Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность, особенности и задачи нравственного воспитания




 

Формирование нравственно совершенной личности было и остается одним из центральных направлений воспитания граждан, работников различных профессий. Вместе с тем в обществе есть профессии, для представителей которых нравственное воспитание имеет особое значение. К числу представителей подобных профессий относятся и сотрудники правоохранительных органов, для которых нормы морали, нравственные убеждения, качества и чувства профессионально значимы. Причем по мере гуманизации и демократизации общества роль моральных элементов в поведении и деятельности этих работников государственных органов неуклонно возрастает.

Нравственное воспитание личного состава — необходимое условие и средство формирования и активизации морального фактора в деятельности правоохранительных органов. Планомерно, на научной основе и повсеместно осуществляемое нравственное воспитание не только формирует моральный облик сотрудников, но и создает ту необходимую морально-психологическую атмосферу, которая стимулирует высоконравственные поступки, регулирует поведение личного состава, создаёт моральные предпосылки успешной служебной деятельности. Все это, а также ряд других причин обусловливают особый интерес к вопросам нравственного воспитания, его содержанию, организации, особенностям.

Традиционные условия функционирования в обществе конкретных социальных институтов прямо детерминируют многие особенности формирования морального облика сотрудников органов внутренних дел. Однако последние десятилетия принесли кардинальные изменения в социальный облик нашей страны. В России в настоящее время сосуществуют две различные модели ценностной ориентации. Одна из них тяготеет к индивидуалистической модели ценностей западного типа, а другая — связана с носителями традиционалистской российской ментальности. Если ранее грань между носителями этих ценностных систем была размыта, то теперь о них можно говорить как о двух достаточно четко оформившихся группах. По данным исследований, приверженцы индивидуалистической системы ценностей составляют порядка 25−30% населения. Носителей традиционалистской модели ценностной ориентации примерно 35−40%. Остальную часть населения 30−40% составляют люди с противоречивым типом ценностной ориентацией. Именно из этой группы пополняется та часть населения, которая начинает принимать индивидуалистическую систему ценностных ориентаций. Такие особенности ценностных установок населения, в сочетании с отсутствием в обществе устоявшейся идеологии, препятствуют нормальному формированию ценностной ориентации значительной части населения страны.

Социальная среда накладывает заметный отпечаток на всю систему воспитания, на все его направления, но особую роль она играет в воспитании нравственном. Это обусловлено как особенностью самой морали, так и спецификой нравственного воспитания. Своеобразие последнего заключается в том, что оно не знает ни пространственных, ни временных границ, т. е. оно осуществляется повсеместно и постоянно, что нельзя сказать о других направлениях воспитательной работы. Фактически нет такого положения, когда бы человек не находился под моральным воздействием (благоприятным или неблагоприятным) окружающей среды, когда бы он сам не подвергал моральной оценке все то, что его окружает. Недооценка влияния объективных условий труда и быта на личность заметно сказывается на эффективности нравственного воздействия различных субъектов воспитания.

Нет ничего вреднее, чем заниматься нравственным воспитанием на специальных уроках, упражнениях, в аудиториях и забывать об этом за их пределами. Так рождаются лицемерие, ханжество, двойная мораль, подрывается сама идея нравственного воспитания. Точно также нельзя нравственное воздействие на личность ограничивать какими-либо временными рамками, допустим, возрастом воспитуемых до 18−20 лет. Моральное воздействие на человека должно осуществляться как говорится, от первого крика до последнего вздоха. Если этого не происходит, то человек деформируется, морально разрушается. Подтверждением этого, в частности, могут служить факты, когда сотрудник с возрастом, продвижением по службе, ростом материального благосостояния и т. д. становится заносчивым, высокомерным, тщеславным, недоступным для критики, окружает себя подхалимами, злоупотребляет служебным положением.

