки (вопросы обучения и воспитания), административный отдел (вопросы работы с персоналом, организация отдыха, специального страхования, работы с ветеранами). В работе с кадрами ФБР и других полицейских ведомств давно преодолена недооценка таких категорий, как моральное состояние подчиненного, его внутреннее отношение к рекомендуемому способу решения оперативной задачи.

Судя по программам и учебным планам подготовки и переподготовки руководящих кадров полиции США, ФРГ, Великобритании, Швеции, Канады и Японии, значительная роль в их обучении отводится практическим рекомендациям таких наук и учебных дисциплин как педагогика, психология, методика общения с людьми, теория политики, социология, история полиции. Широко применяются данные анализа социального развития государства, возможности профсоюзных организаций полицейских.

Понимание важности воспитания профессионала, формирования его духовных, нравственных качеств, преданности интересам общества, государства, профессиональному долгу — обусловило наличие системы воспитательной работы с кадрами правоохранительных органов практически во всех развитых странах мира.

Воспитательная работа в органах внутренних дел проводится по многим направлениям, но наиболее значимыми являются:

─ формирование государственно-правового мировоззрения;

─ правовое воспитание;

─ профессионально-нравственное воспитание;

─ патриотическое воспитание и формирование культуры межнациональных отношений;

─ эстетическое воспитание.

Формирование государственно-правового мировоззрения сотрудников — это создание системы общественных взглядов и воззрений на роль и функции государства в обществе, место МВД России в системе органов государственной власти и управления Российской Федерации, значимость деятельности сотрудников органов внутренних дел в выполнении оперативно-служебных задач в сфере охраны прав и свобод граждан, защите интересов общества и государства, а также обусловленные этими взглядами убеждения и принципы деятельности личного состава.

Важнейшее место в этом отводится морально-психологической подготовке сотрудников органов внутренних дел[16] и системе государственно-правового информирования личного состава[17].

Правовое воспитание представляет собой целеустремленное планомерное воздействие на сознание и поведение сотрудника в целях формирования правовой образованности, ценностно-правовой ориентации, социально-активного правомерного поведения, привития навыков практического использования правовых знаний в повседневной деятельности и жизни. Особенно значима и необходима эта работа в период вступления в юридическую силу новых нормативных правовых актов как федерального уровня, так и регионального и местного уровней.

Профессионально-нравственное воспитание сотрудников органов внутренних дел представляет собой целенаправленный процесс по формированию у них высоких морально-нравственных потребностей исполнения норм профессиональной этики, гражданской активности, осознанной готовности выполнять свой служебный долг по защите жизни и здоровья, прав и законных интересов граждан, охраны правопорядка в стране.

Высокий профессионализм и нравственная воспитанность личного состава является обязательным условием успешной реализации стоящих перед органами внутренних дел задач.

К сожалению, за последнее время заметного улучшения качественного состава кадров не произошло. Остается большой процент увольняемых из органов внутренних дел, причем значительное число сотрудников увольняется по собственному желанию. Низким остается удельный вес сотрудников, имеющих специальное и юридическое образование. В этих условиях формирование у сотрудников высокого профессионализма и моральной устойчивости становится одним из приоритетных направлений в работе с личным составом.

Профессионально-нравственное воспитание реализуется через пропаганду и распространение положительного опыта лучших сотрудников и подразделений[18]. Формы такой работы самые разнообразные: семинары-совещания, конференции, встречи с ветеранами, лучшими сотрудниками, изучение обзоров и рекомендаций. Для пропаганды результатов достигнутых передовиками службы и опыта их работы используют Доску почета или Книгу почета, выпускают буклеты, боевые листки, молнии, привлекают к этой работе местные печатные издания, радио и телевизионные каналы.

Патриотическое воспитание и формирование культуры межнациональных отношений сотрудников направлено на развитие личности, обладающей важнейшими качествами гражданина-патриота России, ответственного за судьбу страны и способного уважать представителей других наций и народностей.

