Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Актуальные педагогические вопросы соблюдения прав человека в деятельности сотрудников органов внутренних дел




 

Несомненно, общее состояние работы с личным составом органов внутренних дел, укрепление законности в деятельности сотрудников, государственный, ведомственный и общественный контроль за соблюдением прав человека, подбор кадров, социальная и воспитательная работа с персоналом, профессиональная подготовка кадров оказывают значительное влияние на общую картину соблюдения прав человека в органах внутренних дел. Однако, для того чтобы дело сводилось не только к реакции «по факту нарушения» прав человека, а осуществлялись превентивные меры, в том числе — педагогического характера, необходимо специально рассмотреть наиболее распространенные личностные причины несоблюдения прав человека в деятельности сотрудников. Сегодня это:

─ недостаточный для выполнения профессиональных задач уровень общего развития личности сотрудника (с момента поступления на службу или при переходе на новую должность, в новую сферу профессиональной деятельности), что не только делает его неспособным к решению сложных профессиональных задач, но и является предпосылкой для раннего развития профессиональной деформации;

─ изначальная социальная деформация личности человека, поступающего на службу, которая весьма скоро приводит к профессиональным действиям, нарушающим права граждан;

─ профессиональная деформация сотрудника (имеющая объективные и субъективные причины), которую можно рассматривать как предпосылку нарушений правовых и моральных норм и как причину резкого снижения профессионального уровня в работе;

─ профессиональная неинформированность сотрудников, создающая предпосылки для несоблюдения прав человека;

─ профессиональная необученность сотрудников, влияющая на их действия в контексте соблюдению прав человека;

─ профессиональная невоспитанность сотрудников как фактор, затрудняющий соблюдение ими прав человека.

Две первых причины связаны преимущественно с состоянием кадровой работы, осуществляемой непосредственно в практических органах и учреждениях, хотя подбор кадров в образовательные учреждения и проводимая там учебно-воспитательная работа также играют немаловажную роль. Эти причины и соответствующие направления работы с персоналом, а также проблема профилактики и преодоления профессиональной деформации сотрудников рассматриваются в других материалах данного учебника. На трех последних, которые слабее проанализированы именно в контексте соблюдения прав человека, необходимо остановиться подробнее.

Профессиональная неинформированность сотрудников связана прежде всего с тем, что до настоящего времени далеко не каждому из них доступен весь комплекс документов по правам человека: от Всеобщей декларации прав человека до конкретных международных и российских документов по соблюдению прав человека в деятельности правоохранительных органов, например — регулярных специальных докладов Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по данному вопросу, материалов Комиссии по правам человека при президенте России. В наибольшей мере изучение этих документов доступно слушателям и курсантам ведомственных учебных заведений МВД и иных правоохранительных структур России, студентам юридических факультетов гражданских вузов. Однако, для исполнения ряда профессиональных функций на службу принимаются лица с высшим и средним специальным гражданским неюридическим образованием, со средним образованием, весьма остро стоит проблема стабилизации кадровой ситуации вообще, и соответственно, определенная часть сотрудников правоохранительных органов страдает профессиональной неинформированностью в вопросах соблюдения прав человека. Несомненно, «незнание закона не освобождает от ответственности», но весьма затрудняет исполнение этого закона. Кроме того, изучение вопросов, связанных с соблюдением прав человека, даже в ведомственных учебных заведениях, носит порой излишне академический характер. Недостаточно рассматриваются практические алгоритмы реализации тех или иных международно-правовых норм и норм отечественного законодательства, связанных с соблюдением прав человека.

Не менее остро в контексте соблюдения прав человека стоит вопрос о профессиональной необученности персонала. Практика показывает, что порой действия сотрудников, которые можно квалифицировать как нарушение прав граждан, имеют причиной профессиональную некомпетентность. Она нередко выражается в том, что сотрудник просто не владеет минимально необходимым для решения служебных задач комплексом профессиональных знаний, умений, навыков и приемов. И там, где требуется достаточно сложные профессиональные действия, он способен лишь на простые, стереотипные, нередко «силовые» реакции. Но даже если сотрудник владеет достаточным диапазоном профессиональных знаний и умений, результат порой бывает тот же, если у него не сформирована способность к самостоятельному профессиональному мышлению, принятию самостоятельных решений.

Столь же остро стоит вопрос о профессиональной невоспитанности сотрудников. Речь идет не только о недостатках в их гражданском, правовом, нравственном воспитании, которые, несомненно, являются «питательной средой» для поступков, нарушающих права граждан. Более того, сводить нарушения прав человека в деятельности органов внутренних дел только к изъянам правосознания или нравственных качеств сотрудников — это значит значительно упростить проблему.

Соблюдение прав человека требует от сотрудника целого комплекса профессиональных и профессионально-значимых качеств, включая такие, казалось бы, не имеющие к этому прямого отношения, как профессиональная наблюдательность, профессиональная выдержка, способность к верной профессиональной самооценке. Нарушения прав человека нередко связаны с тем, что сотрудник не смог адекватно оценить профессиональную ситуацию, переоценил свои профессиональные способности и в итоге принял неверное решение. Порой ему просто не хватало воли и выдержки и он действовал импульсивно.

Профессиональная неинформированность, необученность и невоспитанность в вопросе о соблюдении прав человека нередко усугубляются таким противоречивым по своей природе качеством как направленность сотрудника на решение конкретно-профессиональной задачи. Несомненно, такая направленность как профессиональное качество крайне необходима. Однако, когда она становится гипертрофированной и мешает сотруднику видеть правовой, гражданский, нравственный смысл своих действий, это нередко приводит к нарушениям прав человека, к нарушению закона. Например, очень важной профессиональной задачей является получение от свидетеля или жертвы преступления необходимой информации, причем — как можно быстрее и в максимальном объеме. Это порой толкает сотрудника на «прессинг» свидетеля, применение к нему таких приемов получения информации, которые неправомерны даже в работе с подследственными.

Таким образом педагогический аспект в деятельности правоохранительных органов по соблюдению прав человека не только реален и актуален, но и в значительной мере носит системообразующий характер: он имеет прямое отношение к действиям реальных людей, сотрудников, выступающих субъектами соблюдения прав человека.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.