Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эстетическое воспитание как приоритетное направление воспитательной работы в органах внутренних дел




 

В Приказе МВД России от 1 февраля 2007 г. № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел», подписанном Министром внутренних дел Российской Федерации генералом армии Р. Г. Нургалиевым, четко определены главные цели обновляемой системы воспитательной работы:

«Повышение эффективности духовно-нравственного и профессионального воспитания личного состава на основе восстановления основополагающих мировоззренческих ценностей: гражданственности, государственности, патриотизма; развития профессионально-значимых качеств: верности Присяге, служебному долгу, личной ответственности зп историческую судьбу Отечества, самоотверженности, готовности к самопожертвованию, объективности, справедливости и неподкупности, честности и нравственной чистоплотности. /…/

Активизацию сферы ведомственной культуры в целях повышения уровня культурно-эстетического воспитания личного состава, престижа милицейской службы и формирования ее позитивного имиджа; поддержку деятельности ведомственных культурно-просветительских учреждений, самодеятельных творческих коллективов, привлечение сотрудников органов внутренних дел, курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России к участию в творческих музыкальных, художественных, литературных смотрах и конкурсах.

…2. Установить, что координацию и методическое руководство воспитательной работой с личным составом органов внутренних дел осуществляет Управление организации работы с личным составом Департамента кадрового обеспечения МВД России.

3. Персональную ответственность за организацию, состояние и результативность воспитательной работы возложить на начальников органов, подразделений, учреждений системы МВД России и их заместителей по работе с личным составом.

4. Главными критериями эффективности воспитательной работы считать достигнутые результаты оперативно-служебной деятельности, уровень служебной дисциплины и законности в подразделении».

Нам представляется, что конкретным реагированием на приказ
№ 120-2007 г. является фестивальное движение в МВД Российской Федерации — как неотъемлемой части масштабной культурно- эстетической деятельности, направленной на воспитание сотрудников настоящими патриотами, готовыми созидательным трудом крепить могущество и славу Отечества. В рамках движения ежегодно проходит фестиваль музыкального творчества «Щит и Лира». Он возродил ярчайшее явление в Российской системе правоохранительных органов — самодеятельное художественное творчество сотрудников органов внутренних дел и членов их семей.

11 июня 2009 г. в четвертый Всероссийский фестиваль музыкального творчества МВД России «Щит и Лира» завершился гала-концертом с участием лучших творческих коллективов и исполнителей — победителей региональных смотров-конкурсов музыкального творчества сотрудников, военнослужащих МВД России и членов их семей, а также профессиональных мастеров искусств и музыкальных коллективов страны.

Поддерживая инициативу Управления организации работы с личным составом Департамента кадрового обеспечения МВД России, Министр внутренних дел Российской Федерации генерал армии Р. Г. Нургалиев подчеркнул: «Фестиваль «Щит и Лира» — не только ответственная акция, но и хорошая школа развития творческих способностей наших сотрудников и военнослужащих, надежное подспорье в приобретении ими бесценного опыта общения с широкой зрительской аудиторией».

Поддержка Министром фестивального движения вселяет оптимизм и чувство ответственности в каждом, кто занимается в органах, подразделениях, учреждениях и учебных заведениях культурно-эстетической деятельностью. И, прежде всего, в коллективы наших учреждений культуры.

Ведь только в учреждениях культуры можно создать особый микроклимат, ярко и убедительно рассказать о традициях, ветеранах, отличниках службы, настоящей романтике милицейского труда, провести вручение погон, служебного удостоверения, табельного оружия, торжественное принятие присяги, не забыть пригласить начинающих службу на кинофестиваль, на занятие университета культуры. Важно вовремя сказать теплое слово человеку в милицейской форме, поддержать его советом, порекомендовать интересную книгу, пригласить в клуб с семьёй, наконец, снять удручающее состояние, появившееся после напряженного трудового дня.