В настоящее время основными задачами патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел являются:

─ изучение истории Российского государства и народов, его населяющих;

─ воспитание у сотрудников любви к многонациональной Родине;

─ разъяснение необходимости решительной борьбы с преступностью как с национальным бедствием, личной ответственности каждого сотрудника в этом важном государственном деле;

─ воспитание потребности жить в мире и дружбе со всеми народами, чувства добрососедства, уважения к национальным и историческим особенностям каждой национальности;

─ пропаганда примеров героизма и мужества сотрудников органов внутренних дел, образцового исполнения служебного долга;

─ изучение и пропаганда истории органов внутренних дел, своего коллектива, его служебного пути и на этой основе воспитание у сотрудников верности традициям органов внутренних дел, стремления преумножить их.

Эстетическое воспитание направлено на формирование и развитие у сотрудников разностороннего духовного мира в эмоционально-чувственной сфере.


Глава 2. Правовое регулирование, организационное
и психологическое обеспечение воспитательной работы

 

 

В условиях формирования институтов гражданского общества, правового демократического государства, современной правовой системы, реализации курса на неукоснительное обеспечение прав и свобод граждан одним из важнейших приоритетов деятельности МВД России является создание высокопрофессионального кадрового корпуса, способного эффективно решать задачи, поставленные перед органами внутренних дел обществом и государством.

За прошедший период, в рамках проведения административной реформы и реорганизации государственной службы Российской Федерации, в МВД России реализован комплекс мер по совершенствованию работы с персоналом.

Правовые основания деятельности воспитательных подразделений органов внутренних дел предусмотрены Конституцией Российской Федерации, рядом федеральных законов, подзаконных актов и ведомственных нормативных правовых актов Российской Федерации. Так, осуществляя свои функции, сотрудники подразделений по работе с личным составом руководствуются общеправовым принципом законности, получившим нормативное закрепление в Конституции Российской Федерации: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».[19]

Нормативно-правовое обеспечение воспитательной работы в органах внутренних дел не сразу приобрело существующую сегодня систему. Оно формировалось на основе положений Конституции Российской Федерации, исходя из требований Закона Российской Федерации «О милиции» о том, что «на службу в милицию имеют право поступать граждане …, способные по своим личным и деловым качествам исполнять возложенные на сотрудников милиции обязанности»[20], Концепции развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД Российской Федерации, [21] в которой по вопросу совершенствования работы с кадрами отмечалось: «в ближайшей перспективе предстоит … повысить эффективность системы служебной, боевой, физической и морально-психологической подготовки личного состава. … Для упрочения духовно-нравственных основ службы, воспитания у личного состава органов внутренних дел и внутренних войск в духе гражданственности, патриотизма, неукоснительного соблюдения законов и этических норм предстоит создать качественно новую систему образовательно-воспитательной системы».

Заметим, что руководство МВД России состоянию работы с кадрами всегда уделяло особое внимание[22].

Новая система воспитательной работы строилась не на пустом месте. К этому времени уже действовал приказ МВД России от 19 ноября 1993 г. № 501, объявивший решение коллегии МВД России от 29 октября 1993 г. № 5км/1 «О состоянии и мерах совершенствования воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел». Был разработан и утвержден Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации [23]. Активно использовался профессиональный опыт, в том числе и в воспитательной работе, бывших сотрудников правоохранительных органов, уволенных на пенсию[24]. В органах и подразделениях внутренних дел эффективно работал институт наставничества, в рамках которого наставники, наряду с вопросами оперативно-служебной деятельности, оказывали и воспитательное воздействие на своих подопечных[25].

Существенное значение в создании качественно новой системы воспитательной работы сыграла изданная в 1996 году Директива МВД России от 19 июня 1996 г. № 1 [26]. явившаяся, по сути, концепцией развития воспитательной работы в органах внутренних дел. Вопросы мобилизации личного состава органов внутренних дел на успешное решение оперативно-служебных задач, укрепление законности и служебной дисциплины в их деятельности были рассмотрены на коллегии МВД России 23 июля 1996 г.[27] Дальнейшее развитие они получили в приказе МВД России от 7 января 1998 г. № 170 дсп [28].