Важной особенностью нравственного воспитания является и то, что оно базируется на образцах, моральных идеалах и авторитетах. Ему претят менторство, понукания, нравоучения, заучивание каких-либо истин вне связи с жизнью, реальными заботами человека. Особенность нравственного воспитания заключается и в том, что оно, бесспорно, является стержнем, сердцевиной, основой других направлений воспитательной работы (патриотического, правового, профессионально-трудового и др.). При качественном, благоприятном осуществлении нравственного воспитания иные направления воспитания проходят гораздо легче и эффективнее. Не случайно, многие мыслители и педагоги прошлого и некоторые наши современники сводили всю воспитательную работу по существу к нравственному воспитанию.

Что же собой представляет нравственное отношение?

Под нравственным воспитанием понимается целенаправленный процесс формирования у человека нравственных черт характера и норм поведения, соответствующих социально-одобряемому нравственному идеалу.

Результатом нравственного воспитания должно быть не только усвоение нравственных ценностей, но и формирование особого типа духовности личности, её морального облика.

Нравственное воспитание, формирование этически-духовного типа личности несомненно является приоритетным для системы органов внутренних дел. С одной стороны, органы внутренних дел действуют в первом эшелоне борьбы с преступностью, защищая жизнь, честь, достоинство, права и свободы, имущество граждан. С другой стороны, сотрудники органов внутренних дел самим характером труда подвергают риску своё здоровье и порой саму жизнь. Совершить же благородный, мужественный и тем более героический поступок без моральной составляющей невозможно. Нельзя также забывать, что от профессиональных действий сотрудников нередко зависит судьба других людей. Пожалуй, нигде профессиональные качества работника так не зависят от качеств моральных, как в органах внутренних дел.

Духовно-практическая деятельность должна быть ориентирована на предельные идеалы нравственного характера (любовь к Родине, верность Присяге, гуманность…). Образно говоря, она должна быть выстроена вокруг «экзистенциальной вертикали», т. е. вокруг группы моральных ценностей, связанных со служением интересам общества, которые воспринимаются воспитатуемыми как личностные смыслы жизни. Обычно решение задач воспитания достигается наряду с другими задачами организации жизнедеятельности сотрудников, но ряд форм работы имеют преимущественную направленность именно на формирование этических ценностей.

Процесс нравственного воспитания предполагает решения ряда задач по привитию человеку этических знаний и моральных убеждений, нравственных качеств и чувств, моральных потребностей и привычек. Стержнем нравственного воспитания является перевод этических знаний (категорий, принципов, норм) во внутренние установки и убеждения личности. Чтобы человек поступал высоконравственно, он должен знать, что такое добро и что зло, что нравственно и что аморально. Таким образом, одной из задач нравственного воспитания выступает получение и усвоение человеком определенных этических знаний и прежде всего тех, которые определяют образ жизни человека и его отношение к избранной профессии. Это определённые идеалы, моральные нормы, категории.

Применительно к системе нравственного воспитания в правоохранительных органах особое значение имеют такие категории, как «служебный долг», «профессиональная честь», «личное достоинство». Нередко эти понятия служат в качестве критериев самооценки сотрудника. Человек определяет свою линию поведения или конкретный поступок, исходя из своего представления о профессиональной чести, служебном достоинстве, гражданском, сыновнем или служебном долге. Если сам поступок либо его последствия противоречат представлениям человека о чести, долге, достоинстве, то он не позволит себе совершить данное действие, поступок. И, наоборот, полное соответствие мотивов поступка и предполагаемых результатов представлениям сотрудника об этических категориях служит мощным стимулом решительных, энергичных и бескомпромиссных действий, в том числе связанных с риском для жизни и здоровья. Никакие материальные блага или угроза наказания не могли бы заставить пожарных- героев Чернобыля совершить их подвиг, если бы ими не двигало понимание служебного долга и колоссальной ответственности за судьбы миллионов соотечественников.