Все это требует педагогического таланта и такта, психологического мастерства, влюбленности в профессию культпросветработника органов внутренних дел. И сегодня вспоминая положительный опыт работы с личным составом, как о мастерах своего дела можно сказать о работниках учреждений культуры ГУВД по г. Москве, Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Ростовской области, Волгоградской области, Пермскому краю, Самарской области, УВД по Омской области др. Вот только один пример из многих. В центре города Иркутска вот уже более полувека располагается Дом культуры им. Ф. Э. Дзержинского ГУВД по Иркутской области. Поиск интересных форм работы, творческий подход — главный закон коллектива Дома культуры: встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, экскурсии по музею Боевой Славы, премьеры хронико-документальных и художественных фильмов, концерты непосредственно в подразделениях, конкурсы стенных газет, фотогалерея Ветеранов и фотовыставки «Как молоды мы были», смотры детского рисунка и бального танца «Чистописание по паркету», выпускные вечера для школьников города, курсантов военных училищ, свадьбы, дни рождения, проводы на пенсию и т. д.

В книге отзывов музея ГУВД прекрасный русский писатель-сибиряк Валентин Распутин оставил запись: «Не было музея и, казалось, наверное, что можно обойтись и без него. А сейчас, когда музей есть, ясно, что без него нельзя.

Удивительный музей и своими экспонатами и святым отношением к памяти старых и ушедших товарищей.

Музеев много, но подобное отношение встречается не часто».

И еще несколько слов о библиотеке УВД Иркутской области. На ее стеллажах более 25 тысяч книг: юридическая, экономическая, историческая литература, словари, справочники, учебники, книги по всем отраслям знаний, художественные произведения. Работники библиотеки осуществляют напрямую культурно-просветительную работу в милицейских подразделениях области с обзорами литературы, передвижными выставками.

И это действительно только один конкретный пример из многих …

Тем не менее, подчеркнём особо, что ныне как никогда с особым чувством воспринимаются обеспокоенность, острота и конструктивизм слов Министра внутренних дел России генерала армии Р.Г. Нургалиева. И корни их глубоки. Ведь еще 25 января 1919 года Главмилиция НКВД РСФСР направила на места циркуляр, в котором обращалось внимание на недопустимость грубого и неуважительного отношения сотрудников милиции к гражданам[153].

Мысленно переносясь из того времени в день сегодняшний, невольно еще и еще раз осознаешь роль в и значение эстетической важности для каждого из нас, кто несет службу в органах подразделениях, учреждениях и учебных заведения МВД России. И яркое подтверждение находишь в Обращении Министра внутренних дел Российской Федерации к сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск России: «… сотрудник органов внутренних дел должен быть тактичен при обращении с гражданами, справедливо и исключительно с позиции закона оценивать их поведение и действия, чутко относиться к их просьбам и заявлениям. При этом быть самокритичным, способным адекватно реагировать на справедливые замечания, правильно оценивать свои ошибки и своевременно устранять их, следить за культурой своей речи и внешним видом…»[154].

В этом кратком, но очень емком и точном документе содержится четкая характеристика главнейших качеств, необходимых специалисту той специфической сферы деятельности, которая находится в компетенции органов внутренних дел. Вышеназванные черты профессионального и морального облика сотрудника следует рассматривать как общие для всего личного состава.

Таким образом, те свойства человеческого характера, которые традиционно рассматривались как высокоморальные устои личности, сегодня являются неотъемлемой стороной служебной деятельности сотрудника органов внутренних дел и показателем его профессионального мастерства, уровня духовно-нравственного культурно-эстетического развития.

Прав святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, провозглашая: «Не будем стесняться высоких слов: людей надо воспитывать, делать добро и творить его»[155].

Выработка необходимых нравственно-эстетических качеств в существенной степени зависит от постановки воспитательной работ с личным составом, направленной на постоянное формирование стойких морально-мировоззренческих принципов у сотрудников, стремление постоянно добиваться высоких показателей в оперативно-служебной деятельности подразделений.

Культурно-эстетическая работа имеет прямую связь с ростом и совершенствованием профессионального мастерства личного состава.