В целях реализации Концепции кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации 25 сентября 2000 г. был издан приказ МВД России № 995 «О мерах по совершенствованию воспитательной работы в органах внутренних дел Российской Федерации». В нем воспитательная работа рассматривалась как важнейшая составная часть государственной кадровой политики. И, в частности, отмечалось, что главной целью воспитательной работы является «формирование всесторонне развитой, профессионально подготовленной, морально и психологически устойчивой личности сотрудника»[29]. Обеспечение реализации этих требований находилось в сфере воспитательной работы как важнейшей составной части повседневной управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел всех уровней.

В то же время, следует отметить, что сложившаяся к этому времени система воспитательной работы с личным составом органов и подразделений внутренних дел все более заметно стала приобретать оттенки формального подхода в работе с личным составом, так как прежние формы и методы воспитательной работы не соответствовали современному этапу развития Министерства внутренних дел и механически переносились в новые условия жизни и деятельности. Более того, своим несоответствием новым реалиям она у одних руководителей вызывала лишь раздражение, другие полностью самоустранились от воспитательной работы, утратили чувство личной ответственности за ее состояние, организацию и эффективность применения, смирились с позорящими милицию нарушениями сотрудниками служебной дисциплины и законности. Поэтому в 1 февраля 2007 года Министр внутренних дел Российской Федерации подписал приказ № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел», а спустя шесть месяцев была утверждена Программа комплексного реформирования системы организации работы с личным составом органов, подразделений, учреждений системы МВД России на 2007–2009 годы от 9 июля 2007 г. № 1/5446.

Указанная программа представляет собой комплекс мероприятий, который охватывает всю систему организации воспитательной работы в органах внутренних дел, от центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации до городского, районного, линейного органа внутренних дел. «Достаточно сказать, что предусматривается разработка 34 нормативных правовых актов, 30 различных подсистем воспитательной работы, подготовка и издание 27 наименований учебников, учебных пособий, методических рекомендаций и многое другое»[30].

В рамках реализации Программы создана новая нормативная правовая база воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел. В их числе: Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации[31], Положение об организации наставничества в органах внутренних дел Российской Федерации[32], Инструкция о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации[33], Типовое положение о подразделении психологического обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации[34], Инструкция об организации работы по профилактике суицидальных происшествий в органах, подразделениях, учреждениях системы МВД России[35], Положение об организации деятельности музеев и комнат истории органов внутренних дел Российской Федерации[36], Положение о порядке организации работы библиотек органов внутренних дел Российской Федерации[37], Типовое положение о комиссии органа, подразделения, учреждения системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по служебной дисциплине и профессиональной этике[38] и ряд других.

Нельзя не заметить, что ряд аспектов воспитательной работы в образовательных учреждениях системы МВД России регулируется федеральными законами в области образования[39] и ведомственными нормативными правовыми актами[40].

Таким образом, успешное выполнение органами внутренних дел стоящих перед ними задач, совершенствование оперативно-служебной деятельности напрямую связаны с формированием профессионального правосознания у сотрудников, развитием высоких профессионально-нравственных качеств, укреплением морально-психологического состояния, дисциплины и законности в служебных коллективах, а это, в свою очередь, требует:

─ повышения уровня воспитательной работы с личным составом;

─ развития ее нормативного правового обеспечения;

─ выделения приоритетов в системе воспитания;

─ совершенствования организационно-штатной структуры воспитательных аппаратов;

─ обеспечения их оптимального финансирования.

В 2006 году, подводя итоги оперативно-служебной деятельности за 2005 год, Министр внутренних дел Российской Федерации отметил: «Сегодня нужны не только профессионалы, но и прежде всего люди с высокими морально-нравственными качествами. … Отсюда необходимы дальнейшие серьезные коррективы системы подготовки и воспитания кадров»[41].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 9361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.