Этические знания — не только условие и предпосылка нравственного воспитания, но и важный элемент духовной культуры человека. Сотрудники правоохранительных органов должны знать, как влияют их действия (или бездействие) на окружающих; предвидеть моральные последствия их поступков; помнить о морально-психологическом климате в служебном коллективе, в городе, поселке, где они несут службу; уметь силой морального авторитета, нравственного внушения влиять на сослуживцев и граждан. А это требует хорошего знания этической теории, овладев которой сотрудник приобретает не только духовное богатство, но и верного союзника в выполнении своих служебных задач.

Важной задачей нравственного воспитания является формирование у каждого сотрудника прочных моральных убеждений. Моральные убеждения (наряду с политическими, правовыми, эстетическими, религиозными или атеистическими) существенно влияют на все стороны деятельности и поведения человека, поскольку представляют собой те укоренившиеся в его сознании принципы, нормы, идеалы, категории этики, которым он считает необходимым следовать. Предопределяя линию поведения человека, его конкретные поступки, моральные убеждения выступают в качестве мотивов, то есть показывают, во имя чего человек совершает те или иные действия либо проявляет бездействие; какие преследует цели (нравственные или безнравственные, с личной выгодой или с пользой для коллектива, общества и т. д.). В силу этого моральные убеждения могут быть как положительного содержания (высоконравственного), так и негативного (безнравственного, аморального).

Человек, обладающий высокими моральными убеждениями, никогда не позволит себе проявить неуважение к людям, высокомерие, эгоизм и стяжательство, злоупотребление служебным положением, недостойное поведение в быту. Если он руководитель, то не позволит себе того, что считает непозволительным для подчиненных. У такого сотрудника одна мораль, единые нравственные оценки как собственного поведения, так и окружающих.

Одна из главных задач нравственного воспитания — привитие сотруднику моральных качеств и чувств. Моральные качества сотрудника, выступающие как свойство его характера и раскрывающие наиболее типичные черты его поведения, являются важным элементом нравственной ценности личности. Поскольку основным содержанием моральных качеств служит соотношение общественного и личного в сознании и поведении людей, то их можно свести в три большие группы:

1. Качества, характеризующие отношение человека к обществу, к данной общественной системе в целом (патриотизм, преданность идеалам демократии, гуманизм, гражданское мужество, чувство хозяина своей страны, принципиальность и др.).

2. Качества, отражающие отношение личности к другим людям и к самому себе (последние качества иногда выделяют в особую группу). Зрелая, высоконравственная личность — это личность, сочетающая в себе коллективизм и личное достоинство, скромность и требовательность, доброжелательность и справедливость, человечность и самокритичность, вежливость и тактичность, искренность, верность, великодушие и ряд других черт.

3. Качества, связанные с отношением человека к собственности, труду, своей профессии. К ним относятся такие качества, как трудолюбие, бережливость, чувство профессиональной гордости, инициативность, настойчивость, исполнительность, дисциплинированность, целеустремленность, трудовая активность, стремление повышать профессиональные знания, навыки, мастерство и др.

Моральные качества (как и моральные убеждения) могут быть как положительными (добродетели), так и отрицательными (в последнем случае они называются аморальными, или пороками). У сотрудников особое негодование вызывают такие негативные качества, как предательство, цинизм, чванство, лицемерие, эгоизм, зависть, тунеядство, стяжательство, пьянство, зазнайство, высокомерие и некоторые другие. Ряд качеств в зависимости от направленности деятельности и поведения человека, его мотивов могут быть как нравственного, так и безнравственного содержания. К ним, в частности, относятся честолюбие, тщеславие, карьеризм.

Формирование у сотрудников необходимых моральных качеств неотделимо от воспитания у них нравственных чувств. Эмоциональная сфера человека, его настроения − важный элемент повседневной жизни личности. Они выражают устойчивое отношение человека к различным общественным явлениям, другим людям, труду, к самому себе. Они оказывают заметное влияние на общее развитие каждой личности. «Воспитать настоящий характер, — писал А. С. Макаренко, − значит воспитать человеческое чувство. Я уверен, что если мы не воспитаем человеческого чувства как нужно, то, значит, мы ничего не воспитаем»[106].