В отличие от представителей других профессий работник милиции на протяжении чуть ли не всего времени (не только служебного) находится в состоянии боевой готовности, постоянного напряжения. Кроме того, работники милиции нередко подвергаются воздействию отрицательных эмоций, испытывают негативные психологические перегрузки. Они сталкиваются со множеством явлений антиобщественного порядка, восприятие которых при определенных условиях может притупляться, происходит профессиональная деформация, неизбежно ведущая к черствости, бездушию, грубости.

Выработка стойкого иммунитета к профессиональной деформации не может быть обеспечена лишь требовательностью к морально-эстетическому облику сотрудника. Громадную роль играет также создание положительного фона настроения сотрудника, т.е. использование в эстетическом воспитании положительных сторон служебной деятельности и окружающей его действительности, чтобы он мог преодолевать стрессовые состояния и избегать профессиональной переадаптации и деформации. Исключительное значение приобретает в профессиональной подготовке личного состава эстетическая воспитанность, направленная на формирование вкуса к прекрасному, повышение уровня общей культуры, культуры поведения и общения с людьми, создание благоприятного морально-психологического климата в коллективах.

Следует также учитывать, что с широким развитием гласности и демократии, ростом идеологической информированности личного состава, его образованности, интеллекта — люди разительно меняются.

Сегодня, как никогда раньше, перед руководящим составом, работниками кадровых и воспитательных аппаратов встали задачи, для решения которых необходимо изучать запросы и интересы сотрудников, особенно молодых, их бытовые условия, индивидуально-психологические характеристики, структуру межличностных отношений в коллективах. Это помогает руководителю избрать верные пути индивидуального подхода к каждому, разнообразить методы воспитания, социально-правовой защиты, морально-психологической подготовки сотрудников, эстетической воспитанности.

Интересны в этом отношении результаты социологического опроса молодых людей УВД по Рязанской области.

Более половины опрошенных ответили, что на работу в органы внутренних дел их привела нетерпимость к правонарушителям, желание бороться с преступностью и эстетической невоспитанностью. Это говорит о том, что подавляющее большинство молодежи приходит на работу в милицию осознанно.

Почти 20% вновь поступивших привлекла к нам романтика службы. Их нужно готовить к тому, что работа в органах внутренних дел полна трудностей, которые необходимо преодолевать.

Опрос показал, что не во всех органах и подразделениях внимательно относились к новичкам. С 9% из них во время приема на работу никто из руководителей не беседовал, 4% дали ответ, что коллектив встретил их безразлично.

Слабо поставлено кое-где и наставничество. Над 14% вновь принятых на службу в милицию шефство не осуществлялось.

Около 12% милиционеров ни разу не побывала на занятиях по стрельбе. Слабо знали правила применения и обращения с оружием, его материальную часть.

Отвечая на вопрос: «Какая информация вас больше интересует?», большинство (64,2%) пояснило — события международной жизни, 44,3% — работа органов внутренних дел, 53% — внутренняя жизнь нашего государства, 35,3% — юридические знания, 16,5% — эстетика, 14,8% — правила хорошего тона.

На вопрос: «Что вам нравится в Вашем подразделении?», ответы были следующие: стремление к правопорядку, дружный коллектив, взаимное уважение, гордость за свою профессию, высокая дисциплина.

Вот ответы, которые заставляют специалистов воспитательных аппаратов разобраться сегодня в мотивах поведения молодежи, по-новому взвесить и оценить свои воспитательные возможности, ибо изучение мотивов поведения личности сотрудника, его правового сознания, психологического отношения к негативным явлениям, культурно-эстетическая воспитанность, с которыми он неминуемо сталкивается в процессе службы, поможет сделать более предметной и конкретной методику организации идеологических мероприятий, проводить их не шаблонно, а с учетом индивидуальных особенностей человека, его склонностей, характера. Все это вместе взятое предупредит имеющиеся еще случаи умозрительности, формальных выводов, позволит с наибольшей эффективностью вести практическую работу.

Требование расширения научных основ в эстетическом воспитании следует рассматривать как важную практическую проблему, продиктованную живой логикой не только сегодняшнего дня, но и перспективой самого ближайшего времени.

Приобщать сотрудников органов внутренних к культуре — значит повышать их общественную активность, воспитывать стремление к творчеству, к созиданию. Культура труда, быта и отдыха тесно взаимосвязаны.

Что сегодня характеризует работу клубных учреждений МВД России? Ответ один — разнообразие эффективных методических и практических приемов работы: концерты дипломантов и лауреатов III Всероссийского фестиваля народного творчества, конкурсы солистов-вокалистов и вокально-инструментальных ансамблей, деятельность клубов любителей детектива и др.

Из многочисленных примеров, имеющихся у автора, остановимся на одном. Почти два месяца клуб ГУВД по Пермскому краю совместно с Товариществом русских художников, музеем истории пермской милиции и клубом «Хранителей истории» проводил «Дни славянской культуры на пермской земле».

Вот календарный план Дней:

 

23 апреля Славянские чтения «Слово о полку Игореве» и современность. Литературно-музыкальная композиция «Образы Древней Руси в музыке, слове, танце». Встречи с учеными, коллекционерами, библиофилами — специалистами по древнерусской литературе.
24 апреля «Тема Родины в литературе Древней Руси». Заседание клуба «Хранители истории». Открытие выставки факсимильных изданий древнерусских книг из собраний Л. И. Новиковой.
26 апреля «Совесть и честь» Молодежи о русских патриотических традициях. Тематический вечер.
2 мая «Во славу Отечества» Праздник для мальчишек и их родителей (в рамках общегородской программы «Бородинский год»)
7 мая «И боль, и радость, и надежда…» Праздник ветеранов органов внутренних дел, посвященный 45-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне
15 мая «Благотворительность в Перми». Краеведческий вечер. Сбор средств на реставрацию памятников истории и культуры.
20 мая Общественное чаепитие и аукцион «Русский чай».
26 мая «Поющая Россия». Большой заключительный концерт в театре оперы и балета им. П. И. Чайковского «О национальном достоинстве и национальном достоянии» Встречи с деятелями культуры и искусства в отделах и подразделениях ГУВД по Пермскому краю.

 

Учреждение культуры ГУВД по Пермскому краю стало центром политического просвещения личного состава, формирования у него активной жизненной позиции, идейной зрелости, эстетического воспитания на конкретных примерах мужества, благородных поступках сотрудников органов внутренних дел.

У работника милиции служебная ответственность органически сливается с нравственно- эстетическим требованием. Он вступает в схватку со злом. Но что тут на первом месте? Долг по правовому обязательству или по этическому чувству? Этот вопрос далеко не праздный.

В органах внутренних дел ГУВД по Алтайскому краю систематически проводятся анкетирование молодых сотрудников милиции.

Организаторы анкетирования ставили перед собой цель узнать оценку проводимой воспитательной работы, влияние коллектива на становление молодых сотрудников, чтобы руководители органов и подразделений могли целенаправленно планировать и организовывать воспитательный процесс, совершенствовать идейно-политическое и нравственное воспитание молодых сотрудников милиции.

Наряду с такими положительными явлениями, как рост авторитета милиции у населения, в том числе у молодежи, расширение у сотрудников кругозора, повышение образовательного уровня, улучшение психологического климата в коллективах, социологический опрос выявил и негативные моменты, обусловленные просчетами в идейно-воспитательной и культурно-просветительной работе.

На вопрос «Как Вас встретил коллектив, в который Вы пришли работать» даны следующие ответы:

       
Торжественно, с соблюдением определенных ритуалов 9,7 13,5 8,6
хорошо 72,5 75,6 76,8
удовлетворительно 12,5 7,8 11,3
безразлично 5,5 3,3 3,2

 

На местах стало меньше проводиться торжественных встреч новичков, значительное число молодых сотрудников ощущают безразличие к ним, что отрицательно влияет на их становление.