Без культуры чувств не может быть нравственного поведения. Как необузданные, буйные чувства, так и эмоциональная инертность, ограниченность, вялость чувств свидетельствуют о серьезных просчетах в воспитании. К тому же нередко вялость чувств — продукт лености души, равнодушия человека к окружающим. Человек, не способный подчинить свои эмоции, чувства, побуждения интересам общего дела, коллектива, а также ханжа, эгоист, мещанин имеют ущербную нравственную ориентацию и, как правило, рано или поздно морально деградируют. Нередко из среды подобных людей выходят антиобщественные субъекты, правонарушители и преступники.

Положительные нравственные чувства сотрудников правоохранительных органов играют важную роль в их служебной деятельности, общении с населением, в создании здорового морально-психологического климата в служебном коллективе, в быту. Какими бы профессиональными знаниями, умениями и навыками ни обладал сотрудник, но если он груб, заносчив, раздражителен, мстителен, черств, то его объективно положительные профессиональные качества не дадут должного эффекта либо будут использованы во вред интересам дела, коллектива. Обращаясь к работникам ОГПУ, Ф. Э. Дзержинский говорил: «Кто из вас очерствел, чье сердце уже не может чутко и внимательно относиться к терпящим заключение, те уходите из этого учреждения. Тут больше, чем где бы то ни было, надо иметь доброе и чуткое к страданиям других сердце»[107].

Большинство моральных качеств и чувств сотрудников имеет профессиональное значение. Недостаток их может явиться основанием для вывода о непригодности сотрудника к службе в правоохранительных органах. Поэтому многие моральные качества и чувства сотрудников изложены в нормативных актах (Присяге, Уставе патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности Российской Федерации, ряде приказов и решений коллегии МВД России и др.).

Формирование моральных чувств, охватывающее фактически всю жизнь человека, тесно связано с воспитанием у него нравственных привычек. По существу, это завершающий этап нравственного воспитания, его результат, проявляющийся в устойчивых нормах поведения человека на службе, в общественной жизни и быту, поскольку закрепленным можно считать только то, что вошло в культуру, в быт, в привычки.

Привычки упрощают и облегчают процесс деятельности и поведения человека, оптимизируют его общение с другими людьми, стандартизируют взаимоотношения людей в типичных ситуациях, позволяют предвидеть ход действий человека в той или иной ситуации.

Процесс нравственного воспитания предполагает и формирование моральных потребностей личности, направленных на нравственное самосовершенствование, стремление к моральному идеалу и высоконравственному поведению как устойчивой черте характера, желание делать людям добро, приносить обществу пользу. Сформированные моральные потребности выступают побудителями нравственной деятельности человека, его активной жизненной позиции. Формирование и возвышение духовных потребностей человека, к которым относятся и нравственные потребности, являются одной из наиболее актуальных задач современного этапа развития нашего общества, от решения которых во многом зависит его судьба.

Обладая высокоразвитыми моральными потребностями, человек находится в естественном состоянии творческого подъема. Его глубоко волнуют дела коллектива, деятельность всего народа по преобразованию российского общества. Этот человек непримирим ко всему, что препятствует, мешает данному процессу. Он испытывает удовлетворение от личного участия в делах коллектива, всего народа, и счастлив тем, что приносит пользу обществу, в служении которому он видит смысл всей своей жизни.

Решение задач нравственного воспитания достигается при помощи определенной системы. Именно системный подход позволяет успешно решать задачи нравственного воспитания, избавляет от хаотичности и беспредметности работы, необоснованного расходования сил, средств и времени, которых и без того, как правило, не хватает.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.