Вот как оценивают молодые сотрудники коллективы тех органов, подразделений, где они работают.

Что им нравится:

       
Дружный коллектив 46,3 55,7 53,4
Стремление к укреплению правопорядка 51,8 33,7 27,1
Гордость за свою профессию 25,9 13,8 9,7
Взаимное уважение 21,8 19,5 19,8
Высокая дисциплинированность 13,9 6,2 9,3
Забота сотрудников о своей внешней и внутренней культуре 12,6 3,9 4,4
Самокритичность и принципиальность 10,9 4,2 3,4

Что им не нравится:

       
Слабая сплоченность коллектива 36,1 26,3 19,1
Отсутствие чуткости и внимания друг к другу 30,7 20,7 15,8
Равнодушное отношение к работе 16,7 29,7 15,6
Отсутствие взаимопомощи в работе 15,0 11,6 5,2
Низкая дисциплина 10,2 20,3 8,1

 

Анализ отношений молодых сотрудников о коллективах, по сравнению с предшествующими годами, показывает, что их оценки по ряду позиций ухудшились.

Обращает на себя внимание снижение уровня оценок таких категорий, как гордость за свою профессию, культурно-эстетическая воспитанность стремление к укреплению правопорядка, самокритичность и принципиальность. Это явление требует внимательного рассмотрения и принятия мер по повышению уровня воспитательного воздействия коллективов.

Молодых сотрудников интересует разносторонняя информация, но следует отметить некоторые изменения в запросах и путях получения информации.

Ниже приводятся ответы на вопрос «Какая информация больше всего Вас интересует?»

       
международная жизнь 54,7 61,7 65,0
внутренняя политика 30,6 22,0 21,5
работа органов внутренних дел 46,9 44,1 40,0
юридические знания 35,7 22,8 18,0
правила хорошего тона и эстетика быта 31,9 6,5 14,7
вопросы культуры 18,0 13,6 11,7

 

Информацию получают

       
путем чтения газет 95,4 91,3 78,6
путем просмотра телепередач 84,7 83,4 82,2
путем чтения журналов 83,1 66,3 63,9
из передач радиосети и радиоприемника 69,5 69,1 72,0
являются читателями библиотек 55,7 49,2 46,8
имеют личную библиотеку 55,7 49,2 46,8
выписывают журнал «Милиция» 77,4 72,9 60,0

 

По-прежнему высок процент (12,1) среди молодых сотрудников органов внутренних дел, не выписывающих центральных газет.

Снижение показателей по ряду позиций объясняется слабым вниманием к использованию разнообразной информации и форм ее получения в процессе организации воспитательной работы. Участникам анкетирования был задан вопрос «Как Вы проводите свое свободное время?». Полученные ответы помогут руководителям, специалистам кадровых и воспитательных аппаратов определить формы и методы влияния в воспитательном процессе молодых сотрудников.

Основная масса сотрудников (56,1%) в свободное время читает художественную литературу, 23,9% — занимаются спортом, 23,0% — читают специальную литературу, 39,0% –занимаются домашним хозяйством, 15,6% — увлекаются музыкой, 8,8% — занимаются в художественной самодеятельности, 5% опрошенных ответили — свободного времени нет в связи с учебой, 27% — занимаются бесцельным времяпрепровождением.

Полученные данные свидетельствуют о том, что пассивность, отсутствие целенаправленности в воспитательном процессе, неумение воспитателей учитывать специфику деятельности сотрудников, приводят к просчетам в воспитательной работе, способствующим формированию пассивности у некоторых сотрудников.

Это обязывает участников воспитательного процесса, в том числе культпросветработников, вырабатывать у сотрудников милиции стойкий иммунитет к профессиональной деформации, снимать определенные искривления в их психике, добиваться того, чтобы им не был присущ, образно говоря, взгляд на нашу действительность «через окошко ИВС или медвытрезвителя», когда все начинает казаться мрачным скоплением безобразий, бескультурья, воровства и пьянства.

Как никогда, важно сегодня знать, что хочет увидеть на сцене клуба, дворца культуры наш сотрудник, каким образом мечтает провести свободный вечер, что необходимо ему для восстановления физического и психологического равновесия.

В работе, по нравственно-эстетическому воспитанию как и в любой другой сфере идеологической деятельности, существуют достаточные возможности для того, чтобы активно влиять на психологию людей, существенно перестраивать ее, ослаблять или подавлять отрицательные черты, развивать и закреплять положительные. Такие элементы психологии, как чувство, эмоции, переживания, настроения, не в последнюю очередь «формируют» состояние активности, энергии человека или, наоборот, его пассивности, безразличия.

Величайшую ответственность на всех культпросветработников, специалистов воспитательных и кадровых аппаратов накладывает то обстоятельство, что предметом их воспитательного воздействия является страж правопорядка. Кто, как не он, должен быть символом законности, незапятнанной чести, большой политической зрелости и настоящей любви к людям и высокой культурно-эстетической воспитанности!

Милицейская служба выковывает сильные и благородные характеры, достойные всеобщего уважения. В отличие от человека, который или позволяет себе не «замечать» ничего дурного, или ограничивается внутренним негодованием, настоящий солдат порядка при любых обстоятельствах вступает в схватку со злом, поскольку служебные обязанности органически сливаются у него с нравственным требованием, жизненной установкой, которую можно было бы сформулировать в таком выражении «смелость, инициатива, великодушие».

В воспитательной работе с личным составом нельзя забывать, что сотрудникам зачастую приходится действовать в сложных, а иногда и в экстремальных ситуациях, требующих от человека развития таких черт, как личная храбрость, мужество, беззаветная преданность служебному долгу, готовность в любой момент придти на помощь людям. Поэтому в специфических условиях деятельности органов внутренних дел нет ничего ошибочнее мнения, якобы сотрудников воспитывают только специально проводимые мероприятия. Такой подход может лишь привести к искусственному разделению функций управления и воспитания. Руководство органов внутренних дел, персонал подразделений по работе с личным составом, обязаны исходить из положений психологии, педагогики, культурологии, согласно которым один из могущественнейших факторов воспитания людей — их основная, повседневная деятельность.

Опытом доказано, что основные теоретические положения превращаются в личные убеждения, в жизненную позицию человека только в процессе практики, общественной деятельности, в процессе выполнения своего долга. Эта практическая, трудовая деятельность играет колоссальную роль в формировании нравственно-эстетических устоев и характеров сотрудников. Преодоление трудностей, сложностей, которые встречаются при исполнении служебных обязанностей, вырабатывают у личного состава принципиальность в большом и малом, непримиримость ко всяким проявлениям расхлябанности, недисциплинированности, пассивности.

Сотрудники милиции обязаны внимательно, уважительно, культурно относиться к людям. Грубость, хамство, бестактность, черствость, превышение власти несовместимы с пребыванием в милиции. Сотрудник в любой ситуации должен вести себя вежливо, корректно, милосердно. Его действия должны быть не только строгими и решительными, но и всегда справедливыми и понятными населению.

Еще в 1922 г. наркоматом внутренних дел был издан приказ «О вежливом обращении милиции с народонаселением».

В приказе было четко выражено отношение к высокому предназначению милиции в обществе. «Милиционер, поставленный блюсти общественную нравственность, прежде всего сам должен быть безупречным», — говорилось в приказе.

Шли годы, менялись условия работы милиции и его состав. Но эти принципы оставались незыблемыми в работе органов внутренних дел.

Высокий уровень культуры, образования, общественной сознательности, идейной зрелости, моральной устойчивости является такой же неотъемлемой стороной профессиональной деятельности сотрудников, как и их специальные знания, и практические навыки.

И вполне закономерно, что вопросы, связанные с эффективностью и качеством эстетического воспитания, имеют приоритетное значение для органов внутренних дел, находящихся на страже законности и правопорядка, на переднем крае борьбы с преступностью.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1754; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.246 сек.